Глава 2. Суббота — Благая весть о совершенном творении

Зачастую стоимость вещи определяется тем, из чьих рук она вышла. Подлинник «Тайной вечери» кисти Леонардо да Винчи ценится намного выше, чем тысячи его копий и репродукций, хотя они не испещрены трещинами и краски их не потускнели от времени. И все потому, что оригинал Леонардо, несмотря на плохую сохранность, — это творение непревзойденного мастера. Подобным же образом и ценность нашего мира и нашей жизни заключена не в нынешнем его состоянии беспорядка и упадка, но в их изначальном совершенстве и будущем возрождении. Суббота служит нам напоминанием и о том, и о другом. Во 2-й главе мы будем говорить о Субботе -Благой вести о совершенном творении.

В предыдущей главе мы выяснили, что суббота уходит корнями в творение и знаменует его окончание и начало истории человечества. А что суббота говорит нам о характере Творца и о качестве Его творения, о взаимоотношениях между Создателем и Его творениями? В этой и последующих главах мы и будем исследовать данный вопрос.

Часть 1. Благая весть о субботе творения

1. Масштабы субботы творения

Прежде чем обратиться к благой вести о субботе творения, нелишне будет вкратце рассмотреть некоторые ее функции, о которых говорит Писание. В четырех разных текстах проведена четкая связь между субботой и творением. В первом — Быт. 2:2, 3 — седьмой день представлен как величественное завершение недели творения. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Три других текста (Исх. 20:11; Исх. 31:17; Евр. 4:4) связаны с этим первым упоминанием субботы творения, но выполняют иные функции. В Исх. 20:11 суббота творения представлена как богословское основание для четвертой заповеди, которая предписывает шесть дней работать, а седьмой — покоиться. «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

В Исх. 31:17 суббота творения дана как основание не только для непрекращающегося ее соблюдения («в роды свои» — ст. 13-15), но и для отношений «завета вечного»: «Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (ст. 17). И наконец в Евр. 4:4 цитируется часть стиха из Быт. 2:2 («и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих»), чтобы показать универсальный характер субботнего покоя, охватывающего все благословения спасения, которые можно обрести, лично войдя в «Божий покой» (Евр. 4:1, 3, 5) (1). Упоминание о субботе творения, призванное подчеркнуть важность четвертой заповеди, серьезность завета и универсальность спасения, говорят о том огромном значении, которое придает ей Библия. Почему же суббота играет такую жизненно важную роль в истории спасения? В поисках ответа на этот вопрос обратим наше внимание на смысл субботы в повествовании о творении и на то, как суббота отражается на взаимоотношениях между Богом и человеком.

2. Благая весть о совершенном творении

Одна из функций седьмого дня в повествовании о творении вполне очевидна: он служит заключительным этапом Божьего творения, провозглашая его абсолютно совершенным и законченным. Это его значение выражено в частности посредством семеричной структуры повествования, использованных терминов и функции Божьего покоя. Давайте рассмотрим каждый из этих трех элементов в названном порядке.

Семеричная структура. Рассказ о творении (Быт. 1:1-2:3) раскрывает удивительную симметрию, выстроенную вокруг числа семь (и кратных ему чисел), которая используется и для структурирования повествования, и для передачи его многочисленных деталей. Например, древнееврейский оригинал Быт. 1:1 содержит семь слов, а второй стих — четырнадцать, то есть дважды семь. Три существительных, которые встречаются в первом стихе, а именно: Бог (’Elohim), небеса (šamayium), земля (’eres) повторяются в рассказе неоднократно: Бог — 35 раз, то есть пятью семь, земля — 21 раз, то есть трижды семь, и небеса (или твердь — raqia‛) — также 21 раз, то есть трижды семь. В повествовании о четвертом дне (Быт. 1:14-18) семь раз упоминается свет (’or), и те же семь раз употребляется выражение хорошо (причем седьмой раз — хорошо весьма — Быт. 1:31) (2). И что особенно важно — седьмой и последний раздел (Быт. 2:2, 3), который повествует о седьмом дне, выстроен в древнееврейском оригинале из «трех последовательных предложений (три — для усиления), каждое из которых состоит из семи слов и содержит словосочетание седьмой день в середине» (3).

1. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал (ст. 2а, в дневнееврейском — семь слов).

2. И почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал (ст. 2б, в древнееврейском — семь слов).

3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (ст. 3а, в древнееврейском — семь слов).

