13. Первая книга царств

Краткое введение

 

Автор:

неизвестен. Ясно, что первые записи делал Самуил.

Время:

переход от периода судей к монархии.

Содержание:

жизнь и служение Самуила. Избрание и падение Саула.

 

1. Предварительные замечания

Среди исторических книг Ветхого Завета Первая книга царств, пожалуй, самая известная.

Об исторических событиях из жизни Самуила, Саула и Давида знают даже ученики воскресных школ.

Первоначально четыре книги царств составляли один большой исторический труд. В Септуагинте он был впервые разделен на четыре книги под общим названием «Книги царств». Есть интересная гипотеза, объясняющая причину такого разделения.

Греческий текст Септуагинты был, по крайней мере, на 13 больше еврейского. Но так как книжный свиток не мог быть произвольной длины, то весь труд на греческом языке был разделен на четыре книги. Это было сделано по смысловым разделам.

Еще Иероним объединил все четыре книги под общим названием «Книги царей». У евреев это внешнее разделение с большим трудом получило признание.

Ориген свидетельствует, что в его время евреи Первую и Вторую книги царств все еще рассматривали как одну книгу. Сегодняшнее разделение этого труда на четыре части впервые появилось в еврейском тексте в издании Даниэля Бомберга (ум. в 1549 г.), в так называемой Biblia Rabbinica Bombergina II Cura R. Iakov Ben Chaim (1525-1526).

2. Тема книги

Речь в книге идет о верности Бога Своим обетованиям. Даже когда политические и духовные вожди народа Божьего проявляют неверность, Бог остается верным.

В силу этой верности Бога Своему народу Ему приходится время от времени заменять неверного слугу верным:

Илия — Самуилом,

Саула — Давидом.

Кроме этой основной темы, в Первой книге царств мы находим достойные нашего внимания уроки. Так, например:

• Она показывает, какие проблемы создавала полигамия, т. е. многоженство (1:6).

• Слишком большое снисхождение отца к детям приносит плохие плоды (2:22-25).

• Негативные последствия из-за недостатка терпения (гл. 13).

3. Период временем

Эта книга относится к переходному периоду — от эпохи судей к эпохе царей в Израиле.

Она начинается со времени господства филистимлян и заканчивается началом царствования Давида.

Книга охватывает период между 1080 и 1012 гг. до Р.X.

В ней выделяются три личности: Самуил, Саул и Давид.

4. Авторство и время написания

Сама книга автора не называет. Возможно, в основу ее легли записи Самуила, Гада и Нафана. Источниками материала для книги могли быть такие труды: «Записи пророка Нафана» и «Записи Гада, прозорливца», которых сегодня уже нет, но о существовании которых известно из 1Пар.29:29.

Время составления нельзя относить к периоду до разделения государства в 931 г. до Р.X., так как в 1Цар.27:6 речь идет о «царях иудейских».

Поскольку книги царств первоначально были одной книгой, а последние стихи Четвертой книги царств говорят о вавилонском пленении, то ясно, что последние записи не могли быть сделаны до изгнания в 587-532 гг. до Р.X.

Э. Эби считает, что Иеремия и Ездра могли «продолжить» записи Самуила.

Либеральные экзегеты часто исходят из того, что Книга судей, как и книги царств, имели одного «редактора-толкователя». Они считают, что эти книги перед пленением были одной книгой. После же возвращения из плена они были еще раз переработаны и приведены в сегодняшний вид.

5. Подлинность

Подлинность книги подтверждается рядом новозаветных цитат (Мф.12:3—4; Деян.13:20-23; Евр.11:32 и др.).

6. Царство

Книга судей заканчивается описанием анархии в Израиле. Причина: «Не было царя в Израиле». Несмотря на популярность Самуила, его влияние, по-видимому, было ограничено определенной местностью: так как его сыновья были корыстолюбивы, им, естественно, не доверяли управление страной (8:3). Народ хотел царя. Это желание не нравилось ни Самуилу, ни Богу — не потому, что Бог отвергал монархию, но потому что народ ориентировался на язычников (8:1-9). Тем самым он отверг неограниченную власть Бога и теократию. Однако Бог идет навстречу воле народа, но дает ему понять, какое бремя он налагает на себя своим выбором. Через Самуила Бог излагает народу «права царя» (8:10-22).

Эти права были для народа тяжелым бременем. Саулу, первому царю, пришлось бороться с сопротивлением, а некоторые даже презирали его (10:27 и 11:12-15).

7. Пророчества

Пророческое служение, которое после Иисуса Навина пришло в упадок, стало снова набирать силу. Это началось с Самуила и продолжалось до вавилонского пленения (последними пророками были Аггей, Михей и Малахия).

8. Ключевое слово

Царствование.

9. Ключевые стихи

«И не понравилось слово это Самуилу, когда они сказали: „Дай нам царя, чтобы он судил нас“. И молился Самуил Господу. И скачал Господь Самуилу: „Послушай голоса народа во всем, что они творят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними“» (1Цар.8:6-7).

10. Деление текста

А. Общее деление

гл.

1. Израиль и Самуил

1-7

Молодость Самуила

1-3

Гибель дома Илия

4

Ковчег у филистимлян

5

Ковчег возвращается

6

Покаяние израильтян в идолопоклонстве

7

2. Первая монархия в Израиле (Саул)

8-15

Желание Израиля иметь царя

8:1-9

Права царя

8:10-22

Саул становится царем

9-10

Дела Саула

11-14

Отвержение Саула

15

3. Давид

16-31

Призвание Давида

16

Давид и Голиаф

17

При царском дворе; дружба с Ионафаном

18-20

Скитальческая жизнь Давида

21-30

Смерть Саула

31

 

Б. Войны Саула

Причина

Противник

Место

Нападающая
сторона

Победитель

Текст

Битва за Иавис галаадский

аммонитяне

Иавис

аммонитяне

Израиль

11:1-11

Освобождение израильских гор

филистимляне

Гива

Израиль

Израиль

13:3

Защита
от филистимлян и освобождение

филистимляне

Михмас

филистимляне

Израиль 13:5 -14:46

Укрепление
границ

Моав, Аммон, Эдом, Сова

разные
места

Саул

Израиль

14:47

Война на истребление (по велению Бога)

амаликитяне

юго-восток
Палестины

Израиль

Израиль

15:1-9

Покорение
Израиля

филистимляне

долина в Сокхофе

филистимляне

Израиль

17:1-54

Покорение
Израиля

филистимляне

гора
Гелвуй

филистимляне

филистимляне 31:1-6

 

Вопросы по уроку 13:

1. Какова первоначальная форма Первой книги царств?

2. Почему первоначальный исторический труд был разделен на четыре книги и из чего исходили при этом разделении? Когда впервые возникло это разделение?

3. Что такое Biblia Rabbinica Bombergina?

4. Что говорится в книге:

а) о безответственном отношении к воспитанию детей;

б) о многоженстве?

5. Кого в Первой книге царств Бог лишил должности, которую они занимали?

6. Какие личности занимают центральное место в этой книге?

7. Какими правами, согласно 1Цар.8:10-17, обладал царь в Израиле?

8. Какой период времени охватывает Первая книга царств?