9. Книга Второзаконие

Краткое введение

Автор:

Моисей и неизвестное лицо, которым добавлена последняя глава. Возможно, этим же человеком сделаны следующие редакционные примечания: 2:10-12,20-23; 3:13-14 (хотя эти примечания могли быть сделаны и самим Моисеем).

Время:

два месяца на 40-м году странствования Израиля в пустыне.

Содержание:

последние речи Моисея и его смерть.

 

1. Предварительные замечания

Книгу Второзаконие раввины называют Мишне — «Повторение законов».

Собственно еврейское название: Элей хаддебарим — «Сии суть слова».

В Септуагинте она называется Дейтерономион. Латинское название этой книги — Deuteronomium — «Второй закон».

Раввинское название «Повторение законов» больше соответствует содержанию этой книги, чем ее название в Септуагинте или его латинская форма. Содержание книги ни в коем случае не является вторым (новым) законом; речь здесь идет о том самом синайском законе, который был дан 39 лет назад. Повторение было необходимо, так как взрослое поколение, бывшее у Синая, кроме Иисуса Навина и Халева, умерло. Второзаконие — это повторение и комментарий к этому закону[2].

Эта книга отличается от других книг Моисея тем, что она в основном состоит из речей Моисея. То, что в книге Исход представлено в виде написанного закона, во Второзаконии повторяется в форме проповеди.

Экскурс

Чтобы не путать с оккультными трудами, которые приписываются Моисею, важно знать, что существуют лишь пять библейских книг с этим именем. Происхождение таких книг, как 6-я и 7-я книги Моисея, — оккультное и суеверное. Они часто используются в оккультной практике и своими корнями уходят к языческим, отчасти вавилонским, источникам. В своей сегодняшней форме они впервые были изданы в начале XVI века, а в XIX веке были включены одним французским оккультным автором в его книгу. Ее содержание состоит из заклинаний, заговоров и других ритуалов. Наряду с обычной магией, в ней содержатся также заимствования из еврейской мистики.

Структура книги

Так как «закон Моисеев» был дан Израилю при заключении завета между Богом и народом израильским, то речь идет о законе завета. Поэтому завет во многих отношениях соответствует обычному заключению договора на Древнем Востоке.

Это ясно видно даже в формальной структуре книги Второзаконие:

1) Исторические рамки.

2) Условия договора.

3) Благословения и проклятия.

4) Указания в отношении сохранения и оглашения договорного документа.

Эрнст Эби так отзывается о книге Второзаконие: «Моисей говорит, как умирающий отец со своими детьми. Прежде чем покинуть их, он еще раз хочет настойчиво напомнить им о законе их Бога».

2. Тема книги

Тема книги Второзаконие — призыв к послушанию Божьим заповедям. В восьми речах, которые Моисей произнес в земле моавитской, он подводит итог вере Израиля. Он призывает Израиль соблюдать заповеди и предоставить себя Господу для служения Ему.

Перед Израилем стоит задача завоевания ханаанской земли. Послушание — единственный путь для победы и взятия обетованной земли.

Послушание гарантирует жизнь в общении с Богом. Непослушание же имеет ужасные последствия. Оно влечет за собой Божье проклятие.

В. Штайнсайфер пишет: «Эту книгу можно назвать „Конституцией Израиля“».

Интересно, что сегодняшнее государство Израиль представляет собой исключение среди современных демократических государств, не имея официальной конституции. Основой еврейского законодательства считается ВЗ.

Центральная тема: послушание.

3. Период времени

Книга охватывает два последних месяца странствования в пустыне. Повествование начинается с первого дня месяца тебеф (январь) 40-го года в пустыне (1:3) и заканчивается в месяце адар (март) 40-го года. Это тридцатый день траура по Моисею (34:8).

4. Авторство

Мы можем исходить из того, что большая часть этой книги написана или продиктована Моисеем. Сама книга свидетельствует о том, что Моисей написал законы и песнь (31:9, 22). Последнюю главу можно рассматривать как добавление, приложенное, вероятно, Иисусом Навином, как полагает Э. Эби. Возможно, что позже Второзаконие было еще переработано.

5. Подлинность книги и основные пункты библейской критики

Второзаконие вызывает особенно резкие нападки критиков Библии. Роберт Ли считает, что это связано «со страхом сатаны перед этой книгой». Интересно, что это единственная книга, из которой цитировал Иисус во время Своего искушения в Иудейской пустыне (Мф.4:1-11; Лк.4:1-13; ср. Втор.8:3; 6:16; 6:13 и 10:20). Второзаконие 90 раз цитируется в НЗ, что говорит в пользу общего признания книги.

Пункты либеральной критики

В 4Цар.22 сообщается, что в период царствования Иосии во время ремонтных работ в храме была найдена «книга закона», что привело к пробуждению в Иудее и реформе, предпринятой царем Иосией. Большинство теологов считают, что речь идет о книге Второзаконие.

1) Либеральные теологи утверждают, что книга Второзаконие не была найдена, но в то время под псевдонимом Моисея она была написана. Этот труд должен был обосновать реформу Иосии.

