27. Книга пророка Иеремии

Краткое введение

 

Автор:

Иеремия при участии Варуха.

Период служения пророка:

около 40 лет перед разрушением Иерусалима вавилонянами.

Содержание:

биографические сведения об Иеремии и его пророчества.

Суть пророчества:

возвещение вавилонского плена.

 

1. Предварительные замечания

Общее вступление

Иеремия был вынужден особым образом нести бремя своего служения. Его еще называют плачущим пророком. Он жил в период правления последних семи царей, был презираем и ненавидим своими соотечественниками. Однако после смерти Иеремия стал в глазах иудеев личностью необычайного величия.

Задача пророка

Ветхозаветное пророческое служение имело много функций. Пророки были учителями и душепопечителями народа. Их служение касалось как отдельных личностей, так и всего народа. Пророчества являются особенностью Израиля. В то время как другие народы управлялись царями и, в лучшем случае, над ними имелась еще каста священников, Бог воздвигал в Израиле пророков, через которых Он открывал Свою волю. Эти пророки не назначались никаким человеческим институтом, но исполняли свою задачу единственно на основании Божьего призвания и власти, данной им Богом.

Они происходили из самых разных социальных слоев. Среди них были крестьяне, как Амос, интеллектуалы и родственники царской семьи, как Исаия.

Будучи пророками, они возвещали волю Божью.

Бог Сам хотел быть Царем в Израиле. Требование и введение монархии было своего рода протестом против этого (1Цар.8:7). Однако в период монархии Бог открывал Свою волю через уполномоченных Им вестников.

У Иеремии была неблагодарная задача—возвещать неизбежность суда Божьего посредством вавилонского пленения. С этой вестью он должен был выступать перед народом, перед своими правителями и перед вавилонской властью.

2. Исторический фон

Так как Иеремия имел поручение, связанное с национальными и политическими последствиями для Израиля, нам необходимо знать политическую обстановку того времени.

Падение Ассирийского царства

При царях Сеннахириме (704-681 гг. до Р.X.), Ассаргадоне (681-669 гг. до Р.X.) и Ассурбанипале (669-633 гг. до Р.X.) Ассирийская империя достигла наивысшего расцвета. После них началось резкое падение могущества этого царства.

Если Ассирийское царство к 660 г. до Р.X. простиралось от Греческого архипелага до Персидского залива и от Кавказа до Египта, то в последующие годы оно распалось. Последний смертельный удар нанесло совместное восстание мидян и халдеев. В 612 г. до Р.X. пала столица Ассирии Ниневия. Какое-то время Ассирия еще держалась, но в 610 г. до Р.X. потеряла также Харан. Мидийцы под предводительством Киаксареса и вавилоняне под предводительством Набопаласара (625-605 гг. до Р.X.) разделили ее землю между собой.

Усиление Египта кратковременно

Завоеванное в 660 г. до Р.X. положение Египта длилось недолго.

Фараон Нехао пытался использовать падение Ассирии, чтобы сделать Египет главной державой Ближнего Востока.

Он думал, что его сильное царство сможет предотвратить рост могущества Вавилонского царства, и Египет вновь будет единственной мировой державой. Нехао выступил против Навуходоносора (605-562 гг. до Р.X.), преемника Набопаласара.

Ему удалось захватить прежние ассирийские области до Евфрата.

В 605 г. до Р.X. произошло решительное сражение при Каркемише, где египтяне потерпели сокрушительное поражение. Навуходоносор вернул все ассирийские земли.

Порочная внешняя политика Израиля

После падения Ассирии маленькие и средние государства надеялись обрести независимость от великих держав. Иудея также стремилась к этому.

Иеремия, которому как пророку было ясно, что Вавилон сохранит свое верховенство, пытался, как и Исаия перед ним, удержать Израиль от этой пагубной политики. Однако безуспешно.

Иудея, вследствие своего географического положения, находилась в буферной зоне, между враждующими государствами — Египтом и Ассирией. Чтобы сохранить страну от опустошения и в то же время разделить с более сильной державой ее победы, иудейские цари проводили оппортунистскую политику. Однако эта политика вела к порабощению страны и обнищанию народа из-за высокой дани, которую налагали на Иудею.

Во время войны Египта с Ассирией Иосия выступил против Египта и пал в битве (получил смертельное ранение) при Мегиддо. Нехао через три месяца сместил наследника Иосии Иоахаза и поставил царем Иудеи Елиакима.

