Глава 3. Суббота – Благая весть о Божьей заботе

«Тебе до меня нет никакого дела! Иначе ты проводил бы со мной больше времени и дарил бы мне открытки и цветы». Подобные жалобы, нередко раздающиеся из уст влюбленных, отражают потребность человека в постоянном заверении в том, что он не безразличен своим ближним. Люди хотят получать такое заверение не только от родных, но и от начальников, учителей, врачей, чиновников и товаропроизводителей. Всем нам хорошо известно, что товары, на которые нет гарантии, ценятся меньше. И потому производители, хорошо осознавая данную человеческую потребность, снабжают свою продукцию разного рода гарантиями. Люди нередко говорят: «Что мне нравится в моей машине — так это отличное гарантийное обслуживание, которое предоставляет мне мой автосалон».

Стремление иметь уверенность в чьем-то участии и заботе не ограничивается только горизонтальными отношениями — человек-человек, но охватывает также и вертикальные отношения — человек-Бог. В глубине души человек постоянно ищет ответа на вопрос: «А есть ли Богу до меня хоть какое-то дело? Откуда мне знать, что Ему действительно небезразлична моя участь?» Повсеместный недостаток уверенности в том, что Бог заботится об этом мире и о жизни каждого человека в отдельности, можно рассматривать как один из самых глубоких кризисов современного христианства. Лозунг «Бог умер», который нашел отклик в некоторых христианских кругах, объясняет постигшее многих разочарование. У людей такое чувство, что если Бог и есть, то Он в лучшем случае «хозяин, которого нет дома».

Невыразимые страдания и гибель миллионов людей, пережитые человечеством в минувшем столетии результате двух мировых войн, бесконечные вооруженные конфликты, геноцид и многочисленные природные бедствия — вот лишь немногие причины, приведшие к повальному скептицизму в отношении существования милосердного Бога. К тому же способность современной науки решать неразрешимые для предыдущих поколений проблемы привела к тому, что многие люди стали уповать на человеческие возможности, а не на Божественное провидение. Любая попытка понять эти и другие веские причины господствующего неверия в Божье участие в человеческих делах выйдет далеко за пределы нашего исследования (1). Мы же сосредоточим наше внимание на том, какую роль может сыграть суббота в восстановлении уверенности в том, что Бог заботится обо всех людях.

В предыдущей главе мы увидели, что суббота несет верующему уверенность, что Бог — его совершенный Творец. Это заверение само по себе есть откровение заботы Творца о Своем творении. Что может быть прекраснее, чем осознание того, что ты — плод деятельности совершенного Творца! Но одно лишь знание о своем происхождении вовсе не обязательно удовлетворит насущную потребность человека в заверении, что Бог заботится о нем сейчас и здесь. Почему? Главным образом потому, что творение — это Божественное деяние, совершенное в далеком прошлом, и потому оно не всегда оказывает непосредственное влияние на настоящее, то есть на нашу насущную потребность в уверенности, что мы не безразличны Богу. Однако масштаб субботы не исчерпывается одной лишь вестью о совершенном творении. Суббота провозглашает и прочие добрые вести, которые, если ими не пренебрегать, помогают преодолеть ощущение Божьего отсутствия в мире и в жизни человека. В этой главе мы рассмотрим три из них, которые можно обозначить следующим образом: 1) благословение субботы, 2) освящение субботы, 3) образец для подражания в труде и отдыхе. В последующих главах мы представим другие аспекты Божьего попечения, явленного в субботе.

Часть 1. Благословение субботы

Благословение и освящение субботы Богом наглядно демонстрируют Его любовь и заботу о человечестве. В повествовании о творческой неделе Бог семь раз провозглашает Свое творение «хорошим» (Быт. 1:3, 10, 12, 17, 20, 25, 31) и трижды «благословляет» его. Троекратное благословение представлено «по восходящей». Вначале Бог благословил обитателей воды и небес, даровав им способностью к размножению (Быт. 1:22). Затем Он благословил мужчину и женщину, даровав им ту же способность, а вкупе с ней и владычество над прочим творением (Быт. 1:28-30). И, наконец, Он благословил и наделил святостью седьмой день субботу (Быт. 2:3; Исх. 20:11). Поскольку суббота была благословлена последней, она выражает и гарантирует всеобщее и полное благословение Божье всего живого и неживого творения.

1. Значение благословения субботы

В чем заключается важность благословений, излитых Богом на субботу, и как они выражают Божье попечение о человечестве? А может быть, это просто добрые пожелания, подобные благословениям, исходящим из уст людей? В Священном Писании Божьи благословения представляют собой не просто добрые пожелания, а конкретные заверения в плодовитости, процветании, счастье — короче говоря, в полноценной и насыщенной жизни. К примеру, первых людей Бог благословил такими словами: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1: 28 ср. 9:1; 49:23-26). Так и в Аароновом благословении мы читаем: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!» (Чис. 6:24). Следовательно, в результате Божьего благословения человек получает охрану и уверенность в полноценной жизни. Это значение ясно выражено в словах псалмопевца: «Заповедал Господь благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3). Применительно к субботе это будет означать, что Бог, благословляя этот день, не просто мысленно пожелал человечеству добра, но дал ему вечное заверение в полноценной и насыщенной жизни (2).

Следует отметить, однако, что в Быт. 2:3 не раскрыт смысл благословения и освящения субботы. И это странно, ведь в большинстве случаев Божье благословение завершается разъяснением его содержания. Например: «И благословил их [животных] Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1:22). Примерно то же самое Бог сказал и Аврааму о его жене Сарре: «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17:16 ср. 9:1; 17:20). Что же касается благословения субботы, то во 2-й главе Книги Бытие ничего не говорится о том, что подобное благословение в себя включает. Возникает вопрос почему. Николя Негретти предлагает объяснение, которое представляется нам довольно убедительным. Он говорит, что сокровенный смысл святости и благословения субботы в Книге Бытие «остается запечатанным». Когда же снимается эта печать? По мере развития истории спасения (3).

