43. Введение в Новый Завет

1. Что такое Новый Завет?

Употребляемое сокращение

Мы заменяем полное название — Новый Завет — аббревиатурой НЗ.

Признание НЗ в качестве Божьего откровения (каноническое признание)

Признание богодухновенности Писаний — причина того, что они включены в канон. Таким образом, эти Писания канонические. Слово канон является греческим и означает «масштаб» вероучения.

В Древней Греции существовал измерительный прибор, который использовался при строительных работах и назывался «канон». НЗ является частью Библии, которую только христиане признают канонической. Евреи не считают НЗ каноническим Писанием. Даже те евреи, которые благосклонно относятся к христианству, в лучшем случае видят в НЗ лишь возникшую на фоне еврейского предания религиозную литературу. (О каноне см. урок 44.)

Содержание НЗ

НЗ содержит исполнение ветхозаветных мессианских чаяний в Иисусе Христе и наступление видимого Царства Божьего.

ВЗ соотносится с НЗ, как ожидание и исполнение. НЗ является исполнением и расширением ветхозаветного откровения.

2. Когда возник НЗ?

Примерно между 40 и 95 гг. н.э.

К его ранней части относится, по всей вероятности, Послание Иакова. Оно было написано между 43 и 45 гг. н.э. Правда, и Евангелие от Матфея появилось, возможно, в это же время.

Самой поздней частью НЗ является Откровение Иоанна, которое также называется Апокалипсисом. Оно было написано между 85 и 100 гг. н.э.

3. Как появились Писания НЗ?

Их авторы не сознавали, что пишут Священное Писание. Скорее, они писали по конкретным поводам (например, законничество в Галатии), к конкретным лицам (например, Лука писал Феофилу) или церквам (например, Павел — римлянам). Согласно Деян.2:42, НЗ можно характеризовать как учение апостолов. На нем основывается новозаветная Церковь и христианская вера в целом (Еф.2:20).

4. Кто решает вопрос о каноничности?

Небиблейские религиозные писания в раннем христианстве

Во времена первоапостольской церкви существовало гораздо больше апостольских писаний, чем представлено в НЗ.

Известно, что между Первым и Вторым посланиями к коринфянам должно было существовать третье послание Павла к коринфянам. В своем 2-м послании Павел ссылается на него. Это не дошедшее до нас послание называют «слезным посланием».

Существовали также послания ложных учителей, которые использовали имена апостолов, чтобы придать своим творениям авторитет.

Возникшие, таким образом, в период между I и II веками послания большей частью являются гностическими. Это слово происходит от названия эллинистического духовного течения, которое оказало влияние также и на молодое христианство, — гностицизм.

Гнозис означает «познание». Гностики считали, что обладают особыми, недоступными для обычных христиан, познаниями. Эти познания передавались посредством гностических писаний.

Наряду с гностическими писаниями существовала назидательная христианская литература, написанная не апостолами. Сегодня она частично относится к новозаветным апокрифам. Среди этой литературы особенно важными являются послания Климента. Климент был епископом (прибл. до 110 г. н.э.) в Риме и писал Коринфской церкви.

Образование канона

Церквам вскоре стало ясно, какие писания по духу и содержанию были библейскими и какие нет. Так, нам известен так называемый «канон Муратори» (170 г. н.э.). Он представляет собой список и краткое описание книг, признанных в то время. Содержание этого списка во многом совпадает с нашим сегодняшним каноном. В нем нет лишь Послания к евреям, а также посланий Иакова и Петра.

Мы можем отметить следующие моменты:

Во времена так называемых отцов церкви (100-140 гг. н.э.)

уже были признаны четыре Евангелия и послания Павла. В то время не было известных нам дебатов по этому вопросу.

В период расцвета влияния гностиков (140-220 гг. н.э.) возникли серьезные споры о том, что именно принадлежит к НЗ. Общепризнанными были: четыре Евангелия, книга Деяния апостолов, 13 посланий Павла, Послание Иуды, 1-е Послание Петра и 1-е Послание Иоанна, Откровение.

