21. Книга Иов

Краткое введение

 

Автор:

не установлен.

Время:

вероятно, период патриархов (до 1500 г. до Р.X.).

Содержание:

история страданий благочестивого Иова, их духовный смысл и неверная оценка этих страданий друзьями Иова.

 

1. Предварительные замечания

Книгой Иов начинаются в ВЗ учительные книги. В некоторых новых переводах Библии они также названы поэтическими книгами. К их числу принадлежат книги от Иова до Песни песней Соломона.

Название книги

Название является также именем главного героя книги: Иов.

Это имя происходит от еврейского корня аиав — «ненавидеть», «нападать» или «вражда».

Иов был ненавидим сатаной и испытывал нападки с его стороны.

Место книги Иов во времена Иисуса

Во времена Иисуса книга Иов принадлежала к кетубим («писания»), Правда, к кетубим принадлежали и такие исторические, написанные после пленения, книги, как Книга пророка Даниила (она считалась поэтической книгой, а не, как у нас, пророческой), Ездры,Неемии и Паралипоменон (неясно, действительно ли книги Паралипоменон были полностью написаны после пленения; см. урок 17, раздел 4).

Кроме того, к кетубим причислялись книги мегилот — «свитки». Некоторые знатоки ВЗ считают древнее деление более разумным, чем наше сегодняшнее.

Экскурс. По мнению известнейшего в настоящее время немецкого знатока ВЗ Клауса Вестермана, еврейское деление лучше и разумнее нашего традиционного деления Ветхого Завета.

Вестерман считает, что ветхозаветные учительные книги в Библии занимают особое место. Для них, хотя новозаветные послания тоже названы учительными книгами, в НЗ нет параллелей по содержанию.

По мнению Вестермана, Тора, будучи основополагающим трудом, имеет свое соответствие в четырех Евангелиях.

Деление небиим (ветхозаветные пророки) на небиим ришоним (ветхозаветные исторические книги) и небиим ахароним (ветхозаветные пророки) соответствует, по мнению Вестермана, новозаветному делению на дела апостолов (Деяния апостолов) и послания апостолов (новозаветные послания).

Книги мудрости, как еще называют ветхозаветные учительные книги, не имеют новозаветного эквивалента.

Тора в ВЗ (основополагающие дела) — Евангелия в НЗ.

Небиим ришоним (история Израиля) — Деяния апостолов.

Небиим ахароним (пророки) — послания апостолов.

Литература мудрости — без аналога в НЗ.

Высокая оценка книги

Книга Иов, в силу ее душепопечительского тона и содержания, с давних времен пользовалась большим уважением. Лютер писал о пей: «Язык этой книги так пленителен и прекрасен, как ни в одной другой книге Священного Писания».

Поэт Теннисон называл ее «самой величественной поэмой как древней, так и современной литературы».

2. Тема книги

Главной темой книги является вопрос о смысле страданий.

Этот, поднимаемый также и в Псалмах (особенно Пс.72), вопрос часто становится нелегким искушением. Почему благочестивый человек должен страдать, а нечестивый остается без наказания, хотя и заслужил его?

Теологические ответы

• В книге Иов однозначно показано, что страдания не всегда являются наказанием. (В период ВЗ в древневосточных культурных кругах такое мнение являлось общепринятым.) Они могут иметь очистительный характер (мнение Елифаза) или быть испытанием (содержание пролога и эпилога). В НЗ эта мысль продолжена Петром (1Пет.1:6-7).

• Книга показывает, что смысл страданий — в очищении и воспитании. Но это, в конечном счете, не окончательный ответ. Окончательный ответ невозможно найти в рамках нашего разума, он ощущается сердцем: «Теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов, 42:5).

• Наши страдания происходят под влиянием невидимого мира.