Следует отметить, что число семь не только звучит постоянным мотивом в рассказе, но и образует своего рода каркас всего повествования. После вводного предложения (Быт. 1:1) рассказ разделен на семь отрывков, каждый из которых говорит об одном из семи дней творения. Повторяющееся предложение: «И был вечер, и было утро: день один… (второй…третий…)» обозначает логическое деление повествования, которое достигает кульминации в седьмом дне. О последнем говорится трижды, чтобы, по всей видимости, подчеркнуть его функцию как цели, результата и венца всего творения. Семеричная структура повествования о творении более четко представлена на следующей диаграмме:

Литературная структура повествования о творении — Бытие 1:1-2:3

И был вечер, и было утро:…………………………………день один (1:5)

И был вечер, и было утро:………………………………день второй (1:8)

И был вечер, и было утро:……………………………день третий (1:13)

И был вечер, и было утро:………………………день четвертый (1:19)

И был вечер, и было утро:………………………………день пятый (1:23)

И был вечер, и было утро:……………………………день шестой (1:31)

И совершил Бог… дела Свои…………………….к седьмому дню (2:2а)

И почил……………………………………………..в день седьмой (2:2б)

И благословил Бог……………………………………седьмой день (2:3а)

Структурирование повествования по шести дням с кульминацией на седьмом (которая повторяется трижды для большего усиления) показывает, как это убедительно продемонстрировал Николя Негретти в проделанном им структурном анализе этого отрывка, что цель семеричной структуры — суммировать в седьмом дне достижения всех шести промежуточных дней (4). Седьмой день, как указывает Негретти, «завершает, доводит до совершенства и превосходит предыдущие шесть дней» (5).

Почему же структура и многие детали рассказа о творении основаны на числе семь? Причину тому следует искать в символическом значении, которое оно имело как для израильтян, так и для язычников. Недавние исследования применения числа семь показали, что оно использовалось как в библейской, так и в древней ближневосточной литературе для выражения значения завершенности и совершенства (6). Каким образом число семь приобрело такое значение? Скорее всего, в результате ассоциации с седьмым днем творения (7). Другими словами завершенность и совершенство, приписываемые седьмому дню творения, были перенесены на общее употребление числа семь.

В шумеро-аккадской и угаритской эпической литературе можно обнаружить множество примеров, когда число семь использовалось для построения композиции с целью довести то или иное действие до высшей точки или завершения (8). Одна из угаритских табличек представляет собой образец антитетической структуры (последовательности из шести дней, которой противопоставлены события заключительного, седьмого дня), схожей с библейским рассказом о творении. «Поход один день и второй, и третий и четвертый день, и пятый и шестой — и вот! На рассвете седьмого ты прибыл к Великой Удум, к Удум Величайшей» (9).

Этот эпизод напоминает нам историю о взятии Иерихона, когда воины обошли его вслед за семью священниками с семью трубами семь раз. «В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами… Народ воскликнул… и обрушилась стена города до своего основания» (Ис. Нав. 6:14, 15, 19, курсив мой). Семеричная структура здесь явно выполняет функцию подведения итога. Шествие вокруг городских стен в течение шести дней послужило прелюдией к драматической развязке в седьмой день. Завершенность всей этой истории подчеркивается не только посредством контраста между образом действий израильтян в шесть дней и их действиями в седьмой, но и семикратным обходом городских стен в седьмой день. Это действие повторяется семь раз в седьмой день, чтобы подвести итог и завершить то, что совершалось предыдущие шесть дней. На это указывает тот факт, что именно «в седьмой раз… народ воскликнул, и затрубили трубами… И обрушилась стена города до своего основания» (Ис. Нав. 6:15, 19).

Можно привести множество других библейских примеров, когда число семь используется для выражения полноты, завершенности и совершенства (10). Петр, например, ожидал услышать от Христа похвалу за свое предложение прощать ближнего до семи раз, то есть до числа, указывающего на совершенство. Христос ответил ему, используя то же число, но предложил Петру умножить его на семьдесят (см. Мф. 18:21-23). Урок очевиден: совершенное прощение не знает числовых ограничений.

Этого краткого экскурса в символику числа семь вполне достаточно, чтобы понять, почему это число выступает в качестве лейтмотива и как бы обрамляет историю творения. Будучи символом завершенности или совершенства, оно призвано возвысить значимость седьмого дня как вестника совершенства Божьего творения.

