2. Библия

1. Что такое Библия?

Библия является истинным и безошибочным Словом Божьим. В ней открывается живой Бог, Творец всего — неба и земли, первопричина всего сущего. Он вечен (Пс.89:2; Иер.1:12; Ин.1:1 и др.).

Бог использует средства человеческого языка, чтобы сообщить Своему творению, т. е. людям, все, что им нужно знать о своем Творце и о самих себе. В Своем Слове Бог открывает нам истину, которую сами мы узнать не можем, — мы называем это откровением. Этим, открытым нам, Словом Божьим является Библия. В ней Бог говорит с нами таким образом, что мы можем понять Его.

Кто написал Библию?

Бог в разные периоды времени посредством Своего Святого Духа обращался к определенным людям и давал им поручение — записать Его весть. Этот процесс называют вдохновением.

Вдохновение означает: Бог делает людей способными, при использовании их собственной индивидуальности (отсюда весьма разнообразный стиль различных библейских книг), без заблуждений и ошибок усвоить и записать Божественное откровение. Это определение относится к первоначальным манускриптам (см. «Путь к первоначальному тексту», урок 4).

Истинное христианство связано с этим Словом Божьим. В нем мы находим данные Богом ориентиры для нашей жизни (2Пет.1:20-21; 2Тим.3:16-17 и др.).

Да, Бог настолько идентичен Своему Слову, что Его Сын Иисус Христос даже носит имя — Слово Божие (Ин.1:14; Евр.1:1-2; Откр.19:13 и др.). Вернер де Боор сказал: «Иисус Христос является Словом, в Котором Бог выразился наиболее полно».

2. Значение слова Библия

Название Библия происходит от греческого слова библос — «книга». Иногда употреблялось название Библиотека — «собрание книг».

Автор важнейшего перевода Библии отец Церкви Иероним называл Библию Дивина библиотека — «собрание Божественных книг».

В самой Библии также находятся определенные ее названия. Это свидетельство Библии о себе чрезвычайно важно. Здесь мы видим, как нужно понимать Библию и на что она претендует.

Внимательно исследуйте и запомните следующие стихи Библии:

• Писание: Лк.4:21; 24:27; Ии. 2:22; 10:34-35.

• Священное Писание: Рим.1:2; 2Тим.3:15.

• Книги: Дан.9:2 и др.

• Закон и пророки: Мф.5:17-18; Деян.13:15; Рим.3:21.

• Вдохновение посредством Духа Божьего: 2Тим.3:16;

2Пет.1:21.

• Слово Божие: Мф.22:31-32; Ин.17:17; Рим.3:4; Евр.1:1-2.

• Откровение от Бога: Тал. 1:11—12.

Эти названия Библии первоначально относились только к имевшейся во время их формирования части Библии. Однако мы можем применить их ко всей Библии, так как, по сути, они включают в себя все части Слова Божьего.

Это положение подтверждается тем, что одно и то же понятие в разное время применялось к разным по объему книгам Библии. Пример: Иисус Навин называет Слово Божье законом (Нав.1:8). Однако в его время существовала только Тора (или Пентатеукос) — пять книг Моисея. Таким образом, тогда существовала лишь небольшая часть сегодняшней Библии.

Иисус Христос, как и все иудеи того времени, весь Ветхий Завет называл «закон и пророки», или просто «закон» (ср. Мф.5:17-18; 7:12 и др.). Между Иисусом Навином и Христом лежит промежуток времени примерно в 1300 лет. Но они оба применяли понятие «закон», относя его к разному объему Писания.

Таким образом, что касается свидетельства самой Библии, речь идет не столько об определенной книге Библии, сколько о самой сути: о Слове Божьем, представленном нам в каноне.

3. Авторы Библии (люди)

Бог даровал Свое Слово верующим людям (инспирация). Они служили в качестве передатчиков Его важной вести (2Тим.3:16-17, дословно: «все Писание внушено Богом»).

Библия записывалась в течение 1500 лет примерно 40 различными людьми.

Представьте для сравнения книгу, которую первый автор начал писать в 400 году н.э. и которая была закончена в 1990 году.

«Это невозможно!» — подумает каждый. Слишком разная культура у этих авторов. Такая книга должна представлять собой полный хаос!

Однако Библия особенно отличается своим внутренним единством.