2.Благословение субботы и манна

Загадка благословения и освящения субботы начинает приоткрываться в Книге Исход, где описывается становление Израиля как народа завета. С этого времени суббота увязывается не только с завершившимся творением, но и с новой нацией, которую Бог чудесным образом вызвал к существованию: «Смотрите, Господь дал вам субботу» (Исх. 16:29). Из космологического символа совершенного мира суббота превратилась в сотериологически-исторический символ Божьего плана спасения для Его народа. Таким образом, отныне закрепляется связь субботы со взлетами и падениями Божьего народа. В 5-й главе мы будем исследовать некоторые свойства и функции субботы в плане спасения.

Физическое насыщение. История с манной дает отправную точку для понимания природы изначального благословения субботы. Прежде всего, нельзя не заметить определенный параллелизм между повествованиями о сотворении и о манне. И то и другое имеют семидневную структуру; и то и другое свидетельствуют о совершенстве Божьих дел: о каждом дне творения сказано «хорошо», так же и о ежедневной порции манны сказано, что ее всем хватало (Исх. 16:18). В обоих случаях творческая деятельность прекращается в субботу: творение «совершено» (Быт. 2:2), а манна больше не выпадает (Исх. 16:25). В обоих случаях Божьи благословения изливаются именно на субботу: первый раз — посредством устного провозглашения (Быт. 2:3), второй раз — посредством сохранения манны (Исх. 16:24). В контексте бесплодной пустыни и ропота, возникшего из-за неспособности народа добывать пищу, чудо сохранения манны на протяжении всей субботы служит самым очевидным откровением природы субботних благословений, как Божьего дара, гарантирующего человеку физическое насыщение и жизнь.

Литературная структура повествования о манне выстроена так, чтобы сфокусировать внимание читателя на благословении, которым отмечена суббота. Начиная с первого упоминания о даре манны (Исх. 16:4), развитие сюжета идет по нарастающей, вплоть до заключительного провозглашения субботы (Исх. 16:29). Вначале о субботе ничего не говорится. Но это молчание постепенно нарушается — сначала указанием собирать определенную меру манны (Исх. 16:16, 17), а затем повествованием об испорченной и сохраненной манне (Исх. 16: 20-24). Эти события как бы подготовили почву для официального провозглашения субботы сначала Моисеем (Исх. 16:23, 25, 26), а затем и Богом (Исх. 16:28, 29). Некоторые детали представляют собой особую важность. Например, зачем нужно было определять каждому человеку именно по гомеру манны на день? Не для того ли, чтобы дать точные указания по двойному сбору манны в шестой день? Подобная точность была необходима, чтобы показать подлинность чуда, связанного с седьмым днем, когда, в отличие от других дней, излишки манны не портились (Исх. 16:24). В свою очередь это чудо должно было помочь людям принять и прочувствовать благословение и святость субботы. Это благословение заключалось в чудесном сохранении скоропортящейся манны и в духовном насыщении манной нетленной, а именно Словом Божьим.

Слово Божье. Почему в субботу манна не выпадала? Видимо, Господь хотел, чтобы в этот день люди обращали свой взор ввысь ради получения большего благословения, то есть не только пропитания для тела, но и обогащения души. Эта важная мысль проводится во Втор. 8:3, где Моисей увещевает израильтян не забывать благословений, полученных ими вместе с манной: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною…дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек».

В течение шести дней благословения Божьи изливались на израильтян в виде манны, а в седьмой день народ получал благословения в виде Божьего гласа, который нельзя было ни увидеть, ни пощупать. Бог просил их не выходить в субботу на поиски материальных благословений, но покоиться, довольствуясь тем, что они уже имеют, чтобы ничто не мешало им внимать Слову Бога. Подобное приглашение приобретает особое значение ввиду того, что в тот исторический период слух израильтян был больше настроен на египетский лад, чем на голос Божий. В стремлении восстановить разорванные отношения Бог посредством субботы учил Израиль открывать свое сердце для благословений Его Слова и Его присутствия. Можно сказать, что в широком смысле благословение субботы это и есть присутствие Самого Христа, «хлеба живого, сшедшего с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). Благословением субботы, как отмечает Герхард фон Рад, «приготовляется путь для высшего блага, для блага, которым в конечном итоге обретается спасение» (4). В 5-й главе мы более подробно рассмотрим взаимосвязь между благословениями Бога и Его деяниями, направленными на спасение и достигающими своей кульминации в искупительном служении Христа. Что же касается вышеизложенных наблюдений, то их вполне достаточно, чтобы показать, как благословение субботы выражает Божью отеческую заботу о человечестве и дает человеку заверение в полноценной жизни.

Часть 2. священие субботы

За благословением субботы последовало еще одно незаурядное событие, в равной степени отражающее Божью заботу о Своем творении, а именно освящение субботы: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:3). Древнееврейский глагол yeqaddeš можно еще передать как «сделал святым» или «отделил». Использованная глагольная форма (Piel) несет как причинный, так и декларативный смысл. Это означает, что Бог провозгласил седьмой день святым и определил его быть средством достижения святости для человека (5). Следует отметить, что здесь впервые в Библии используется слово «святой», причем не в отношении материальных объектов, таких, например, как жертвенник, скиния или человек, а в отношении времени — седьмого дня.

1. Значение святости субботы

Что представляет собой «святость», которой Бог наделил субботу? Она не имеет отношения к структуре дня, поскольку суббота — это те же самые сутки, что и остальные шесть дней. Каким же образом такая обезличенная материя, как время, может быть наделена святостью? Книга Бытие не дает по этому поводу никаких объяснений. Как и в случае с благословением, освящение субботы представляет собой некую тайну, которая раскрывается по ходу истории спасения. И уже в Книге Исход, где ее святость подчеркивается несколько раз, значение субботы проясняется с помощью явного соотнесения ее святости с величественными проявлениями Божьего присутствия. Повествование о манне говорит о святости субботы, но по-прежнему не дает объяснений (Исх.16:23). Почему? Видимо потому, что на тот момент откровение Божьей славы было частичным и подготовительным в преддверии более полного ее проявления на Синае. Израильтяне должны были «предстать пред лицо Господа» (Исх. 16:9), но увидели лишь отблеск «славы Господней» в виде «облака» вдали, когда они «оглянулись к пустыне» (Исх. 16:10).