Слова. Данный аспект субботы еще более усиливается терминами, используемыми для описания празднования первой субботы (Быт. 2:2, 3). Для наглядности мы предлагаем таблицу частоты употребления этих слов:

Частота употребления терминов, встречающихся в Быт. 2:2, 3

Бог (’Elohim)………………………………………………………..три раза

Седьмой день (yom haššebi‛i)………………………………………три раза

Дело Его (mela’kto)………………………………………………….три раза

Делал (‛asah).………………………………………………………три раза

Почил (yišbot)………………………………………………………..два раза

Завершил (yekal)……………………………………………………один раз

Благословил (yebarek)………………………………………………один раз

Освятил (yeqaddeš)………………………………………………….один раз

Творил (bara’)……………………………………………………….один раз

Из этой таблицы видно, что первые четыре слова, а именно: Бог, седьмой день, дела и делал встречаются чаще остальных, повторяясь три раза. Почему эти четыре термина употребляются трижды? Видимо потому, что они занимают центральное место в содержании этого библейского отрывка. Тройное повторение используется в Библии для того, чтобы подчеркнуть важность того или иного действия. Аароново благословение, к примеру, имеет тройную структуру, чтобы подчеркнуть его полноту (Чис. 6:23-26). В нашем же случае тройное ударение делается на Боге, на том, что Он сделал в седьмой день, с упоминанием о Его делах в предшествующие шесть дней. Что сказал Бог о «делах Своих» в седьмой день? Три глагола характеризуют оценку, данную Богом Своему творению в седьмой день: «делал» (повторяется три раза), «совершил», «сотворил». Следующие три слова говорят о том, как Бог отметил Свои величественные свершения — Он «почил… благословил… и освятил» седьмой день. Значимость этих последних глаголов мы рассмотрим позже, а сейчас отметим — они подчеркивают, что в седьмой день и посредством седьмого дня Бог провозглашает благую весть о том, что Его творение «совершено», то есть полностью закончено.

Божий покой. Чтобы подчеркнуть важность столь замечательной вести, этот отрывок сообщает нам о том, что Бог сделал в седьмой день нечто особенное. Что же именно? В Быт. 2:2, 3 дважды говорится о том, что Бог «почил». В ближневосточных мифах о сотворении божественный покой (имеющий специальное название — otiositas), который обычно подразумевает установление прочного мирового порядка, достигался, как правило, устранением шумных, дестабилизирующих ситуацию богов или же сотворением человека (11). Например, в вавилонском эпосе о сотворении Энума элиш бог Мардук говорит: «Подлинно сотворю я человека-дикаря, он будет служить богам, дабы избавить их от забот!» (12) Однако в субботу творения Божественный покой осуществляется не за счет покорения или уничтожения соперников и не за счет эксплуатации труда человека, но благодаря завершению совершенного творения. Бог покоился в седьмой день не для того, чтобы завершить Свои творческие труды, но потому, что Его труд уже был «совершен» (Быт. 2:2, 3). Как выразился Нильс-Эрик Андреасон «не покой (успокоение от работы) завершает творение, но оконченное творение приводит к покою и субботе» (13).

Всякий добросовестный мастер работает над своим произведением, пока не приведет его в полное соответствие со своим замыслом, и тогда он прекращает над ним работать. Подобным же образом, только в гораздо более высоком смысле, и Бог, завершив сотворение мира, воздержался от творческих дел в седьмой день. В этом собственно и заключается смысл древнееврейского глагола šabat, который дважды переведен как «почил». Более точно он переводится, как «остановиться, воздержаться, прекратить делать что-либо». Впрочем, для обозначения покоя от физического труда в древнееврейском языке используется другой глагол, а именно nuah, который принято переводить как «покоиться». Этот глагол встречается в Исх. 20:11, где устанавливается соотношение между работой и отдыхом по Божественному образцу в виде заповеди шесть дней работать, а в седьмой — отдыхать. В Быт. 2, однако, употреблен глагол šabat, потому что функция Божественного покоя здесь иная. Он исполняет космологическую, а не антропологическую функцию. Другими словами, он раскрывает не причину, почему человек должен покоиться, а отношение Бога к Своему творению. Он считал его завершенным и совершенным; и, чтобы подтвердить это, Бог упокоился.