Этот факт свидетельствует, что за всеми людьми, писавшими Библию, стоит один и тот же вдохновитель — Дух Святой. Лишь этой инспирации Библия обязана своим внутренним единством.

Авторы отдельных книг Библии принадлежали к различным слоям населения (как по социальному положению, так и по уровню образования).

Так, среди них мы находим:

• царей: Соломон и Давид;

• врачей и священников: Лука, Исаия и др.;

• теологов: Павел, Ездра и др.;

• политиков: Моисей, Даниил, Неемия и др.;

• крестьян и ремесленников: Амос, Петр и др.;

• музыкантов и певцов: Асаф, сыны Кореевы;

• военных: Иисус Навин и др.;

• пророков: Иезекииль, Аггей и др.

4. Время возникновения Библии

Библия среди произведений мировой литературы (мы употребили это понятие, чтобы продемонстрировать уважение к ней людей, которые не являются христианами) выделяется самым долгим «происхождением» — не менее 1500 лет. Вполне возможно, что в ее основе лежат гораздо более древние источники. Также возможно, что записи еще допотопного периода (например, родословия) были включены в возникшие позже Писания.

В Талмуде (сборник законов и религиозных преданий постбиблейского иудаизма) высказывается мнение, что десять заповедей (Исх.20) были записаны ангелами еще до сотворения мира. Хорст В. Бек исходит из того, что Моисей имел в своем распоряжении записи патриархов[1].

Несомненно то, что существовали, по крайней мере, устные предания. Иначе было бы трудно понять наличие подробностей из семейной жизни Адама, Ламеха, Авраама и др.

Составление последней книги Библии — Апокалипсиса — датируется 96-100 гг. н.э.

5. Что такое канон?

В теологии часто встречается понятие канон.

Под каноном понимаются общепризнанные книги Ветхого и Нового Заветов.

Канон — греческое слово.

Первоначально так называлось приспособление, применявшееся при строительстве, — прямой шест.

Мы можем перевести это слово как «безошибочный критерий».

Так как Библия является безошибочным критерием нашей веры, это понятие было заимствовано древней церковью.

Ветхозаветный канон был завершен в 300 г. до Р.X. Либералы оспаривают это, относя, например, Книгу пророка Даниила ко II веку до Христа. Правда, новые археологические открытия (в частности, кумранские находки) нанесли сокрушительный удар по этому мнению. Также существует появившийся во II веке до Р.X. греческий перевод Ветхого Завета — Септуагинта, в который входит весь ветхозаветный канон вместе с апокрифами.

Иудейство санкционировало (подтвердило) еврейский ветхозаветный канон (без апокрифов) в 100 г. н.э. Септуагинта в синагогах была отвергнута. В этом чувствовалась защитная реакция от христианства, которое использовало Септуагинту.

Однако затем и в христианстве еврейский канон на древнееврейском языке (масоретский текст) получил большое распространение (особенно в протестантизме).

Новозаветный канон был окончательно завершен написанием Откровения Иоанна в 96-100 гг. н.э.

Хотя и требовалось время для отделения неканонических писаний, можно, однако, исходить из того, что уже в 150 г. н.э. новозаветный канон в его современном виде был общепризнанным. Об этом свидетельствует фрагмент Муратори, или канон Муратори, названный по имени своего открывателя, итальянского историка и богослова Лудовико Антонио Муратори, который впервые и опубликовал эту рукопись в 1740 г.

Канон Муратори — это список признанных книг Библии. Появился канон Муратори в 170 г. н.э. в Риме.

Последнее признание нашего сегодняшнего канона произошло на церковных соборах в IV и V веках.

• Лаодикийский собор, 363 г.: все нынешние книги НЗ, включая Откровение, были признаны каноническими.

• Карфагенский собор, 397 г. (33-е правило): все 27 книг НЗ, включая Откровение, признаны каноническими (соответствует нашему сегодняшнему канону).

• Собор в Гиппоне, 419 г.: подтверждает решение, принятое в Карфагене.

Лишь контрреформация на соборе в Тренто (лат. Tridentum — Тридент) в 1548 г. снова подняла вопрос о каноне. С того времени Римско-католическая церковь причисляет ветхозаветные апокрифы Септуагинты к канону. Реформаторские церкви отвергли эти книги. Католическая церковь надеялась посредством канонизации апокрифов получить в свои руки средство против основывающихся на Писании протестантов.

