Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25678 Все тексты автора Райнер Вагнер
36. Книга пророка Михея
Краткое введение
Автор: |
Михей. |
Время и место: |
737-690 гг. до Р.X. в Южном царстве. |
Содержание: |
возвещение суда и пророчество о Мессии. |
1. Предварительные замечания
Михей был современником Исаии. Многие из его пророчеств похожи на пророчества этого великого пророка. Хотя пророчество Михея относится и к Северному царству, скорую гибель которого он предсказывает (1:6-7), но прежде всего оно касается Южного царства и его столицы Иерусалима.
2. Авторство
Нет никаких оснований сомневаться в авторстве Михея. Книга производит впечатление одного целого, будучи написана как бы на одном дыхании. Мы находим дословные совпадения между Мих.4:1-3, 5 и Ис.2:2—4. Некоторые делают из этого вывод, что Михей заимствовал эти цитаты у Исаии. Однако этот вывод необязателен, так как Бог может дать обоим пророкам одно и то же откровение.
3. О личности пророка Михея
Михей происходил из Морасфита в Иудее. Он пророчествовал при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекии (1:1), т. е. приблизительно в 737-690 гг. до Р.X. Период его основной деятельности, видимо, приходится на царствование Езекии (Иер.26:18). Родина Михея была той местностью, через которую шла на Иерусалим ассирийская армия под предводительством Сеннахирима (4Цар.18:13-19, 37). Возможно, Михей вместе с другими беженцами ушел от наступавших ассирийских войск в Иерусалим.
Имя Михей означает «Кто подобен Господу?»
Михей относился к числу мужей Божьих, которые во время правления благочестивого царя Езекии призывали народ обратиться к Господу. Однако эти мужи не имели длительного и прочного успеха в народе. Уже при преемнике Езекии народ снова впал в идолопоклонство (2Пар.33:1-10). Езекия же всем сердцем принял Слово Божье (2Пар.29-30).
Также и позже слова Михея принимались во внимание. Например, когда начальники из Иерусалима вступились за Иеремию, которому угрожала смерть, они определенно ссылались на Михея (Иер.26:16-19).
4. Пророческая весть Михея
Михей обращается к народу, у которого «социальный, политический, человеческий и богослужебный порядок находится на пути к полному распаду» (Ф. Ринекер). Он категорически выступает против всякого рода ханжества и лжи. Михей показывает, что внешние формы богослужения и пустой традиционализм перед Богом не устоят. Бог накажет всех ложных пророков. Даже Иерусалим Он сравняет с землей. Однако, несмотря на суровое наказание, Бог остается милосердным Богом. Михей пророчески говорит о царстве Мессии: Он, как и Давид, придет из Вифлеема (1Цар.16:18-19). Он воздвигнет царство мира с центром на горе Сион. Он победит при последнем натиске врагов.
5. Возражения критиков Библии
Современные теологи оспаривают как авторство Михея, так и единство книги. Правда, и здесь, внутри современной теологии, существуют неразрешимые противоречия.
Основным пунктом критики со стороны либеральных экзегетов является то, что проповедник бед и несчастий не может возвещать о спасении. А в Книге пророка Михея находится и то, и другое.
Мы не можем принять этот аргумент, так как у Бога суд и спасение взаимосвязаны.
6. Ключевая мысль
Спасение после заслуженного наказания.
7. Ключевой стих
«О человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).
8. Пророчества Михея
А. Пророчества о суде
1. Суд над Самарией 1:6-7
2. Суд над Иерусалимом 1:8-19; 3:9-12
Социальные причины суда:
• несправедливость, насилие, угнетение слабых (2:2, 8, 9; 7:2);
• злые вожди и неправедные судьи (3:1-3, 9-10; 7:3);
• ложь и неверные весы (6:10-12);
• уже нельзя доверять даже своим друзьям (7:5);
• раздоры и неуважение в семьях (7:6).
Причины религиозного характера:
• идолопоклонство (1:7);
• продажность пророков (3:5-8);
• продажность священников (3:11).
Исполнившиеся пророчества:
• разрушение Самарии, 722 г. до Р.X. (1:6);
• разрушение Иерусалима, 587 г. до Р.X. (3:12);
• вавилонское пленение, 605-536 гг. до Р.X. (4:9-10).
Б. |
Пророчества о спасении Царство мира Мессии |
4:1-5 |
2. |
Возвращение и победа искупленных |
4:6 |
3. |
Рождение Мессии в Вифлееме |
5:2 |
Исполнившееся пророчество: рождение Мессии (Мих.5:2; Мф.2:1-12).
В. Ситуации, при которых пророчества Михея обрели особую значимость
1. Старейшины выступили на защиту Иеремии (Иер.26:18; Мих.3:12).
2. Первосвященники сообщили о месте рождения Иисуса (Мф.2:5-6; Мих.5:2).
3. Иисус послал Своих учеников на служение (Мф.10:21; Мих.7:6).
9. Деление текста
1. Суд Божий |
гл. |
Над Иудеей и Самарией |
1 |
Над богатыми и знатными |
2 |
Над начальствующими и ложными пророками |
3 |
2. Божье спасение через Мессию |
4-5 |
Возвышение Храмовой горы и царство мира |
4:1-8 |
Настоящее бедствие Иерусалима |
4:9 — 5:1 |
Мессия из места, откуда был Давид |
5:2-15 |
3. Путь от гибели к спасению |
6-7 |
Тяжба Бога с неблагодарным народом |
6 |
Жалоба на всеобщую развращенность |
7:1-7 |
Три песни: |
7:8-13 |
просьба о Божьем благословении |
7:14-17 |
исповедание Божьей милости |
7:18-20 |
Вопросы по уроку 36:
1. Вместе с какими великими пророками совершал свое служение Михей?
2. Какие две большие войны пережил Михей?
3. Каковы две основные мысли в проповеди Михея?
4. Что является основным аргументом либеральных толкователей Библии против единства книги и почему мы не принимаем этот аргумент?
5. Какие социальные причины наказания Иерусалима называет Михей?
6. Какие религиозные причины суда над Иерусалимом называет Михей?
7. Какие пророчества Михея исполнились в период ВЗ?
8. Какое важное пророчество о рождении Иисуса исполнилось?
9. Какое пророчество Михея еще не исполнилось?