Эта функция Божественного покоя была признана многими учеными. Карл Барт, например, отмечает: «В Быт. 2:2 мы читаем, что в седьмой день Бог-Творец завершил Свой труд тем, что “почил”. Это означает, что Бог прекратил Свою творческую деятельность как таковую. Он положил предел как Себе, так и Своему творению. Он был вполне доволен тем, что сотворил именно такой мир, прославился как Творец именно в этом деле рук Своих. У Него не было оснований продолжать творить дальше. Другие миры Ему были не нужны. Он увидел, что все сотворенное Им было ”хорошо весьма“ (Быт. 1:31)» (14). «Когда сотворение завершилось созданием человека, достигло своего апогея, обрело смысл в появлении человечества, Бог успокоился на седьмой день от всех дел Своих, которые Он делал. Обозрев Свое творение, Он увидел, что все, созданное Им, хорошо весьма и потому не нуждается в дальнейшем совершенствовании» (15).

Дитрих Бонхефер говорит, что «библейский ”покой“ действительно обозначает больше, чем просто ”отдых“. Он означает покой по окончании работы, он означает завершенность, он означает совершенство и мир, в котором покоится творение» (16). Можно сказать, что сопоставив Свою творческую деятельность и ее окончание, Бог провозгласил Благую весть о том, что последние штрихи уже сделаны, ибо все, что сотворил Бог, Он сделал «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Так что же, весь седьмой день Бог простоял не шелохнувшись перед Своим удивительным и весьма активным творением? Трудно поверить, что деятельный Бог может провести весь день в неподвижности. В следующей главе пойдет речь о том, что Бог, почив от дел, тем самым показывает Свое желание быть со Своим творением, чтобы отдать сотворенным существам не только этот мир, но и Самого Себя. А пока нам нужно принять к сведению добрую весть, которую провозглашает суббота в повествовании о творении посредством числа семь, выразительной терминологии и образного ряда, изображающего Божественный покой. Это обнадеживающая Благая весть о том, что мир и все, что его населяет, появился не в искаженном виде и не случайно, но был создан Самим Богом и наделен совершенством.

Часть 2. Как отмечать день окончания Божьего творения

Как мы должны отмечать субботний день и Благую весть о совершенном Божьем творении? В чем значимость этого праздника для нашей личной жизни и для наших отношений с Богом, с природой и с ближними? В последующих главах мы постараемся ответить более подробно на поставленные вопросы, а пока выскажем по этому поводу три предположения.

1. Покоиться, как если бы вся работа была выполнена

Прежде всего, отмечать завершение и совершенство Божьего первоначального творения можно, покоясь в субботу так, как если бы вся наша работа была выполнена. Эта мысль может показаться далекой от реальности, ибо очень часто к концу трудовой недели многие наши планы так и остаются неосуществленными. Нередко случается так, что, несмотря на все наши усилия, за шесть дней нам удается сделать только часть запланированного. Как же тогда нам праздновать субботу, покоясь так, как если бы все наши дела были выполнены? Ответ следует искать в самой функции субботы — придать «завершенность» нашим несовершенным делам и несовершенной жизни. В раввинистическом комментарии на Исх. 20:9 («Шесть дней работай и делай всякие [все] дела твои») есть намек на эту функцию субботы: «Возможно ли для человека сделать все дела свои за шесть дней? Не остается ли наша работа постоянно незавершенной? В этом тексте заключен такой смысл: покойся так, как если бы все твои дела были сделаны; или же иное толкование: Покойся даже от мысли о работе» (17).

И действительно суббота, как правило, наступает гораздо раньше, чем мы ее ожидаем, и нам становится не по себе оттого, что мы опять не сделали то, что планировали. Подобные неудачи постоянно напоминают нам о нашей человеческой ограниченности, в то время как суббота, давая нам возможность, отстраниться от повседневных дел, вызывает у нас чувство завершенности не только нашей работы за предыдущие шесть дней, но и самой нашей жизни. В какие-то недели нам удается сделать больше, в какие-то — меньше, но какими бы ни были результаты наших усилий, каждую субботу Бог приглашает нас отпраздновать Его творческие и искупительные свершения, войдя в Его субботний покой. Бог приглашает нас прервать повседневную рутину и покоиться так, как если бы вся наша работа была выполнена, чтобы нам войти в радость Его «совершившихся» творения и спасения (Быт.2:2, Ин. 19:30). Это подчеркивается и в четвертой заповеди, где завершение творческой работы Бога в шесть дней и Его покой в седьмой день даны как основание для людей следовать этому примеру (Исх. 20:8-11).