Однако вскоре на арену выступает новая великая держава — Вавилон (который также назывался Халдеей — по названию населявшего страну народа). Царь Навуходоносор наносит удар по Иудее. Он побеждает Египет и оккупирует Иерусалим (609-597 гг. до Р.X.).

Происходит 1-я депортация (605 г. до Р.X.). При этом лишь часть представителей знати, и среди них Даниил и его друзья, была уведена в плен.

Несколько лет спустя Иоаким присоединяется к восстанию соседних государств против Вавилона. Навуходоносор вторично выступает против Иерусалима (597 г. до Р.X.) и убивает Иоакима (4Цар.24:6 и Иер.22:18-19; 36:30).

Его сын Иехония царствует три месяца и десять дней. Дольше он не мог удерживать город от превосходивших сил вавилонян. Иехония, вместе с 10 000 человек, составлявших элиту Иудеи, был уведен в Вавилон. Среди пленных находился также пророк Иезекииль. Это была 2-я депортация (597 г. до Р.X.). Навуходоносор воцаряет дядю Иехонии Матфанию (597-586 гг. до Р.X.). В знак его зависимости от Вавилона Навуходоносор дает ему новое имя: Седекия. Через некоторое время Седекия позволил лжепророкам обольстить себя и вступил в союз с Египтом против Вавилона. Это роковое решение повлекло гибель Иудейского государства. После ужасной осады Иерусалима, длившейся полтора года, город был взят. И сам город, и храм были разрушены; сыновья Седекии были убиты на глазах отца, а сам он был ослеплен и в оковах уведен в Вавилон (4Цар.25:7). Все население, за исключением небольшого остатка из беднейших слоев, также было уведено в Вавилон. Это была 3-я депортация (586 г. до Р.X.).

(Датировка событий отдельными историками отличается расхождением в 1 год.)

3. Авторство

Согласно христианским и еврейским преданиям, автором книги является Иеремия, хотя либеральные толкователи считают, что в книге содержатся более поздние вставки, однако в теологии авторство Иеремии считается общепризнанным.

Иеремия надиктовал свои речи Варуху, чтобы они были прочитаны перед царем Иоакимом. После того как царь сжег свиток, Иеремия вторично велел записать свои речи. Он вместе с оставшимися бедняками бежал в Египет и там еще дополнил тексты. Согласно традиции, пять песен в книге Плач Иеремии написаны им. Видимо, он составил их после разрушения Иерусалима.

4. Личность Иеремии

Эрнст Эби пишет об Иеремии: «Его миссия похожа на миссию душепопечителя, который должен вести преступника к месту казни» (с. 92). Весть Иеремии была суровой. Народ, духовенство и власти не желали ее слушать.

Биография Иеремии

Иеремия родился в 650 г. до Р.X. в селении Анафоф близ Иерусалима. Он был сыном священника Хелкии (1:1).

Чтобы лучше служить Богу и не связывать себя семейными узами, он, по Божьему указанию, оставался холостым (16:2). Образ жизни Иеремии должен был стать символом его вести: безнадежность положения и неотвратимость суда.

Он был призван в пророки на тринадцатом году правления царя Иосии, в 627 г. до Р.X. Сам он считал себя слишком молодым, но Бог нашел его пригодным для этого служения (1:1-10). Хотя он пережил семь царей Иудеи, служение его, в основном, пришлось на правление царей Иоаса (609 г. до Р.X.), Иоакима (609-597 гг. до Р.X.), Иехонии (597 г. до Р.X.) и Седекии (597-586 гг. до Р.X.) в качестве проповедника покаяния.

Полем деятельности для него Бог избрал Иерусалим (2:2). Иеремия проповедовал везде, где только была возможность: в храме (7:2), у городских ворот (17:19), в долине сынов Енномовых (19:2) и даже в тюрьме (32:2 и далее). Чтобы сделать свою проповедь наглядной, он прибегал к символическим образам и действиям (7:29; 24:1-10). С помощью своего секретаря Варуха он записывал свои проповеди, чтобы посылать их старейшинам Иудеи (29:1).

Его проповедь не имела успеха. Хотя каждое его пророчество исполнялось, люди больше верили лжепророкам. Священник Пасхор даже дал волю рукам: он ударил Иеремию и посадил его в колоду (20:1-3), а после освобождения Иеремия едва не лишился жизни (гл. 26).

