20. Книга Есфирь

Краткое введение

 

Автор:

не установлен: Ездра, Мардохей или «Великая Синагога»; очевидец-еврей, хорошо знакомый с персидской культурой.

Время:

в царствование Ксеркса, 486-464 г. до Р.X.

Содержание:

спасение евреев через Есфирь; учреждение праздника Пурим.

 

1. Предварительные замечания

Ни одна из книг Библии не подвергалась таким сильным нападкам из-за своего содержания, как книга Есфирь.

Это единственная книга в Библии, в которой не упоминается имя Божье. В НЗ она нигде не цитируется; в свитках Мертвого моря нет ни одной копии этой книги.

В книге Есфирь, в противоположность другим книгам, написанным после возвращения из плена (Ездры, Неемии и др.), ничего не сказано ни о законе, ни о принесении жертв, ни о молитве (сказано лишь о посте).

Еврейский народ в персидском плену не внял призыву и долгу возвратиться в Палестину и принять участие в храмовом богослужении (ср. Езд.; Неем.). Книга Есфирь оспаривалась даже самими евреями. Но после ее внесения в ветхозаветный канон она стала пользоваться большим уважением. Она принадлежит к пяти свиткам (мегилот), читаемым в связи с различными еврейскими праздниками. «Мегилот», после Торы, считаются самыми почитаемыми книгами.

Книга Есфирь читается на праздник Пурим, 14-е и 15-е числа месяца адар (февраль — март).

Лютер по поводу книги Есфирь говорил, что желал бы, чтобы она никогда не была написана. Правда, Лютер и по поводу новозаветных книг иногда выражал свое особое мнение. Книгу Откровение он называл «книгой за семью печатями», а Послание Иакова характеризовал как «соломенное послание».

Антисемитизм охотно подхватил эту книгу, чтобы на примере Есфири распространять слухи о кровожадных и опасных евреях. Лютер, который к концу своей жизни становился все более и более ревностным антисемитом, сказал, что книга Есфирь является проеврейской книгой.

2. Тема книги

Книга описывает возникновение праздника Пурим. Это праздник спасения от уничтожения народа Аманом, первым министром Персии.

Книга показывает реальность Божественного провидения. Мардохей, дядя Есфири, указал ей, что, возможно, она для того стала царицей, чтобы, используя свое положение, спасти свой народ.

Еврейский народ, который остался на чужбине и тем самым не исполнил волю Божью, испытывает, тем не менее, верность Бога. Он живет с уверенностью, что Бог сохранит и защитит Свой народ.

3. Период времени

События, описанные в этой книге, происходили между первым (под руководством Зоровавеля, 538 г. до Р.X.) и вторым (под руководством Ездры, 458 г. до Р.X.) возвращением из плена. Хронологически книга должна находиться между 6-й и 7-й главами Книги Ездры — время, о котором у нас нет других библейских сообщений. Книги Ездры, Неемии и Есфирь дают хороший обзор жизни евреев в Палестине и в диаспоре. Артаксеркс, о котором упоминается в книге, правил Персией в 465-424 гг. до Р.X.

4. Авторство

Автор в книге не назван. Возможно, он жил в Палестине, когда писал эту книгу, чтобы сообщить о событиях в Персидском царстве. Книга была написана, чтобы показать еврейскому народу, что Бог защищал Свой народ. Он действовал даже через тех евреев, которые отказались возвратиться в свою страну. Эта весть должна была ободрить возвратившихся на родину евреев и укрепить их упование на Бога.

Ездра в качестве возможного автора

Некоторые считают автором книги Ездру. Язык и стиль книги подтверждают это мнение. Для трудов Ездры, написанных на еврейском языке, характерно включение большого числа арамейских выражений. Этот стиль хорошо прослеживается в книге Есфирь. Авторство Ездры обосновывается также и тем обстоятельством, что эта книга отмечена пламенным еврейским патриотизмом, который чувствуется в рукописях Ездры. Автору были хорошо знакомы персидские нравы и обычаи. Ездра был влиятельным человеком в Персии и потому знал придворные нравы.

Книга Есфирь как труд «Великой Синагоги»

В иудействе книгу Есфирь считают трудом «Великой Синагоги». «Великой Синагогой» назывался орган, состоявший из 120 членов, существовавший от времени Ездры до примерно 330 г. до Р.X. Он отвечал за проведение в жизнь закона и установление различных праздников. Правда, некоторые церковные историки оспаривают его существование. Они считают, что такого органа в период, предшествовавший эллинистической культуре, не было.