Как нам прославлять в субботу Бога за Его удивительные свершения, если душу нашу переполняет недовольство собой из-за работы, которая так и осталась неоконченной? Поэтому посредством субботы Бог предлагает нам посмотреть на нашу работу в свете Его свершений. Он как бы говорит нам: «Какими бы ни были плоды вашего труда, покойтесь в субботу так, словно все ваши дела сделаны, ибо довольно для вас благодати Моей». Чувство завершенности, которое привносит празднование субботы в нашу жизнь, дает смысл и направление нашему существованию, которое в противном случае было бы монотонным, бессмысленным и ограниченным. Люди с трудом переносят однообразную жизнь, которая не знает ни перерывов, ни остановок. Как студенту нужны тесты и экзамены через определенные промежутки времени, чтобы определить уровень своих знаний, так и христианину нужны еженедельные субботы, чтобы открыть для себя радость, направление и значимость собственного существования.

Пасифико Масси тонко подмечает, что, «отстранившись от повседневных дел и прекратив на время трудиться, человек получает возможность принять на себя обязанности священника сотворенного мира. Именно для этого и был создан святой день, чтобы человек мог осуществлять свое священство, вознося хвалу Богу разумную, светлую, исполненную любви» (18). Смелая мысль! Суббота не только придает завершенность нашей несовершенной и неоконченной работе, но и поднимает нас до уровня, позволяющего нам стать священниками, которые празднуют Благую весть субботы, вознося Богу хвалу за то, что Он сделал для нас, в нас и через нас. То, что мы приносим Богу в субботу не только хвалу, но и наши трудовые достижения, придает субботние свойства предшествующим рабочим дням.

2. Возрождать веру в совершенного Творца

Основание для истинного поклонения. Во-вторых, праздновать совершенство первоначального творения Божьего можно, возрождая нашу веру в Бога как нашего совершенного Творца. Вера в Бога как Творца — это краеугольный камень христианской религии. Апостольский символ веры, который принимают и исповедуют большинство христиан, начинается такими словами: «Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли — creatorem caeli et terrae» (19). Эта вера восходит к первым строкам Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Праздновать субботу значит поддерживать это основополагающее библейское учение, исповедуя не только на словах, но и на деле веру в Бога как совершенного Создателя. Это значит признать тот факт, что само существование нашего мира есть исключительно дар Бога. Джордж Эллиот весьма красноречиво пишет, что «суббота служит вечным свидетельством против атеизма, который отвергает существование Бога как личности, против материализма, который отрицает, что корни видимой Вселенной уходят в невидимое, и против секуляризма, который отвергает потребность в богопоклонении. Она символически напоминает о той творческой силе, которая словом вызвала все к существованию, о той мудрости, которая устроила гармоничное бытие мира, и о той любви, которая сотворила и провозгласила все ”весьма хорошим“. Она стоит, как вечный страж человека, оберегающий его от духовной немощи, которая повсеместно приводит его к отрицанию сотворившего его Бога либо к обожествлению того, что сделано его собственными руками» (20).

Почему для серьезных взаимоотношений с Богом очень важна вера в Него как совершенного Создателя? Почему это исповедание изложено в первых строках символа веры и Священного Писания? Прежде всего потому, что никто не сможет полноценно поклоняться Богу, пока не признает Его своим совершенным Создателем. Поклоняться значит признавать, что Бог достоин принимать поклонение. Разве Бог был бы достоин хвалы, если бы не создал этот мир и все, что его наполняет, изначально совершенными? Станет ли человек нахваливать компанию, которая выпустила и продала ему машину с множеством неисправностей? Точно так же и у нас не было бы повода прославлять Бога, если бы дело рук Его не было от начала отмечено печатью совершенства или же Он не нес прямой ответственности за наше существование. Более того, как хорошо сказано Бартом, «если наша вера в сотворение ошибочна, несостоятельна и невозможна, значит, такова наша вера и в примирение и искупление» (21).