Записанные его секретарем речи были сожжены царем Иоакимом (36:23).

Даже его собственная семья восстала на него, а жители его родного селения замышляли его убить (11:18-23).

Народ считал его изменником. Чем больше его пророчеств исполнялось, тем сильнее люди ненавидели его.

Несколько раз его арестовывали (37:11-15; 38:1-28).

Дважды народ требовал его смерти (26:11; 38:4).

После взятия Иерусалима Навуходоносором Иеремия был освобожден из тюрьмы. Его друг Годолия был поставлен начальником над городами иудейскими.

После семимесячного правления Годолия был убит в результате заговора Исмаила, сына Нафании из царской семьи (40:7 — 41:10). Так как иудеи боялись мести Вавилона, они бежали в Египет (4Цар.25:25-26; Иер.42-43). И заставили Иеремию идти с ними. Но и в Египте Иеремия не перестал призывать народ к покаянию (43:8-44:30).

И хотя нам ничего не сообщается о смерти Иеремии, но, согласно вполне достоверному еврейскому преданию, в 580 г. до Р.X. евреи, озлобленные на него за его призывы к покаянию, побили его камнями.

На протяжении почти 50 лет, с 627 г. по 580 г. до Р.X., Иеремия должен был совершать, на первый взгляд, как бы бесплодное служение: он один противостоял всему народу.

5. Основные теологические и мессианские высказывания

• Историческая весть: Израиль из-за своей ожесточенности идет навстречу суровому суду. Интриги вождей народа не в состоянии что-либо изменить (25:7-9 и др.).

• Утешительная весть: после покаяния и смирения народа Бог возвратит его на родину (31:1-14).

• Плен будет продолжаться 70 лет (25:11-12).

• Обещан новый завет! Мессия, Отрасль дома Давидова, установит этот завет. Он будет основан на милости и праведности, на изменении сердца. Как Царь Мессия воздвигнет новое царство (31:31-34; 32:14-16; ср. также Евр.8:8-12).

6. Пророчества Иеремии

Одни пророчества Иеремии уже исполнились, другие ждут своего времени.

Исполнившиеся пророчества:

• новый завет — Иер.31:31-34; cp. 1Кор.11:25; Евр.8:10;

• 70-летнее пленение — Иер.25:11; ср. Дан.9:2;

• возвращение изгнанников — Иер.29:10-14; ср. Езд.1-2;

• восстановление Иерусалима — Иер.30:18; ср. Езд. и Неем.;

• суд над Вавилоном — Иер.25:12-14; ср. Дан.5.

Пророчества, еще не исполнившиеся:

• собрание всех рассеянных евреев — Иер.16:14-21; ср. Рим.11:25-32;

• Царство мира— Иер.30:21-22; 33:15; ср. Откр.21:4-6;

• Обращение Израиля — Иер.33:6-8, 16; ср. Зах.12:10.

7. Ключевое слово

Отступничество.

8. Деление текста

Деление книги на разделы затрудняется тем, что в ней отсутствует хронологический порядок. Скорее текст книги возможно делить тематически.

Возможно, эти трудности спровоцированы Иоакимом, уничтожившим первый вариант записей Иеремии.

Имеющийся вариант является реконструкцией первоначального текста, произведенной Варухом, и последующих добавлений Иеремии.

 

 
1. Речи и события до разрушения Иерусалима

гл.
1-39

Представление, призвание

1

Проповеди покаяния

2-29

Новый завет

30-33

События, связанные с двумя последними осадами Иерусалима

34-39

2. Речи и события после разрушения Иерусалима

40-52

Иеремия остается в Иудее

40:1-6

Заговор и убийство Годолии

40:7-41:10

Оставшиеся иудеи идут в Египет

41:11-44:30

О языческих народах

46-51

История гибели Иерусалима

52

 

Вопросы по уроку 27:

1. Какие задачи возлагались на пророков в Израиле?

2. Опишите падение Ассирии с указанием важнейших дат.

3. Когда происходили переселения евреев в Вавилон?

4. Какие политические интриги иудейских царей привели к уничтожению Иудеи как государства?

5. Когда нес служение Иеремия?

6. Как реагировал иудейский народ на исполнение пророчеств Иеремии?

7. Что, согласно Иеремии, ждет покаявшихся иудеев после изгнания?

8. Кто записал Книгу пророка Иеремии?

9. Опишите биографию Иеремии.