17. Первая книга Паралипоменон

Краткое введение

 

 

 

Автор:

неизвестен; многое говорит в пользу Ездры.

Время:

от Адама до Давида.

Содержание:

история Израиля, которая излагается с позиции его отношения к Богу.

 

1. Предварительные замечания

Первоначальный вид книг Паралипоменон

Как и четыре книги царств, которые первоначально представляли собой единый исторический труд, так и Первая и Вторая книги Паралипоменон, Книга Ездры и Книга Неемии изначально были единым трудом.

Подобно тому как первоначальный исторический труд был разделен на четыре книги царств, так и этот труд был разделен на две книги Паралипоменон, Книгу Ездры и Книгу Неемии.

Объем содержания первоначальной хронологической книги

Этот исторический труд охватывал всю историю человечества — от Адама и до возвращения иудеев из вавилонского плена — с точки зрения истории спасения.

Название книги Паралипоменон

Еврейское название книги Диврей ха-ямим означает: «деяния дней». В Септуагинте, откуда и происходит разделение на две части, использовано греческое слово Паралипоменон, что означает «о пропущенных вещах». Это название возникло потому, что здесь рассказывается о событиях, лишь вскользь упоминаемых в других исторических книгах. Эта книга может рассматриваться и как дополнение к книгам царств, так как в ней сообщается о событиях, не упоминаемых в этих книгах.

Позиция автора Первой книги Паралипоменон

Книга описывает историю Израиля с точки зрения Бога. Д-р Биллингер пишет: «…образует независимый труд, в котором история избранного народа рассказана по-новому, под другим углом зрения. Хотя речь идет о тех же событиях, но рассматриваются они под другим углом. В книгах царств мы имеем дело с фактами истории; здесь же мы имеем дело с Божественными суждениями и мыслями об этих фактах. В тех книгах они рассматриваются с точки зрения человека; здесь же они описаны с точки зрения Бога». Смысл этого высказывания можно рассмотреть на примерах:

• Так, в 1 Цар. сказано, что Саула убили филистимляне; в 1Пар.10:1-14 говорится, что Саула умертвил Господь. Филистимляне были лишь орудием Бога для совершения Его суда над Саулом.

• Во 2Цар.6 описывается перенос ковчега — в одной главе; в Первой книге Паралипоменон это событие занимает три главы (гл. 13-15).

• Во 2 Цар. прелюбодеянию Давида и греху убийства посвящены две главы (2Цар.11 и 12). В книгах Паралипоменон об этих грехах ничего не сказано, так как то, что прощено Богом, больше не вспоминается.

Хотя эта книга в своей родословной восходит до Адама, все же основное внимание в ней уделено царям, связанным с храмовым служением в Иерусалиме. Поэтому Давид занимает в ней видное место.

2. Тема книги

Бог показывает Свой суверенитет в Своих делах от творения до вавилонского пленения.

Большая часть книги, если Ездра является ее автором, была написана в далеком от Бога окружении (в Вавилоне). Обетованная земля казалась утраченной. Во всяком случае, она была опустошена и разорена войной. Некоторые иудеи утратили свою веру. Книга хочет ответить на вопрос: почему история протекает именно таким образом. Бог был верен, и Бог остается верным: царь, который уповает на Яхве, поддерживается Им, так как Бог благословляет послушание. Непослушание наказывается Им.

3. Период времени

Первая книга Паралипоменон начинается с Адама, первого человека (1:1), и заканчивается смертью Давида (29:28). Согласно библейскому исчислению, она охватывает примерно 3000 лет. Эта книга повествует о событиях из начального периода истории Израиля, которых нет в других книгах. Назовем в качестве примера некоторые из них:

• Несчастливый исход разбойничьего набега, который был совершен частью семьи Ефрема, когда сам Ефрем был еще жив (1Пар.7:21 и далее). Возможно, этот набег был совершен еще в Египте (Быт.50:22-23). Это нападение, возможно, объясняет лютую ненависть между Израилем и филистимлянами.

• Служение несли левиты в возрасте от 30 до 50 лет (Чис.4:3). Возраст от 30 лет в качестве начала служения соблюдался спустя века. Правда, левиты могли выполнять различные обязанности и в более молодые годы (Чис.8:24). Но тяжелую работу по транспортировке скинии левит должен был совершать лишь с 30 лет. Давид понизил возраст служения до 20 лет. Тем самым он смог привлечь больше левитов к служению (1Пар.23:27).

4. Авторство и время написания

Автор неизвестен.

Евреи считают автором Ездру. Если это так, то он должен был написать эту книгу, находясь в вавилонском плену. Почтение к храмовому служению указывает на богобоязненного человека, тоскующего об этом служении.

Стиль и выражения сходны со стилем Книги Ездры. Содержание 9-й главы показывает, что она была написана после окончания вавилонского пленения.

Девятая глава дает повод некоторым теологам видеть в авторе священника конца персидского и начала эллинистического периода (IV в. до Р.X.).

Важной отправной точкой для датирования книги является Анани, последняя рожденная личность (8-е поколение после Иоакима) из названных в Первой и Второй книгах Паралипоменон. Анани родился примерно между 425 и 400 гг. до Р.X. Так как для автора были важны потомки Давида, Анани, по всей вероятности, был последним из известных ему представителей этого родословного дерева. Таким образом, книга может грубо датироваться 400 г. до Р.X.

