19. Книги Ездры и Неемии

Краткое введение

 

Автор:

возможно, Ездра.

Время:

от эдикта Кира до реформы в Иудее под руководством Неемии.

Содержание:

возрождение Иудеи после вавилонского пленения.

 

1. Предварительные замечания

Книги Ездры и Неемии первоначально составляли одну книгу. Об этом мы узнаем из различных источников: от Иосифа, из Талмуда, масоретских традиций, древнехристианских свидетельств, а также многих манускриптов и рукописей. В уроке 17 об этом было сказано подробнее.

Разделение хронологической книги на две части впервые произошло в Септуагинте. Здесь вторая часть (сегодняшние книги Ездры и Неемии) представляет собой одну книгу под названием Книга Ездры.

В раннем христианстве этот двойной труд Ездры-Неемии был снова разделен: он носил название Первая и Вторая книги Ездры. Первое христианское свидетельство об этом мы находим у Оригена. Однако и название второй части как Книги Неемии встречается очень давно. Это название было известно уже Иерониму.

Официальное название, утвержденное на Тридентском (антиреформатском) соборе и оставшееся актуальным для Вульгаты:

Первая Ездры и Вторая Ездры, которая называется также Неемии.

Библия восточной, православной, церкви содержит в качестве Первой книги Ездры 3-ю Ездры, т. е. апокрифический труд. В Вульгате она находится после Ездры и Неемии.

Иудейская традиция считает Ездру автором общего исторического труда (Паралипоменон и Ездра-Неемия). Книга Ездры следует непосредственно за 2-й книгой Паралипоменон. Последние стихи 2-й книги Паралипоменон и начало Книги Ездры идентичны (ср. 2Пар.36:22-23 и Езд.1:1-3).

Книги Ездры и Неемии характеризуются одним и тем же стилем; различие состоит в их содержании.

Ездра, священник и книжник, играет в первой книге (Езд.7) главную роль; в Книге Неемии главной личностью является политик Неемия.

2. Тема книг

Речь в этих книгах идет о двух вещах: построение храма и городской стены и реформирование народа Божьего. Для этого необходимы два условия: мужественное упование на Бога и строгое соблюдение Его Слова.

3. Период времени и исторический фон

Исторический фон во время написания книг.

В 722 г. до Р.X. Северное царство, Израиль, было завоевано Ассирией. Часть народа была уведена в Ассирию. В то время ассирийцы проводили политику переселения завоеванных народов. Они заменили депортированных израильтян другими народами: из Вавилона, Аввы, Сепарваима и Куты. Однако большую часть населения составляли израильтяне, которые не были переселены. В результате этого смешения возник народ, так называемые «самаряне» (ср. 4Цар.17:24-41). Этот народ практиковал смешанный религиозный культ, в котором соединились вера в Яхве, почитание древнеизраильского места поклонения (Вефиль), Пятикнижие Моисея и языческие верования.

В 587 г. до Р.X. вавилоняне при завоевании Иудеи разрушили храм в Иерусалиме. После первой депортации в 605 г. до Р.X., которая в основном коснулась лишь части высших кругов, теперь почти весь Израиль был переселен в другую часть Вавилонского царства (второе переселение в 597 г. до Р.X., третье — в 586 г. до Р.X.). Это был обычный метод вавилонян для предотвращения восстаний покоренных народов.

В 539 г. до Р.X., почти 50 лет спустя после разрушения Иерусалима, персы захватили Вавилон. Персидский царь Кир разрешил пленникам из различных областей многонационального государства возвратиться на их родину. Он поддержал восстановление храма и богослужения.

Первая волна под предводительством Зоровавеля. В 538 г. до Р.X. первая группа под руководством Зоровавеля, потомка царского дома Давида, отправилась в путь. Лишь часть иудеев (3-5 %) последовали призыву возвратиться на родину. Те, кто не возвратился, положили основание существующей по сегодняшний день еврейской диаспоре.

Возвратившиеся сразу же начали работы по восстановлению храма. Уже в том году был освящен жертвенник всесожжений. Но вскоре начались конфликты с самарянами, склонявшими народ прекратить строительство храма.

Лишь усилиями пророков Аггея и Захарии народ был пробужден духовно, и после 20-летнего перерыва строительство возобновилось. В 516 г. до Р.X. строительство храма было завершено.