Ответ. Вопрос, что это была за книга, остается открытым. Речь вполне могла идти и обо всем Пятикнижии Моисея. Но, возможно, это был лишь фрагмент из Второзакония. Мы этого не знаем. Согласно сообщению в 4Цар.22, именно находка этой книги положила начало реформе, предпринятой Иосией, а не наоборот. Из этого видно, как критики Библии по своему усмотрению искажают и истолковывают факты. Написание религиозных текстов под именем давно умерших известных авторов (под псевдонимом) на Древнем Востоке не было известно! Примеры такого рода восходят к гораздо более позднему времени, к Римской империи. Здесь ясно видно, под каким сильным влиянием западного мышления находятся критики Библии (западная культура носит сильный отпечаток греческой философии), забывая, что имеют дело с древневосточной культурой.

2) Критики считают, что все Пятикнижие «в основном было составлено с целью прославления иерусалимского священства; в частности, книга Второзаконие была написана, чтобы представить Иерусалим в качестве центрального и единственно приемлемого места поклонения в Израиле».

Ответ. На это можно возразить, что Иерусалим ни в одной из пяти книг Моисея не назван прямо (исключение: Салим — косвенное указание на Иерусалим, Быт.14:18). Второзаконие же вообще нигде не называет его.

3) Критики утверждают, что автор жил после Моисея. В период до реформы Иосии закон был известен только священникам и книжникам. Чтобы сделать его общедоступным, неизвестный автор составил Второзаконие, сконструировал сюжет и вложил слова в уста Моисея.

Ответ. Тот факт, что Иисус неоднократно цитирует этот труд, поднимает его престиж и подчеркивает его важное значение. Иисус, Который, будучи Сыном Божьим, лучше разбирался в Писании, чем теологи, не стал бы поддерживать подделку.

Уже Моисей дал указание, каким образом должна храниться книга Второзаконие: рядом с ковчегом во Святом святых (Втор.31:26). Святость этого места хранения свидетельствует о ценности книги.

4) Авторство Моисея оспаривается еще и потому, что книга Второзаконие имеет пророческое звучание. Поэтому, говорят критики, она не могла быть написана законодателем Моисеем.

Ответ. Моисей был величайшим пророком ВЗ (Втор.34:10).

6. Ключевом стих

«Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Втор.11:26).

7. Деление текста

Даже поверхностный анализ Второзакония показывает, что книга состоит из восьми отдельных речей и заключительной главы о смерти Моисея. Самое большое место при этом занимает вторая речь, так называемое «повторение закона».

Обращает на себя внимание уже упомянутая структура книги, которая соответствует форме договоров на Древнем Востоке:

 

 
1. Речь: исторический фон; вступительные речи

гл.
1-4

Исторический обзор

1:1-4:43

Несостоятельность при Кадес-Варни

1

Шествие по пустыне

2-3

Духовное применение

4:1-40

Города-убежища

4:41-43

2. Речь: условия завета; большая речь о законе

4:44-26:19

Предисловие и вступление

4:44-49

Увещания о верности завету

5-11

Порядок богослужения

12:1-16:17

Гражданское право

16:18-18:22

Города-убежища

19

Ведение войны

20:1-21:14

Любовь к ближнему

21:15-26:19

3. Речь: обетования благословений и угрозы проклятий; предостережение

27-28

Памятные камни

27:1-8

Благословение и проклятие

27:9-28:68

4. Речь: обобщение условий завета; возобновление завета

29-30

5. Речь: указания о хранении и чтении договорного документа; советы

31:1-23

Израилю

31:1-6

Иисусу Навину

31:7-8

Священникам

31:9-13

Предостережение Господа

31:14-23

Речь: наставление

31:24-29

Левитам

31:24-25

О хранении Второзакония

31:26-29

Возвышенная хвалебная песнь Согласно Втор.32:44, песнь была исполнена Иисусом Навином и Моисеем.

31:30-32:52

Речь: благословение

33

Смерть Моисея

34

 

8. Типологические и пророческие указания

• Первое упоминание о «нечестивых людях» (Втор.13:14; ср. 2Кор.6:15).

• Казнь Иисуса на кресте: дерево (Втор.21:22-23).

• Первая ссылка на явление Господа в терновом кусте (Втор.33:16).

• Пророчество о приходе великого Пророка (Иисуса): (Втор.18:15-19; ср. Ин.1:45; 6:14; 7:40; Деян.3:22; 7:37).

Вопросы по уроку 9:

1. В какое время была составлена книга Второзаконие?

2. Что именно раввинское название книги выражает более ясно, чем ее латинское название?

3. Почему в конце странствования в пустыне было необходимо повторение закона?

4. Где должна была храниться книга закона?

5. Что напоминает структура книги Второзаконие?

6. Сколько речей Моисея содержит в себе эта книга? Какая речь является самой длинной в этой книге? Каково ее содержание?

7. Что пророчествует Моисей в этой книге об Иисусе?

8. Что понимается под Торой и какое место отведено ей в иудаизме?

9. Сделайте общий обзор исторического развития, о котором сообщается в пяти книгах Моисея.