Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25637 Все тексты автора Райнер Вагнер
8. Книга Числа
Краткое введение
Автор: |
Моисей. |
1. Предварительные замечания
Книга Числа является продолжением книги Исход. Обычно употребляется в теологии латинское название книги: Numeri — «числа». Numeri — это латинский перевод употребленного в Септуагинте названия Arithmoi.
Как греческое, так и латинское названия указывают на встречающиеся в этой книге списки переписи населения (гл. 1-4; 26). Правда, находящийся в этой книге исторический обзор не проходит в хронологическом порядке через всю книгу, но часто прерывается законами и списками.
Тем самым эта книга является частично историческим трудом, частично — сборником законов.
Еврейское название книги: Бе-мидбар — «В пустыне».
В противоположность другим книгам Моисея, в этом названии фигурирует не первое, а четвертое слово еврейского текста.
Поэтому в раввинском иудаизме употребляется второе еврейское название книги:
Wayedabber — «И Он сказал».
2. Тема книги и центральные темы
Народ Божий освобожден для служения. Однако он должен хранить себя от неверия.
Эта тема проходит через все повествование о сорокалетнем странствовании народа Божьего в пустыне. Пребывание в пустыне, наряду с египетским рабством и вавилонским пленением, является самым печальным периодом ветхозаветной истории Израиля. Тяготы и лишения Израиля, описанные в книге Числа, в большинстве случаев связаны с его неверностью и непослушанием.
Здесь снова и снова человеческая несостоятельность противопоставляется верности Бога.
Наряду с основной темой в книге имеются некоторые весьма учительные подтемы:
• Божья забота (20:1-11; 21:1-9; 27:1-11 и др.);
• Божий гнев (11:1-3; 12:1-16; 14:20-23 и др.);
• Божий порядок (гл. 1-2 и др.);
• Божье руководство (9:15-23).
3. Период времени
Книга Числа не является непрерывным и подробным повествованием. Здесь сообщаются лишь немногие моменты продолжительного странствования в пустыне. Однако время от времени рассказывается также о важных событиях, которые описываются довольно подробно.
Мы можем следующим образом разделить время странствия:
из Египта до Синая |
два месяца |
Исх.12:37 — 19:2 |
у горы Синай |
около года |
Исх.19:3 — Чис.10:10 |
от Синая до степей моавитских |
38 лет и 10 месяцев |
Чис.10:11 — Втор.34 |
Всего странствие заняло 40 лет.
4. Авторство
Нет никакого сомнения в том, что в распоряжении составителя этой книги были точные исторические записи, касающиеся странствования в пустыне. Трудно представить, чтобы списки переписей народа, как и другие подробности пути, были составлены впоследствии. Все это говорит, что составителем этой книги является Моисей.
Кроме того, Чис.33:2 подтверждает, что Моисей, по повелению Бога, делал записи во время странствования.
Один священник заметил:
«Неверующие, конечно, пытались раздробить эту книгу, считая, что она содержит все что угодно: сказания, басни, преувеличения и т. п.; но христианин видит в ней труд Моисея и Божественную истину».
Мы знаем, что речь здесь идет не об атеистах. Либеральная теология старой и новой школы прилагает все силы, чтобы все Слово Божье, и особенно книги Моисея, представить недостоверными.
5. Ключевые слова
Служение, поведение, работа, ведение войны.
6. Ключевой стих
Книга описывает события, связанные со странствованием в пустыне, т. е. период времени, предшествовавший взятию израильтянами земли ханаанской.
В этот период Израиль жил исключительно словом обетования, и на это слово народ должен был полагаться. Поэтому ключевым стихом здесь является: «…Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю эту и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед» (Чис.14:8).
