31. Книга пророка Осии

Краткое введение

 

Автор:

Осия.

Время:

760-720 гг. до Р.X.

Содержание:

возвещение суда над Израилем за идолопоклонство.

Особенность:

Осия должен жениться на блуднице, чтобы наглядно показать, как Бог обходится со Своим избранным народом.

 

1. Предварительные замечания о малых пророках

Книга пророка Осии — первая в ряду двенадцати книг так называемых малых пророков.

Период деятельности этих пророков охватывает примерно четыре столетия. Авдий, первый из них, выступил в 845 г. до Р.X., а Малахия, последний, приблизительно в 433 г. до Р.X.

Малые пророки действовали как в Израиле, так и в Иудее. Часто в своих пророчествах они касались и соседних народов. Один из них, Иона, даже имел поручение, которое касалось языческого народа — ассирийцев. Наименование малые пророки связано с объемом книг. Однако значимость их не уступает значимости больших пророков. Часто они открывали новые истины о Боге.

В еврейском делении Библии малые пророки относятся к небиим ахароним — «поздним пророкам».

Книги всех двенадцати малых пророков входят в один свиток, который так и называется: «Двенадцать».

Хотя Книга пророка Осии хронологически не является первой из двенадцати, она стоит на первом месте, видимо, по той причине, что состоит из 14 глав и является, не считая Книги пророка Захарии, самой большой из книг малых пророков.

2. Исторический фон

Осия жил в Северном царстве, в Израиле. Северное царство еще называлось Ефремом, по имени самого большого из его колен. Это название в Книге пророка Осии встречается 35 раз.

Осия начал свое служение при царе Иеровоаме II. В это время Израиль еще раз достиг большого расцвета. В царствование Иеровоама Израиль смог расширить свои границы (4Цар.14:25). Мощь Ассирии в это время, видимо, пошатнулась. Правда, это время принесло с собой и так называемые «издержки цивилизации» — излишества, жажду удовольствий и идолопоклонство. В это были вовлечены как народ, так и священство.

После смерти Иеровоама начался распад царства.

В течение приблизительно 20 лет (744-722 гг. до Р.X.) страной правили шесть царей, четверо из которых были убиты.

Захария (743-742 гг. до Р.X.), сын Иеровоама, наследовал его престол. Уже давно между правящим коленом — Ефремом — и другими коленами назревал конфликт. Дело кончилось убийством Захарии после его шестимесячного царствования (4Цар.15:10). Убийца, Селлум, из колена Манассии, объявил себя царем (742 г. до Р.X.), однако уже через месяц и он пал жертвой покушения (4Цар.15:14). Это была месть ефремлян.

Убийца, Менаим, был вынужден покориться Ассирии, чтобы утвердить свое царское достоинство. Ассирийский царь Тиглатпаласар III (библейское имя Фул, 745-727 гг. до Р.X.) получил за это высокую дань (4Цар.15:19—20). После смерти Менаима (542-536 гг. до Р.X.) воцарился его сын Факия. После двух лет царствования он был убит (4Цар.15:25). Предводитель сторонников Манассии, Факей (736-733 гг. до Р.X.), вступил на престол и царствовал три года. Осия организовал заговор против Факея и убил его, а себя провозгласил царем. Это был последний царь Израиля (733-725 гг. до Р.X., 4Цар.15:30).

После смерти ассирийского царя Фула Осия пытался освободиться от ига Ассирии. Он отказался платить дань и вступил в союз с Египтом. Однако власть нового ассирийского царя Салманассара V настолько укрепилась, что он смог подавить восстание. Ассирийцы взяли Осию под стражу и осаждали Самарию в течение трех лет. После окончательной победы над Северным царством и падения Самарии ассирийцы увели население Израиля в плен (4Цар.17:4—6). Из этого плена народ так и не возвратился.

3. Жизнь и задача Осии

Жизнь Осии и его задача тесно связаны. Вероятно, Осия был пророком по профессии. Его самой важной задачей было показать народу, на примере своей собственной судьбы, как страдает Бог из-за неверности Израиля.

Имя пророка

Имя Осия означает «Бог помогает».