Вторая волна под предводительством Ездры. Ездра, из рода первосвященников, был руководителем второй большой группы возвратившихся пленников. Он заботился об украшении храма и о духовном обновлении народа.

При Ездре началось пробуждение народа и его обращение к закону. Здесь лежат корни религиозной жизни евреев — как того времени, так и в наши дни. Ездра является одним из первых книжников, в среде которых позднее возникло фарисейство. Нынешнее ортодоксальное иудейство также придерживается этой линии.

Непостоянство и нерешительность позднее привели к смешанным бракам между возвратившимися иудеями и языческими женщинами. Ездра и Неемия решительно боролись с этим явлением.

Третья волна под предводительством Неемии. Неемия, виночерпий персидского царя, возвращается с большой группой в Израиль, чтобы восстановить стену Иерусалима. Освящение стены состоялось в 444 г. до Р.X.

Исторические события, описанные в этих книгах, охватывают период времени примерно в 100 лет. Он начинается с первого возвращения евреев под руководством Зоровавеля в 538 г. до Р.X. (Езд.1-2) и заканчивается вторым пребыванием Неемии в Иерусалиме в 430 г. до Р.X. (Неем.13:6 и далее).

4. Авторство

Роберт Ли и другие толкователи считают, что Книга Ездры была написана Ездрой в 457 г. до Р.X. Книга Неемии является автобиографией Неемии со времени его второго пребывания в Иерусалиме в 430 г. до Р.X. Но эта гипотеза не учитывает тот факт, что обе книги до II столетия были одной книгой, что дает повод думать об одном авторе.

Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что в распоряжении автора были записи Ездры и Неемии. Нельзя упускать из виду автобиографические части в обеих книгах. Кроме того, составитель использовал различные родословия и статистические данные. Родословная в Неем.12:10-21 доходит до времени Александра Македонского. Упомянутый в Неем.12:22 Дарий может быть только Дарием III Кодоманом, который в 331 г. до Р.X. был побежден Александром Македонским. Это позволяет сделать заключение, что окончательное составление книги может относиться, самое раннее, к началу IV в. до Р.X.

5. Кто были Ездра и Неемия

Оба они были вождями израильского народа.

Ездра

Ездра был потомком первосвященника Хелкии, который занимал эту должность при царе Иосии (ср. Езд.7:1; 2Пар.34:14). В Вавилоне не было ни священнического служения, ни жертвоприношений, так как священство было связано с храмом. Так Ездра стал книжником (7:6, 10). Он был мужественным человеком и уповал на Бога перед лицом сильных врагов (Езд.8:21 и далее).

Неемия

Будучи виночерпием, он являлся одним из самых важных советников персидского царя (о значении и деятельности советника в древности см. Быт.41:9 и далее; по совету египетского виночерпия узник Иосиф был приведен к фараону — и это явилось началом его деятельности в качестве второго лица в Египте).

Несмотря на высокое положение при дворе тогдашнего мирового владыки, Неемия не скрывал своего происхождения (гл. 1).

Когда он услышал о проблемах Израиля — о сильных врагах, о бедности в святой земле и о бедственном положении Иерусалима, он решил испросить отпуск (444 г. до Р.X.).

Пользуясь своим положением и возможностями, Неемия восстанавливает городскую стену и организует отпор врагам (Неем.7:3).

Неемия заступается за бесправных бедняков (Неем.5:1-13), выступает против влияния иноплеменников (Неем.13:1-3) и, при своем втором посещении страны, выступает против смешанных браков (Неем.13:23-30).

6. Подлинность

Подлинность событий и обстановки того времени подтверждается в книгах пророков Аггея, Захарии и Малахии.

7. Основные идеи

Ездра: строительство храма и религиозные реформы, несмотря на сопротивление.

Неемия: молитва и работа, несмотря на сопротивление.

8. Ключевой стих

«…Одной рукою производили работу, а другой держали копье» (Неем.4:17).

 

9. Деление текста

гл.

