32. Книга пророка Иоиля

Краткое введение

 

Автор:
Время и место:
Содержание:

Иоиль.
842 г. до Р.X. в Южном царстве (Иудея).
призыв к Иудее покаяться и возвещение суда над язычниками.

 

1. Предварительные замечания

О личной жизни пророка Иоиля ничего не известно. Единственным личным сообщением является имя его отца: Вафуил (1:1).

Имя Иоиль часто встречается в Библии. Впервые оно упоминается в качестве имени старшего сына Самуила (1Цар.8:2).

Имя Иоиль означает «Господь (Яхве) есть Бог».

2. Исторический фон

Считается, что выражение «плен Иуды и Иерусалима» (Иоиль, 3:1 и далее) относится к бедствию Иерусалима при Иораме. В то время филистимляне грабили Иерусалим и многих жителей увели в рабство (2Пар.21:16-17).

3. Тема книги

Два стихийных бедствия — нашествие саранчи и последующая засуха — послужили Иоилю поводом для призыва народа израильского к покаянию. Иоиль видит в этих бедствиях Божье наказание.

Второй вестью было пророчество о последнем времени. Иоиль предвидит как излияние Духа в день Пятидесятницы (2:28-29; ср. Деян.2:16-21), так и день Господень, день суда. Этот день суда будет днем возмездия язычникам. Они будут привлечены к ответу за то, что сделали Израилю.

4. Авторство

Даже библейские критики признают, что книга представляет собой законченное целое. И еврейское, и христианское предания считают автором книги пророка Иоиля. НЗ подтверждает авторство Иоиля (Деян.2:16).

5. Возражения критиков Библии

Некоторые толкователи датируют книгу IV веком до Р.X. Они обосновывают это тем, что в ней не упоминается ни собственное Южное царство, ни Израильское царство. Также они считают, что некоторые цитаты заимствованы у других пророков, таких как Амос, Михей, Софония, Исаия, Авдий и др.

Однако сама книга дает основание датировать ее примерно 835 г. до Р.X.:

• В книге упоминаются лишь старые враги Израиля: филистимляне, финикийцы, эдомитяне и египтяне (3:4, 19).

• Иоиль нигде не упоминает о царях, но говорит о священниках. Это свидетельствует о времени, в которое правление осуществлял богобоязненный первосвященник Иодай.

• Упомянутые выше цитаты необязательно заимствованы у других пророков. Скорее, Иоиль написал оригинал, который цитировали другие пророки.

6. Ключевое выражение

День Господень.

7. Ключевой стих

«Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе» (Иоиль, 3:21).

8. Деление текста

1. Историческая часть

1:1-2:17

Призыв ко дню покаяния: нашествие саранчи является прообразом дня Господня

1:1-11

Призыв к покаянию

1:12-20

Описание нашествия саранчи

2:1-12

Призыв к покаянию

2:12-17

2. Апокалипсическая часть

2:18-3:21

Обетование будущего благословения

2:18-27

Возвещение излияния Духа

2:28-32

Причина суда над язычниками в долине Иосафата

3:1-8

Битва в долине Иосафата и ее исход

3:9-21

 

Вопросы по уроку 32:

1. Что известно о пророке Иоиле?

2. Почему мы считаем, что Иоиль пророчествовал примерно в 835 г. до Р.X.?

3. Кто правил Иудеей во времена Иоиля?

4. Как Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы объясняет стихи 28-32 главы 2 Книги пророка Иоиля?

5. Что означают совпадающие цитаты у Иоиля и поздних пророков?

6. Как объясняет Иоиль нашествие саранчи?

7. Где, согласно Иоилю, происходит суд над народами?

8. Чем вызван гнев Бога на язычников?