Святость субботы и Божье присутствие. На Синае проявление Божьего славного присутствия было многократным и весьма впечатляющим, принимая порой весьма грозный размах. Провозглашение Декалога, например, происходило в среде огня и громовых раскатов, сопровождавших проявление Божьей силы и Его присутствия (Исх. 19:16-19; 20:18, 19). С горы, освященной славным Божьим присутствием, Господь четко и недвусмысленно провозглашает субботу Своим святым днем: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). Надо отметить, что эта заповедь не только начинается с приглашения помнить и святить субботу (ср. Втор. 5:15), но и заканчивается напоминанием о том, что ее святость зиждется на Божьем освящении этого дня еще при творении (Исх. 20:11). В древнееврейском оригинале в обоих случаях используется один и тот же глагол.

Зримое присутствие Божье на горе Синай имело целью приучить израильтян к осознанию Божьей святости, которая проявляется как во времени (суббота), так и в месте богопоклонения (скиния). Лейтмотив Божьей славы, как будет показано ниже, наличествует во всех этих факторах (Синай, суббота и скиния) и связывает их воедино. Израильтянам было велено приготовиться к встрече с Богом, к Его святому присутствию (Исх. 19:10, 11), когда «сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх. 19:11). Приготовление заключалось в личном очищении (Исх. 19:10, 14) и в очерчивании границы вокруг горы (Исх. 19:12, 23), которую должна была окутать Божья слава. Здесь нельзя не заметить параллель со святостью субботы. Действительно, личное приготовление и проведение границы между обыденным и освященным временем является основным условием, необходимым для освящения субботы. Можно ли испытать святое Божье присутствие в субботу, не совершив необходимых приготовлений? Или возможно ли благоговеть в присутствии Бога в Его святой седьмой день, не проведя границы во времени, за которой должны остаться наши личные интересы и прихоти?

Осознание Божьего присутствия. Значение святости Божьей еще более проясняется на Синае, когда Бог призвал Моисея «в седьмой день» войти в облако и оказаться таким образом в непосредственном Его присутствии. «И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день воззвал Господь к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору» (Исх.24:15-19, курсив мой). Общепризнанно, что седьмой день здесь обозначает субботу. Николя Негретти, к примеру, в своем литературном анализе этого отрывка показывает, как «структура, в центре которой суббота,…осуществляет стилистическую и хронологическую связь между явлением Божьей славы и началом Его откровения» (6). Ему вторит и Е. Уайт: «На седьмой день, то есть в субботу, Моисей был призван в облако» (7). Божье приглашение Моисею войти в седьмой день в Его славное присутствие приоткрывает скрытый смысл освящения субботы Богом при творении. Святость субботы объясняется вовсе не какими-то магическими свойствами, которыми якобы наделил ее Бог. Святость этого дня заключается в загадочном и величественном присутствии Бога, проявляющемся в субботу и через субботу в жизни Его народа.

Это содержание святости субботы раскрывается еще отчетливее через несколько глав, когда по окончании откровения с описанием скинии Бог говорит израильтянам: «Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13). Святость субботы очевидным образом приравнивается к освящающему присутствию Бога с Его народом. Загадка освящения субботы при творении отныне открыта. Она заключается именно в присутствии Божьем, дарованном этому миру в Его последнем творческом акте: в освящении седьмого дня. В течение шести дней Бог наполнял землю живой и неживой природой, а в седьмой день Он наполнил ее Своим присутствием. Божье присутствие есть источник всякого благословения и счастья, обещанных субботой. Без Божьего присутствия жизнь человеческая подобна убегающей тени. Давиду была хорошо известна эта истина, и под бременем греха, разделившего его с Богом, он молился: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). Будучи символом и гарантией Божьего присутствия в этом мире и в жизни человека, суббота представляет собой самое возвышенное выражение Божьей любви и заботы.

2. Святость субботы как связующее звено

Определение святости субботы как особого проявления Божьего присутствия указывает на ее функцию связующего звена между Богом и человеком. Пользуясь популярной богословской концепцией, это звено можно описать как встречу человека с Богом. Чтобы глубже понять значение этой функции субботы, мы рассмотрим связь, которую этот день проводит в Книге Исход между законом и благодатью и между скинией и израильским народом.

Связь между законом и благодатью. За провозглашением Декалога и различных гражданских и церемониальных законов (Исх. 21-23) следует откровение с подробными указаниями, касающимися возведения скинии (Исх.25-31). Скиния рассматривается как символ обитания Бога в среде народа (Исх. 25:8, 29:45) и как место, где будет совершаться обряд, обеспечивающий прощение их грехов (Исх. 29:36, 38; 30:10). Какое отношение имеет суббота к этим двум понятиям, то есть к закону и к благодати? В библейском повествовании седьмой день выступает связующим звеном между ними, поскольку именно в этот день Моисей «вступил в средину облака» (Исх. 24:18) и оказался в славном присутствии Бога, чтобы получить «скрижали каменные, и закон и заповеди» (Исх. 24:12) и «образец скинии» (Исх. 25:9). В этом контексте суббота функционирует как день, когда Божья забота явлена в откровении принципов поведения с одной стороны и в обрядах, связанных с искуплением и богопоклонением, с другой. Вот в чем заключается жизненно важный принцип: суббота — это день, когда Бог дает познание о Своей воле и одновременно ниспосылает благодать для ее воплощения в жизнь. Об этом же говорит и тот факт, что откровение о скинии заканчивается напоминанием о субботе как о знамении: «Я Господь, освящающий вас» (Исх. 24:15, 16).

