22. Псалтирь

Краткое введение

 

Автор:

восемь известных и неизвестные авторы.

Содержание:

молитвы, исповедания, песни.

Особенность:

некоторые псалмы содержат пророчества.

 

1. Предварительные замечания

Значение Псалтири

Согласно Роберту Ли, Псалтирь является самым значительным памятником древнееврейской поэзии.

Псалтирь — это сборник духовных песен, молитв и стихотворений. В еврейской Библии они входят в группу кетубим.

Сперджен свыше двадцати лет трудился над своим комментарием к Псалтири. Комментарий был опубликован под названием «Сокровищница Давида». В конце работы над книгой он писал: «Теперь, когда „Сокровищница Давида“ закончена, на моем сердце лежит налет грусти, так как уже никогда на этой земле я не найду более полную сокровищницу, хотя в моем распоряжении весь дворец Откровения. Благословенными были дни, когда я мог вместе с Давидом петь, скорбеть, надеяться, верить и ликовать. Могу ли я надеяться пережить здесь, по эту сторону „золотых врат“, более радостные часы? Псалтирь показывает нам не только употребление слов, но также и применение крыльев; она побуждает нас не только петь, но и возноситься ввысь».

Однако при всем восхищении высотами и глубинами псалмов необходимо заметить, что они стоят на уровне ветхозаветного откровения. Так, в Псалтири есть так называемые «псалмы мщения», которые мы, новозаветные христиане, воспринимаем с трудом (например, Пс.136:7-9 и др.). Будучи христианами, мы, в любом случае, будем толковать их аллегорически.

Имена Бога в Псалтири

Книга (по содержанию)

1

2

3

4

5

АДОН

2

1

1

5

АДОНАЙ (наш Господь)

13

18

15

1

12

ЯХ

2

7

32

ЯХВЕ (Я есмь)

275

32

44

106

236

ЭЛОИМ (мн. число от Эль)

50

198

60

18

30

ЭЛОА

1

1

2

ЭЛИОН

3

4

5

4

1

ШАДДАЙ

1

1

1

 

Название книги

В еврейских изданиях Библии Псалтирь носит название Сефер-техилим, что значит «Хвалебные песни» или «Книга прославления».

Греческое слово псалмос является переводом еврейского слова мицмор и означает: мелодия, сопровождаемая струнными инструментами.

Название Псалтирь использовалось преимущественно христианами. Оно приобрело значение «хвалебная песнь». Лютер перевел еврейское название небал, которое означает музыкальный инструмент гусли, словом «псалтирь». Этот инструмент употреблялся преимущественно на богослужении (1Пар.15:16, 28; 2Пар.5:12; Пс.32:2; 150:3). Лишь в высших кругах псалтирь использовалась в качестве мирского инструмента (Ам.6:5).

В Пс.32:2 псалтирь упоминается как инструмент с десятью струнами. Неясно, было ли так всегда. На резьбе по слоновой кости (1200 г. до Р.X.) и расписанных глиняных горшках (900 г. до Р.X.) из Мегиддо изображены гусли (псалтирь) другой формы.

2. Тема книги

Хотя в Псалтири порой слышатся звуки печали, покаяния и жалобы, в целом это книга хвалебного пения и поклонения.

Отдельные псалмы написаны для храмового богослужения, другие — для иных богослужебных собраний и для назидания отдельных верующих.

Эта книга дает возможность заглянуть глубоко в человеческую душу.

3. Авторство и время написания

Авторы

Большинство псалмов написаны Давидом. Его поэтическая деятельность засвидетельствована также другими местами Писания (напр.: 1Цар.16:18; 18:10; 2Пар.7:6; Деян.2:25; Рим.4:6-8 и др.).

Известны следующие авторы псалмов:

 

Давид

семьдесят три псалма

Моисей

один псалом

Соломон

два псалма

сыны Кореевы

одиннадцать псалмов

Асаф

двенадцать псалмов

Еман

один псалом

Ефам

один псалом

 

Однако имеются псалмы и неизвестных авторов.

Время написания

Время создания псалмов лежит между XV (Моисей) и II веками до Р.X.

В основном временная граница проводится между Моисеем и Неемией.

Но большая часть псалмов возникла в период времени между Давидом и Иезекиилем. Это примерно 400 лет.

Самым древним псалмом является Псалом 89. Он написан Моисеем. Последние псалмы должны были появиться до III в. до Р.X., поскольку к этому времени Псалтирь уже была представлена в Септуагинте.

4. Возражения критиков Библии

Либеральные критики оспаривают как авторство, так и время написания, а также канонизацию отдельных псалмов. В основном серьезной критике подвергается авторство, в отношении которого теологи действительно редко бывают единодушны. Критически настроенные теологи часто исходят из того, что имя автора в псалме означает лишь того, кому он посвящен. При этом они ссылаются на небиблейскую практику.

5. Адресаты

Основной адресат — народ израильский, которому Псалтирь служила в качестве книги песен и молитв. Также и в христианских кругах псалмы являлись исходным материалом для церковных песен. Особенно в кальвинизме, где часто мирское поэтическое искусство отвергалось, псалмы преобразовывались в песни.

