15. Третья книга царств

Краткое введение

 

Автор:

неизвестен; эпоха вавилонского пленения.

Время:

от глубокой старости Давида до царя Охозии (прибл. 125 лет).

Содержание:

внутренний упадок, идолопоклонство, разделение страны.

 

1. Предварительные замечания

Как уже было упомянуто в Первой книге царств, первоначально четыре книги царств составляли один исторический труд. Он описывает историю Израиля и Иудеи от конца периода судей до вавилонского пленения.

Но вскоре произошло разделение этого труда на отдельные книги. Для этого были свои причины.

Две причины играют здесь особую роль:

1) Уже упомянутый греческий текст, который на свитках Септуагинты занимал на 1/3 больше места, чем еврейский текст.

2) Различие в содержании между частями исторического труда.

Третья и Четвертая книги царств описывают дальнейшее развитие возникшей при Самуиле и Давиде монархии и ее упадок — от Соломона через разделение царства до конца государственной самостоятельности Израиля вследствие ассирийского пленения (722 г. до Р.X.) и падение Иудеи вследствие вавилонского пленения (586 г. до Р.X.).

В описании исторических событий здесь существуют значительные пробелы.

Автор сознает несовершенство своего труда и время от времени указывает на другие исторические источники своего времени, например: «Книга дел Соломоновых» (11:41), «Летопись царей израильских» (14:19), «Летопись царей иудейских» (14:29).

Возможно, он сам использовал эти источники для своей книги. Третья и Четвертая книги царств были написаны не с целью показать полную хронологию событий, но представить события и личности, которые имеют значение для истории спасения.

2. Тема книги

Книга показывает, как важно, чтобы народ Божий соблюдал свой завет с Богом. Расцвет царства и его упадок непосредственно связаны с отношением народа к этому вопросу.

Расцвет всегда был следствием верности народа и его царя Богу.

Упадок был результатом идолопоклонства и нравственного разложения.

3. Период времени

Третья книга царств охватывает период времени примерно в 120-125 лет. Она начинается с конца царствования Давида и заканчивается царем Охозией (854-853 гг. до Р.X.).

4. Авторство

Автор неизвестен. Еврейское предание называет Иеремию. Но это маловероятно, так как в 4Цар.25:27-30 описывается освобождение царя Иехонии из темничного дома (март 561 г. до Р.X.), а 4Цар.25:30 создает впечатление, что эта книга была написана после смерти Иехонии. Правда, это произошло до окончания вавилонского плена, иначе об этом обязательно было бы упомянуто. Иеремия не был в Вавилоне, он был отведен иудеями в Египет.

5. Подлинность

Подлинность книг хорошо подтверждается другими источниками. В НЗ есть ссылки на них (Мф.12:42; Рим.11:2; Иак.5:17— 18 и др.).

Многие археологические находки в Израиле, Сирии, Египте и Вавилоне также подтверждают содержание этих книг.

Их каноничность никогда серьезно не оспаривалась.

6. Метод изложения в Третьей и Четвертой книгах царств

В этих книгах сделан общий обзор развития событий в Иудее и Израиле. Об этом нужно помнить при чтении этих книг.

Сначала описывается определенный период времени одной части страны, затем речь идет о том же периоде времени другой части разделенного народа Божьего. Таким образом, показывается параллельное развитие событий, что ведет в сообщениях к пересечению во времени.

7. Важные события описываемого периода

• Смерть царя Давида в 972 г. до Р.X. (2:10).

• Освящение храма в 966 г. до Р.X. (8:12 и далее).

• В конце жизни Соломон, в угоду своим языческим женам, впадает в идолопоклонство; умер в 932 г. до Р.X. (11:1-13).

• Разделение единого царства на Северное — Израильское и Южное — Иудейское из-за отпадения северных колен, 932 г. до Р.X. (12:20).

8. Ключевая тема: «Как его отец Давид»

Здесь трудно найти ключевое слово. В отношении второй части книги в качестве ключевого слова можно взять слово «разделение».

Эта книга провозглашает своего рода мерило для иудейских царей. Каждый царь должен равняться на царя Давида, а именно: на его отношение к Богу. Внутреннее отношение и любовь Давида к Богу являются тем критерием, по которому оценивается каждый царь.