Мардохей как возможный автор

Некоторые толкователи считают, что книга Есфирь является трудом Мардохея. Э. Эби полагает, что в основе книги лежат, по крайней мере, некоторые записи, сделанные Мардохеем.

5. Подлинность

Книга Есфирь является вдохновенным Словом Божьим.

Мы можем не сомневаться в подлинности книги Есфирь. Правда, она нигде в НЗ прямо не цитируется. Некоторые факты, приведенные в книге, подтверждаются археологическими находками и греческим историком Геродотом (485-425 гг. до Р.X.).

Главные пункты нападок и библейское разъяснение

А. Для этой книги характерно небиблейское чувство мести.

Ответ. В ВЗ Царство Божие отождествляется с Израилем. Борьба против внешних врагов была войной за Бога. Аман, будучи врагом избранного еврейского народа, был врагом Божьим и тем самым союзником дьявола.

Описанные в книге Есфирь события играли большую роль в истории спасения: запланированным уничтожением еврейского народа тьма (сатана) хотела воспрепятствовать пришествию Мессии. Ненависть евреев к Аману и его свите — не что иное, как новозаветная ненависть по отношению к греху и отвержение сатаны. Иисус и Павел лишь позже открывают нам, что «наша брань не против плоти и крови» (Еф.6:12). В соответствии с уровнем познания ВЗ, месть является нормальным явлением (ср. Пс.93).

Б. Имя Божье ни разу не встречается, в то время как имя царя встречается 187 раз.

Ответ. Талмуд, ссылаясь на Втор.31:18, поясняет: из-за греха Израиля Бог сокрыл Свое лицо. Евреи в диаспоре, к числу которых относились также Есфирь и Мардохей, предпочли благополучие диаспоры (в языческом окружении) полной лишений жизни на родине. Хотя царское имя и называется часто, но здесь нет никакого идолопоклоннического почитания людей. Напротив: ненависть Амана к евреям возникла из-за того, что Мардохей не падал на колени ни перед кем из людей, включая царя. Такое преклонение подобало лишь по отношению к Богу.

В. Нет ни одной ссылки на закон.

Ответ. Нет повода.

Г. Нигде не упоминается молитва.

Ответ. Большое значение придается посту. Возможно, пост был связан с молитвой. Во всяком случае, пост народа был выражением зова к Богу о помощи; ведь Есфирь в своем трудном положении сознательно рассчитывала на помощь свыше.

Д. Вроде бы религиозные представления являются всего лишь выражением суеверия языческого царя: счастливые и несчастливые дни.

Ответ. Мардохей убежден в том, что Бог сохранит и защитит Свой народ (эта уверенность явно чувствуется, хотя имя Божье прямо и не называется). Он верит в Божье водительство и предвидение. Он верит в положительный исход (ср. Есф.4:14).

Е. В НЗ нет ни одной ссылки на эту книгу.

Ответ. Нигде в Библии не выдвигается требование о необходимости такого удостоверения какой-либо книги.

6. Возражения критиков Библии

Библейская критика либеральных теологов считает книгу Есфирь подложной.

При этом так называемая «современная теология» соединяется с явным антисемитизмом. Чтобы показать методы старой либеральной теологии, необходимо воспроизвести их суждение о книге Есфирь. В качестве примера служит метод, который носит название «религиозно-историческое сравнение» (RGG).

Экскурс. Цитата из RGG (RGG, т. II, с. 647-651).

Примечательно, что эта выдержка сделана из первого издания RGG. Второй том вышел в 1910 г. Современное, третье, издание, как, впрочем, и второе, было переработано и актуализировано на основании новых научных представлений. Третий том этого, второго, издания появился в 1958 г. В третьем издании цитируемой здесь статьи уже нет, как нет и антисемитских признаков.

Приводимая здесь цитата из первого издания является примером крайних взглядов либеральной теологии того времени:

«3. Книга претендует на историчность: поэтому в ней приводятся точные цифры и имена, указания на персидские обычаи, сообщения о царских указах, ссылки на „Книгу дневных записей“, т. е. на официальный деловой журнал персидских царей. С другой стороны, в ней много мифических, сказочных признаков: царь восседает на троне со скипетром в руке; персидские министры опасаются всеобщего восстания жен и хлопочут об издании фантастического указа, чтобы каждый муж был господином в своем доме; все красивые девушки были доставлены к царю и рассмотрены им; но прежде, чтобы понравиться царю, они должны были в течение года проходить курс натираний благовонными маслами; царица должна была публично показать свою красоту; виселица в 50 локтей и т.д.