И сегодня псалмы являются своего рода учебником молитвы. Здесь мы находим людей, которые изливают свое сердце перед Богом (ср. Пс.61:9).

Псалмы являют собой неоценимое сокровище для душепопечительства.

6. Ключевое слово

Поклонение.

7. Ключевой стих

«…Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс.28:2).

8. Структура и поэтическим стиль

А. Несколько книг в одной книге

Псалтирь подразделяется на пять книг. Каждая из этих книг заканчивается хвалебной песней Господу (доксологией).

Причина такого деления неизвестна. Вот одно из наиболее распространенных объяснений:

1. Первая книга является сборником псалмов Давида, которые он сам сочинил (Пс.1-40).

2. Вторая книга состоит из псалмов, собранных, вероятно, Езекией для использования в храме (Пс.41-71).

3. Третья книга является сборником периода Иосии, собранным, вероятно, Асафом (Пс.72-88).

4. Четвертая и пятая книги (Пс.89-105 и 106-150) были собраны Неемией и Ездрой.

Б. Поэтические формы Псалтири

Стихи, как правило, предполагают рифму. В древнееврейской поэзии рифма отсутствует. Здесь имеют значение, прежде всего, ритм и параллелизм. Параллелизм — это тождественное или сходное расположение элементов речи (параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова) в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ.

• Последующая строка повторяет и усиливает смысл первой (смысловой параллелизм): «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5).

• Иногда в качестве поэтических форм применяются противопоставления (антитезный параллелизм).

• Иногда каждая строфа начинается с одной и той же буквы (аллитерация). В Пс.118 строфы начинаются с букв в алфавитном порядке (алфавитный акростих — абецедарий).

• Иногда за первым предложением (частью предложения) следует метафора как средство символического параллелизма.

В. Псалмы и музыка

Многие, если не все, псалмы были переложены на музыку и исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов (напр., Пс.4; 6; 8 и др.)

Часто встречающееся слово «села», вероятно, является знаком паузы, которая связана с музыкой. Псалмы часто пели (напр., Пс.8 и др.).

9. Разделы

А. Деление на книги [4]

Названия книг Псалтири не являются каноническими, но используются в связи с их содержанием:

 

Первая книга (Пс.1-40):

Книга Давида Содержание: псалмы Давида.

Вторая книга (Пс.41—71):

Книга сынов Кореевых Содержание:
семь псалмов сынов Кореевых; один псалом Асафа; восемнадцать псалмов Давида; один псалом Соломона; два псалма неизвестных авторов.

Третья книга (Пс.72-88):

Книга Асафа Содержание:
одиннадцать псалмов Асафа; три псалма сынов Кореевых; один псалом Емана; один псалом Ефама.

Четвертая книга (Пс.89-105):

Книга разных авторов Содержание: один псалом Моисея; два псалма Давида; четырнадцать псалмов неизвестных авторов.

Пятая книга (Пс.106-150):

Книга праздничных песен Содержание:
пятнадцать псалмов Давида; один псалом Соломона; двадцать восемь псалмов неизвестных авторов.

 

Б. Тематическое деление (no Э. Эби):

1. Мессианские псалмы: 15, 21, 23, 39, 67, 68, 117.

2. Псалмы покаяния: 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142.

3. Хвалебные псалмы: 105, 110, 111, 112, 116, 134, 145-150.

4. Учительные псалмы: 1,5,7, 14, 16, 49, 72, 93, 100.

5. Псалмы странствия: 119-133.

6. Молитвы: 16, 85, 89, 101, 141.

7. Царские псалмы: 91-99.

8. Псалмы общей молитвы: 3, 15, 27, 40, 53, 55, 58, 59, 60, 66, 69, 85, 121, 143.

9. Утренние псалмы: 3, 5, 18, 56, 62, 107.

10. Вечерние псалмы: 4, 8, 142.

11. Молитвы о помощи: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 108, 119, 139, 142.

12. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 68, 71, 96, 109, 117.

13. Исторические псалмы: 77, 104, 105.

При делении Эрнста Эби некоторые псалмы встречаются в разных тематических группах, т. к. не все псалмы поддаются однозначной интерпретации.

10. Христологическая типология

• Царь (Пс.2, 19, 20, 23, 71, 109);

• жертвенный Агнец (Пс.21);

• добрый Пастырь (Пс.22);

• твердыня спасения (Пс.26:5; 39:3 и др.).

11. Особенности

Псалмы подтверждают упоминаемые в ВЗ исторические события: например, творение (Пс.18 и 103); события, связанные с исходом из Египта (Пс.77 и 105); события периода Израильского царства, описанные в книгах царств и Паралипоменон (Пс.50 и 135).

Отношение к псалмам НЗ: ни одна книга Ветхого Завета не цитируется в Новом Завете так часто, как Псалтирь.

Вопросы по уроку 22:

1. Что мы понимаем под псалмом?

2. К каким книгам была отнесена Псалтирь в иудействе?

3. Для чего была предназначена Псалтирь?

4. Кто написал самый древний и самый известный псалом?

5. Назовите псалмы покаяния Давида.

6. Какое место в псалмах занимает доксология?

7. Кем написана большая часть псалмов?

8. Откуда происходит название «Псалтирь»?