46. Евангелие от Луки

Краткое введение

 

Автор:

Лука, врач.

Время написания:

начало 60-х годов I века.

Цель:

обоснование учения, особенно для язычников и для христиан из язычников.

Особенность:

много специальных понятий.

Происхождение:

посредством изучения Лукой источников.

 

1. Предварительные замечания

Отличие от других Евангелий

В Евангелии от Луки Иисус представлен в Его охватывающем весь мир значении. Он является Спасителем мира, на Нем основан Божий план спасения. Для Него нет ни временных, ни пространственных границ. Некоторые толкователи называют это Евангелие «Евангелием Церкви Иисуса Христа» или «Евангелием Павла». Это связано не с вопросом об авторстве, а с его содержанием и с влиянием Павла на Луку. Лука был спутником Павла в его миссионерских путешествиях.

2. Тема и цель книги

Универсальность предлагаемого Спасения в Иисусе Христе. В центре — Христос как Спаситель мира.

Это совершается на фоне представления Христа как Сына Человеческого. Хотя Лука не игнорирует Божественную природу Иисуса Христа, он особенно подчеркивает Его человеческую природу. Здесь Лука проявляет себя знатоком греческой культуры. Он сам — грек и пишет христианам, находящимся под эллинистическим влиянием. Для греческого мышления идеалом был благородный человек.

В Христе Лука показывает Сына Человеческого, перед Которым меркнут все человеческие идеалы.

Цель книги

Лука хочет дать твердое историческое основание возвещаемому по всему миру Евангелию (1:1—4). Для этого он собирает сообщения очевидцев и другие источники.

3. Авторство

Имя автора — Лука, от греч. Лукас — «свет». Возможное истолкование имени — «светящийся» или «родившийся на рассвете». Согласно другой гипотезе, имя Лукас означает «человек из Лукамии» — исторической местности на юге Италии, в античности колонизированной греками.

В древней церкви авторство Луки никогда не подвергалось сомнению. Павел упоминает о Луке в Кол.4:14, Флм. 1:24 и 2Тим.4:11.

О его жизни известно немногое: согласно более поздним преданиям, он был «сирийцем из Антиохии» (Евсевий). Это сообщение пытались обосновать Писанием. Из книги Деяния апостолов видно, что Луке была хорошо известна обстановка в церкви Антиохии.

По профессии Лука был врачом (Кол.4:14). Лука, как и Павел, по всей вероятности, был одним из немногих образованных людей среди первых проповедников Евангелия. Он был христианином из язычников. В то время как в Кол.4:10-14 в отношении Аристарха, Марка и Иуста есть ясное указание на их еврейское происхождение (ст. 11), в отношении Епафраса, Луки и Димаса этого нет (ст. 12-14).

Как он стал христианином, нам неизвестно. Он был сотрудником Павла во время его миссионерских путешествий.

Об этом говорит сама форма «мы» в некоторых местах книги Деяния апостолов и в посланиях:

• Второе миссионерское путешествие, на пути из Троады в Филиппы (Деян.16:10-17).

• Возвращение из третьего миссионерского путешествия, на пути из Филипп в Милит (Деян.20:5-15).

• Дальнейшее путешествие из Милита в Иерусалим (Деян.21:1-18).

• Морское путешествие из Кесарии в Рим (Деян.27:1-28).

• Павел упоминает о том, что, наряду с некоторыми другими, с ним во время его первого заключения в Риме был Лука, которого он называет своим сотрудником (Флм. 1:24).

• Последнее упоминание о Луке содержится в письме Павла из места его последнего заключения: «Один Лука со мной» (2Тим.4:10).

По некоторым преданиям, Лука стал мучеником. В церкви св. Юстины в Падуе есть саркофаг, в котором якобы находятся его мощи.

4. Получатели

В начале книги, в посвящении, назван первый получатель — Феофил (1:1-4), что означает «любимец Бога» или «друг Бога» (Лк.1:3; Деян.1:1). Феофила почтительно титуловали — «достопочтенный». Так обращались к сенаторам или судьям, например, к Феликсу (Деян.23:26; 24:2) и Фесту (Деян.26:25).

Феофил был или христианином, или влиятельным человеком, интересующимся Евангелием.