В Книге Исход суббота связана со скинией еще и темой Божественной славы. Эта слава, явленная прежде на горе Синай в виде облака (Исх. 24:15, 16), позже переносится в скинию. И когда «окончил Моисей дело» (Исх. 40:33) возведения скинии, «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осенило ее облако, и слава Господня наполняла скинию» (Исх. 40:34, 35). Явление славы Господней в виде облака, впервые пережитое Моисеем «в седьмой день» на горе Синай (Исх. 24:16) и позже перенесенное в скинию, обеспечивает связь между освящением субботы при творении и освящением скинии в пустыне. Как сотворение мира завершилось его освящением в седьмой день посредством личного Божьего присутствия, так и сооружение места для богопоклонения завершается и венчается осенившим его Божественным присутствием (Исх. 40:34, 35).

Связующее звено между скинией и народом. Святость субботы, выраженная в Божественном присутствии, создает еще одно связующее звено между скинией и народом. Скиния служила наглядным заверением в том, что Бог обитает «среди сынов Израилевых» (Исх. 29:45; ср. 25:8). Подобным же образом и суббота должна была из поколения в поколение убеждать народ в том, что «Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Освящение, производимое Божьим присутствием, совершалось как через субботу, так и через святилище. Присутствие Божье, осенявшее скинию на протяжении субботы, должно было стать личным переживанием каждого верующего. «Благодаря субботе, — пишет Самуэль Террьен, — уникальность святого места стала реальностью и для всего мира, и для каждого человека в отдельности» (8). Будучи Божьим святилищем во времени, суббота предоставляет каждому верующему возможность по-особому прочувствовать присутствие Божье независимо от обстоятельств жизни. И действительно, для многих верных всех веков, которые по причине болезни или неблагоприятных обстоятельств не могли поклоняться в святилище вместе с собратьями по вере, суббота воистину стала переносной скинией — тем днем, когда даже тюремная решетка не мешала Божьему присутствию освящать души верующих. Это помогает нам понять, почему после пленения и рассеяния, евреи, лишенные своего храма, стали устраивать собрания (синагоги), иногда даже на открытом воздухе (Деян. 16:13), где каждую субботу они исследовали Писание и молились (9). Сознание того, что Божье святое присутствие, явленное на святом месте (в храме, в церкви), благодаря субботе может стать внутренним, личным переживанием, побуждало сначала иудеев, а позже и христиан, собираться в святой Божий день пусть даже и немногочисленными группами, но с уверенностью в том, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

Я отчетливо помню многие субботы, которые я провел в Италии, в городке под названием Фано, в одиночестве поклоняясь Богу в своей комнате или на природе. Я был совсем юным и все лето продавал христианскую литературу, чтобы заработать себе на обучение. В течение недели мне приходилось сталкиваться с агрессивной враждебностью со стороны местных властей и духовенства, постоянно угрожавших мне наказанием за распространение недозволенной литературы; со стороны недоверчивых покупателей, боявшихся оскверниться книгами, которые я продавал; со стороны родственников, предоставивших мне кров, но считавших меня еретиком, которого нужно спасать от геенны огненной. Когда наступал вечер пятницы, я ликовал от одной мысли о том, что хотя бы на один день я могу забыть об окружавшем меня враждебном мире и войти в покой Божьего присутствия. В округе не было ни одного моего собрата по вере, поэтому я поклонялся Богу в уединении, но не в одиночестве, в тиши своей комнаты или в открытом поле. Поэтому суббота для меня, как и для множества верующих во все времена, была воистину переносной скинией, днем, когда перед Божьим лицом отступали на второй план все невзгоды и горести (10). И потому она снова и снова напоминает нам о Благой вести, что Бог заботится о нас.

Святость субботы и Еммануил. Несомненно, пришествие Христа в этот мир представляет собой наилучшее связующее звено, воссоединяющее человека с жизнью и присутствием Божества. Можно ли установить логическую связь между святостью субботы и воплощением Христа? Можно, если рассмотреть их соответствующие функции. Наверное, наиболее ярко цель воплощения выражена в двух именах, данных Господу при рождении: «Наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их… И нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:21, 23). Сопоставляя значение этих двух имен, можно сказать, что Христос пришел, чтобы снова дать жизнь Своему народу путем их воссоединения с Божьим присутствием.

Как данная цель воплощения Христа соотносится с целью сотворения, выраженной в благословении и освящении субботы? Как уже было показано, суббота выражает заверение Бога в полноценной жизни, которую Божье творение получает благодаря Его присутствию. Так не совпадают ли во многом цели сотворения Божьего и воплощения Христа? Можно сказать, что обетование, данное Богом при творении, когда Он благословил и освятил субботу, Он исполнил, послав Христа в этот мир, чтобы Тот стал «Еммануилом — Богом с нами». «Как часто мы слышим, — пишет Герберт Ричардсон, — что Иисус Христос упразднил субботу, чтобы человек мог быть действительно свободным! Но это предположение просто абсурдно с богословской точки зрения. Служение Христа не может противоречить цели, ради которой был создан мир. Отстаивать подобное противоречие, отвергая субботу прямо или косвенно, значит вторить древнему гностическому утверждению, будто Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета — это два разных Бога» (11). Далее Ричардсон утверждает, что «день субботний был сотворен Богом, чтобы Он Сам мог войти в мир и освятить его Своим личным присутствием» (12). Освящение субботы Богом представляет собой наиболее красноречивое откровение Божьей заботы об этом мире. Оно говорит о том, что Бог явил Свою любовь к человечеству не только в том, что ограничил Себя рамками человеческого времени в седьмой день недели творения, чтобы благословить этот мир Своим святым присутствием, но и в том, что после отчуждения, вызванного грехом, Он ограничил Себя рамками человеческой плоти, чтобы снова стать «Еммануилом — Богом с нами». О мессианско-искупительном значении и содержании субботы в Ветхом и Новом Заветах, а также в древнееврейской литературе, мы будем говорить в 5-й главе. Подобное исследование поможет нам прийти к более полному пониманию Благой вести о Божьей заботе, которую провозглашает суббота.

