28. Книга Плач Иеремии

Краткое введение

 

Автор:

Иеремия.

Время:

после разрушения Иерусалима (587-586 гг. до Р.X.).

Содержание:

плачевная песня о разрушении Иерусалима и бедственном положении Иудеи.

 

1. Предварительные замечания

После взятия Иерусалима вавилонянами для иудеев начался один из самых ужасных периодов в их истории.

Признаки избрания народа израильского — храм, жертвы, богослужение, связанная со многими обетованиями царская власть дома Давидова — были утрачены.

Сами евреи были депортированы в Вавилон. Они испытали безмерную боль, отчаяние, нужду и смерть.

Как мог Бог допустить это? Как могло все это случиться? Где была любовь Божья? Где Его верность данным Им обетованиям? Богобоязненные евреи искали ответ на эти вопросы. В книге Плач Иеремии этот ответ дан двояким образом:

1. Грехи избранного народа, его идолопоклонство и его неверность завету, который Бог заключил с ним, неисполнение Его заповедей — вот причина этого ужасного суда.

2. Бог намеревается вернуть Свой народ на путь истины. Для этого Он использует и такой суровый путь. Бедствие, которое Бог допустил для Своего народа, — это не уничтожающий суд. Это суд очистительный, призванный возвратить Израиля к Богу.

Бог милосерд. Он, несмотря на суровость наказания, наказывает мерою. Он мог бы вообще истребить народ израильский. Но Его милосердие и верность не знают границ (3:22).

Название книги

Еврейское название книги, согласно первым словам, — эйха — «Как?». С этого слова у евреев традиционно начинаются все сетования по умершим. Уже древние еврейские книжники (раввины) называли книгу кинот — «плачевные песни».

Место книги в иудаизме

В иудаизме эта книга не относится к пророческим. Ее причисляют к мегилот; она третья по счету среди пяти праздничных свитков. Иудеи читают ее в синагогах в 9-й день месяца аб (июль/август) в память о разрушении храма. Сионистские евреи читают Плач Иеремии каждую пятницу у Стены плача в Иерусалиме.

2. Авторство и время написания

Согласно еврейской и христианской традициям, автором является пророк Иеремия. На северной стороне Иерусалима, за городской стеной, находится так называемый «грот Иеремии». Здесь, по преданию, в 587 г. до Р.X., глядя на опустошенный город, Иеремия плакал о нем. В это время он и написал плачевные песни. Иеремия не радовался тому, что его пророчества исполнились, он, как принадлежащий к народу Божьему, страдал вместе с ним. В самой книге автор не упоминается. Имя Иеремии впервые встречается в Септуагинте . В греческом переводе во введении к книге сказано: «И так случилось, что после того, как Израиль был уведен в плен, пророк Иеремия сидел и плакал и воспел этот плач над Иерусалимом».

Позднее свидетельство об авторе и различие в стиле посеяли сомнения в авторстве Иеремии.

Так, некоторые толкователи считают, что первые четыре главы написаны современником Иеремии, но пятая глава написана в 550 г. до Р.X. Фритц Ринекер возражает: «Скорее всего, именно к Иеремии относится то, что автор говорит о личных страданиях и услышанных молитвах (Плач, 3:14, 52-57)». Но так как в тексте книги не упоминается об авторе, то этот вопрос остается открытым.

Время написания книги

Этот вопрос тесно связан с вопросом об авторе. Если автором является Иеремия, то книга была написана в 587 г. до Р.X.

Критически настроенные теологи также исходят из того, что книга была написана до 516 г. до Р.X. — дата восстановления храма.

3. Стиль книги

В наших переводах невозможно передать некоторые особенности стиля еврейского текста. Так, в еврейском тексте каждая глава включает в себя одну песню. Каждая песня состоит из 22 стихов, и каждый стих начинается буквой еврейского алфавита в алфавитном порядке. Исключение составляет 3-я глава. В ней 66 стихов, по три стиха на каждую букву.

4. Ключевое слово

Опустошение.

5. Ключевой стих

«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Плач, 3:22).

6. Деление текста

А. Структура книги

В начале первых четырех песен говорится о печальном состоянии города. После этого оправдывается Бог, Который строго наказывает. Каждая песня, за исключением четвертой, заканчивается молитвой. В четвертой главе нет молитвы, зато молитвой является вся пятая глава.

Б. Тематика

Сион — одинокая печальная вдова (гл. 1)

Она сетует на свое уничижение и опустошение страны и молит о помощи.

Сион — строго наказанная дочь (гл. 2)

Она плачет о гибели храма и людей; над ней издеваются язычники, страдание ее невыносимо.

Сион — кающаяся грешница (гл. 3)

Она покоряется суду и в причине страданий видит свою вину; она ищет спасения в Божьем милосердии, которое, несмотря на суд, не истощилось.

Сион — потускневшее золото (гл. 4)

Грехи и бедствия затмили красоту и ценность Израиля; гибель народа Божьего кладет тень на его блеск, так что уже не увидеть его благородного сияния.

Сион — просительница, терпящая страшное бедствие (гл. 5) У нее лишь одна надежда: Бог силен все изменить, поэтому Сион молит о спасении.

Вопросы по уроку 28:

1. На какие вопросы Бог дает ответ в книге Плач Иеремии?

2. Как звучит еврейское название книги и где оно присутствует?

3. Какое место отведено книге Плач Иеремии в иудаизме?

4. Когда, по иудаистской традиции, читается эта книга?

5. Что известно об авторе книги?

6. Каковы особенности стиля и структуры книги?