Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25690 Все тексты автора Райнер Вагнер
32. Книга пророка Иоиля
Краткое введение
Автор: |
Иоиль. |
1. Предварительные замечания
О личной жизни пророка Иоиля ничего не известно. Единственным личным сообщением является имя его отца: Вафуил (1:1).
Имя Иоиль часто встречается в Библии. Впервые оно упоминается в качестве имени старшего сына Самуила (1Цар.8:2).
Имя Иоиль означает «Господь (Яхве) есть Бог».
2. Исторический фон
Считается, что выражение «плен Иуды и Иерусалима» (Иоиль, 3:1 и далее) относится к бедствию Иерусалима при Иораме. В то время филистимляне грабили Иерусалим и многих жителей увели в рабство (2Пар.21:16-17).
3. Тема книги
Два стихийных бедствия — нашествие саранчи и последующая засуха — послужили Иоилю поводом для призыва народа израильского к покаянию. Иоиль видит в этих бедствиях Божье наказание.
Второй вестью было пророчество о последнем времени. Иоиль предвидит как излияние Духа в день Пятидесятницы (2:28-29; ср. Деян.2:16-21), так и день Господень, день суда. Этот день суда будет днем возмездия язычникам. Они будут привлечены к ответу за то, что сделали Израилю.
4. Авторство
Даже библейские критики признают, что книга представляет собой законченное целое. И еврейское, и христианское предания считают автором книги пророка Иоиля. НЗ подтверждает авторство Иоиля (Деян.2:16).
5. Возражения критиков Библии
Некоторые толкователи датируют книгу IV веком до Р.X. Они обосновывают это тем, что в ней не упоминается ни собственное Южное царство, ни Израильское царство. Также они считают, что некоторые цитаты заимствованы у других пророков, таких как Амос, Михей, Софония, Исаия, Авдий и др.
Однако сама книга дает основание датировать ее примерно 835 г. до Р.X.:
• В книге упоминаются лишь старые враги Израиля: филистимляне, финикийцы, эдомитяне и египтяне (3:4, 19).
• Иоиль нигде не упоминает о царях, но говорит о священниках. Это свидетельствует о времени, в которое правление осуществлял богобоязненный первосвященник Иодай.
• Упомянутые выше цитаты необязательно заимствованы у других пророков. Скорее, Иоиль написал оригинал, который цитировали другие пророки.
6. Ключевое выражение
День Господень.
7. Ключевой стих
«Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе» (Иоиль, 3:21).
8. Деление текста
1. Историческая часть |
1:1-2:17 |
Призыв ко дню покаяния: нашествие саранчи является прообразом дня Господня |
1:1-11 |
Призыв к покаянию |
1:12-20 |
Описание нашествия саранчи |
2:1-12 |
Призыв к покаянию |
2:12-17 |
2. Апокалипсическая часть |
2:18-3:21 |
Обетование будущего благословения |
2:18-27 |
Возвещение излияния Духа |
2:28-32 |
Причина суда над язычниками в долине Иосафата |
3:1-8 |
Битва в долине Иосафата и ее исход |
3:9-21 |
Вопросы по уроку 32:
1. Что известно о пророке Иоиле?
2. Почему мы считаем, что Иоиль пророчествовал примерно в 835 г. до Р.X.?
3. Кто правил Иудеей во времена Иоиля?
4. Как Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы объясняет стихи 28-32 главы 2 Книги пророка Иоиля?
5. Что означают совпадающие цитаты у Иоиля и поздних пророков?
6. Как объясняет Иоиль нашествие саранчи?
7. Где, согласно Иоилю, происходит суд над народами?
8. Чем вызван гнев Бога на язычников?