35. Книга пророка Ионы

Краткое введение

 

Автор:

неизвестен.

Время и место:

ок. 782 г. до Р.X., Ниневия, столица Ассирии.

Содержание:

события, произошедшие с пророком Ионой во время его пророческого служения в Ниневии.

Пророчество:

гибель Ниневии.

Особенность:

в происшествии с Ионой сокрыто пророчество о пребывании Иисуса в царстве смерти.

 

1. Предварительные замечания

Книга пророка Ионы отличается от всех прочих пророческих книг. Если у других пророков обычно центральным моментом книги является сказанное слово, то в Книге пророка Ионы его можно сократить до одного стиха (3:4). Содержание книги составляет судьба Ионы, которая тесно связана с его служением.

2. Исторический фон

В Израиле правил Иеровоам II, однако официально страна находилась под властью Ассирии. Так как центральная ассирийская власть значительно ослабла, Израиль смог восстановить утраченные после Соломона границы. Царем Ассирии был Салманасар IV. Его резиденция находилась в Ниневии — городе, где проповедовал Иона.

Ниневия, столица Ассирии, была крупным городом на восточном берегу Тигра. Два холма, состоящие из руин города, показывают сегодня положение древнего города. Библия говорит о том, что Ниневия была городом «на три дня ходьбы» (Иона, 3:3).

Новейшие раскопки подтверждают это. Здесь нашли остатки дворцов, громадных складов для продовольствия, правительственных зданий, парков и громадного храма городской богини Иштар. Водопровод подавал воду с холмов в восточную часть города.

Слово Божье особенно подчеркивает царящее в городе зло (Иона, 1:2). Сообщения всех древних историков о жестокости ассирийцев подтверждают это. В 722 г. до Р.X. они разгромили Северное царство (4Цар.17:4-6) и осадили Южное (2Пар.32).

3. Авторство

Так как вся книга написана от третьего лица, то, возможно, написал ее не сам Иона. Язык книги дает основание предполагать верного Библии толкователя, который написал книгу после окончательного разрушения Ниневии Набопаласаром (612 г. до Р.X.). Автор при этом опирался на старое предание.

4. Личность Ионы

Имя Иона означает «голубь». Происходил пророк из Гафхефера (4Цар.14:25), колена Завулонова (Нав.19:10-13), и был сыном Амафии (Иона, 1:1).

Некоторые талмудистские писатели полагают, что Иона был сыном вдовы из Сарепты, которого воскресил Илия. В Библии ничего об этом не говорится.

Слово Божье не оставляет никаких сомнений в том, что Иона был исторической личностью.

Книга описывает часть его жизни, которая относилась к данному ему поручению в отношении города Ниневии.

В 4Цар.14:25 он описан как пророк Северного царства, который действовал во время царствования Иеровоама II. Так как, согласно ветхозаветному представлению, победа над врагами рассматривалась как награда за верность Богу, то некоторые толкователи Библии делают вывод, что Иеровоам II пережил перемену в жизни, подобную той, которую пережил позднее иудейский царь Манассия (2Пар.33:1-20), поскольку никак иначе нельзя объяснить достигнутые им политические успехи.

Однако имеющиеся в нашем распоряжении источники (Книга пророка Амоса, 4Цар.14) свидетельствуют, что время царствования Иеровоама II было временем духовного и нравственного упадка. Возможно, под влиянием пророка Иеровоам обратился к Богу, но это не повлияло на общую духовную ситуацию в Северном царстве. Иисус говорит об Ионе как об исторической личности (Мф.12:39-40).

5. Возражения критиков Библии

Подлинность книги никогда не оспаривалась ни еврейским, ни церковным преданием. Историчность личности Ионы подтверждается в ВЗ и особенно свидетельством Иисуса Христа (Мф.12:38— 41; 16:4; Лк.11:29-32).

Современные теологи пытаются представить эту книгу как восточную сказку, которая, в лучшем случае, имеет аллегорическое значение. Особые сомнения вызывает история с рыбой.

В фундаментальной критике Книги пророка Ионы современные геологи покидают почву Библии. Они противоречат не только Книге пророка, но и Самому Иисусу. Иисус исходит из факта трехдневного пребывания Ионы в чреве кита и связывает этот факт со Своим трехдневным пребыванием в царстве смерти в период между крестом и воскресением (Мф.12:40). Правда, современная теология ставит под вопрос и телесное воскресение Иисуса, сомневаясь тем самым в самой основе христианского понимания спасения.

Мы тоже не знаем, о какой рыбе идет речь. Уже немало есть сообщений, согласно которым люди, находившиеся в теле кашалота, оставались живыми.

Дершер пишет (с. 120-121): «Иона был в теле большой рыбы. Речь здесь не идет о желудке. Пасть кашалота размером три метра в длину и два метра в высоту представляет собой достаточное пространство, в котором Иона мог находиться некоторое время, если животное не погружалось на глубину и в течение трех дней и трех ночей не принимало пищу.

Извержение на сушу, скорее всего, представляло собой выдох. Гигантское чудовище вмещает в свои легкие две тысячи литров воздуха. Фонтан воды при выдохе достигает восьми метров в высоту».

6. Ключевое выражение

Служение язычникам.

7. Ключевые стихи

«Кто знает, может быть, Бог еще умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Иона, 3:9).

«…Ибо знал, что Ты — Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона, 4:2).

8. Пророческое значение Ионы

• Пророчество Ионы о гибели Ниневии хотя и не исполнилось через 40 дней, но в 612 г. до Р.X. исполнилось.

• Своим пребыванием в чреве кита Иона, сам того не ведая, выразил пророчество о смерти и воскресении Иисуса.

• Своим служением среди язычников Иона продемонстрировал, что Бог является не только Богом Израиля, но желает спасения всех людей.

• Отменой скорого суда над Ниневией книга показывает, что Бог прощает грехи.

9. Деление текста

Поручение Ионе

1:1-2

Бегство Ионы

1:3-16

Бог воспитывает Иону

2

Иона на служении

3

Иона в Божьей школе

4

 

Вопросы по уроку 35:

1. Чем Книга пророка Ионы отличается от книг других пророков?

2. Столицей какой страны была Ниневия?

3. Кто царствовал в Ниневии во времена Ионы?

4. Почему Бог гневался на Ниневию?

5. В связи с чем Иисус ссылается на пророка Иону?