Биография пророка

Осия был сыном Беерии (1:1). Из Ос.1:1 можно заключить, что он выступал в качестве пророка приблизительно 70 лет. Роберт Ли делает из этого вывод, что он дожил до возраста 92-98 лет. После гибели Северного царства Осия, вероятно, совершал свое служение в Иудее. На это указывает Ос.6:11. Семья Осии, должно быть, относилась к числу знатных семей в Северном царстве. Осия имел от Бога поручение жениться на блуднице Гомерь, дочери Дивлаима (1:2-3). Не вполне ясно, имеется ли здесь в виду женщина просто распутная или живущая за счет проституции. Возможно также, что это была израильтянка, которая вследствие увлечения в Израиле культом Ваала отдалась священнику Ваала, чтобы, пожертвовав своей девственностью, стать особенно плодовитой (4:14-15). Таких женщин узнавали по особому убранству или знаку, который они могли снимать с себя (2:4).

Осия любил Гомерь. Однако через некоторое время она оставила его. От этого брака родилось трое детей, которые, возможно, были зачаты от других мужчин. Осия дает им символические имена:

сын: Изреель — «Господь сокрушает»;

дочь: Лорухама — «непомилованная»;

сын: Лоамми — «не Мой народ».

Гомерь вследствие своего образа жизни попадает в большую беду. Она становится своего рода рабыней. Осия, который все еще любил ее, выкупает ее (3:1-5). После некоторого времени уединения в качестве наказания и раскаяния он опять принимает ее как свою жену.

4. Тема книги

Бог поступает с Израилем так же, как Осия — со своей женой. Формально народ служит Богу, однако в действительности он не любит Его (6:6). Повсюду господствует культ Ваала. Несмотря на это, Бог любит Израиль и хочет вернуть его Себе. Подобно тому как Гомерь, перед ее принятием, должна была некоторое время нести наказание, Израиль также должен пережить период бедности и нищеты — без царя, без жертвы, без жертвенника и в нужде (3:4; 5:14; 13:9, 11). Это исполнилось в ассирийском пленении (722 г. до Р.X.). Однако в далеком будущем есть еще спасение для очищенного от идолопоклонства народа израильского (11:11; 13:14; 14:5).

5. Авторство

В самой книге ее автором назван Осия (1:1).

Его слова, как и слова его современника Амоса, по большей части являются непосредственными словами Бога. Хотя авторство Осии иногда ставилось критиками Библии под сомнение, но даже либеральные теологи все больше исходят из того, что автором книги является Осия.

6. Ключевое выражение

Карающая любовь.

7. Ключевой стих

«Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос.13:9).

8. Деление текста

А.

Общее деление

гл.

1.

Положение Осии

1-3

2.

Различные пророческие изречения

4-14

Б.

Разделы

 

1.

Брак Осии как символ отношений Бога с Израилем

1-3

 

Брак Осии

1

 

Прелюбодеяние Гомерь

2

 

Осия выкупает Гомерь

3

2.

Суд Божий над Ефремом

4-14

 

Нравственная гибель народа

4-5

 

Израиль пренебрегает Божьей любовью

6:1-8:4

 

Израиль испытает суровый суд Божий

8:5-10:15

 

Бог любит Израиля, несмотря на его грехи

11

 

Возвращения к Богу не происходит

12:1-6

 

Грех должен быть наказан

12:7-14

 

Бог спасет всех, кто обратится

13-14

 

9. Приложение

Ветхозаветные пророки в хронологической последовательности

 

Пророк

Царство, время (до Р. X.)

Поручение и политическая ситуация

Авдий

Израиль, 845

Возвещение суда над Эдомом.
Цари:
Иудея: Иорам, сын Иосафата (853-841);
Израиль: Иорам, сын Ахава (852-841);
Ассирия: Салманасар III (858-824).
Современники: Илия/Елисей и Бен-Хадад II из Сирии.

Иоиль

Иудея, 835

Нашествие саранчи как Божьего суда послужило призыву Израиля к покаянию. Пророчество об излиянии Духа в последнее время (гл. 3; ср. Деян.2:16-21) и о великом суде над народами.
Цари:
Иудея: Иоас (835-796);
Израиль: Ииуй (841-814);
Ассирия: Салманасар III (858-824). Современники: Елисей и Азаил из Сирии.

Иона

Израиль, 760

Возвещение суда над Ниневией, столицей Ассирии.
Цари:
Иудея: Озия (779*-739);
Израиль: Иеровоам II (784*-744); Ассирия: Ассурдан III (773-754). Современники: Амос и Рецин из Сирии.

Осия

Израиль, 760-720

Возвещение суда над Израилем.
Цари:
Иудея: Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия; Израиль: Иеровоам II, Захария, Селлум, Менаим, Факия, Факей, Осия;
Ассирия: Ассурдан III, Ассурнирари V, Тиглатпаласар III, Салманасар V. Современники: Амос, Исаия, Михей и Рецин из Сирии.