Утверждение, что Лютер ставил канон под вопрос, как утверждают некоторые современные теологи, ложно. Правда, для него существовало различие в степени важности отдельных книг, но это не относилось к канону. Скорее, Лютер полагал, что нужно оценивать значение отдельных книг Библии как «канон в каноне». В самом же каноне как таковом Лютер никогда не сомневался.

Снова вопрос о каноне был поднят либералами в 60-е годы прошлого столетия, такими как, например, Кейземан и др. За этим кроется желание посредством новой канонизации поднять престиж идеологических стремлений и ограничить библейские положения.

6. Что такое апокрифы?

Слово апокриф греческого происхождения и означает «тайный» или «скрытый».

Речь идет о религиозных писаниях периода после окончательного формирования ветхозаветного канона примерно до 100 г. н.э.

Мы делаем различие между ветхозаветными и новозаветными апокрифами.

Согласно еврейскому воззрению, последним автором Библии был книжник Ездра (примерно 430 г. до Р.X.).

Но, исходя из родословной в Книге Неемии (Неем.12), мы вынуждены заключить, что ветхозаветный канон был завершен не раньше периода Александра Великого (Македонского).

Самые известные ветхозаветные апокрифы появились в период между 300 и 80 гг. до Р.X.

В процессе канонизации они были выделены из списка библейских книг. В их содержании, в отличие от библейских книг, имеются ошибки.

Эти книги отчасти представляют мнения, которые противоречат общим библейским истинам.

Самыми известными апокрифами считаются «межзаветные» (написанные в «межзаветный период», т. е. в период между ВЗ и НЗ).

К ним относятся:

Третья книга Ездры, все книги Маккавейские, Книга Товита, Молитва Манассии, дополнения к Книге пророка Даниила, дополнения к Книге Ездры, Книга Варуха, Послание Иеремии, Книга Иисуса, сына Сирахова и Премудрость Соломона (см. урок 1, «Апокрифы»).

Эти книги находятся в Септуагинте, но их нет в еврейском каноне. Реформатские церкви полностью отвергли их.

Лютер сохранил их. Они находятся в приложении к его Сентябрьской Библии (первый перевод всей Библии Лютером). Правда, он препроводил их пояснением относительно их содержания: «Апокрифы — это книги, которые не равноценны Священному Писанию, но их полезно читать».

Как уже было сказано, апокрифы были канонизированы Римской церковью на соборе в Триенте в 1548 г. в качестве средства борьбы с реформаторами.

Наряду с апокрифами существуют и так называемые псевдоэпиграфы (древние писания, ложно приписываемые какому-нибудь автору). Они появились в период между 150 г. до Р.X. и 150 г. н.э.

В большинстве случаев речь идет о писаниях иудейско-эллинистского происхождения, которые часто содержали гностические спекуляции (греч. слово гносис — «познание»). Эта греческая философия учит разделению духа и материи, причем материя объявляется низменной и злой, а дух — добрым и Божественным. Материя пленила дух. Цель человека — посредством различных духовных упражнений, посредством познания освободиться от материи и сделаться способным созерцать Бога. В древней церкви порою наблюдалось воздействие этого учения. Цитаты из него и намеки находятся также и в новозаветных книгах (Кол., Тим., Пет., Иуд.).

К псевдоэпиграфам относятся:

Четвертая книга Маккавейская, Псалмы и оды Соломона и др.

В различное время были особенно популярны: «Завет двенадцати патриархов», «История Янния и Мамврия», а также «Жизнь Адама и Евы».

Неканоническими книгами, подобными этим псевдоэпиграфам, являются новозаветные апокрифы.

Наиболее известные из них:

а) евангелия: евреев, Петра и др.

б) послания: Первое послание Климентия, Послание Игнатия, Послание Варнавы и др.

в) апокалипсисы: Откровение Петра, Книга Еноха и др.

Вопросы по уроку 2:

1. Что такое Библия?

2. Откуда происходит название Библии?

3. Какие еще наименования существуют для Библии?

4. Сколько времени длился процесс создания Библии?

5. Кем были авторы Библии?

6. Дайте определение понятию библейской инспирации.

7. Какие источники были в распоряжении Моисея для написания Пятикнижия?

8. Что мы понимаем под каноном?

9. Когда и где был установлен канон? Что такое апокрифы и псевдоэпиграфы?