Часть 3. Образец для подражания в труде и отдыхе

1. Божья забота и труд

Четвертая заповедь, где говорится о шести рабочих днях и седьмом дне для отдыха, построена по образцу недели творения (Исх. 20:11). Следует отметить, что эта заповедь включает в себя и шестидневный труд, и покой в седьмой день. Указанию о покое в седьмой день предшествует повеление: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Исх. 20:9; Втор. 5:13). Это означает, что шесть дней работы рассматриваются как прелюдия или как путь, который необходимо пройти, прежде чем достичь «покоя» в седьмой день.

Именно заботой Бога о благополучии человека и было продиктовано предписание шесть дней работать, а седьмой день отдыхать. Человеческий опыт свидетельствует, что труд и отдых — это две наиважнейшие потребности человека. Люди, не имеющие работы, чувствуют свою ненужность. Труд необходим нам, чтобы поддерживать чувство собственного достоинства, развивать наши творческие способности и отражать образ деятельного Создателя. Если труд был необходим до грехопадения, чтобы обогатить жизнь людей плодотворной деятельностью, то насколько же он нужнее сейчас, когда праздность приводит людей к разного рода порокам и преступлениям!

Впрочем, нельзя не сказать и о том, что механическая и монотонная работа, которую в наше время выполняют многие люди, чтобы заработать себе на жизнь, мало способствует личному росту и самореализации. Напротив, она обезличивает человека. К счастью, сокращение трудовой недели дает сегодня людям все больше возможностей заниматься своим любимым делом, которое гораздо больше обогащает душу и приносит больше удовольствия и радости.

2. Божья забота и отдых

Всякий труд, вынужденный или добровольный, если его не уравновесить отдыхом, может стать суровым и безжалостным господином. Жесткий график работы может оказать разлагающее влияние на личность, подорвать равновесие между телом и духом и превратить человека в животное. Подобное происходило в древних земледельческих обществах, где не слишком разборчивые хозяева часто угнетали и эксплуатировали зависимых крестьян. Однако то же самое относится и к современному технологическому обществу, где машины нередко вытесняют человеческую индивидуальность. А в некоторых случаях ненасытная жадность заставляет людей работать на износ, превращая их в рабов собственной корысти.

Богу было хорошо известно об этой человеческой слабости — жажде наживы. Поэтому, желая оградить как работодателей, так и их работников от бессмысленности непрерывного труда, Бог установил четвертую заповедь, повелев не только работать, но и отдыхать. Мы рассмотрим наиболее важные функции Божьего покоя в следующих главах. А сейчас мы обратим наше внимание на освобождение, которое несет суббота человеку.

Покой как освобождение от труда. Субботний покой означает освобождение от труда для господ, для слуг и для скота (Исх. 20:10; 23:12; Втор. 5:14). Почему даже «бессловесные твари» участвуют в субботнем покое? Потому что Божье сострадание простирается и на неразумных и беззащитных животных. Не означает ли это, что столь всеохватывающая сущность субботнего покоя отражает желание Бога восстановить всеобщую гармонию между человеком и природой? Более того, почему «сын рабы твоей и пришелец» (Исх. 23:12) отмечены особо? Видимо, потому, что они не могли защититься от принуждения и эксплуатации со стороны ближних. Таким образом, субботний покой являет нам особую Божью обеспокоенность правами беззащитных граждан нашего общества.

А как в нашем обществе обстоит дело с трудоголиками? Разве субботний покой — это не Божественное средство исцеления для тех, кто стремится вычерпать свой кладезь работы до самого дна? Субботний покой говорит нам, что главная цель жизни — не преобразование природы, как учит марксизм, а успокоение в единении с Богом и Его творением. Субботний покой учит нас свободе от вещизма. Как трудно порой обладать вещами и не «заболеть» ими; жить рядом с людьми и не потерять своей независимости. Когда мы в субботу воздерживаемся от производства или приобретения товаров, мы учимся отстраненности и независимости от материальных ценностей, отдавая предпочтение причастности и зависимости от Божьего Духа.

Субботний покой освобождает от жадности. Чтобы не отставать от мира, некоторые христиане, как и в древности израильтяне, охотно «подрабатывают» по субботам в надежде на дополнительный заработок. Однако Писание определенно говорит о бессмысленности подобных усилий: «Вышли в седьмой день собирать — и не нашли» (Исх. 16:27). Иначе говоря, человеку не удается собрать материальную и духовную манны одновременно, и в конечном итоге он теряет душевный покой и радость в жизни. Суббота учит алчное сердце быть благодарным — остановиться на один день в своем стремлении к большему, а вместо этого с благодарностью принять уже полученные благословения. Человек, который учится благодарить, испытывает внутренний мир, потому что благодарное сердце — это место, где пребывает Христос и Его мир.

Покой как свободный доступ Бога к сердцу человека. Субботний покой означает свободный доступ Бога к человеческому сердцу. Став совершенно доступным для Своих творений в седьмой день, Бог явил им величие Своей любви к ним. Подобным же образом и люди призваны откликнуться на Его любовь, став доступными для Бога. Вот почему четвертая заповедь предписывает делать все дела за шесть дней, чтобы седьмой можно было посвятить «Господу, Богу Твоему» (Исх. 20:10). Но субботний покой имеет не только гуманитарные цели, то есть обеспечение необходимого физического отдыха. Если бы это было единственным предназначением субботы, то можно было бы поставить под сомнение ее важность для современного человека, потому что большинство людей сегодня имеют два, а то и три выходных дня. Более того, что может быть хуже, чем безделье, когда человек с нетерпением ждет, когда минуют субботние часы, чтобы вернуться к какому-нибудь полезному занятию? Если бы это было единственной целью субботнего покоя, то можно было бы легко найти и другие средства ее достижения. Скорее всего, подобное ошибочное понимание субботнего покоя и ведет многих людей к тому, чтобы искать «отрады» в этот день, летая на дельтапланах, посещая спортивные матчи, развлекаясь выпивкой и предаваясь забавам с противоположным полом. Подобные занятия не избавляют людей от их тягот, а только налагают новые.