Спорными были: Послание к евреям, Послание Иакова, 2-е Послание Петра, 2-е и 3-е послания Иоанна, «Пастырь» Ерма*, Дидахе*, Откровение Петра*. (Обозначенные звездочкой книги мы сегодня считаем новозаветными апокрифами.)

Период окончательной канонизации (220-400 гг. н.э.). До Евсевия время от времени подвергались сомнению Послание Иакова, Послание к евреям, 2-е послание Петра, 2-е и 3-е послания Иоанна и Послание Иуды. В то же время в отдельных местах признавались каноническими «Пастырь» Ерма и Дидахе.

Старейший известный нам полный список новозаветных книг принадлежит Афанасию; он приводит этот список в своем пасхальном приветствии в 367 г. н.э. В 382 г. н.э. он был признан синодом Рима для Западной церкви. Наконец, этот канон был официально принят на соборе в Карфагене (397 г. н.э.) и подтвержден на соборе в Гиппо (419 г. н.э.) для всей церкви.

За исключением некоторых ортодоксальных раскольнических церквей, таких как Эфиопская церковь, которая не признает Послания к евреям, все христианство придерживается новозаветного канона.

Определенные секты, такие как мормоны, расширили канон. Они признают некоторые небиблейские книги (например, книгу Мормона). Но поскольку речь здесь идет о гораздо более поздних откровениях, на которые претендуют отдельные личности много лет спустя после утверждения канона, их приобщение к канону не может иметь значения для христианства.

Хотя образование канона может показаться чисто человеческим делом, на которое оказывали влияние теологические споры и соборы, однако мы можем видеть в нем дело Святого Духа. Иисус сказал об этом Духе, что Он напомнит Его ученикам все то, о чем Иисус говорил им, и наставит их на всякую истину (Ин.14:26; 16:13).

5. Состав Нового Завета

НЗ состоит из 27 отдельных писаний.

Разделение здесь очень простое:

5 исторических книг (включая книгу Деяния апостолов);

21 послание (учительные книги) — от Послания Иакова до Послания к евреям;

1 пророческая книга — Откровение Иоанна.

Авторы апостольские. Это значит, что они являлись апостолами или учениками апостолов. Большая часть книг написана Павлом.

Одну особенность мы находим в Откровении Иоанна. В начале этой книги (гл. 2 и 3) находятся семь отдельных посланий, адресованных семи различным церквам, которые вознесшийся Христос продиктовал Иоанну.

6. Язык НЗ

НЗ написан на греческом языке, и именно на общепринятом во времена апостолов диалекте койне. В то время это был язык международного общения.

7. Современные лжеучения

Так называемая «современная теология» подвергает сомнению почти все, что находится в НЗ. Это касается как самого содержания, которое часто характеризуется как мифологическое (Бультман), так и вводных вопросов (авторство, время написания, место написания, адресаты, подлинность). Выдвигаются различные гипотезы, чтобы подвергнуть сомнению Слово Божье. При рассмотрении отдельных книг мы будем время от времени касаться этой критики Библии.

Вопросы по уроку 43:

1. Что мы понимаем под словом «канонический»?

2. Кто признает канонические писания ВЗ, но оспаривает каноничность новозаветных писаний?

3. Как происходил процесс канонизации НЗ (исторически)?

4. Какая книга НЗ самая ранняя, и какая — самая поздняя?

5. Как происходила запись НЗ?

6. Какое влияние оказывал гностицизм на процесс канонизации?

7. Какие соборы принимали решения о канонизации?

8. Сколько новозаветных писаний нам известно?

9. Как мы подразделяем новозаветные писания?

10. Кто является автором большинства новозаветных книг?

11. На каком языке написан НЗ?

12. Где мы находим первые указания на новозаветные книги?

13. Каковы были конкретные побудительные причины, приведшие к написанию НЗ?

14. Как НЗ соотносится с ВЗ?