25. Книга Песнь песней Соломона

Краткое введение

 

Автор:

еврейская традиция считает автором Соломона.

Содержание:

трудная для истолкования любовная песнь.

 

1. Предварительные замечания

Во многих отношениях Песнь песней является единственной в своем роде книгой Библии. Внешне это сборник любовных песен, т. е. цикл любовной лирики.

Исходя отсюда, в книге отсутствуют основные библейские понятия, такие как грех, праведность, милосердие, благодать, покаяние и искупление. Имя Бога нигде не упоминается.

В НЗ Песнь песней нигде не цитируется.

С другой стороны, книга Песнь песней пользуется глубоким уважением как у еврейских, так и у христианских толкователей.

Евангелист Ч. Сперджен составил толкование этой книги.

Название книги

В оригинальном еврейском тексте ее название Шир хаширим — «Песнь песней».

Септуагинта и Вульгата переводят это название как Asma Asmaton и Canticum Canticorum Salomonis соответственно.

Место в еврейской литургии

В еврейском каноне книга Песнь песней почитается в качестве Священного Писания как один из свитков мегилот. Она ежегодно читается на 8-й день праздника Пасхи.

Раввины сравнивали писания под именем Соломона с храмом, причем они придавали им следующую последовательность:

Притчи Соломона — притвор храма;

Екклесиаст — святое (преддверие Святого святых);

Песнь песней — Святое святых.

Согласно иудейской традиции, эту книгу могли читать лишь мужчины начиная с 30-летнего возраста. Христиане опираются на Тит.1:15: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть».

2. Содержание и тема книги

А. Тематика книги

Книга воспевает любовь между женихом и невестой и супружескую любовь. Это необходимо иметь в виду, чтобы не блуждать в аллегорических умозаключениях. К. Вестерман так говорит по поводу крайних толкований Песни песней: «История толкования Песни песней скорее похожа на теологическую кунсткамеру, чем на разумную историю». Песнь песней — своего рода дополнение к Быт.2:21-25, где говорится, как Адам был рад своей жене.

Любовь между женихом и невестой и супружеская любовь являются драгоценнейшим даром благого Творца. Это хорошо разъясняется в книгах пророков Исаии (62:5) и Иеремии (33:11).

Любовь между мужем и женой является одним из даров, данных человечеству в раю. Она показывает, какие добрые намерения у Бога по отношению к нам: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Правда, нельзя совершенно отбросить аллегорическое толкование, особенно если оно исходит из новозаветных отношений.

Лишь два установления вынесли люди с собой из рая: день покоя (суббота/воскресенье) и брак. Оба эти установления подвергаются атакам со стороны сатаны и мира. Однако Бог так высоко ценит брак, что в НЗ Он Свое отношение к Церкви сравнивает с отношениями между женихом и невестой. При этом необходимо помнить, что в Израиле обручение жениха и невесты имело такую же юридическую силу, как и брак.

Б. Возможные толкования

Живой язык, смелые образы, внезапные переходы от одного говорящего к другому, от одного места к другому делают книгу иногда трудной для восприятия.

Сборник любовных песен

Песни не связаны между собой и описывают древневосточным лирическим языком страсть и обладание, страх и тоску любящих сердец.

Описание любовной истории

Здесь также возможны два толкования:

1. Соломон описывает в восторженных песнях красоту, простоту и невинность молодой девушки. В Песни песней она названа Суламитой. Это, скорее всего, была девушка Ависага (3Цар.1:3; 2:21-22), которая прислуживала Давиду, а позже стала женой Соломона.

Нелегко увидеть в Песни песней выражение глубокого чувства любви (понятное лишь в условиях моногамии) Соломона, имевшего 1000 жен (3Цар.11:1,3).

2. Соломон описывает свои напрасные домогательства любви молодой провинциальной девушки.

Самым разумным кажется следующее разъяснение: Соломон приказывает привести Суламиту. Он помещает ее в свой гарем и делает все, чтобы добиться ее любви. Он пытается привлечь ее к себе пышностью царского дворца, который он может предложить ей. Он пытается добиться своей цели также посредством жесткости и суровым обращением со стороны своих слуг. Однако Суламита любит простого пастуха, живущего на ее родине. Ему она хочет сохранить верность. О нем тоскует она на чужбине, о нем мечтает. Она говорит о своей любви, и эта любовь сильнее смерти (8:6).