Однако в Писании субботнему покою дается четкое определение. Это не время для развлечений, это «суббота покоя, посвященная Господу» (Исх. 31:15; 16:23-25; 20:10; Лев. 23:3). Хотя суббота и дана человеку (Исх. 16:29; Мк. 2:27), но принадлежит она все-таки Яхве (Исх. 16:23, 25; Ис. 56:4; 58:13; Мк. 2:28). Поэтому человеческий покой в субботу — это не эгоцентричное (антропоцентричное) отдохновение, когда можно осуществлять все человеческие желания без разбора, но богоцентричный (теоцентричный) покой, когда свободный от трудов и забот человек становится открытым для Господа. В этой новой свободе человек и обретает подлинную отраду. Как утверждает Карл Барт, «соблюдать святой день значит освободиться от всего, что мешает прославлять Бога и поклоняться Ему, свидетельствовать о Боге и провозглашать Его в собрании, вместе благодарить Бога и возносить Ему ходатайственные молитвы. А благословение и польза от святого дня однозначно зависят от правильного употребления этой свободы» (13).

Бог собирает Свой народ в субботу и освобождает их от труда, чтобы они могли предстать перед Ним и внимать Его гласу. Субботний покой, пользуясь удачным определением Фомы Аквинского, это приглашение провести «выходной день с Богом» — ad vacandum divinis (14). Какими мрачными и утомительными стали бы рабочие дни без субботнего отдыха с Богом и друзьями! Недели были бы безвкусными, как спагетти без соуса или как пища без соли. Как пряная подливка придает вкус спагетти, так и радостная суббота озаряет рабочие дни праздничными лучами.

Что за удивительную Божественную заботу открывает нам субботний покой! Он как бы воплощает в себе Божью заботу и Его стремление даровать человеку свободу: свободу от тирании труда, свободу от безжалостной эксплуатации, свободу от излишней привязанности к вещам и людям, свободу от ненасытной жадности; свободу наслаждаться Божьими благословениями в субботу, чтобы войти в новую неделю с новым рвением и новыми силами.

Божественная перспектива. Еще один аспект Божьей заботы, о которой свидетельствует данный образец для подражания в труде и отдыхе, просматривается в Божественной перспективе, которую открывает подобный образец перед человеческой деятельностью. Труд и отдых, как понятия и как виды деятельности, присущи прежде всего человеку, однако, Священное Писание относит их сначала к Богу. Почему? Не странно ли, что Всемогущий Бог, Который мог вызвать этот мир к существованию во мгновение ока, предпочел потратить на сотворение шесть дней, а в седьмой — отдыхать? Почему Бог воспользовался тем же временным циклом, который дал Своему творению? Не говорит ли это о Его желании придать Божественную перспективу всякому человеческому труду и отдыху?

Люди по природе своей очень любят подражать какому-нибудь великому мастеру или знатоку своего дела, добившемуся в нем определенных успехов, будь то музыкант, художник, ученый, учитель, бизнесмен, государственный деятель или духовный лидер. Порой бывает забавно наблюдать, как юные поклонники копируют своих кумиров в прическе, одежде, жестах, пении или даже выборе парфюмерии. Наглядное подтверждение этому я получил несколько лет назад, когда мастерил книжный стеллаж в своем кабинете. Мой семилетний сын Жанлука вызвался мне помочь, однако все свелось к тому, что он занялся падавшими на пол обрезками досок. И что же он с ними делал? Он сколотил их гвоздями, а затем не без гордости продемонстрировал мне свое изделие: «Папа, как тебе моя полка?» На полку это вряд ли было похоже, но он был вполне доволен. Почему? Потому что он сделал в миниатюре то, что его отец выполнил в большем масштабе. Подобным же образом и человек, соблюдающий субботу, может обрести удовлетворение и реализовать себя в труде и отдыхе, поскольку суббота убеждает его в том, что он в миниатюре делает то, что Бог совершил и совершает в несоизмеримо больших масштабах.

Означает ли это, что субботствующий должен относиться к работе как к Божественному призванию? Для служителя, который врачует разбитые сердца, легко сказать «да», но как быть с автослесарем, меняющим изношенный диск сцепления? Может ли он с той же уверенностью заявлять, что его работа — Божественное призвание? Павел был мастером по изготовлению палаток, но он никогда не говорил, что Бог призвал его мастерить или натягивать шатры. Напротив, он недвусмысленно заявляет, что он — «призванный апостол» (Рим. 1:1). Многим людям приходится выполнять такую работу, которую они едва ли назовут своим призванием. Однако четвертая заповедь предписывает: «Делай всякие дела твои» (Исх. 20:9; Втор. 5:13). По всей видимости, здесь имеются в виду самые разные наши обязанности: приятные и не очень, возвышенные и самые обыденные, религиозные и светские.

Суббота призывает верующего рассматривать любую свою работу, может быть, и не обязательно как особое Божественное призвание, но как отражение труда и покоя Божьего, как участие в Божьем восстановлении этого мира (Ин. 9:4). Эта Божественная перспектива наделяет человека духовными ресурсами, необходимыми для выполнения даже самой обыденной работы с радостью, а не со вздохами. Она придает осмысленность и значимость как шестидневному труду, так и покою в седьмой день. Рассматривая через призму субботы труд и отдых как святое сотрудничество с Богом, верующий будет реализовывать себя не в бегстве от действительности и жизненных перипетий, а в доброхотном исполнении своих обязанностей по подобию своего Создателя (15). Отсюда следует вывод, что учрежденный Богом при сотворении образец, следуя которому мы должны шесть дней трудиться, а седьмой — отдыхать, представляет собой удивительнейшее откровение и напоминание о том, как Он заботится о физическом, социальном и духовном благополучии человека.