5. Источники

В распоряжении автора было много хороших источников. Хотя они и не названы конкретно, книги Гексатеуха (Пятикнижие Моисея и Книга Иисуса Навина) должны рассматриваться в качестве основных источников. К этим источникам добавляются не дошедшие до нас весьма точные родословные и статистические данные. К тому же сама книга называет некоторые источники:

 

1.

Летопись царя Давида

1Пар.27:24

2.

Книга царей израильских и иудейских

2Пар.16:11; 27:7

3.

Книга царей израильских

1Пар.9:1

4.

Записи Самуила, провидца

1Пар.29:29

5.

Записи пророка Нафана

1Пар.29:29

6.

Записи Гада, прозорливца

1Пар.29:29

7.

Книга царей

2Пар.24:27

8.

Записи царей Израилевых

2Пар.33:18

9.

Предписания Давида, царя Израилева, и его сына Соломона

2Пар.35:4

10.

Пророчества Ахии силомлянина

2Пар.9:29

11.

Видения прозорливца Иоиля

2Пар.9:29

 

12.

Записи Самея, пророка

2Пар.12:15

13.

Записи Ииуя, сына Ананиева

2Пар.20:34

14.

Первые и последние дела Озии,

 

 

описанные пророком Исаией

2Пар.26:22; 32:32

 

15. Записи Хозая

2Пар.33:19

 

Так как этих источников сегодня уже нет, нельзя сказать однозначно, что тот или иной источник не фигурирует под несколькими названиями. Но можно однозначно говорить об обилии материалов, находящихся в распоряжении автора.

6. Возражения критиков Библии

Критики часто говорят о том, что эта книга представляет Иудею и ее царей с положительной стороны, умалчивая об отрицательных сторонах этих царей.

На это можно ответить: при всем обилии материалов, бывших в распоряжении автора, могло случиться так, что не было ни одного, который бы охватывал всю историю мира и государства. Автор должен был делать выбор. Мы не должны также упускать из виду намерения автора. Чтобы представить точку зрения Бога, он должен был сортировать находящийся в его распоряжении материал. Ведь его труд прежде всего должен был быть манифестом. Решающее значение имеет то, что сообщаемые здесь события соответствуют фактам, даже если они и подвергаются духовной интерпретации и оценке (см. урок 18).

7. Ключевое слово

Служение.

8. Ключевой стих

«Они служили… перед скинией собрания…» (1Пар.6:32).

 

9. Деление текста

гл.

1. Прошлое Израиля

1-9

Родословие — от Адама до Иакова

1:1 -2:2

Сыновья Иуды

2:3 — 4:23

Сыновья Симеона

4:24-43

Сыновья Рувима

5:1-10

Сыновья Гада

5:11-22

Главы поколений Манассии грешат

5:23-26

Сыновья Левия

6:1-53

Места проживания левитов

6:54-81

Сыновья Иссахара

7:1-5

Сыновья Вениамина

7:6-12

Сыновья Неффалима

7:13-19

Сыновья Ефрема

7:20-29

Сыновья Асира

7:30-40

Сыновья Вениамина

8

Первые жители Иерусалима после вавилонского пленения

9

2. Правление Давида

10-27

Конец Саула

10

Давид становится царем

11:1-3

Давид овладевает Иерусалимом

11:4-9

Соратники Давида

11:10-12:40

Давид переносит ковчег завета в Иерусалим

13-15

Хвалебный псалом Давида

16

Давид не может строить храм

17

Победы в войне

18-20

Грех Давида: исчисление народа

21:1-22:1

Подготовка к постройке храма

22:2-23:1

Левиты

23:2-26:32

Начальники

27

3. Прощальные речи Давида и его смерть

28-29

Наставления начальникам

28:1-8

Наставления Соломону

28:9-21

Всему собранию

29:1-9

Молитва

29:10-19

Давид умирает

29:20-30

 

10. Символика

Ковчег завета — престол Божий (гл. 13-15).

Ковчег завета в Иерусалиме — образ того, что Бог хочет быть центром религиозной и политической жизни Своего народа (гл. 15).

Ковчег завета в доме Аведдара — образ благословения над домом, в котором Бог является центром.

Гора Мориа

Образ гнева Божьего, который был удовлетворен на Голгофе. Язва в качестве наказания за исчисление народа прекратилась у гумна Орны иевусеянина, на горе Мориа (гл. 21).

11. Особенности

Многочисленные цитаты из недоступной на сегодняшний день духовной литературы показывают, как Дух Божий отделяет действительно богодухновенное Слово Божие от временной религиозной и назидательной литературы.

Вопросы по уроку 17:

1. Какой период времени описан в Первой книге Паралипоменон?

2. Что общего у книг Паралипоменон и царств?

3. В чем отличие книг Паралипоменон от книг царств?

4. Почему в книгах Паралипоменон отсутствует всякое упоминание о прелюбодеянии Давида?

5. Что говорит в пользу авторства Ездры при составлении исторического труда, к которому принадлежала и Первая книга Паралипоменон?

6. В книгах Паралипоменон упоминаются некоторые не сохранившиеся исторические и религиозные книги. Какой из этого можно сделать вывод о богодухновенности Священного Писания?

7. В какой мере книги Паралипоменон дополняют книги царств?