Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25591 Все тексты автора Райнер Вагнер
39. Книга пророка Софонии
Краткое введение
Автор: |
Софония. |
1. Предварительные замечания
Хотя Софония является суровым пророком суда, Мартин Лютер очень ценил его. Лютер различает ценность отдельных книг Библии по признаку: где больше говорится о Христе.
В своем предисловии к Книге пророка Софонии он пишет: «Хотя он и малый пророк, но он больше говорит о Христе, чем многие другие великие пророки».
2. Исторический фон
Сама книга (1:1) датирует себя временем царствования царя Иосии (640-609 гг. до Р.X.). При этом царе в Иудее последний раз перед пленением произошла духовная реформация. Выступление пророка Софонии подготовила эту реформу. Из его книги видно, что то нечестие, против которого боролся Иосия в Иудее (2Пар.34:4-6), во времена Софонии еще имело место: хотя в храме совершалось служение Яхве, но параллельно с этим в Иерусалиме, и порою даже в храме, совершалось идолопоклонство. Соф.1:4-6 называет некоторых из почитаемых идолов по имени (ср. 2Пар.33:4-5).
В начальном периоде правления Манассии (695-642 гг. до Р.X.) это идолопоклонство в Иудее достигло своего апогея. Иудейская религия с ее монотеистическим служением Яхве превратилась в политеистический синкретизм — смешанную религию, состоящую из различных культов (2Пар.33:1-10).
Во время пребывания Манассии в ассирийском плену (он был уведен в Вавилон) он возвратился к живому Богу своего народа. После своего освобождения он покончил с идолопоклонством в Иудее (2Пар.33:16-17). Однако он не был до конца последовательным (2Пар.33:17), возможно, считаясь с владычеством Ассирии. Амон, сын Манассии, возобновил идолопоклонство (2Пар.33:21-25).
Упоминаемый в Соф.1:1 царь Иосия был воцарен в возрасте восьми лет (2Пар.34:1). Его отец Амон пал жертвой заговора (2Пар.33:24). До того времени, как Иосия мог практически осуществлять свою власть, прошло не менее десяти лет. В этот период идолопоклонство было распространено, как и во времена Амона. Это состояние и бичует Софония.
Пророк со своей проповедью сталкивается с сопротивлением высших слоев Иудеи (3:3-4). Из всего этого мы можем сделать вывод, что служение пророка происходило в 640-630 гг. до Р.X.
3. Авторство
Мы можем исходить из того, что Софония сам написал свою книгу. Против этого нет обоснованных аргументов.
Хотя время от времени раздаются критические голоса в отношении авторства Софонии, но доводы критиков мы считаем неосновательными.
В либеральной экзегезе бытует мнение некоторых толкователей, что высказывание об обращении язычников (2:11), а также конец книги (3:19-20) являются более поздними вставками, сделанными под влиянием Иеремии во время пленения или после него.
4. Личность пророка Софонии
В Соф.1:1 приводится родословная пророка до четвертого колена. Возможно, что он происходил из знатного рода. Родословная Софонии восходит даже до Езекии. Вполне вероятно, что речь здесь идет о царе Езекии, иначе такая подробная родословная в начале пророческой книги не имела бы смысла. Некоторые пророки даже не называют имени своего отца. Софония жил в Иерусалиме. В книге содержатся указания на то, что автор хорошо знал город (например, 1:10).
Имя Софония означает «Господь сокрывает».
5. Весть Софонии
Центральными в Книге пророка Софонии, так же как и в книгах пророков Иоиля и Амоса, являются слова «день Господень». Под этими словами пророки понимают день Божьего суда. Даже если люди не хотят и думать об этом, суд Божий грядет (1:12).
Зло высших слоев Иудеи проявляется в том, что ее вожди, священники и профессиональные пророки не хотят каяться. Возможно, Софония указывает здесь на сопротивление реформам Иосии. Софония обвиняет синкретизм, который проявляется в том, что люди клянутся как Богом, так и идолами (1:5).
В Иудее распространяется чуждая культура. Ее можно узнать по иностранной одежде, которую носят и евреи. В Иерусалиме накапливается добытое неправдой богатство.
Из-за грехов Иудеи день Господень будет особенно страшным (1:14-18). Прежде чем наступит этот день, Бог еще раз предостерегает Иудею.
Языческие народы также испытают день Господень как день суда (2:11). После суда сохранится бедный и небольшой остаток иудеев (3:12). Они уповали на Господа. Их наказание миновало, и для них наступит время нового благословения (3:14-19).
6. Ключевое выражение
День Господень.
7. Ключевой стих
«Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф.3:12).
8. Деление текста
Представление пророка |
1:1 |
Возвещение дня Господнего над Иудеей |
1:2-18 |
Еще один призыв к обращению Иерусалима |
2:1-3 |
День Господень: суд над всеми народами Предупреждение Иерусалиму, его духовным |
2:4-15 |
и светским вождям |
3:1-8 |
Обетование Мессианского царства для остатка |
3:9-20 |
Вопросы по уроку 39:
1. Что означает имя Софония?
2. О чем свидетельствует родословие Софонии?
3. Когда нес служение Софония?
4. Какую духовную ситуацию увидел Софония в Иерусалиме?
5. Чем отличается духовное развитие царя Манассии от духовного развития его сына Амона?
6. Какое событие, относящееся к истории спасения, является центральным в проповеди Софонии?
7. Как отнеслись высшие слои общества к усилиям Софонии?
8. Какую будущность видит Софония для Иудеи в конце «дня Господнего»?