34. Книга пророка Авдия

Краткое введение

 

Автор:

Авдий.

Время и место:

850-840 гг. до Р.X. в Южном царстве (Иудея).

Содержание:

пророчество об эдомитянах.

 

1. Предварительные замечания

Имя пророка можно перевести как «слуга Господа» или «почитатель Господа».

Когда пророчествовал Авдий?

Личность пророка вызывает много вопросов, на которые едва ли можно стопроцентно ответить. Хотя мы и считаем, что Авдий является древнейшим пророком, однако с уверенностью это утверждать нельзя. Мы исходим из его деятельности примерно в 841 г. до Р.X. В отличие от других личностей Библии, даже имя отца пророка Авдия нам неизвестно.

В Библии встречаются 12 человек с именем Авдий[6] (3Цар.18:3— 16; 1Пар.3:21; 6:44; 8:38; 12:9; 27:19; 2Пар.17:7; 34:12; Езд.8:9; Неем.10:5; 12:25). И хотя некоторых можно исключить из списка претендентов на авторство, однако из числа оставшихся никого нельзя однозначно признать автором книги. Возможно, что этот человек нигде больше в Ветхом Завете не упоминается, хотя он и был пророком. Сама книга является самой короткой книгой ВЗ и, по-видимому, одной из самых неизвестных частей Библии.

2. Период времени

Так как сама книга не содержит никаких данных, мы вынуждены обратиться к еврейскому преданию. Однако и здесь ничего конкретного мы не находим. Еврейское предание в отношении личности Авдия довольно противоречиво.

Некоторые из древних раввинов считают, что пророк был начальствующим над дворцом Ахава (3Цар.18:3). Другие идентифицируют его с князем (2Пар.17:7), который учил по иудейским городам народ закону Господнему. Единственный отправной пункт для определения времени деятельности пророка Авдия можно вывести из содержания его пророчеств.

Содержание книги — возвещение суда над Эдомом. Под Эдомом мы понимаем эдомитян, потомков Исава (ср. Быт.25:30; 32:3; 36:8).

3. Исторический фон

Израиль и Эдом — вражда между братьями.

Израиль, с родоначальником Иаковом, и Эдом, с родоначальником Исавом, являются братскими народами (Быт.36).

Израиль во время странствия по пустыне не мог вести войну с братским народом, хотя тот и не позволил ему пройти через его страну (Чис.20:14-21; Втор.2:4-6, 12). В отличие от других соседних народов, которые не могли присоединиться к народу израильскому, принадлежавшие к народу идумеев в третьем поколении могли стать членами израильского народа (Втор.23:8-9). Несмотря на такое благосклонное отношение Израиля к идумеям (идумеянам), те от начала проявляли враждебность к Израилю.

Давид покорил Идумею (3Цар.11:15). Во время царствования Иорама произошло восстание эдомитян (845 г. до Р.X.). И хотя Иорам подавил его, эдомитяне не покорились власти Иудеи и образовали свое царство (2Пар.21:8-10).

Через три года после восстания эдомитян (842 г. до Р.X.) арабам и филистимлянам удалось завоевать Иерусалим (2Пар.21:8-10, 16-17). Победители выдали пленных жителей города эдомитянам (Ам.1:6-12), которые воспользовались этим для жестокой мести евреям. Вероятно, Авдий пророчествовал после этих событий.

Эдомитяне продолжали оставаться врагами Израиля. Совместно с Навуходоносором они в 587 г. до Р.X. грабили Иерусалим и устроили там резню (Пс.136:7; Плач, 4:21-22; Иез.35:5-15).

Персидский царь Кир позже нанес им тяжелое поражение, при котором погибли тысячи эдомитян. Во времена Маккавеев они были покорены иудеями, а после разрушения храма в 70 г. н.э. постепенно исчезли из истории.

4. Содержание книги

Правильно характеризует Роберт Ли содержание книги как «резкий манифест против жестоких эдомитян, которые постоянно были врагами Израиля». Авдий предсказывает Эдому окончательное уничтожение. Израиль же, будучи избранным Богом народом, будет восстановлен, и ему принадлежит славное будущее.

5. Ключевое выражение

Божественное воздаяние.

6. Ключевые стихи

«Ибо близок день Господень на все народы. Как ты поступал, так поступят и с тобой; воздаяние твое обратится на голову твою… А на горе Сион будет спасение, и будет она святыней; и дом Иаковлев получит во владение наследие свое» (Авд.1:15, 17).

7. Предсказания пророка

• Гибель Эдома произошла после великой Иудейской войны. Филистимляне владеют сегодня областью Эдома (ст. 19). Название «филистимляне» с течением времени изменилось на «палестинцы».

• Ст. 17 является пророчеством в отношении царства мира в конце дней. Исаия особым образом разовьет этот образ (Ис.2:2).

8. Деление текста

Возвещение и неизбежность суда над Эдомом

ст.
1-9

Вина Эдома во время разграбления Иерусалима

10-14

День Господень как день суда над язычниками

15-16

Грядущее спасение и величие Израиля

17-21

 

Вопросы по уроку 34:

1. Что означает имя Авдий?

2. Против кого направлены пророчества Авдия?

3. Какие события являются наиболее вероятным фоном книги?

4. Какие пророчества произносит Авдий о будущем Израиля? Эдома? Языческих народов?