Возрождение веры в Творца. Почему вера в Бога как нашего совершенного Творца так часто ставилась под сомнение на протяжении всей истории человечества? На то есть разные причины. Древние политеистические народы (как и некоторые наши современники) предпочитали поклоняться тому, что можно увидеть и потрогать. Таким образом, солнце, луна, ветер и молния были в их представлении не творениями Бога, но сами боги. Для древних людей не стоял вопрос: «Есть ли Бог?»; они задавались вопросом: «Кто мой Бог?». Борьба за первенство между многочисленными богами затмевала веру в истинного Бога-Творца. В наше время есть иного рода причины неверия в Бога — Создателя изначально совершенного мира. Торжество научного и рационального мышления привело к повсеместному отвержению всей концепции существования сверхъестественного Бога. Основным фактором, способствовавшим такому изменению человеческого мышления от политеизма и монотеизма к агностицизму и атеизму, стала теория эволюции и ее влияние на естественные науки. Попытка объяснить происхождение земли и жизни на ней естественными и рациональными причинами привела не только многих светских, но и христианских мыслителей к отрицанию библейского учения о Божественной способности творить словом Его уст. Сейчас уже не задаются вопросом, кто есть Бог, но есть ли Бог вообще. Для многих «Бог мертв», а если и жив, то не имеет непосредственного отношения к происхождению мира и поддержанию его существования.

Почему же скептицизм по поводу Бога, сотворившего изначально совершенный мир, получил столь широкое распространение? Почему столь многие сегодня больше верят в теорию самопроизвольного возникновения жизни, чем в изначально совершенное творение? Может быть, господству скептицизма поспособствовало всеобщее отвержение седьмого дня субботы, этого памятника Божьего совершенного творения? Елена Уайт дает утвердительный ответ на этот вопрос. Она пишет: «Если бы повсюду соблюдали субботу, то не было бы ни идолопоклонников, ни атеистов, ни безбожников» (22). Это утверждение нуждается в некотором пояснении, поскольку механическое соблюдение дня, напоминающего о творении, не гарантирует как таковое принятие Бога как Творца. Можно со всей тщательностью соблюдать все предписания, связанные с этим днем, не понимая и не прилагая сердце к тому, что празднуешь. Однако факт остается фактом: скептицизм может быть и результатом забывчивости. Человек, пренебрегающий субботой как памятником творения, вполне может забыть и усомниться в Боге этого творения. Не то же ли происходит и во взаимоотношениях между людьми? Я был помолвлен перед женитьбой в течение четырех лет, и для меня этот срок казался вечностью, потому что большую часть времени меня с моей будущей женой разделял океан. В течение этой долгой разлуки у меня было искушение забыть ее, засомневаться в ней и в том, что она меня любит. И как же я преодолевал подступающий скептицизм? Я постоянно читал и перечитывал ее письма и разглядывал ее фотографии. Это помогало мне отогнать прочь сомнения и сохранять верность невесте. Подобным же образом суббота дает человеку еженедельную возможность преодолевать возникающий скептицизм, приглашая его «помнить» и соответственно обновлять свою веру в совершенного Творца.

В течение недели, когда мы пользуемся и восхищаемся сложными механизмами, сделанными человеческими руками, у нас возникает искушение во всем полагаться на человеческие достижения и ресурсы. Господь хорошо знал о реальной опасности того, что человек может утратить Творца из вида и вместо этого начать поклоняться изделиям своих рук. Поэтому в Своей Божественной заботе и мудрости Он установил седьмой день — субботу, чтобы уберечь Свое творение от этого бедствия — самопоклонения. Из недели в неделю каждую субботу Бог приглашает Свой народ услышать и отпраздновать Его Благую весть о Его совершенном творении, созерцая дела Его рук и обновляя тем самым свою веру в совершенного Творца. Поскольку эта жизненно важная функция субботы восполняет постоянную потребность человека, — сегодня более насущную, чем когда-либо — ее соблюдение не может быть отменено на каких-либо законных основаниях. Таким образом, попытка человека наделить любой другой день недели функцией творческой субботы, т. е. функцией символического напоминания, будет означать пренебрежение самим событием, которое она представляет.

3. Наслаждаться Божьим творением

Еженедельный праздник. В-третьих, обновленная вера в Творца дает возможность праздновать субботу, наслаждаясь красотой и совершенством Бога, проявляющимися в богопоклонении, в нашей жизни, в жизни других людей и в окружающем нас мире. Суббота приглашает нас не губить мир, а восхищаться его красотой. Она призывает нас взглянуть вверх сквозь мглу греха и страдания, омрачающих наш мир, и воскресить в себе удивление, радость и восторг, переполнявшие Адама и Еву.