7. Деление текста
Лучше всего эту книгу разделять по местопребыванию народа израильского:
1. У горы Синай (20 дней) |
гл. |
Порядок служения (первая перепись народа) |
1—4 |
Порядок во время войны |
1 |
Порядок в стане |
2 |
Порядок в скинии |
3^1 |
Порядок в стане(санитария) |
5 |
Порядок в отношении назорейства |
6 |
Порядок при добровольных приношениях |
7 |
Порядок в служении священников и левитов |
8 |
Законы, касающиеся Пасхи |
9:1-14 |
Облако, которое вело народ |
9:15-23 |
Использование труб |
10:1-10 |
2. От Синая до Кадеса (37 лет и 11 месяцев) |
10:11-21:35 |
Выступление в путь |
10:11-36 |
Ропот в Тавере и наказание |
11 |
Возмущение Аарона и Мариами |
12 |
Разведчики |
13-14 |
Различные предписания |
15 |
Корей и его сообщники |
16-17 |
Обязанности священников |
18-19 |
Кадес: согрешение Моисея; смерть Аарона и Мариами |
20 |
Медный змей |
21 |
|
22-36 |
Валаам |
22-24 |
Ситтим: блуд и идолопоклонство |
25 |
Вторая перепись народа |
26 |
Наследственное право дочерей |
27:1-11 |
Призвание Иисуса Навина |
27:12-23 |
Повторение различных законов |
28-30 |
Победа над мадианитянами |
31 |
Раздел восточно-иорданской земли |
32 |
Перечень всех станов |
33 |
Предписания о земле |
34-36 |
8. Символика
Скала в пустыне (гл. 20) — прообраз Христа.
Cp. 1Кор.10:4: здесь скала в пустыне толкуется духовно: скала — это Христос.
Медный змей (гл. 21) — согласно Ин.3:14, прообраз распятия Иисуса.
Народ, как описывается в этой книге, находится в беспрерывном странствии. Согласно 1Пет.2:11, христиане являются пришельцами и странниками в мире.
Восемь раз народ в пустыне роптал. Этот ропот был выражением возмущения против Бога и влек наказание с Его стороны. В 1Кор.10:10 содержится предостережение от такого поведения: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (см. также Флп.2:14).
9. Особенности
А. Войны во время странствования в пустыне
Противник |
Место |
Нападающий |
Победитель |
Текст |
Амалик |
Рефидим |
Амалик |
Израиль |
Исх.17:8-16 |
Амалик |
Хорма |
Израиль |
Амалик |
Чис.14:45 |
Арад |
Хорма |
Арад |
Израиль |
Чис.21:1-3 |
Аморреи |
Иаац |
Аморреи |
Израиль |
Чис.21:21-25 |
Ог (царь васанский) |
Едрей |
Израиль |
Израиль |
Чис.21:33-35 |
Мадиамские цари: |
Израиль |
Израиль |
Чис.31:1-12 |
|
Евий, Рекем, Цур, |
|
|
|
|
Хур и Рева |
|
|
|
|
Б. Порядок и служение
Наряду с описанием истории, которая в книге Числа концентрируется в основном на войне, значительное место занимает порядок и служение. Бог ожидает от Своего народа добровольного служения.
Когда речь идет о порядке, то имеется в виду порядок:
• в стане;
• в семье;
• на поле битвы;
• в святилище.
В одной из Библий с комментариями помещено пояснение к Чис.2:2: «Воинство Господне должно теперь соблюдать определенный порядок в стане. Каждое из четырех основных колен имело знамя, вокруг которого собиралось общество из трех колен. Порядок расположения колен народа израильского лучше всего виден на следующей схеме»:
В центре: жилище Всевышнего.
Вокруг святилища: священники и левиты. Снаружи вокруг: ополчения 12 колен.
Символика. Не всякий может занимать почетное место в служении, но каждый может с честью и верностью стоять на том месте, которое указал ему Бог.
В. Место книги в Пятикнижии
Мы уже упоминали, что структура и последовательность пяти книг Моисея связаны с историей спасения. Книга Числа занимает здесь следующее место:
Бытие — падение человека;
Исход — искупление человека;
Левит — освящение искупленного человека;
Числа — служение искупленного и освященного человека.
Вопросы по уроку 8:
1. Какие важные исторические события описывает книга Числа?
2. Какое событие стало причиной долгого странствования в пустыне?
3. Какие названия имеет эта книга и что они означают?
4. Почему порядок является такой важной темой этой книги?
5. Что говорит в пользу авторства Моисея?
6. Какова главная тема книги? Каково значение этой книги, связанное с историей спасения, в структуре Пятикнижия Моисея?
7. Перечислите по порядку описанные в книге Числа события.