9. Ключевые стихи

Господь говорит Соломону: «И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: „Не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом“» (3Цар.9:4-5).

10. Деление текста

А. Общее деление

 

1. Израиль в период расцвета

1:1-2:11

Старческая слабость Давида

1:1-4

Борьба за вступление на трон

1:5-53

Последние указания Давида и смерть

2:1-11

2. Расцвет царствования Соломона

2:12-10:29

Соломон укрепляет свою власть

2:12-46

Брак с дочерью фараона

3:1

Мудрость и богатство от Бога

3:2-28

Успехи Соломона

4:1-7:51

Освящение храма

8

Указание и предостережение

9:1-9

Внешняя и внутренняя политика, успехи

9:10-10:29

3. Разделение царства

11:1-12:24

Идолопоклонство Соломона

11:1-8

Возвещение суда

11:9-13

Внешние проблемы

11:14-25

Проблемы со стороны Иеровоама

11:26-40

Смерть Соломона

11:41-43

Отделение Израиля (десяти колен)

12:1-24

4. Оба царства в отдалении от Бога

12:25-15:24

Израиль: жертвенник Иеровоама в Вефиле

12:25-13:34

Смерть Иеровоама и Авии

14:1-20

Иуда: плохое правление Ровоама

14:21-31

Авия

15:1-8

Аса наводит порядок в Иудее

15:9-24

5. Жизнь Израиля вдали от Бога

15:25-16:34

Истребление дома Иеровоама

15:25-31

Злое правление Ваасы

15:32-16:7

Ила, Замврий и Амврий

16:8-28

Ахав и Иезавель

16:29-34

6. Илия, муж Божий

17:1-19:21

Засуха

17:1 — 18:16

Суд Божий на Кармиле

18:17-46

Уныние Илии и его ободрение

19:1-18

Елисей

19:19-21

7. Ахав — слабый и корыстолюбивый правитель

20-21

Победа над царем сирийским

20:1-34

Пророк предостерегает

20:35-43

Навуфей

21:1-26

Покаяние Ахава

21:27-29

8. Конфликт с Сирией продолжается

22

 

Б. Цари в период, описанный в Третьей книге царств В Иудейском царстве до вавилонского пленения правил только царственный дом Давида, однако в этот период было несколько восстаний и переворотов. Первое восстание, приведшее к разделению царства, было народным восстанием, в результате которого в северной части Израиля воцарился Иеровоам. В дальнейшем в Северном царстве происходили неоднократные перевороты и совершались убийства. Нестабильная обстановка в царстве привела к быстрому его упадку.

Цари Иудеи, Южного царства

Династия Давида

932-848 гг. до Р.X.

 

Ровоам

932-913 гг. до Р.X.

12:1

Авия

913-911 гг. до Р.X.

15:1

Аса

911-870 гг. до Р.Х.

15:9

Иосафат

873-848 гг. до Р.X.

15:24

Цари Израиля, Северного царства

Династия Иеровоама

931-909 гг. до Р.X.

 

Иеровоам

931-910 гг. до Р.Х.

12:20

Нават

910-909 гг. до Р.X.

15:25

Династия Вааса

909-885 гг. до Р.X.

 

Ваас

909-886 гг. до Р.X.

15:28

Ила

886-885 гг. до Р.X.

16:8

Династия Замврия

885 г. до Р.X. (всего семь дней)

Замврий

885 г. до Р.X.

16:15

Династия Амврия

885-841 гг. до Р.X.

 

Амврий

885-875 гг. до Р.X.

16:23

Ахав

874-853 гг. до Р.X.

16:29

Охозия

853-852 гг. до Р.X.

22:51

Иорам

852-841 гг. до Р.X.

4Цар. 3:1

 

Вопросы по уроку 15:

1. Какой период времени охватывает Третья книга царств?

2. Откуда автор книг царств получил сведения об описываемом времени?

3. Какой метод повествования использовал автор?

4. Какие причины привели к разделению царства?

5. Что послужило поводом к разделению царства?

6. Как назывались обе части разделенного царства и кто были их первые цари?

7. От чего зависел расцвет и упадок царской власти в Израиле?