Харвей Кокс утверждает, что тысячи людей на Западе обращаются сегодня к восточной технике медитации, потому что «она служит современным заменителем того, что некогда давало соблюдение субботы, и чего ныне уже нет» (23). Зачем обращаться к восточной медитации, которая основана на чуждом, небиблейском мировоззрении, когда суббота дает и подходящую среду, и веские причины для размышления, созерцания и наслаждения благим Божьим творением? Восточная медитация часто подталкивает к смене образа жизни, к полному уходу от печальных реалий этого мира. Суббота, со своей стороны, побуждает не к постоянной отстраненности от этого беспокойного мира, а лишь к еженедельному однодневному перерыву, чтобы взглянуть на Божественное царство порядка, чистоты и любви. Восприятие, обновленное таким образом, наделяет верующего надеждой, чтобы жить в нынешнем мире, верой ожидая мира грядущего, или, иначе говоря, жить в веке сем, готовясь к вечности.

Окно в вечность. Суббота позволяет испытать хотя бы частицу той радости, которая была у первых людей в Едеме. Она предлагает посмотреть на мир через окно в вечность. В иудео-христианской традиции суббота считается днем радости и ликования. Исаия называет субботу «отрадою» и днем, когда «будешь иметь радость в Господе» (Ис. 58:13, 14). Для создания праздничной атмосферы в субботу, евреи одевались в лучшие одежды, готовили особые блюда и настраивали свои мысли на особый лад. Поститься было нельзя, и даже семидневное оплакивание умерших надлежало прерывать (24). Многие христиане получают не меньшее удовольствие от субботы (25). Апостол Лука говорит, что весь народ обретал благословения от субботнего служения Христа и «радовался о всех славных делах Его» (Лк.13:17). Е. Уайт убедительно просит родителей делать все, что в их силах, чтобы «суббота… была самым радостным днем недели…и дети почитали ее отрадою, святым днем Господним, чествуемым» (26).

Как трудно бывает членам одной церкви понять радости, горести и прочие глубокие переживания, которые испытывают члены другой церкви! Чувство облегчения, мира и покоя, которое приносит суббота, невозможно понять, пока не испытаешь его сам. Авраам Хешель проницательно отмечает: «Седьмой день стоит как дворец во времени в царстве, которое принадлежит всем. Это не день, но атмосфера; это не иное состояние сознания, но иной климат; как если бы все вокруг изменило свой вид. Мы осознаем, прежде всего, себя внутри субботы, а не субботу внутри нас. Мы можем и не знать, правильно ли мы понимаем те или иные вещи, или насколько благородны наши чувства, но атмосфера этого дня окружает нас подобно весне, которая распространяется по земле без нашей помощи и без нашего ведома» (27).

Почему в субботу все как будто преображается и становится красивее и восхитительнее? Почему начинает казаться, говоря словами Малтби Бабкока, будто «природа вся поет и вокруг меня звучит музыка сфер»? Почему богослужения кажутся насыщеннее, люди доброжелательнее, пища вкуснее, женщины, мужчины и дети красивее душой и телом? Главным образом потому, что суббота это не только отрезок времени, но и духовный источник, позволяющий наслаждаться общением с Богом, людьми и окружающим миром. Обновляя веру в совершенного Творца и Искупителя, суббота дает человеку возможность видеть все не только таким, как оно есть, но и таким, каким оно должно быть изначально и каким будет в конце, как если бы мы на целые сутки одевали очки, которые делают плоское изображение трехмерным. Те, кого суббота не радует, а угнетает, подсознательно воспринимают ее как отрезок времени и не принимают Благой вести, которую она несет. Они не обновляют свою веру в совершенного Творца и не позволяют Спасителю привнести Его покой в их беспокойную жизнь. И потому суббота для них — бремя, а не благословение, день уныния, а не радости, напоминание о том, что не сделано, а не Благая весть о том, что приносит наслаждение. Но для христианина, любящего Господина субботы и принимающего ее Благую весть, суббота — это день радости и торжества. Это день, когда он празднует удивительные Божьи свершения в мире и в своей жизни. Когда наступает вечер пятницы, он с благодарностью говорит: «Слава Богу — суббота». Он радуется при мысли, что пришла еще одна суббота, когда можно вкусить и познать, как благ Господь, когда можно поблагодарить Его за дела ушедшей недели, когда можно обновить свою веру и посвящение совершенному Творцу и Спасителю, когда можно воспеть песнь псалмопевца: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» (Пс. 91:5, 6 — песнь на день субботний), когда можно праздновать Благую весть о Божьем совершенном творении.