42. Книга пророка Малахии

Краткое введение

 

Автор:

неизвестен.

Время и место:

вероятно, 445-й и 430-й гг. до Р.X., Иерусалим.

Содержание:

осуждение духовного и гражданского упадка.

 

1. Предварительные замечания

Малахия не только последний в Библии пророк ВЗ, но и хронологически последний действующий ветхозаветный пророк.

Книга пророка Малахии — это переход к НЗ. Ее последнее предсказание является пророческим указанием на Иоанна Крестителя (4:5-6). Священнику Захарии было возвещено ангелом Господним, что его сын «будет идти пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокорным — образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:17).

2. Исторический фон

Хотя в отношении личности Малахии остаются некоторые неясности, однако можно довольно точно определить время его служения.

Вавилонское пленение осталось в прошлом. Идолопоклонство, которое постоянно было предметом обличения со стороны пророков до пленения, похоже, тоже осталось в прошлом. Храм восстановлен. Описанные в Книге пророка Малахии духовные проблемы народа соответствуют тому, что нам известно из Книги Неемии о периоде до Ездры (458*г. до Р.X.) и до выступления Неемии (445*г. до Р.X.).

Большинство толкователей датируют время служения Малахии периодом между двумя пребываниями Неемии (445* и 433 гг. до Р.X.) в Иудее (Неем.2 и 13).

В экономическом и политическом отношении положение было лучше, чем во времена Аггея и Захарии, но духовная жизнь была на низком уровне. Благочестие было поверхностным и формальным, и каждый думал лишь о собственном благополучии.

От пробуждения, бывшего во времена Аггея и Захарии, не осталось и следа. Иудейская религия закоснела в мертвой обрядности, которая уже не воспринималась серьезно (1:6-14).

Три темы упоминаются как у Ездры с Неемией, так и у Малахии:

• смешанные браки (Мал 2:11-12; ср. Езд.10; Неем.13:23-25);

• неверность в отношении жертвоприношений и десятин (Мал.3:8-10; Неем.13:10);

• священники, которые бесчестят свое служение (Мал.2:8; ср. Неем.13:29).

Датирование книги периодом между двумя пребываниями Неемии в Иудее связано с тем, что Неемия вместе с Ездрой в конце своего первого пребывания (445 *г. до Р.X.) выступал против нечестия и устранил его (Неем.9:1-2). Однако 12 лет спустя, во время своего второго пребывания в Иудее, Неемия обнаружил, что состояние народа во многом стало еще хуже (Неем.13).

3. Кем был Малахия?

О жизни Малахии ничего не известно. Нигде в ВЗ не упоминается его имя. Еврейские толкователи (таргум) объясняют, что имя Малахия — не еврейское имя того времени.

* Датировка у отдельных историков расходится на 1-2 года.

Малахия означает «Мой ангел» или «Мой посланник».

Примечательно, что в Книге пророка Малахии пророчествуется: «Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, которого вы желаете. Вот, Он идет, — говорит Господь Саваоф» (3:1). В этом стихе стоит слово «Малахия» (ангела Моего).

Поэтому многие толкователи видят в имени Малахия псевдоним, за которым скрывается другая личность. Эта проблема была известна уже и древним переводчикам Библии на греческий язык (Септуагинта, III в. до Р.X.). В других пророческих книгах имена авторов указаны в начале книги. У Малахии же вместо имени стоит предисловие: «Основа слова Господа к Израилю в руке ангела Его» (подстрочный перевод Септуагинты).

Жан Кальвин (1509-1564) считал, что под именем Малахия скрывался книжник Ездра. Это мнение швейцарского реформатора восходит к Иерониму. Основания для такого предположения следующие: недоразумения с именем (см. выше); Неемия и Ездра боролись с тем же нечестием, о котором упоминается и в Книге пророка Малахии.

В противовес этому мнению Эрнст Эби приводит слова профессора Ф. Годе, который считает, что имеется достаточно оснований для признания автором книги неизвестного пророка по имени Малахия. Годе указывает на то, что имя Малахия может быть сокращением обычного в то время имени Малеахия. Другие пророки также в своих книгах делали намеки на собственное имя:

«Кто Бог, как Ты?» (Мих.7:18). Имя Михей означает «Кто подобен Господу?»