• Не Бог посылает страдание, а сатана, правда, по Божьему допущению и в установленных Богом границах. Если в ВЗ вопрос часто стоял так: «Как может человек быть благочестивым, если он страдает?» — а понимание страдания как Божьего наказания неизбежно вело к выводу о грехе, то в НЗ этот вопрос звучит иначе: «Как может человек преобразиться в образ Иисуса без страданий?» (Ответ: это невозможно! Ср. Рим.8:17; Флп.3:10 и др.). Лютер отсутствие испытаний и страданий рассматривает как признак неправильного отношения к Иисусу. Он считает, что человек без страданий не может быть «бельмом на глазу дьявола» и потому не может принадлежать Царству Божьему.

ПОМНИ: страдание, которое в НЗ имеется в виду в вышеприведенном контексте, является страданием христианина за Христа.

Принцип ВЗ: Бог благословляет земными благами благочестивого человека, который в послушании служит Ему (ср. Втор.28). Протест Иова и его борьбу с Богом следует рассматривать с этих позиций.

3. Иов и его время

Историчность личности Иова

Либеральная теология это оспаривает. Она видит в нем лишь поэтический образ. Однако Писание свидетельствует о нем как об исторической личности: книга описывает историческое событие, называет места и имена; Иезекииль упоминает Иова наряду со своим современником Даниилом и праотцом Ноем (Иез.14:14); Иаков приводит его в качестве примера как терпеливого человека (Иак.5:11).

Время написания

Хотя мы и не можем определить точное время написания книги, однако есть много признаков, что книга Иов является древнейшей книгой Библии, возможно, даже самой древней в мире сохранившейся книгой. По крайней мере, предание об Иове уходит во времена патриархов.

В пользу этого имеется ряд свидетельств в самом тексте.

Названия земель Уц и Вуз (Иов, 1:1; 32:6) ведут в селения двух потомков Нахора (Быт.22:21).

Названия местностей и собственные имена:

 

Книга Иов

Бытие

Уц

1:1

10:23

Сава (Шева)

1:15

10:28

Халдея

1:17

11:31

Елифаз

2:11

36:15

Шуах[3]

2:11

25:2

 

Богатством Иов напоминает Авраама (Быт.13:2), его долголетие (Иов, 42:16) обычно для патриархов.

Так как в книге не упомянуты исход из Египта и израильский народ, она, скорее всего, была написана до Моисея.

Имя Яхве упоминается лишь в главе 12 (ст. 9). Обычно употребляется имя Элохим. Это имя было хорошо знакомо патриархам (ср. Быт.17:1; Исх.6:3).

Денежная монета — кесита (Иов, 42:11) — упоминается в истории Иакова (Быт.33:19).

Иов несет за свою семью первосвященническое служение (Иов, 1:5), что после исхода израильтян было разрешено только семье Аарона. Роберт Ли считает: «Елифаз был потомком старшего сына Исава, которого тоже звали Елифаз и у которого был сын по имени Феман (Быт.36:10-11)».

Письмо на камне указывает на то, что папирус еще не был в ходу (Иов, 19:24).

Имя Иов во II, дохристианском, тысячелетии было обычным западносемитским именем. Оно встречается в египетском тексте о князе из местности около Дамаска. В текстах Амарны (XIV в. до Р.X.) упоминается князь Иов из Пеллы.

Все указывает на то, что Иов, будучи современником патриархов, жил в начале II тысячелетия до Р.X. Он принадлежал к числу богобоязненных людей периода патриархов. Некоторых из них Библия называет по имени, например, священника и царя Салима — Мелхиседека.

4. Авторство

Так как книга не называет автора, вопрос этот является спорным. Предположения простираются от времен патриархов до времени после вавилонского пленения. В зависимости от этого, книга была написана либо современником Иова, либо же позднее устное предание об Иове было облечено в поэтическую форму. За исключением обрамляющих стихов, книга написана в стихотворной форме.

Некоторые толкователи, например, Роберт Ли, предполагают, отчасти на основании речи Елиуя, поданной от первого лица (32:16), что автором является Елиуй. Правда, и Ли считает, что обрамляющие стихи (гл. 1-2; 42:7 и далее) могли быть написаны другим автором.

Еврейское предание, как и Талмуд, считает, что автором был Моисей.