Часть 4. Празднование Благой вести о субботе

Какую удивительную Божью заботу о благополучии человека открывает нам это установление! В нем заключено обетование о Божьих благословениях, которые мы можем получить благодаря Его Божественному присутствию. Каким же должен быть отклик человека на такое проявление Божьей заинтересованности? Каким образом верующий человек должен отмечать субботу, чтобы получить благословение от Божьего освящающего присутствия? Четвертая заповедь содержит два важных указания по этому поводу: 1) помни день субботний, 2) шесть дней работай, а седьмой — покойся.

1. Помни седьмой день

Четвертая заповедь начинается с указания: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). Что значит «помни»? Какая связь существует между «помнить» и «святить»? Может быть, «помни» — это предпосылка, необходимая для того, чтобы в полной мере прочувствовать святость субботнего дня? Праздники играют важную роль в жизни людей. Люди празднуют дни рождения, годовщины свадьбы, дни независимости и пр. Значимость любого праздника зависит от событий, на которые он указывает. В женский день, к примеру, мы вспоминаем не только о том, что женщины дают нам жизнь, но и том, что она непрестанно заботятся о нас. Подобным же образом и суббота — это повод вспомнить о Боге не только как о Творце изначально совершенного мира, но и как о Господе, постоянно заботящемся об этой земле и ее обитателях. Это повод вспомнить обо всем, что сделал Бог для спасения, начиная с творения, манны и исхода и заканчивая искуплением и окончательным возрождением.

Воспоминания о том, как Бог вмешивался в ход истории, — это не просто зарядка для ума, но необходимое условие для поддержания значимых взаимоотношений с Богом. Опыт подсказывает нам, что взаимоотношения между людьми зависят от того, помнят они друг о друге или нет. После разлуки жена обязательно спросит мужа: «А ты думал обо мне, пока меня не было рядом?» Забыть человека значит удалить его из своей жизни. Господь хорошо понимает, что люди не способны поддерживать с Ним близкие взаимоотношения, если им не напоминать о том, что Он сделал для них в прошлом, делает в настоящем и сделает в будущем. Таким образом, с помощью субботы Господь приглашает нас вспомнить Благую весть о том, что Он создал нас изначально совершенными, постоянно заботится о нас, совершил ради нас искупление и обязательно возродит нас к новой жизни.

Помнить и святить субботу означает признавать и прославлять Бога за все Его милости. Это значит сказать «нет» ложным притязаниям на самодостаточность и сказать «да» Господину субботы, открыв для Него свое сердце. Это значит признавать Божью силу, а не полагаться на собственные достижения. Это значит перестать переживать о восполнении собственных нужд и начать думать о нуждах ближних, будь то «сын» или «раб» (Исх. 20:10). Это значит, забывая о себе и о своей корысти, подобно Марии почитать Христа как лучшего гостя, отдавая Ему должное во всех своих делах. Вспоминая и осознавая присутствие Христа во всем, что он делает (будь то богослужение, беседа, трапеза, прогулка, чтение или прослушивание музыки), верующий переживает и празднует святость субботы, которая есть проявление Божьего личного присутствия в его жизни. Сознание близости Божьей пробуждает и вызывает к жизни все самое чистое и самое лучшее.

2. Работа и отдых

Шесть дней работай. Эта заповедь предлагает распорядок труда и отдыха, благодаря которому можно отпраздновать и испытать Божье освящающее присутствие в субботу. Почему между «всякими делами твоими», которые следует делать шесть дней, и «никаким делом», которое нельзя делать в седьмой, проведена четкая разделительная линия (Исх. 20:9, 10)? Может быть, шестидневный труд противопоставляется субботнему покою? Едва ли, поскольку, как уже отмечалось ранее, в заповеди работа и отдых рассматриваются совместно. Шестидневный труд понимается как естественная прелюдия или предпосылка, необходимая для вступления в субботний покой. Будучи подготовительным этапом к субботнему покою, шесть рабочих дней играют свою роль в праздновании субботы. Можно сказать, что как работа в течение недели располагает верующего к более полноценному и свободному общению с Богом в субботу, так и особое присутствие Бога в этот день наделяет христианина способностью ощущать это присутствие в течение всей недели. Таким образом, распорядок труда и отдыха, изложенный в четвертой заповеди, позволяет распространить Божье освящающее присутствие, пережитое особым образом в субботу, на все рабочие дни.

Седьмой день покойся. Почему четвертая заповедь делает воздержание от обычных дел совершенно необходимым для того, чтобы прочувствовать святость субботы? Почему так старательно и так обстоятельно перечислены все категории лиц, которым даруется субботний покой (Исх. 20:10; Втор. 5:14)? Почему Бог решительно настаивает на «покое» как на необходимом условии освящения субботы? Неужели Ему больше нравится, когда Его творения пребывают в бездействии, не занятые каким-то полезным делом? Каким образом субботний покой дает возможность верующему святить этот день? Что стоит за выражением «покоиться в субботу»? Ответ на эти вопросы во многом заключен в самой функции субботнего покоя — служить разделительной линией между шестью рабочими днями и седьмым святым днем. Как отличать святое время, если нет времени обыкновенного, от которого и нужно его отличать? «Можем ли мы понять, что такое святой день, — вопрошает Карл Барт, — не поняв прежде, что такое день рабочий?…Можно ли считать, что твоя работа соответствует воле Божьей, если ты… не сделал остановки, не упокоился и не соблюл святой день перед лицом Божьим, возрадовавшись в свободе? Можно ли оценить и отдать должное своей работе, не рассмотрев ее в свете наложенных на нее ограничений, этой священной паузы? Не служит ли эта пауза единственно тем временем, от которого и нужно вести отчет всему прочему времени?» (16)

Субботний покой дает мудрость отличать главное от второстепенного, святое от обыденного. Как Бог, почив в седьмой день, отделил его от предыдущих шести дней, сделав его днем Своего святого присутствия, так и верующий, покоясь в субботу, проводит четкую границу между этим днем и рабочими днями. Эта разделительная линия между трудом и покоем, рабочим временем и святым временем, есть основа освящения субботы. Бог провел такую линию между первыми шести днями недели и седьмым днем, отделив последний, как особое время, когда Он будет благословлять людей Своим присутствием. Верующий, признающий Бога своим Создателем, должен принимать то, что сотворено Богом, и не подменять это чем-то другим. Подобным отношением он выражает свое почтение Богу. Именно из уважения к Богу верующий прерывает свою работу («а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:10)). Однако же эта остановка служит спасению самого человека, ибо именно в Божьем присутствии он обретает покой, мир и вечную жизнь.

