29. Книга пророка Иезекииля

Краткое введение

 

Автор:
Время:
Содержание:

Иезекииль.
начальный период вавилонского пленения.
возвещение Божьего суда.
Возвещение восстановления Израиля.

 

1. Предварительные замечания

Время служения Иезекииля — период между служениями Иеремии и Даниила. Его деятельность началась в последние годы служения Иеремии, а конец ее приходится на начало служения Даниила.

Три пророка — Исаия, Иеремия и Иезекииль, которые возвещали о вавилонском пленении, в своем служении особым образом представляли Божественное триединство.

1. Исаия — пророк Сына, на Котором лежит наше наказание.

2. Иеремия — пророк Отца, Который был вынужден наказать народ за непослушание.

3. Иезекииль — пророк Святого Духа, Который упоминается в книге не менее 25 раз.

Имя Иезекииль может быть переведено как «Бог силен» или «Моя сила — Бог».

2. Тема книги

Книгу пророка Иезекииля трудно понять, если не руководствоваться ее темой: святость Бога. Роберт Ли сформулировал ее очень метко: «Слава Господа» (Иез.1:28; 8:4; 10:4; 44:4).

Эта тема освещена с двух позиций:

1) Возвещение суда перед разрушением Иерусалима.

2) Слова утешения после разрушения Иерусалима.

3. Личность Иезекииля

Исторический контекст

Иезекииль был пророком и приступил к своему служению в начальном периоде вавилонского пленения.

Иудейский царь Иоаким присоединился к восстанию соседних народов против Навуходоносора. Мятеж не удался, и в 597 г. до Р.X. вавилоняне осадили Иерусалим, причем Иоаким был убит. Его преемник Иехония смог лишь три месяца удерживать город и затем сдал его вавилонянам. И хотя благодаря этому Иерусалим был спасен от разрушения, сам Иехония с 10 000 пленных из числа еврейской знати был уведен в Вавилон (4Цар.24:14 и далее). Навуходоносор возвел на престол Седекию в качестве марионеточного царя.

Биография Иезекииля

В числе пленных был и Иезекииль. В то время ему исполнилось 25 лет. Иезекииль был сыном священника Вузия (1:3). Фридрих Хауз относит его к роду Садока (3Цар.2:35), который еще долго после вавилонского пленения занимал должность первосвященника. Эта семья имела особое обетование, так как, в отличие от других священнических кланов, оставалась верной Божьим установлениям (44:15; 48:11).

Иезекииль был женат. Его жена умерла в год разрушения Иерусалима — в 586 г. до Р.X. (24:18). У него был собственный дом (8:1) в городе Тель-Авив (3:15). Этот город был расположен при реке Ховаре, близ Вавилона (1:1). Ховар впадает в Евфрат судоходным протоком.

Иезекииль пользовался большим уважением. Старейшины народа часто обращались к нему за советом (8:1; 14:1; 33:31). Спустя пять лет после депортации он был призван Богом на пророческое служение (1:1-3). Последнее по времени упоминание о служении Иезекииля мы находим в главе 40 (571 г. до Р.X.). Так что описанное в книге служение пророка составляет примерно 20 лет.

Согласно преданию, Иезекииль был убит сыном иудейского царя, которого он упрекал в идолопоклонстве. Этот царевич, как и сам Иезекииль, был пленником в Вавилоне.

4. Время написания

В самой книге имеются указания на то, что ее автор — Иезекииль. Почти везде он пишет от первого лица. В последнее время либеральные критики начали оспаривать это свидетельство. Умеренные из них видят в этой книге более позднюю переработку труда Иезекииля. Они считают, что книгу написала группа священников. Крайние представители литературной критики признают за Иезекиилем лишь небольшую часть книги. Так, согласно Хельшеру, ему принадлежат лишь 170 стихов из 1273, а согласно Ирвину, Иезекиилю принадлежит 251 стих.

Отсутствие единого мнения у критиков говорит о том, что ученые согласны между собой лишь в оспаривании авторитета Библии. Результаты же их исследований весьма расходятся. Это видно хотя бы из того, что Хельшер из 51 библейского отрывка, признанного Ирвином, 36 аутентичными не считает.

Внутри самого иудаизма вначале также были сомнения в канонизации Книги пророка Иезекииля, так как Иезекииль нес служение не на святой земле, а в Вавилоне. Но в конечном итоге Иезекииль был признан как пророк. Эта книга содержится в Септуагинте. Также и в Кумране (1947 г.) были найдены фрагменты Книги пророка Иезекииля (большая часть свитка).

5. Теологические и мессианские высказывания

1. Подобно Иеремии, Иезекииль возвещает грядущее разрушение Иерусалима (пророчества до 587 г. до Р.X.; ср. гл. 8-11).