1. Возвращение под руководством Зоровавеля

Езд. 1-6

Эдикт Кира и его исполнение

1

Перечень возвратившихся

2

Жертвенник и Праздник кущей

3:1-7

Закладка основания храма

3:8-13

Препятствие в строительстве храма со стороны самарян

4

Аггей и Захария способствуют возобновлению строительства, разрешение Дария на строительство храма и его помощь, освящение храма

5-6

2. Ездра и его труд

Езд. 7-10

Второе разрешение на возвращение

7

Духовная подготовка и список возвращающихся

8

Сетование по поводу обстоятельств в святой земле и молитва покаяния

9

Борьба против смешанных браков

10

3. Неемия становится наместником в Иудее

Неем. 1:1-2:10

Сообщение, сетование и молитва покаяния

1

Разрешение и полномочия от Артаксеркса

2:1-10

4. Стена будет построена

Неем. 2:11-6:19

Прибытие в Иерусалим и осмотр повреждений

2:11-20

Строительство, организация и сопротивление

3-4

Несмотря на происки врагов, строительство окончено

6

5. Внешнее и внутреннее устройство, проводимое Неемией

Неем. 5:1 — 13:3

Помощь бедным

5

Перепись населения

7

Чтение закона (Праздник кущей)

8

Национальный день покаяния

9

Обновление завета с Богом

10

Список жителей Иерусалима

11

Списки священников и левитов

12:1-26

Освящение городской стены

12:27-43

Назначение надзирателей над приношениями в храм

12:44-47

Отделение иноплеменников

13:1-3

6. Реформы во время второго пребывания Неемии

Неем. 13:4-31

Ревизия жилища Товии в храме

13:4-9

Обеспечение раздачи даров для левитов

13:10-14

Суббота снова стала святиться

13:15-22

Изгнание языческих жен

13:23-31

 

10. Важнейшие события в книгах Ездры и Неемии

• 538 г. до Р.X. Эдикт Кира: первое возвращение евреев под руководством Зоровавеля (Езд.1-2).

• 538 г. до Р.X. Восстановление жертвенника и Праздник кущей (Езд.3:1-7).

• 537 г. до Р.X. Начало строительства храма (Езд.3:8-13); остановка в работе (Езд.4:23-24).

• 520 г. до Р.X. Влияние Аггея и Захарии: возобновление строительства храма (Езд.5:2).

• 516 г. до Р.X. Освящение храма (Езд.6:15-18).

• 515 г. до Р.X. Восстановление празднования Пасхи (Езд.6:19-22).

• Пробел в повествовании в 57 лет.

• 458 г. до Р.X. Второе возвращение евреев под руководством Ездры (Езд.7-8).

• 444 г. до Р.X. Третье возвращение евреев под руководством Неемии (Неем.2:9); строительство стены за 52 дня (Неем.6:15).

• 430 г. до Р.X. Второе путешествие Неемии в Иерусалим (Неем.13:6-7).

Этапы возвращения и обстоятельства

Дата*,
обстоятельства

Этапы возвращения:

первый

второй

третий

Год

538 г. до Р.X.

458 г. до Р.X.

444 г. до Р.X.

Персидский царь

Кир (558-529)

Артаксеркс 1 Лонгиман (464-423)

Артаксеркс I Лонгиман

Руководитель

Зоровавель

Ездра

Неемия

Возвратившиеся

Прибл. 50 000

4000-5000

Не сообщается

Результат и проблемы

Жертвенник
Жертвы

Украшение храма Духовное
пробуждение народа

Строительство городской стены

 

Праздник кущей

Пробуждение

 

Строительство

Смешанные браки

Враждебность

 

храма

 

самарян

 

Пасха

 

Смешанные
браки

 

Враждебность
самарян

 

 

Текст в Библии

Езд.1-6

Езд.7-10

Книга Неемии

 

* Даты у историков расходятся приблизительно на два года.

Вопросы по уроку 19:

1. Какой период времени описывают Книга Ездры и Книга Неемии?

2. Что свидетельствует в пользу того, что в распоряжении автора были записи Ездры и Неемии?

3. Какие негативные стороны высших кругов Израиля показаны в книгах Ездры и Неемии?

4. Кто такие самаряне?

5. Какую роль играли самаряне во времена Ездры и Неемии?

6. Чем занимался Неемия во время своего первого и второго пребывания в Иерусалиме?

7. Какие политические события сделали возможным возвращение евреев в Израиль?

8. Из чего следует, что во времена Ездры и Неемии закон приобрел особое значение в жизни народа израильского?