Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25656 Все тексты автора Райнер Вагнер
15. Третья книга царств
Краткое введение
Автор: |
неизвестен; эпоха вавилонского пленения. |
Время: |
от глубокой старости Давида до царя Охозии (прибл. 125 лет). |
Содержание: |
внутренний упадок, идолопоклонство, разделение страны. |
1. Предварительные замечания
Как уже было упомянуто в Первой книге царств, первоначально четыре книги царств составляли один исторический труд. Он описывает историю Израиля и Иудеи от конца периода судей до вавилонского пленения.
Но вскоре произошло разделение этого труда на отдельные книги. Для этого были свои причины.
Две причины играют здесь особую роль:
1) Уже упомянутый греческий текст, который на свитках Септуагинты занимал на 1/3 больше места, чем еврейский текст.
2) Различие в содержании между частями исторического труда.
Третья и Четвертая книги царств описывают дальнейшее развитие возникшей при Самуиле и Давиде монархии и ее упадок — от Соломона через разделение царства до конца государственной самостоятельности Израиля вследствие ассирийского пленения (722 г. до Р.X.) и падение Иудеи вследствие вавилонского пленения (586 г. до Р.X.).
В описании исторических событий здесь существуют значительные пробелы.
Автор сознает несовершенство своего труда и время от времени указывает на другие исторические источники своего времени, например: «Книга дел Соломоновых» (11:41), «Летопись царей израильских» (14:19), «Летопись царей иудейских» (14:29).
Возможно, он сам использовал эти источники для своей книги. Третья и Четвертая книги царств были написаны не с целью показать полную хронологию событий, но представить события и личности, которые имеют значение для истории спасения.
2. Тема книги
Книга показывает, как важно, чтобы народ Божий соблюдал свой завет с Богом. Расцвет царства и его упадок непосредственно связаны с отношением народа к этому вопросу.
Расцвет всегда был следствием верности народа и его царя Богу.
Упадок был результатом идолопоклонства и нравственного разложения.
3. Период времени
Третья книга царств охватывает период времени примерно в 120-125 лет. Она начинается с конца царствования Давида и заканчивается царем Охозией (854-853 гг. до Р.X.).
4. Авторство
Автор неизвестен. Еврейское предание называет Иеремию. Но это маловероятно, так как в 4Цар.25:27-30 описывается освобождение царя Иехонии из темничного дома (март 561 г. до Р.X.), а 4Цар.25:30 создает впечатление, что эта книга была написана после смерти Иехонии. Правда, это произошло до окончания вавилонского плена, иначе об этом обязательно было бы упомянуто. Иеремия не был в Вавилоне, он был отведен иудеями в Египет.
5. Подлинность
Подлинность книг хорошо подтверждается другими источниками. В НЗ есть ссылки на них (Мф.12:42; Рим.11:2; Иак.5:17— 18 и др.).
Многие археологические находки в Израиле, Сирии, Египте и Вавилоне также подтверждают содержание этих книг.
Их каноничность никогда серьезно не оспаривалась.
6. Метод изложения в Третьей и Четвертой книгах царств
В этих книгах сделан общий обзор развития событий в Иудее и Израиле. Об этом нужно помнить при чтении этих книг.
Сначала описывается определенный период времени одной части страны, затем речь идет о том же периоде времени другой части разделенного народа Божьего. Таким образом, показывается параллельное развитие событий, что ведет в сообщениях к пересечению во времени.
7. Важные события описываемого периода
• Смерть царя Давида в 972 г. до Р.X. (2:10).
• Освящение храма в 966 г. до Р.X. (8:12 и далее).
• В конце жизни Соломон, в угоду своим языческим женам, впадает в идолопоклонство; умер в 932 г. до Р.X. (11:1-13).
• Разделение единого царства на Северное — Израильское и Южное — Иудейское из-за отпадения северных колен, 932 г. до Р.X. (12:20).
8. Ключевая тема: «Как его отец Давид»
Здесь трудно найти ключевое слово. В отношении второй части книги в качестве ключевого слова можно взять слово «разделение».
Эта книга провозглашает своего рода мерило для иудейских царей. Каждый царь должен равняться на царя Давида, а именно: на его отношение к Богу. Внутреннее отношение и любовь Давида к Богу являются тем критерием, по которому оценивается каждый царь.
9. Ключевые стихи
Господь говорит Соломону: «И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: „Не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом“» (3Цар.9:4-5).