Различие между пророками лишь в том, что Иеремия пророчествует в Иерусалиме, а Иезекииль — в Вавилоне.

2. Иезекииль говорит, что Израиль будет очищен и получит новый дух и новое сердце (11:19; 36:26-27). Подобно Иеремии, он возвещает новый завет (ср. 24:7; 31:33).

3. В гл. 25-40 возвещается о возвращении Израиля в свое отечество и наказании его врагов.

4. Только Иезекииль сообщает о деталях нового храма в Тысячелетнем царстве (гл. 40-46).

5. Иез.28:11-19, как и Ис.14:12-14, являются главными источниками информации о падении сатаны. Уже отцы ранней церкви в пророчестве о царе тирском (28:11-19) видели информацию о происхождении зла.

6. Только от Иезекииля известно, что сыны Израилевы в Египте занимались идолопоклонством. Поэтому Бог едва не истребил их (20:1-9).

7. Многие пророчества Иезекииля указывают на последнее время мировой истории. Собирание Израиля, как оно описано в Иез.39:28, доныне еще полностью не исполнилось. Также князь Гог (гл. 38-39), видимо, будет врагом Израиля и выступит после Тысячелетнего царства (Откр.20:7-9). Новый храм (Иез.40-44) не идентичен храму времени Иисуса. Он также должен еще быть воздвигнут. Также и оздоровление Мертвого моря еще не произошло (47:8-12).

Сионистская религиозная группа «Верные с Храмовой горы» во главе с Соломоном Гершоном ориентируется на пророчества Иезекииля. Уже сегодня демонстрируются принадлежности храма и макет нового храма.

Видения Иезекииля

В центре его вести, более чем у других пророков, стоят видения.

Четыре животных. Огненные колеса. Слава

гл.

Господня

1

Виновные будут убиты

8-9

Вращающиеся колеса. Херувимы

10-11

Долина мертвых костей

37

Новый Иерусалим. Новый храм

40-46

Поток из святилища

47

 

Иезекииль должен был посредством определенных образов сделать наглядной весть о суде. Он должен был подтверждать свою проповедь физическими и душевными страданиями:

• На некоторое время Иезекииль должен был онеметь (3:26).

• 390 дней он должен был лежать на левом боку (4:4-5).

• Иезекииль должен был по прошествии 390 дней еще 40 дней лежать на правом боку (4:6-7).

• Иезекииль должен был есть нечистый хлеб, испеченный на коровьем навозе (4:9-17).

• Иезекииль не должен был показывать своей печали по умершей жене (24:16).

6. Деление текста

А.

Общее деление

гл.

1.

Возвещение суда над Израилем

1-24

2.

Возвещение суда над язычниками

25-32

3.

Книга утешения для наказанных иудеев

33—48

Б.

Разделы

 

1.

Проповедь суда: перед гибелью Иерусалима

1-24

 

Призвание пророка

1-3

 

Суд над грешным Иерусалимом

4-12

 

Израиль тяжко согрешил

13:1-24:14

 

Жена Иезекииля умирает

24:15-27

2.

Дополнение. Суд над языческими народами

25-32

 

Народами, родственными Иудее

25:1-14

 

аммонитянами

25:1-7

 

моавитянами

25:8-11

 

эдомитянами

25:12-14

Народами, не родственными Израилю

25:15-32:32

филистимлянами

25:15-17

тирянами

26:1 -28:19

сидонянами

28:20 и далее

египтянами

29-32

3. Утешительная проповедь. После гибели

Иерусалима

33—48

Иезекииль, страж Израиля

33

Злые пастыри Израиля

34

Бог накажет предательство Эдома

35

Восстановление Израиля

36-37

У врага с севера нет никаких шансов

38-39

Новый храм

40-42

Новое богослужение

43-46

Животворящая вода из храма

47:1-12

Границы нового Израиля

47:13-23

Деление страны

48

 

Вопросы по уроку 29:

1. Как Иезекииль оказался в Тель-Авиве?

2. На какой период времени приходятся пророчества Иезекииля?

3. Кто, согласно свидетельству самой книги, является ее автором?

4. Какую информацию дает Иезекииль об Израиле в период его пребывания в Египте? Что сказано в Книге пророка Иезекииля о той части населения Иудеи, которая бежала в Египет и осталась там?

5. Какие пророчества Иезекииля еще не исполнились?

6. В каком месте Иезекииль сообщает о новом храме?

7. Как меняется проповедь Иезекииля после гибели Иерусалима?

8. Каким образом Иезекииль делал наглядной свою проповедь?

9. Опишите кратко жизнь Иезекииля.