33. Книга пророка Амоса

Краткое введение

 

Автор:

Амос (из Иудеи).

Время и место:

ок. 760 г. до Р.X. в Северном царстве.

Содержание:

возвещение суда над впавшим в идолопоклонство Северным царством.

 

1. Предварительные замечания

Пророчества ВЗ облекались в разные формы. Это нашло отражение и в именованиях пророков. Так, их называли: nabi — «оракул» или «проповедник»; roah — прозорливец (1Цар.9:9). Слово choseh переведено тоже как «прозорливец» (2Цар.24:11; 1Пар.21:9) и «провидец» (Ам.7:12).

Определения roah и choseh подчеркивают способ откровения.

Существовали также школы пророков, в которых обучались искусству пророчества. О таких школах упоминается в 1Цар.10:5,10; 19:20; 4Цар.2:3, 5, 15 и 4Цар.4:38-41; 6:1.

Этот вид обучения был вполне законным и одобрялся Богом (3Цар.20:35 и далее). Его, видимо, можно сравнить с сегодняшними семинарами для проповедников. Правда, вскоре начались отклонения, способствовавшие извращению профессионального пророчества, которое превратилось в источник доходов (Мих.3:5) и утратило общественное признание. Такого рода пророки часто говорили то, что нравилось царям и народу (3Цар.22:6).

Видимо, профессиональные пророки имели прочное положение в храме (Ис.28:7; Иер.6:13; 8:1 и др.). К сожалению, на их пророчества нередко оказывали влияние деньги (Мих.3:5,11). Иногда они были злейшими противниками истинных пророков (Иер.6:14).

Амос придавал большое значение тому, что был пророком не по профессии, а по призванию Божьему (7:14).

2. Исторический фон

Амос выступил в период расцвета Северного царства, в 760 г. до Р.X. — во время царствования Иеровоама II. Благодаря слабости Ассирии, Иеровоаму удалось превратить свое царство в сильную державу и восстановить древние границы Израиля (4Цар.14:23-25). Это преисполнило народ гордостью (Ам.6:13).

Высшие круги в Израиле жили в роскоши. Амос говорит об украшенных зимних и летних домах (3:15) и о беззаботной жизни богатых женщин, которых он называет «телицы васанские» (4:1). Пиры и попойки стали обыденным явлением (4:1; 6:4-6). На этих сборищах, шутки ради, склоняли посвященных Богу (назореев) нарушить свой обет и насмехались над всем святым (2:12).

В то же время, вопреки Божьему закону, народ беспощадно эксплуатировался (8:4-6). В суде господствовало право сильного (3:10; 5:7, 12), Божьи заповеди не соблюдались (8:5).

В Израиле священниками совершались пышные богослужения с жертвоприношениями и праздничным пением. Если люди давали милостыню, то делали это напоказ (5:21-27). В святилищах Галгала, Вирсавии, Самарии, Дана и Вефиля воля царя почиталась выше воли Божьей (7:12-13).

3. Тема книги

Амосу было поручено призвать Израиль к покаянию. Бог накажет всякое нечестие. Он вершит это над соседними народами (1:3-10), над Иудой (2:4-5) и также над Израилем (2:6-16). Суда избежать невозможно. Он коснется как всего народа в целом, так и отдельных лиц. Бог совершит Свой суд посредством природных явлений, разрушит святилища и рассеет народ.

Важны не внешние богослужения, но внутреннее обращение (4:4).

Однако разрушение — это не конец. Небольшой очищенный остаток увидит восстановление Израиля (9:11-15).

4. Авторство

Христианская и еврейская традиции свидетельствуют об авторстве Амоса. Эрнст Эби считает, что Амос мог написать книгу после его высылки из Северного царства.

5. Личность Амоса

Имя Амос означает «несущий ношу».

Амос родом из Иудеи, но свое служение совершал в Израиле. Его родной город — Фекоя, расположенный 19 км южнее Иерусалима, на границе с Иудейской пустыней (1:1). Недруги упрекали его таким происхождением (7:12).

Амос осознал, что на пророческое служение его призывает Бог (1:1-2; 7:15), и оставил пастушеское занятие (7:14).

Свое самое важное служение он совершает в Вефиле. Его выступление, вероятно во время праздника, было плохо воспринято. Священник Амасия запрещает ему проповедовать (7:16) и решает выслать его, как производящего возмущение иностранца. После этого Амос говорит ему о суде лично над ним (7:17).

Подчинился ли Амос повелению о выселении и возвратился в Фекою или нет, нам не сообщается.

6. Ключевая мысль

Приготовься к сретению Бога Твоего, Израиль.

7. Ключевые стихи

«От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: „Не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!“ В тот день Я восстановлю скинию Давида падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» (Ам.9:10-11).

8. Видения Амоса

А. Видения о гибели Северного царства

 

Нашествие саранчи — вражеское войско

7:1-3

Огонь — опустошение

7:4-6

Свинцовый отвес — суд праведный

7:7-8

Корзина со зрелыми плодами — Израиль созрел для суда

8:1-14

Господь стоит над жертвенником — конец храмовому служению

9:1-6

Б. Наказание окрестных народов и Израиля Сначала названа причина, затем — наказание.

 

Сирийцы:

Причина наказания:

1:3-5

 

жестокость по отношению к пленным израильтянам. Наказание:
гибель Дамаска и уничтожение царского дома.

 

Филистимляне:

Причина наказания:

1:6-8

 

они предавали пленных израильтян более злому врагу. Наказание:
гибель филистимских городов — Газы, Азота, Аскалона, Екрона и самих филистимлян.

 

Тир:

Причина наказания:

1:9-10

 

нарушение договора. Наказание:
огонь в чертогах Тира.

 

Эдомитяне:

Причина наказания:

1:11-12

 

братоубийственная война. Наказание:
огонь в Фемане и в чертогах Восора.

 

Аммонитяне:

Причина наказания:

1:13-15

 

жестокие убийства беременных. Наказание:
огонь в Равве и пленение царя.

 

Моавитяне:

Причина наказания:

2:1-3

 

осквернение тела царя Эдома. Наказание:
огонь в Кериофе, искоренение моавитян.

 

Иуда:

Причина наказания:

2:4-5

 

нарушение закона.
Наказание:
гибель Иерусалима.

 

Израиль:

Причина наказания:

2:6-16

 

угнетение бедных, совращение назореев.
Наказание: гибель в войне.

 

 

9. Деление текста

гл.

1. Речи о суде над язычниками

1-2

2. Речи о наказании вождей народа и отдельных людей

3-6

Наказание Израиля, гибель столицы

3

Обвинение знати

4

Неизбежность суда

5-6

3. Видения о гибели

7:1-9:10

Видения, см. 8 А. Видения о гибели Северного царства.
Вставка: Амос и Амасия

7:10-17

Приложение. Обетование остатку

9:11-15

 

Вопросы по уроку 33:

1. Что мы понимаем под выражением «профессиональные пророки»?

2. В чем Амос обличает представителей знати?

3. Что переживает Амос в Вефиле?

4. Откуда пришел Амос и кем он был по роду занятий?

5. При каком царе он совершал свое служение?

6. Каким народам и какие наказания он возвещал?

7. Какое наказание возвестил он священнику в Вефиле?

8. Чьей святыней, по мнению Амасии, был Вефиль?

9. Какую надежду давал Амос Израилю?