10. Деление текста
А. Общее деление |
|
1. Израиль в период расцвета |
1:1-2:11 |
Старческая слабость Давида |
1:1-4 |
Борьба за вступление на трон |
1:5-53 |
Последние указания Давида и смерть |
2:1-11 |
2. Расцвет царствования Соломона |
2:12-10:29 |
Соломон укрепляет свою власть |
2:12-46 |
Брак с дочерью фараона |
3:1 |
Мудрость и богатство от Бога |
3:2-28 |
Успехи Соломона |
4:1-7:51 |
Освящение храма |
8 |
Указание и предостережение |
9:1-9 |
Внешняя и внутренняя политика, успехи |
9:10-10:29 |
3. Разделение царства |
11:1-12:24 |
Идолопоклонство Соломона |
11:1-8 |
Возвещение суда |
11:9-13 |
Внешние проблемы |
11:14-25 |
Проблемы со стороны Иеровоама |
11:26-40 |
Смерть Соломона |
11:41-43 |
Отделение Израиля (десяти колен) |
12:1-24 |
4. Оба царства в отдалении от Бога |
12:25-15:24 |
Израиль: жертвенник Иеровоама в Вефиле |
12:25-13:34 |
Смерть Иеровоама и Авии |
14:1-20 |
Иуда: плохое правление Ровоама |
14:21-31 |
Авия |
15:1-8 |
Аса наводит порядок в Иудее |
15:9-24 |
5. Жизнь Израиля вдали от Бога |
15:25-16:34 |
Истребление дома Иеровоама |
15:25-31 |
Злое правление Ваасы |
15:32-16:7 |
Ила, Замврий и Амврий |
16:8-28 |
Ахав и Иезавель |
16:29-34 |
6. Илия, муж Божий |
17:1-19:21 |
Засуха |
17:1 — 18:16 |
Суд Божий на Кармиле |
18:17-46 |
Уныние Илии и его ободрение |
19:1-18 |
Елисей |
19:19-21 |
7. Ахав — слабый и корыстолюбивый правитель |
20-21 |
Победа над царем сирийским |
20:1-34 |
Пророк предостерегает |
20:35-43 |
Навуфей |
21:1-26 |
Покаяние Ахава |
21:27-29 |
8. Конфликт с Сирией продолжается |
22 |
Б. Цари в период, описанный в Третьей книге царств В Иудейском царстве до вавилонского пленения правил только царственный дом Давида, однако в этот период было несколько восстаний и переворотов. Первое восстание, приведшее к разделению царства, было народным восстанием, в результате которого в северной части Израиля воцарился Иеровоам. В дальнейшем в Северном царстве происходили неоднократные перевороты и совершались убийства. Нестабильная обстановка в царстве привела к быстрому его упадку.
Цари Иудеи, Южного царства
Династия Давида |
932-848 гг. до Р.X. |
|
Ровоам |
932-913 гг. до Р.X. |
12:1 |
Авия |
913-911 гг. до Р.X. |
15:1 |
Аса |
911-870 гг. до Р.Х. |
15:9 |
Иосафат |
873-848 гг. до Р.X. |
15:24 |
Цари Израиля, Северного царства |
||
Династия Иеровоама |
931-909 гг. до Р.X. |
|
Иеровоам |
931-910 гг. до Р.Х. |
12:20 |
Нават |
910-909 гг. до Р.X. |
15:25 |
Династия Вааса |
909-885 гг. до Р.X. |
|
Ваас |
909-886 гг. до Р.X. |
15:28 |
Ила |
886-885 гг. до Р.X. |
16:8 |
Династия Замврия |
885 г. до Р.X. (всего семь дней) |
|
Замврий |
885 г. до Р.X. |
16:15 |
Династия Амврия |
885-841 гг. до Р.X. |
|
Амврий |
885-875 гг. до Р.X. |
16:23 |
Ахав |
874-853 гг. до Р.X. |
16:29 |
Охозия |
853-852 гг. до Р.X. |
22:51 |
Иорам |
852-841 гг. до Р.X. |
4Цар. 3:1 |
Вопросы по уроку 15:
1. Какой период времени охватывает Третья книга царств?
2. Откуда автор книг царств получил сведения об описываемом времени?
3. Какой метод повествования использовал автор?
4. Какие причины привели к разделению царства?
5. Что послужило поводом к разделению царства?
6. Как назывались обе части разделенного царства и кто были их первые цари?
7. От чего зависел расцвет и упадок царской власти в Израиле?