40. Книга пророка Аггея

Краткое введение

 

Автор:
Время и место:
Содержание:

Аггей.
520 г. до Р.X., Иерусалим.
призыв к восстановлению храма.

 

1. Предварительные замечания

В различные исторические эпохи Израиля направление проповеди пророков менялось. Перед пленением и во время пленения в центре стояла проповедь о суде, покаянии и утешении (обетование восстановления Израиля). После пленения центром пророческого слова стало восстановление государства и богослужения в Иудее.

2. Исторический фон

В первый год правления Кира евреям было разрешено вернуться в свою землю (Езд.1:1-2). Под предводительством первосвященника Иисуса и назначенного персами правителя Иудеи Зоровавеля первая группа в количестве 42 360 свободных и 7 337 рабов возвратилась в Иудею. Возвращение произошло в 536 г. до Р.X.[7], ровно через 70 лет после первой депортации. Сам Кир повелел иудеям снова построить храм (Езд.1:2). Он приказал вернуть им взятые Навуходоносором ритуальные предметы из храма (Езд.1:7-11).

Уже через семь месяцев началось ежедневное жертвоприношение на месте прежнего храма (Езд.3:1-3). Был сделан особый сбор средств на строительство храма (Езд.2:68-70). Через два года после возвращения в Иерусалим, в 534 г. до Р.X., было положено основание храма (Езд.3:10-13).

Вскоре после начала строительства храма поселившиеся в стране самаряне также пожелали принять участие в этом строительстве (Езд.4:2). Самаряне были смешанным народом. Они состояли из небольшого количества оставшихся евреев Северного царства (722 г. до Р.X.) и переселенных сюда ассирийцами и вавилонянами язычников. Самаряне почитали Господа и поддерживали святыни древних самарянских культовых мест Вефиля и Гаризима. Их религия была смешана с языческими обычаями (о происхождении самарян см. 4Цар.17:24-33).

Во времена Иисуса Христа они, кроме Пятикнижия Моисея, не признавали ветхозаветного канона.

Начальники возвратившихся иудеев видели в совместной работе с самарянами опасность идолопоклонства. Идолопоклонство перед вавилонским пленением навлекло на евреев гнев Божий. На основании этих соображений они отказались сотрудничать с самарянами в строительстве храма, после чего те обвинили евреев в подготовке восстания против персов. В результате персидский царь запретил работы над храмом (Езд.4:23-24).

Евреи возвратились на свои места. Так как теперь невозможно было продолжать этот большой общенародный проект — строительство храма, то каждый стал заботиться только о собственном благополучии.

3. Пророк Аггей

Имя пророка означает «рожденный в праздник» или «праздничный». Его имя указывает на то, что Аггей, возможно, родился в праздничный день. О месте рождения пророка ничего не известно.

В Агг.2:3 заложено основание для двух противоположных мнений относительно его возраста. Подавляющее большинство толкователей делают из этого места вывод, что Аггей был очень старым и что он видел храм Соломона до его разрушения (587 г. до Р.X.). Так как в храм можно было входить лишь с 12-летнего возраста, то Аггею в 520 г. было не менее 80 лет. Краткий период его деятельности, описанной в книге, поддерживает это мнение. Такому старому человеку трудно совершать нелегкое служение пророка.

Меньшая часть толкователей объясняют Агг.2:3 следующим образом: Аггей во время своего пророческого служения был еще очень молодым. Он обращается к старейшинам народа, особенно к тем, которые видели храм Соломона: это позор, что храм до сих пор еще не восстановлен, ведь поколение, которое видело старый храм, вымирает.

В 520 г. до Р.X., во второй год правления персидского царя Дария (522—486 гг. до Р.X.), Аггей был побуждаем Богом обратиться к Зоровавелю и Иисусу (1:1). Описанное в Книге пророка Аггея поручение длилось три месяца и двадцать четыре дня. Действовал ли он еще кроме этого как пророк, мы не знаем. Возможно, он был книжником. Он пользуется необычным для пророков, простым и спокойным стилем со вставленными в текст вопросами (1:4; 2:3, 12-13). Аггей трудился вместе с пророком Захарией (Езд.5:1-2).

4. Весть пророка

В четырех речах Аггей обращается к народу и начальствующим в Иудее (1:1, 12). Он призывает иудеев к восстановлению храма (1:4). Он также указывает на засуху (1:11) и усилия, которые народу приходится затрачивать, чтобы добыть пропитание (1:6). Равнодушие народа к Божьему поручению — строительству храма — является причиной того, что все усилия людей остаются без благословения (1:9). Господь обильно благословит тех, кто служит Ему (1:8).

Результат речей Аггея

Бог использует проповедь Аггея, чтобы пробудить Иудею от равнодушия (1:12). Уже через три недели после этого началось строительство храма (1:14-15), которому Бог обещал Свое содействие (1:13). Через четыре года после начала строительства храм был готов (516 г. до Р.X.). У Аггея была еще одна задача — в двух проповедях возвестить о величии нового храма и будущего Мессианского царства (гл. 2).