Есть также мнение, что книга восходит к устно передаваемой действительной истории, которая была записана много позже. Эти исследователи относят книгу к периоду расцвета еврейской поэзии при Давиде и Соломоне (Псалмы, Екклесиаст, Песнь песней).

Другие специалисты относят книгу к эпохе Езекии (VIII век). Это время древнееврейского классицизма (Амос, Осия, Михей, Исаия).

Так как в книге встречается слово «сатана», ее часто относят к периоду после изгнания. Считается, что это слово языческого (персидского) происхождения (ср. Зах.3:1-3; 1Пар.21:1).

В пользу авторства Иова говорят подробности в длинных диалогах, которые дают повод считать автора очевидцем. После своего восстановления Иов жил еще 140 лет, и у него было достаточно времени, чтобы в поэтической форме описать свои переживания.

5. Подлинность книги и основные пункты библейской критики

Мы уже установили, что Иов является исторической личностью. Несмотря на это, либеральные теологи ставят этот факт под сомнение. Пункты библейской критики следующие:

• Книга Иов является сказанием. К этому сказанию позже были сделаны добавления, например, речь Елиуя (гл. 32-37).

• Книга Иов опирается на египетские источники.

Критики считают, что евреи не могли написать диалоги на тему справедливости Бога. (При этом они упускают из виду, что вопрос о Божьем всемогуществе и Его справедливости перед лицом страданий встречается также в Пс.72 и в других местах Писания.) Но в египетской литературе эта проблематика и подобные диалоги были обычным явлением.

Критики едины в том, что книга Иов основана на языческой легенде.

Ставится под сомнение также и единство книги. Особенно оспариваются речи Елиуя (гл. 32-37) и гл. 27-28.

Следует заметить, что данная критика основана лишь на гипотезах отдельных теологов.

Для нас подлинность книги однозначно подтверждается свидетельствами Иез.14:14 и Иак.5:11.

6. Ключевое слово

Страдания.

7. Ключевой стих

«…Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?..» (Иов, 2:10).

8. Содержание и структура

На одном из небесных собраний благочестивый Иов был обвинен сатаной в том, что он верен Богу, потому что у него все хорошо. Бог позволяет сатане испытать стойкость и веру Иова посредством страданий.

Но и после того как Иов в первых четырех испытаниях потерял детей и все имущество, он остается верным Богу.

На следующем небесном собрании сатана утверждает, что Иов верен Богу лишь до того времени, пока испытания не коснутся его здоровья и жизни. Бог позволяет сатане коснуться здоровья Иова (но не жизни). Теперь Иов, потеряв все, сидит, покрытый язвами, на пепелище своего сожженного дома. Его жена побуждает его к самоубийству и к хуле на Бога. Но он остается верным Богу.

Три его друга — Елифаз феманитянин, Вилдад савхеянин и Софар наамитянин — узнали о постигших его несчастьях. Они идут к нему, чтобы «сетовать с ним и утешать его» (2:11). Вероятно, молодой Елиуй, сын Варахиилов, вузитянин, сопровождает их. Увидев Иова, они в скорби раздирают свои одежды, плачут и сидят с Иовом молча семь дней.

После этого Иов начинает изливать свою скорбь, проклиная день своего рождения. И тогда начинается диалог, во время которого каждый из друзей Иова хочет объяснить причину его страданий. В конечном итоге друзья заключают, что Иов в чем-то виноват, иначе ему не пришлось бы так страдать. Они мыслят по схеме «благополучие связано с делами», что было обычным для Древнего Востока: если человек делает добро, то ему будет хорошо, так как Бог благословляет его. Если человек творит зло, то ему будет плохо, так как Бог отвращается от него и наказывает его.

Елифаз в своей речи предстает защитником строгой ортодоксальности.

Будучи моралистом, он считает, что Иов должен раскаяться и возвратиться к Богу. Основанием его догматики служит ночное видение (4:12-21).

Вилдад представляет религиозную философию. Его аргументация состоит в следующем: Бог справедлив, и у Него есть причина не отвечать на молитву грешного Иова. Основанием его учения является предание (8:8-10).

