39. Книга пророка Софонии

Краткое введение

 

Автор:
Время и место:
Содержание:

Софония.
ок. 640 г. до Р.X., Иерусалим (Иудея). суд как «день Господень».

 

1. Предварительные замечания

Хотя Софония является суровым пророком суда, Мартин Лютер очень ценил его. Лютер различает ценность отдельных книг Библии по признаку: где больше говорится о Христе.

В своем предисловии к Книге пророка Софонии он пишет: «Хотя он и малый пророк, но он больше говорит о Христе, чем многие другие великие пророки».

2. Исторический фон

Сама книга (1:1) датирует себя временем царствования царя Иосии (640-609 гг. до Р.X.). При этом царе в Иудее последний раз перед пленением произошла духовная реформация. Выступление пророка Софонии подготовила эту реформу. Из его книги видно, что то нечестие, против которого боролся Иосия в Иудее (2Пар.34:4-6), во времена Софонии еще имело место: хотя в храме совершалось служение Яхве, но параллельно с этим в Иерусалиме, и порою даже в храме, совершалось идолопоклонство. Соф.1:4-6 называет некоторых из почитаемых идолов по имени (ср. 2Пар.33:4-5).

В начальном периоде правления Манассии (695-642 гг. до Р.X.) это идолопоклонство в Иудее достигло своего апогея. Иудейская религия с ее монотеистическим служением Яхве превратилась в политеистический синкретизм — смешанную религию, состоящую из различных культов (2Пар.33:1-10).

Во время пребывания Манассии в ассирийском плену (он был уведен в Вавилон) он возвратился к живому Богу своего народа. После своего освобождения он покончил с идолопоклонством в Иудее (2Пар.33:16-17). Однако он не был до конца последовательным (2Пар.33:17), возможно, считаясь с владычеством Ассирии. Амон, сын Манассии, возобновил идолопоклонство (2Пар.33:21-25).

Упоминаемый в Соф.1:1 царь Иосия был воцарен в возрасте восьми лет (2Пар.34:1). Его отец Амон пал жертвой заговора (2Пар.33:24). До того времени, как Иосия мог практически осуществлять свою власть, прошло не менее десяти лет. В этот период идолопоклонство было распространено, как и во времена Амона. Это состояние и бичует Софония.

Пророк со своей проповедью сталкивается с сопротивлением высших слоев Иудеи (3:3-4). Из всего этого мы можем сделать вывод, что служение пророка происходило в 640-630 гг. до Р.X.

3. Авторство

Мы можем исходить из того, что Софония сам написал свою книгу. Против этого нет обоснованных аргументов.

Хотя время от времени раздаются критические голоса в отношении авторства Софонии, но доводы критиков мы считаем неосновательными.

В либеральной экзегезе бытует мнение некоторых толкователей, что высказывание об обращении язычников (2:11), а также конец книги (3:19-20) являются более поздними вставками, сделанными под влиянием Иеремии во время пленения или после него.

4. Личность пророка Софонии

В Соф.1:1 приводится родословная пророка до четвертого колена. Возможно, что он происходил из знатного рода. Родословная Софонии восходит даже до Езекии. Вполне вероятно, что речь здесь идет о царе Езекии, иначе такая подробная родословная в начале пророческой книги не имела бы смысла. Некоторые пророки даже не называют имени своего отца. Софония жил в Иерусалиме. В книге содержатся указания на то, что автор хорошо знал город (например, 1:10).

Имя Софония означает «Господь сокрывает».

5. Весть Софонии

Центральными в Книге пророка Софонии, так же как и в книгах пророков Иоиля и Амоса, являются слова «день Господень». Под этими словами пророки понимают день Божьего суда. Даже если люди не хотят и думать об этом, суд Божий грядет (1:12).

Зло высших слоев Иудеи проявляется в том, что ее вожди, священники и профессиональные пророки не хотят каяться. Возможно, Софония указывает здесь на сопротивление реформам Иосии. Софония обвиняет синкретизм, который проявляется в том, что люди клянутся как Богом, так и идолами (1:5).

В Иудее распространяется чуждая культура. Ее можно узнать по иностранной одежде, которую носят и евреи. В Иерусалиме накапливается добытое неправдой богатство.

Из-за грехов Иудеи день Господень будет особенно страшным (1:14-18). Прежде чем наступит этот день, Бог еще раз предостерегает Иудею.

Языческие народы также испытают день Господень как день суда (2:11). После суда сохранится бедный и небольшой остаток иудеев (3:12). Они уповали на Господа. Их наказание миновало, и для них наступит время нового благословения (3:14-19).

6. Ключевое выражение

День Господень.

7. Ключевой стих

«Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф.3:12).

8. Деление текста

Представление пророка

1:1

Возвещение дня Господнего над Иудеей

1:2-18

Еще один призыв к обращению Иерусалима

2:1-3

День Господень: суд над всеми народами Предупреждение Иерусалиму, его духовным

2:4-15

и светским вождям

3:1-8

Обетование Мессианского царства для остатка

3:9-20

 

Вопросы по уроку 39:

1. Что означает имя Софония?

2. О чем свидетельствует родословие Софонии?

3. Когда нес служение Софония?

4. Какую духовную ситуацию увидел Софония в Иерусалиме?

5. Чем отличается духовное развитие царя Манассии от духовного развития его сына Амона?

6. Какое событие, относящееся к истории спасения, является центральным в проповеди Софонии?

7. Как отнеслись высшие слои общества к усилиям Софонии?

8. Какую будущность видит Софония для Иудеи в конце «дня Господнего»?