3. Авторство

Еврейская традиция называет автором царя Соломона. Он был талантливым поэтом и написал более 1000 песен (3Цар.5:12). Многое говорит в пользу его авторства.

4. Канонизация и возражения критиков Библии

Против авторства Соломона часто приводятся философские аргументы, например, что в Песни песней встречаются заимствованные слова: персидское слово pardes — «рай», «фруктовый сад» (4:13) и греческое слово appiryon — «ложе», «одр» (3:9). Вывод, что по этой причине следует отнести дату написания Песни песней к III столетию до Р.X., необязателен (в III в. до Р.X. Израиль был под владычеством греков). Соломон был одаренным человеком и имел обширные контакты с другими странами, он мог без особых затруднений использовать иностранные слова.

Некоторые либеральные толкователи видят в Песни песней подборку песен, относящихся к разным периодам.

Однако важнее свидетельство самой книги (в одном эпизоде главный герой назван «царем Соломоном», 3:7-11; еще в двух — просто «царем», 1:4, 12; неявно он отождествлен с царем также в 6:8-9; еще дважды Соломон упоминается не в качестве персонажа, а в контексте сравнения, 1:5; 8:11-12), свидетельство еврейской традиции и 3Цар.5:12 (ср. также Еккл.12:9), которые подтверждают авторство Соломона.

Песнь песней рассматривается либеральными толкователями нашего времени лишь как образец древневосточной любовной лирики.

Также и отдельные еврейские ученые (до II в.) ставили под вопрос канонизацию этой книги. В противоположность этому рабби Акиба (ум. в 133 г. н.э.) говорит, что весь мир не настолько ценен, насколько ценен тот день, когда была канонизирована книга Песнь песней. Еврейский экзегет Орелли (XIX в.) считает ее настолько святой, что, по его мнению, она принадлежит «не к преддверию храма, а к Святому святых».

Хотя либеральные толкователи оспаривают ценность книги, среди верных Библии христиан она пользуется абсолютным признанием. Кто считает песнь о человеческой любви недостойной канонизации, тот тем самым выражает неуважение к Творцу.

5. Ключевые слова

Любовь, верность, тоска.

6. Ключевой стих

«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламя весьма сильное» (Песн. 8:6).

7. Разделы

Так как содержание книги передать трудно, ее деление связано со многими проблемами.

 

Первая песнь:
Тоска по отсутствующему жениху; указание, где Суламита найдет жениха; диалог между любимыми (видение)

1:1 -2:7

Вторая песнь:
Снова жених один;
Суламита верит в своего жениха; ее тоска не оставляет ее даже во сне

2:8-3:5

Третья песнь:
Видение или сон;
Суламита слышит и видит жениха; жених воспевает красоту невесты

3:6 — 5:1

Четвертая песнь:
Отчаяние — Суламита не находит возлюбленного;
ее преследуют стражи города
(возможно, стражи гарема Соломона);
она хранит верность возлюбленному

5:2 — 6:3

Пятая песнь:
Суламита чувствует себя одинокой, у нее нет сил;
мысль о возлюбленном придает ей силы;
она видит и слышит его (видение или сон)

6:4 — 8:4

Завершение:
Наконец жених и невеста соединяются в любви

8:5-7

Приложения:
Две сатирические песни

8:8-12

Последняя просьба возлюбленных

8:13-14

 

8. Типология

• Суламита является образом Израиля (ВЗ) и Церкви (НЗ). Как ветхозаветный, так и новозаветный народ Божий представлены как невеста: в ВЗ — Яхве, в НЗ — Христа.

• Любовь жениха и его тоска по своей невесте являются образом Божьей любви к Своей невесте, к Своему народу.

• Соломон является образом мирского владыки во всем его великолепии. Однако его богатство и пышность не идут ни в какое сравнение с тем, что дарует Бог (Мф.6:28-29).

Вопросы по уроку 25:

1. Каково происхождение названия «Песнь песней»?

2. Когда, согласно иудаистской традиции, читается эта книга?

3. Каково содержание Песни песней?

4. Какой вывод позволяет сделать книга в отношении супружеской любви?

5. Где еще в Библии находятся подобные мысли в отношении этой любви?

6. Какие параллели к храму видят толкователи в писаниях Соломона?