(Обратите внимание на антисемитские тенденции. — Р. Вагнер) Так как эта книга сознательно подражает историческому стилю, то она является не плодом наивного народного творчества, но подделкой. Вообще еврейство того времени было склонно к фальсификациям — признак испорченности его состояния: кто лжет, будучи писателем, тот лжет и в жизни…

5. Из нечистых побуждений не может появиться истинное произведение искусства…

6. Для основного материала книги, т. е. для интриги Есфири и Мардохея против Амана, скорее всего, использована старая предыстория. (И это называют религиозно-историческим сравнением! — Р. Вагнер.) Имя „Есфирь“ является более поздним произношением имени так называемой „Иштар“, вавилонской богини любви. „Мардохей“ происходит от „Мардук“, имени главного бога Вавилона, а Аман есть не кто иной, как Аман, бог живущих на востоке Вавилона эламитов. Поэтому в основе этого повествования лежит один из вавилонских мифов, который описывает победу вавилонского бога над богом эламитов и в котором отразилось древнее, подтвержденное историей (прибл. в 2300 г. до Р.X.) освобождение Вавилона от ига Элама. Этот материал, по всей вероятности, прошел через руки персов и был преобразован в придворную историю, и которую была включена личность царя. В конце концов, евреи позаимствовали эту легенду вместе с входящим в нее праздником, приспособив ее к своим обстоятельствам и настроениям».

Подобные антисемитские тенденции находятся также и в усилившейся в настоящее время «феминистской теологии», которая «ветхозаветного Бога» считает кровожадным и мстительным Богом.

7. Ключевое слово

Пурим.

8. Ключевые стихи

«И сказал Мардохей в ответ Есфири: „Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?“ И сказала Есфирь в ответ Мардохею: „Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну“» (Есф.4:13-16).

9. Деление текста

А. Общее деление по праздникам

гл.

1. Праздник Артаксеркса

1-2

2. Праздник Есфири

5

3. Праздник Пурим

9:17 и далее

 

Правда, это деление не вполне соответствует содержанию книги, поэтому возможно еще и такое деление текста:

 

Б. Деление по содержанию

 

 

Отстранение царицы Астинь

1

 

Есфирь становится царицей

2:1-18

 

Мардохей спасает царя

2:19-23

 

Высокомерие Амана и его ненависть к евреям

3

Мардохей просит Есфирь о помощи

4

Первый пир Есфири

5

Аман вынужден оказать почести Мардохею

6

Аман наказан

7

Царь изменяет декрет

8

Месть иудеев

9:1-16

Новый праздник иудеев: Пурим

9:17-32

Повышение Мардохея и его поддержка евреев

10

 

10. Особенности: праздник Пурим

Один из царедворцев, по имени Аман, становится высшим министром при персидском дворе. Он требует, чтобы все подданные преклонялись перед ним. Верующий еврей Мардохей не делает этого. Он ни перед кем из людей не преклоняет колен. Он убежден, что эта почесть принадлежит только Богу.

В ответ на это Аман решает уничтожить всех евреев. Посредством жребия (пура) был установлен день погрома — 13 адара (марта). Мардохей узнает об этом плане и просит Есфирь вступиться за еврейский народ. Хотя Есфирь, даже будучи царицей, не может явиться пред лицо царя, не будучи позванной, она, несмотря на смертельную опасность, идет к царю и приглашает его и Амана на пир.

Независимо от этого царь при чтении хроники наталкивается на донесение Мардохея о заговоре против царя. Он хочет сделать ему что-либо доброе. Аман после этого вынужден оказать публичные почести Мардохею. В тот же день Аман и Артаксеркс приходят на пир к Есфири. Там она объявляет царю, что она еврейка и что Аман хочет убить и ее, и ее народ. Царь, который с самого начала не распознал эту интригу Амана, изменяет погромный указ. Амана повесили на виселице, которую он приготовил для Мардохея. В 13-й день месяца адар иудеи мстили своим врагам, после того как персидский царь издал соответствующий закон. В 14-й день месяца адар иудеи в Сузах празднуют это событие, а в 15-й празднуют иудеи, живущие в селениях. Так был учрежден праздник Пурим. Мардохей стал вторым человеком в персидском государстве. Таким образом, он занял место Амана.

Вопросы по уроку 20:

1. Какое место занимает книга Есфирь в еврейском праздничном календаре?

2. О каких личностях повествует книга Есфирь?

3. Кто из греческих историков подтверждает некоторые события книги Есфирь?

4. Какое воздействие оказало бы это на план спасения, если бы Аману удался его план?

5. Назовите некоторые предположения в отношении авторства книги Есфирь.

6. Что говорит в пользу авторства Ездры?