Амос

род. в Иудее, пророчествовал в Израиле, 760

Возвещение суда над Израилем. Цари:
Иудея: Озия;
Израиль: Иеровоам II;
Ассирия: Ассурдан III.
Современники: Амасия, первосвященник в Вефиле, Рецин из Сирии.

Исаия

Иудея, 739-685

Возвещение суда над Иудеей и пророчество о Царстве Божьем. Цари:
Израиль: Менаим, Факия, Осия;
Иудея: Озия (779*-739), Иоафам (740*-734),
Ахаз (734*—719),
Езекия (719*—691),
Манассия (691 *-638);
Ассирия: Тиглатпаласар III, Салманасар V (727-722), Саргон III (721-705), Сеннахирим (704-682). Современник: Михей.

Михей

Иудея, 737-690

Суд над Самарией и Иерусалимом; спасение через Мессию.
Цари:
Израиль: Менаим, Факия, Факей, Осия;
гибель Северного царства, 722 г.; Иудея: Иоафам, Ахаз, Езекия;
Ассирия: как у Исаии.
Современник: Исаия.

Наум

Иудея, 650

Суд над Ниневией.
Цари:
Иудея: Манассия;
Ассирия: Ашшурбанипал (669-633). Современник: Аввакум.

Софония

Иудея, 635*

Суд над Иудеей и язычниками. Цари:
Иудея: Иосия (638*-608);
Ассирия: Ашшурбанипал. Первые набеги скифов на Ближнем Востоке.
Современники: Аввакум, Наум.

Иеремия

Иудея, 627-580

Суд над Иудеей и Иерусалимом.
Цари:
Иудея: Иосия, Иоахаз (608*),
Иоаким (608*-597),
Иехония (597), Седекия (597-586*); падение Иерусалима, 587 г.;
Ассирия: Ашшурбалит (612-609*); Египет: фараон Нехао.
Современники: Варух, Иезекииль.

Аввакум

Иудея, 609

Очистительный суд над Иудеей посредством Вавилона.
Цари:
Иудея: Иосия;
Вавилон: Набопаласар. Современник: Иеремия.

Даниил

Вавилон,
600-530

Бренность мирских царств;
конечная победа Царства Божьего. Цари:
Иудея: Иоаким, Иехония, Седекия, после падения Иерусалима Годолия (587*),
после пленения — наместник Зоровавель (с 538);
Вавилон: Навуходоносор, Евиль-Меродах (562-560), Нериглиссар (560-556), Лабаш-Мардук (556),
Набонид (556-539) и его сын Валтасар;
Персия: Кир (539-530);
Мидия: Дарий.
Современники: Иеремия, Иезекииль, Зоровавель

Иезекииль

Вавилон,
592-570*

Суд над Иудеей, утешение для пленных в Вавилоне.
Цари:
Иудея: Седекия;
Вавилон: Навуходоносор. Современники: Иеремия, Даниил.

Аггей

Иудея, 520

Обвинение за все еще не начатое восстановление храма. Правитель Иудеи: Зоровавель. Первосвященник: Иисус.
Царь Персии: Дарий I (522—486). Современник: Захария.

Захария

Иудея, 520-485

Славное будущее Мессианского царства после очищения народа.
Правитель Иудеи: Зоровавель. Первосвященник: Иисус.
Цари Персии: Дарий I, Ксеркс (486-464).
Современник: Аггей.

Малахия

Иудея, 433

Несмотря на отпадение Иудеи, Бог остается верен Своему обетованию. Возвещение об Иоанне Крестителе.
Правитель Иудеи: Неемия.
Царь Персии: Артаксеркс I (464-423). Современник: Ездра.

 

* В отмеченных датах у историков расхождение на 1-2 года.

Вопросы по уроку 31:

1. Какую часть ВЗ открывает Книга пророка Осии?

2. К какому разделу относятся малые пророки в еврейской Библии?

3. При каком царе Осия начал свою деятельность? Охарактеризуйте экономическую, военную и духовную ситуацию в то время.

4. Как развивалась история Израиля после Иеровоама?

5. Какую часть Израиля Книга пророка Осии называет Ефремом и почему?

6. Когда и почему погибло Северное царство?

7. Какую семейную драму должен был пережить Осия и какую пророческую весть должен был наглядно показать его жизненный путь?