Великая слава второго храма

Аггей предсказывает, что этот, второй, храм будет славнее первого, так называемого Соломонова храма (2:9). Внешне этого не было видно. Лишь Ирод Великий превратил храм во всемирно известное сооружение. Однако эта постройка никогда не была вполне завершенной. Кроме того, в ней недоставало важнейшей составной части прежнего храма — ковчега завета. Он был местом, где хранились скрижали закона Моисеева. Крышка ковчега считалась престолом Бога на земле (Исх.25:22). Ковчег завета со времени вавилонского пленения исчез.

В апокрифической книге — Второй Маккавеев (2:4-5) — сказано, что Иеремия спрятал его в одной из пещер Нево, чтобы он мог занять свое место в мессианском храме последнего времени. Скорее всего, речь идет о легенде, так как это сообщение противоречит Иер.3:16.

Предсказанная Аггеем слава храма пришла благодаря Иисусу Христу.

Он, в Котором Бог стал Человеком, вступил в храм, построенный после пленения. Будучи Небесным Первосвященником, Иисус принес жертву, которая затмила все жертвы, когда-либо приносившиеся в ветхозаветном храме (2Кор.5:19; Евр.9:11-14).

5. Ключевое слово

Восстановление.

6. Ключевой стих

«„Слава этого последнего храма будет больше, нежели прежнего, — говорит Господь Саваоф. — И на месте этом Я дам мир“, — говорит Господь Саваоф» (Агг.2:9).

7. Деление текста

Четыре проповеди Аггея
Представление пророка и связь с другими лицами

1:1

1-я проповедь, в 1-й день месяца елул 520 г. до Р.X. (конец августа/начало сентября): вы неверны, так как забросили храм.
Весть: до тех пор, пока дом Божий находится в пренебрежении, ваша жизнь будет лишена благословения.

1:2-11

2-я проповедь, 24-го числа месяца елул 520 г. до Р.X. (сентябрь): народ и начальствующие принимаются за работу.
Весть: Господь с вами.

1:12-15

3-я проповедь, 21-го числа месяца тишрим 520 г. до Р.X. (октябрь): во время строительных работ.
Весть: новый храм будет более славный, чем старый.

2:1-9

4-я проповедь, 24-го числа месяца кислев 520 г. до Р.X. (декабрь): двойная проповедь (ст. 10 и 20).
Весть (1-я проповедь): ваша прежняя нечистота и отсутствие благословений миновали.
Отныне Бог хочет благословлять.
Весть (2-я проповедь): в будущем многие цари будут низвергнуты. Однако обетования дому Давидову, чьим потомком является Зоровавель, остаются. Бог почтит его и использует как печать.

2:10-23

 

8. Особенности

После вавилонского пленения значение пророчества в Израиле постепенно падало. Это было связано с появлением книжников. Книжники позднее стали называться раввинами, что значит «учитель».

Так как пророки узнавали и передавали волю Божью посредством прямого откровения, всегда была необходимость испытывать их весть. Было много ложных пророков, а также были пророки, которые свои мнения, желания и сны смешивали с волей Божьей (Иер.23:28). Чтобы можно было отличить ложных пророков от истинных, Бог дал для этого определенный критерий (Втор.18:20-22).

В период вавилонского пленения, так как не было храма, стали появляться синагоги, которые становились центрами еврейской религиозной жизни. Евреи собирались вместе в помещениях или в местах молитвы на берегах рек (Пс.136:1; Деян.16:13). Они совместно молились и читали имевшиеся у них Писания. Постепенно сформировалась группа книжников, которые передавали и истолковывали Слово Божье. Одним из первых, названных в Библии книжников, был священник Ездра (Езд.7:6).

Во времена Иисуса книжники, которые в основном принадлежали к строгой религиозной партии фарисеев, имели большее влияние, чем священство. После разрушения храма они полностью взяли иудаизм под свой контроль.

Павел также до своего обращения был книжником-фарисеем (Флп.3:4-6). После обращения он уже не был фарисеем, но хорошее знание Писания мог использовать для распространения Евангелия (ср. также Мф.13:52).

Вопросы по уроку 40:

1. Как менялась сущность пророческого откровения до, во время и после вавилонского пленения?

2. Как возникли синагоги?

3. В чем различие между пророком ВЗ и книжником?

4. Кто является первым из известных нам книжников?

5. Что означает имя Аггей?

6. Что указывает на то, что Аггей в период своего служения в качестве пророка был уже довольно старым?

7. Какой пророк действовал в то же самое время, что и Аггей?

8. Почему прервалось строительство храма?

9. Как объясняет Аггей причину отсутствия благословений на труд людей после пленения?

10. Что предсказывает Аггей о славе нового храма?

11. Опишите развитие событий от эдикта Кира до освящения нового храма.