8. Книга Числа

Краткое введение
 

Автор:
Время:
Содержание:

Моисей.
примерно 39 лет странствий в пустыне. странствование Израиля по пустыне.

 

1. Предварительные замечания

Книга Числа является продолжением книги Исход. Обычно употребляется в теологии латинское название книги: Numeri — «числа». Numeri — это латинский перевод употребленного в Септуагинте названия Arithmoi.

Как греческое, так и латинское названия указывают на встречающиеся в этой книге списки переписи населения (гл. 1-4; 26). Правда, находящийся в этой книге исторический обзор не проходит в хронологическом порядке через всю книгу, но часто прерывается законами и списками.

Тем самым эта книга является частично историческим трудом, частично — сборником законов.

Еврейское название книги: Бе-мидбар — «В пустыне».

В противоположность другим книгам Моисея, в этом названии фигурирует не первое, а четвертое слово еврейского текста.

Поэтому в раввинском иудаизме употребляется второе еврейское название книги:

Wayedabber — «И Он сказал».

2. Тема книги и центральные темы

Народ Божий освобожден для служения. Однако он должен хранить себя от неверия.

Эта тема проходит через все повествование о сорокалетнем странствовании народа Божьего в пустыне. Пребывание в пустыне, наряду с египетским рабством и вавилонским пленением, является самым печальным периодом ветхозаветной истории Израиля. Тяготы и лишения Израиля, описанные в книге Числа, в большинстве случаев связаны с его неверностью и непослушанием.

Здесь снова и снова человеческая несостоятельность противопоставляется верности Бога.

Наряду с основной темой в книге имеются некоторые весьма учительные подтемы:

• Божья забота (20:1-11; 21:1-9; 27:1-11 и др.);

• Божий гнев (11:1-3; 12:1-16; 14:20-23 и др.);

• Божий порядок (гл. 1-2 и др.);

• Божье руководство (9:15-23).

3. Период времени

Книга Числа не является непрерывным и подробным повествованием. Здесь сообщаются лишь немногие моменты продолжительного странствования в пустыне. Однако время от времени рассказывается также о важных событиях, которые описываются довольно подробно.

Мы можем следующим образом разделить время странствия:

из Египта до Синая

два месяца

Исх.12:37 — 19:2

у горы Синай

около года

Исх.19:3 — Чис.10:10

от Синая до степей моавитских

38 лет и 10 месяцев

Чис.10:11 — Втор.34

Всего странствие заняло 40 лет.

4. Авторство

Нет никакого сомнения в том, что в распоряжении составителя этой книги были точные исторические записи, касающиеся странствования в пустыне. Трудно представить, чтобы списки переписей народа, как и другие подробности пути, были составлены впоследствии. Все это говорит, что составителем этой книги является Моисей.

Кроме того, Чис.33:2 подтверждает, что Моисей, по повелению Бога, делал записи во время странствования.

Один священник заметил:

«Неверующие, конечно, пытались раздробить эту книгу, считая, что она содержит все что угодно: сказания, басни, преувеличения и т. п.; но христианин видит в ней труд Моисея и Божественную истину».

Мы знаем, что речь здесь идет не об атеистах. Либеральная теология старой и новой школы прилагает все силы, чтобы все Слово Божье, и особенно книги Моисея, представить недостоверными.

5. Ключевые слова

Служение, поведение, работа, ведение войны.

6. Ключевой стих

Книга описывает события, связанные со странствованием в пустыне, т. е. период времени, предшествовавший взятию израильтянами земли ханаанской.

В этот период Израиль жил исключительно словом обетования, и на это слово народ должен был полагаться. Поэтому ключевым стихом здесь является: «…Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю эту и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед» (Чис.14:8).