«Распространенное» субботствование. Некоторые христиане против того, чтобы проводить субботний день по-особому. Они считают, что это разделяет, а не сплачивает христиан. Хайли Уорд, к примеру, в своей книге Воскресный день в космическую эпоху заявляет, что в нынешний космический век понятие «день Господень» устарело, и, следовательно, должно быть заменено на понятие «недели Господней» (17). По сути, Уорд предлагает воскресную «однодневную религию» заменить на ежедневное («распространенное») «молитвенное расположение духа», на ежедневные собрания с «единоверцами…перед завтраком или поздним вечером» и на ежедневные «евангельские и образовательные программы», спонсируемые церковью (18).

Подобное предложение может показаться стоящим, но на самом деле оно не осуществимо и губительно для самой сущности духовной жизни, которой оно призвано способствовать. Это предложение неосуществимо, поскольку подразумевает, что люди, которым едва хватает времени на богослужение в тот день, который они считают Господним, будут собираться на многочисленные или малочисленные богослужебные собрания каждый день. Как осуществить подобные планы в современном мире, где люди испытывают постоянный недостаток времени? Это предложение губительно, потому что не расширяет, а подменяет богослужение, проводимое в Божий святой день. Как «непрестанная» молитва (1 Фес. 5:17) имеет смысл, только если она не подменяет, а отражает молитву, совершаемую в определенное время дня, так и ежедневные богослужения, индивидуальные и общественные, имеют ценность только тогда, когда не подменяют, а отражают субботнее богопоклонение (19).

Богопоклонение в наиболее полном смысле этого слова есть совокупный и упорядоченный отклик человека на Божье бытие в этом мире. Возможен ли подобный отклик среди недели, когда надо уделять столько внимания своей работе? Подсознательное ощущение Бога, которое испытывает человек в течение трудовой недели с воскресенья по пятницу, едва ли можно считать полноценным или должным откликом души. Утверждение, будто все, что делает верующий, есть акт богопоклонения, настолько же абсурдно, как и вера в то, что все творение есть Бог (пантеизм). В обоих случаях Господь остается вовсе без надлежащего поклонения, потому что оно как таковое теряет смысл. Не на то ли и придуманы подобные учения, чтобы покончить сразу и с верой в Бога, и с поклонением Ему? Теория, согласно которой каждый день есть суббота, приводит в конечном итоге к полному упразднению субботы (20).

Нельзя отрицать, что многие христиане живут религией одного дня или, если выражаться точнее, одного часа в неделю. Не успев повесить свой церковный костюм на вешалку, они вычеркивают Бога из своего сердца и из своей жизни еще на одну неделю, как если бы Его не было вовсе. Решение данной проблемы, какой бы распространенной они ни была, заключается не в подмене четвертой заповеди общими рекомендациями или разного рода программами, а в том, чтобы помочь христианам заново открыть ее изначальный смысл и функцию. Нетерпеливым желанием покончить с библейской схемой, предполагающей покой в течение всего седьмого дня, собственно и объясняется широко распространенное пренебрежение как ежедневными, так и еженедельными богослужениями (21).

Распорядок труда и отдыха, заложенный в четвертой заповеди, представляет собой не только удивительное откровение Божьей заботы о благополучии человека, но и обязательное условие для того, чтобы надлежащим образом испытать освящающее Божье присутствие. Он представляет собой упорядоченный отклик на зов Святого Бога, потому что это запланированная встреча, а не сиюминутный духовный подъем или безоглядный уход в нетрадиционный образ жизни (религиозные коммуны) ради пассивного ожидания нисшествия Духа. Планирование включает в себя достижение целей, поставленных на данную неделю или, по крайней мере, приложение к тому максимальных усилий, чтобы в субботу быть готовым ощутить святое присутствие Божье в более полной мере.

Божья святость не передается через те или иные предметы, но ее можно пережить во времени. Субботний покой создает благоприятную среду для того, чтобы человек мог испытать Божье святое присутствие. Она приглашает верующего успокоиться в святом присутствии его Творца, чтобы понять смысл всех Его дел и свершений и внести порядок в зачастую беспорядочную жизнь. Это означает, что субботний покой — не просто однодневное празднование Божьей святости, а распространение святого Божественного присутствия на прочие дни. Заверяя нас в Божьем присутствии, суббота препровождает нас в другие дни недели, делая их как бы «меньшими субботами». И тогда шесть рабочих дней обретают смысл в седьмом дне покоя, а седьмой день обретает смысл в присутствии Божьем среди Своего народа, ведь смысл всего человеческого времяисчисления заключается в соединении с Богом.

Каким же образом следует использовать субботний покой (свободное время), чтобы испытать благотворное единение с Богом? Этот вопрос будет тщательно исследован в 5-й главе (Суббота — Благая весть о служении), где будет сделана попытка сформулировать некоторые библейские принципы использования субботнего времени.

Суббота действительно провозглашает добрую весть о том, как Бог заботится о человечестве. Исследование субботнего распорядка труда и отдыха, субботних благословений и ее освящения показало, что этот день отражает глубокое Божье беспокойство за Свои творения. Суббота служит Божьим заверением в жизни с избытком сейчас и в будущем, жизни, благословенной Его святым присутствием. Она предлагает человеку Божий дар — свободу: свободу любить и служить Богу и ближним. Седьмой день дает еженедельную возможность праздновать Благую весть о Божьей заботе.