«…Укроетесь в день гнева Господнего» (Соф.2:3). Имя Софония означает «Господь сокрывает».

Так что вступление Мал.3:1 может быть элементом традиционного пророческого стиля.

Кроме того, Эби цитирует Годе: «Трудно считать составителем книги Ездру, если принять во внимание различие между книжником и пророком».

В конечном итоге эти вопросы в отношении личности Малахии остаются неясными, причем нужно учитывать, что использование псевдонима не характерно для авторов книг, представленных в Библии.

4. Весть пророка

У Малахии было поручение от Бога (1:1): встряхнуть народ Божий, который вновь стал равнодушным (3:5; 4:4). Равнодушие всегда ведет к духовному падению (2:8, 11, 15, 17; 3:8). И это лишает жизнь благословений (3:5-12). Подобно Ездре и Неемии, Малахия решительно выступает против этого.

В 1:6 — 2:9 говорится о неустройствах в богослужении по вине священников и народа. В 2:10-16 говорится о таких видах зла, как смешанные браки и разводы.

Параллели с Откровением Иоанна

Как и в последних стихах НЗ, в книге Откровение, речь идет о будущем, так и в последних стихах ВЗ Малахия говорит о Предтече Мессии (4:5-6). Иоанн видит Второе пришествие Мессии: «Свидетельствующий это говорит: „Се, гряду скоро!“ Аминь. Да, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20).

5. Стиль книги

Книга пророка Малахии написана в разговорном стиле, в форме диалога, который построен по принципу:

1) Бог называет проблему.

2) Возражение собеседника.

3) Окончательный ответ Бога, например: проблема (3:6); возражение (3:7); ответ Бога (3:8-10).

6. Возражения критиков Библии

Вопроса об авторстве мы уже касались в разделе 3 («Кем был Малахия?»). Естественно, либеральная критическая теология затрагивает и другие вопросы, посредством которых стремится подвергнуть сомнению авторитет Библии. Однако книги «малых пророков» не очень к этому располагают.

Критика часто касается вопроса о единстве книги. В большинстве своем и либеральные теологи признают единство Книги пророка Малахии. Правда, либеральные экзегеты рассматривают Мал.4:5-6 в качестве дополнения. Они считают, что здесь в текст внесена новая, чуждая книге и не характерная для того времени мысль.

Именно в этом пункте мы должны решительно возразить критикам. Возможно, в этих стихах и содержится новая мысль, но она является духовным переходом к НЗ, и нет никакого основания ставить ее под сомнение.

Новая мысль необязательно является инородным дополнением. Так как Книга пророка Малахии входит также и в еврейский канон и полностью содержится уже в Септуагинте, здесь никак не может иметь место последующее христианское «манипулирование» книгой.

7. Ключевая мысль.

Вы говорите (или думаете) неверно.

8. Деление текста

Вступление: Бог любит Свой народ

1:1-5

1. Духовные прегрешения священников и народа

1:6 — 2:9

Духовная неверность в виде противозаконных жертв

1:6-14

Предупреждение священникам о наказании

2:1-9

 

2. Пренебрежение нормами брака и правилами жертвоприношений

2:10-4:6

Браки с язычницами

2:10-12

Разводы

2:13-16

Дерзкие слова

2:17

Божий суд придет на злых грешников Настоящее бедственное положение евреев

3:1-5

является следствием их грехов

3:6-12

Порицание и обетование

3:13-4:3

Пророческий взгляд на Иоанна Крестителя

4:4-6

 

Вопросы по уроку 42:

1. Где в НЗ цитируется Книга пророка Малахии?

2. Почему некоторые толкователи Библии считают, что имя Малахия является псевдонимом?

3. Какого рода нечестие называют Малахия, Ездра и Неемия?

4. Опишите время, в которое пророчествовал Малахия.

5. Что осуждает Малахия в священниках?

6. Что Малахия говорит о браке и семье?

7. Что является связующей нитью между Книгой пророка Малахии и Откровением Иоанна?

8. В каком стиле написана Книга пророка Малахии?