7. Деление текста

Лучше всего эту книгу разделять по местопребыванию народа израильского:

 

1. У горы Синай (20 дней)

гл.
1-10

Порядок служения (первая перепись народа)

1—4

Порядок во время войны

1

Порядок в стане

2

Порядок в скинии

3^1

Порядок в стане(санитария)

5

Порядок в отношении назорейства

6

Порядок при добровольных приношениях

7

Порядок в служении священников и левитов

8

Законы, касающиеся Пасхи

9:1-14

Облако, которое вело народ

9:15-23

Использование труб

10:1-10

2. От Синая до Кадеса (37 лет и 11 месяцев)

10:11-21:35

Выступление в путь

10:11-36

Ропот в Тавере и наказание

11

Возмущение Аарона и Мариами

12

Разведчики

13-14

Различные предписания

15

Корей и его сообщники

16-17

Обязанности священников

18-19

Кадес: согрешение Моисея; смерть Аарона и Мариами

20

Медный змей

21

 
3. В Моаве (9 месяцев и 10 дней)

22-36

Валаам

22-24

Ситтим: блуд и идолопоклонство

25

Вторая перепись народа

26

Наследственное право дочерей

27:1-11

Призвание Иисуса Навина

27:12-23

Повторение различных законов

28-30

Победа над мадианитянами

31

Раздел восточно-иорданской земли

32

Перечень всех станов

33

Предписания о земле

34-36

 

8. Символика

Скала в пустыне (гл. 20) — прообраз Христа.

Cp. 1Кор.10:4: здесь скала в пустыне толкуется духовно: скала — это Христос.

Медный змей (гл. 21) — согласно Ин.3:14, прообраз распятия Иисуса.

Народ, как описывается в этой книге, находится в беспрерывном странствии. Согласно 1Пет.2:11, христиане являются пришельцами и странниками в мире.

Восемь раз народ в пустыне роптал. Этот ропот был выражением возмущения против Бога и влек наказание с Его стороны. В 1Кор.10:10 содержится предостережение от такого поведения: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (см. также Флп.2:14).

9. Особенности

А. Войны во время странствования в пустыне

Противник

Место
сражения

Нападающий

Победитель

Текст

Амалик

Рефидим

Амалик

Израиль

Исх.17:8-16

Амалик

Хорма

Израиль

Амалик

Чис.14:45

Арад

Хорма

Арад

Израиль

Чис.21:1-3

Аморреи

Иаац

Аморреи

Израиль

Чис.21:21-25

Ог (царь васанский)

Едрей

Израиль

Израиль

Чис.21:33-35

Мадиамские цари:

Израиль

Израиль

Чис.31:1-12

Евий, Рекем, Цур,

 

 

 

Хур и Рева

 

 

 

 

 

Б. Порядок и служение

Наряду с описанием истории, которая в книге Числа концентрируется в основном на войне, значительное место занимает порядок и служение. Бог ожидает от Своего народа добровольного служения.

Когда речь идет о порядке, то имеется в виду порядок:

• в стане;

• в семье;

• на поле битвы;

• в святилище.

В одной из Библий с комментариями помещено пояснение к Чис.2:2: «Воинство Господне должно теперь соблюдать определенный порядок в стане. Каждое из четырех основных колен имело знамя, вокруг которого собиралось общество из трех колен. Порядок расположения колен народа израильского лучше всего виден на следующей схеме»:

В центре: жилище Всевышнего.

Вокруг святилища: священники и левиты. Снаружи вокруг: ополчения 12 колен.

Символика. Не всякий может занимать почетное место в служении, но каждый может с честью и верностью стоять на том месте, которое указал ему Бог.

В. Место книги в Пятикнижии

Мы уже упоминали, что структура и последовательность пяти книг Моисея связаны с историей спасения. Книга Числа занимает здесь следующее место:

Бытие — падение человека;

Исход — искупление человека;

Левит — освящение искупленного человека;

Числа — служение искупленного и освященного человека.

Вопросы по уроку 8:

1. Какие важные исторические события описывает книга Числа?

2. Какое событие стало причиной долгого странствования в пустыне?

3. Какие названия имеет эта книга и что они означают?

4. Почему порядок является такой важной темой этой книги?

5. Что говорит в пользу авторства Моисея?

6. Какова главная тема книги? Каково значение этой книги, связанное с историей спасения, в структуре Пятикнижия Моисея?

7. Перечислите по порядку описанные в книге Числа события.