38. Книга пророка Аввакума

Краткое введение

 

Автор:
Время и место:
Содержание:

Аввакум.
между 638-м и 612-м гг. до Р.X. в Иудее.
возвещение о приближении суда посредством Вавилона и утешение для Иудеи.

 

1. Предварительные замечания

В лице Аввакума мы имеем перед собой пророка спасения. Хотя ему и знакомы грехи Иудеи, но обличение их не является главным пунктом его задачи.

Аввакум не угрожает Иудее и не возвещает о суде над ней или над Иерусалимом, но выступает против врагов народа Божьего.

Аввакум характеризуется Робертом Ли как «дедушка реформации». Мартин Лютер, в результате своей экзегетической работы над Рим.1:17, пришел к спасительной вере. Однако это слово Павла является цитатой из Авв.2:4.

Апостол Павел, видимо, очень ценил пророка Аввакума. Нам известны 3 или 4 цитаты Павла из короткой Книги пророка Аввакума: Деян.13:40; Рим.1:17; Гал.3:11; Евр.10:38 (не вполне ясно, является ли Павел автором Послания к евреям).

Имя Аввакума

Имя Аввакума передается Иеронимом как «объятие». Мартин Лютер переводит его как «сердечно ласкающий». Так как имя в большинстве случаев связано с вестью и служением пророка, то перевод «объятие» кажется самым подходящим.

Аввакум стоит перед большим вопросом: «Почему?». Почему Бог допускает все это? Он не понимает, как может Бог для совершения Своего праведного суда использовать неправедные орудия, такие как язычники вавилоняне. В этом переживании он не отвращается от Бога, но «цепляется» за Него.

2. Исторический фон

Содержание Книги пророка Аввакума позволяет нам точно установить время служения Аввакума. Согласно Авв.1:6, халдеи еще не напали на Иудею, но их нападение приближается. Это указывает на последнее десятилетие VII века до Р.X. Многие толкователи датируют книгу между падением Ниневии в 612 г. до Р.X. и победой Навуходоносора над фараоном Нехао у Кархемиша в 605 г. до Р.X. Поражение Нехао привело к подчинению Иудеи Вавилону в 605 г. до Р.X. и к трем депортациям, которые заканчиваются вавилонским пленением.

Так как Аввакум был современником Иеремии и в то же время совершал служение в храме, мы узнаем, что в это время в Иерусалиме были не только плохие священники и левиты. Но ясно, что верные священники были в меньшинстве.

В апокрифической книге «От дракона к Вавилону» Аввакум характеризуется как современник Даниила. Так как еврейская традиция в этих вопросах довольно надежна, мы можем исходить из того, что Аввакум действовал в качестве пророка на протяжении нескольких десятилетий.

Археологические находки

В первой кумранской пещере нашли свиток Авв.1-2, а также аллегорическое толкование книги. Научное название этого свитка: IQuHab.

3. Личность Аввакума

Как и в отношении большинства малых пророков, мы знаем об Аввакуме немного. Нам неизвестно даже имя его отца.

На основании того, что третья глава его книги написана в поэтической форме, в виде псалма, и в ней есть ссылка (ст. 19) — «Начальнику хора», можно заключить, что Аввакум был певцом в храме, т. е. левитом. В таком случае он, наряду со своим служением в храме, действовал еще и как пророк.

4. Весть пророка

Аввакума иногда называют вольнодумцем среди пророков. Он не может понять, почему Бог допускает нашествие халдеев на Израиль, и задает Богу этот вопрос. Аввакум страдает от позора, что язычники торжествуют над святым народом. Он спрашивает Бога: «Почему же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?..» (1:13).

Аввакум осмеливается требовать у Бога отчета за то, как Он управляет миром. Почему Бог, будучи святым (1:12), слишком чистым, чтобы смотреть на злодеяния (1:13) и на грехи в Иудее, избирает вавилонян, которые еще более нечестивы, чтобы совершать Свой суд?

Этот вопрос является также и вопросом современного человека. Бог отвечает: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своей верой жив будет» (Авв.2:4).

5. Ключевое слово

Почему?

6. Ключевые стихи

«Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мной, и восстает вражда, и поднимается раздор» (Авв.1:3).

«Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своей верой жив будет» (Авв.2:4).

7. Деление текста

Горе Аввакума: грех Иудеи

1:1-4

Следствие этого: суд посредством халдеев Жалоба: почему суд совершается посредством

1:5-11

еще более худших грешников?

1:12-17

Утешение: верующие будут сохранены

2:1-4

Пророчество: Вавилон погибнет

2:5-20

Псалом: у Аввакума есть уверенность

3

 

Вопросы по уроку 38:

1. Какое значение имело пророчество Аввакума для Мартина Лютера?

2. Где в НЗ присутствуют цитаты из Книги пророка Аввакума?

3. Почему Аввакума называют пророком спасения?

4. Что означает имя Аввакум?

5. Какой вопрос мучает Аввакума?

6. Какой великий пророк был товарищем Аввакума по несчастью?

7. Чем отличается пророчество Аввакума от пророчеств его великих современников? В чем они сходны?