Софар является самым жестким обвинителем. Он высокомерно мнит, что знает пути Божьи. Он утверждает, что Иов наказан меньше, чем заслужил.

Елиуй — самый молодой критик. Он видит в страдании тот смысл, что благочестивый человек тем самым еще больше очищается и просвещается. Он резко упрекает Иова за его обвинение Бога.

После тягостной дискуссии Бог открывается Иову, представляя его глазам доказательства Своего могущества. Сначала Бог является, отвечая Иову «из бури» (Иов, 38:1). После этого Он показывает Иову, насколько тот мал. Иова не было во время творения. На 70 вопросов, которые Бог ставит перед ним о живой и неживой природе, Иов не находит ответов. Он может лишь с удивлением созерцать творение, но объяснить его он не в силах. Точно так он не в состоянии объяснить смысл путей Божьих, проявленных в его, Иова, жизни. После этого Иов смиряется перед Господом.

Затем Бог кладет предел страданиям Иова, вдвойне возмещая его утрату. Он дарует ему семерых сыновей и трех дочерей. Иов живет еще 140 лет и умирает, «насыщенный днями».

9. Деление текста

Между обрамляющими действиями (гл. 1-2 и 42:7-17) помещены две жалобы Иова и пять больших диалогов.

 

Обрамляющее действие

гл.

Небесная и земная подоплека страданий Иова

1-2

Благочестивость Иова

1:1-5

Сцена на небесах

1:6-12

Первое из четырех испытаний

1:13-22

Вторая сцена на небесах

2:1-6

Страдания Иова

2:7-10

Приход трех друзей

2:11-13

1. Основная часть

 

Первая жалоба Иова

3

Три диалога между Иовом и его друзьями

4-14

Первая речь Елифаза

4-5

Ответ Иова

6-7

Первая речь Вилдада

8

Ответ Иова

9-10

Первая речь Софара

11

Ответ Иова

12-14

Три диалога между Иовом и его друзьями

15-21

Вторая речь Елифаза

15

Ответ Иова

16-17

Вторая речь Вилдада

18

Ответ Иова

19

Вторая речь Софара

20

Ответ Иова

21

Диалоги с Елифазом и Вилдадом

22-26

Третья речь Елифаза

22

Ответ Иова

23-24

Третья речь Вилдада

25

Ответ Иова

26

Две речи Иова

27-31

Заключительная речь Иова

27-28

Монолог Иова

29-31

2. Основная часть

 

Четыре речи Елиуя

32-37

Первая речь Елиуя

32-33

Вторая речь Елиуя

34

Третья речь Елиуя

35

Четвертая речь Елиуя

36-37

3. Основная часть

 

Диалог с Богом

38:1 -42:6

Господь говорит из бури

38

Господь показывает Свою мудрость

 

на примере животного мира

39:1-32

Иов смиряется перед Господом

39:33-35

Господь продолжает говорить

40-41

Иов отрекается от своих речей и раскаивается

42:1-6

Заключение

 

Господь оправдывает Иова перед его друзьями

42:7-9

Обрамляющее действие: новое счастье Иова

42:10-17

 

10. Символика

• Христологические символы:

Христос как посредник (9:32-33; 33:23);

Христос как избавитель (19:25).

• Другие символы:

друзья Иова как символ законничества и необоснованных обвинений;

Иов как символ страдальца.

Вопросы по уроку 21:

1. Что означает имя Иов?

2. К какой группе библейских Писаний евреи причисляют книгу Иов?

Почему Клаус Вестерман считает еврейское деление Библии более разумным, чем христианское?

Как соотносятся отдельные группы Писаний ВЗ и НЗ?

Какая новозаветная литературная форма соответствует ветхозаветной литературе мудрости?

3. Вокруг какого вопроса вращаются действия и диалоги книги Иов?

4. В какое время жил Иов? Что свидетельствует в пользу этого предположения?

5. Почему Иов должен был перенести описанные в книге страдания?

6. Кто были друзья Иова?

7. Какие аргументы приводили друзья Иова?

8. Опишите действия (события, поступки) в книге Иов.