Однако возможно и то, что с самого начала Лука имел в виду более обширный круг читателей. В то время существовал обычай посвящать книгу какому-нибудь состоятельному покровителю, который затем финансировал ее распространение. В то время, когда книги переписывались от руки и тираж обычно не превышал десяти копий, это было очень важно. Вероятно, Феофил жил в районе Рима.

Это видно из того, что Лука поясняет палестинские, критские, афинские и македонские места, обычаи и особенности. С другой стороны, он предполагает, что читателям известны общественные места Сицилии, Центральной и Южной Италии (Деян.28:15). Немногие арамейские выражения Лука переводит.

5. Источники, из которых Лука черпал материал для книги

В предисловии Лука говорит, что свою информацию он получил от очевидцев и сам тщательно исследовал все источники и все полученные сведения (1:3).

Источники, которыми располагал Лука

• Проповеди апостолов. Лука сам встречался с ними (Деян.21:18). Апостолы и были призваны быть свидетелями (Деян.1:8).

• Проповеди Павла, к числу сотрудников которого принадлежал Лука.

• Мать Иисуса, от которой он мог узнать многие подробности о рождении и детстве Иисуса. Лука сам упоминает о том, что она сохраняла все в сердце своем (2:19, 51).

• Члены синедриона (высшего совета), к которым принадлежал и Павел, также могли дать информацию о суде над Иисусом. Некоторые из них впоследствии обратились ко Христу.

• Некий Манаил (Деян.13:1). Он был совоспитанником Ирода Агриппы I и мог дать информацию о переписи (Лк.3:1, 19), допросе Иисуса во дворе Ирода и других деталях политической обстановки того времени (23:7-12 и др.).

• Возможно, что и колония эллинов в Иерусалиме также была одним из таких источников. В Иерусалиме проживала диаспора эллинов в количестве не менее десяти тысяч человек. Это отражалось и на составе Иерусалимской церкви.

К ней принадлежали христиане, говорящие на арамейском и греческом языках. Многие из них уверовали после проповеди Петра в день Пятидесятницы. Их свидетельства были материалом, особенно подходящим для написания книги Деяния апостолов.

Экскурс. Коренные и эллинизированные евреи в Иерусалиме и в первой церкви.

В большинстве церквей говорили на арамейском. Первые христиане были в основном обращенными евреями из Иерусалима, Иудеи и Галатии. Правда, на празднике Пятидесятницы присутствовали евреи со всего древнего мира. Некоторые из них были паломниками, которые после праздника возвратились на свою родину.

Многие старые евреи приходили в Иерусалим, чтобы там умереть. (Сохранившиеся до настоящего времени обширные захоронения вокруг Иерусалима свидетельствуют об этом.) Часто они не владели еврейским языком. Поэтому в их синагогах читались свитки Ветхого Завета на греческом (Септуагинта). Ко времени первой церкви эти эллинизированные евреи имели в Иерусалиме, по крайней мере, три синагоги.

То, что обращенные евреи из эллинистической диаспоры, которые жили в Иерусалиме, играли в первой церкви немалую роль, следует из Деян.6:1 и далее.

Считается, что Андрей, Филипп и Матфей были ответственны за проповедь среди эллинов (Ин.12:20 и далее).

Основательный труд Луки происходил под руководством Святого Духа. Дух Божий таким образом направлял Луку, чтобы нам было передано большое количество важных деталей в отношении речей и деяний Иисуса, которые иначе остались бы неизвестными.

6. Время написания

Указание на будущее разрушение храма (21:5-6) дает основание заключить, что Евангелие было написано до разрушения храма в 70 г. н.э. Во всяком случае, оно было написано до книги Деяния апостолов, которая заканчивается первым заключением Павла в Риме. Так как Павел в книге Деяния апостолов играет центральную роль, вряд ли возможно, чтобы в этой книге не было упомянуто о смерти апостола, если бы он тогда уже стал мучеником. Согласно преданию, Павел был обезглавлен при Нероне. А так как Евангелие было написано до книги Деяния апостолов, все говорит о том, что Лука писал параллельно с Марком и Матфеем. Такое воззрение исключает уже упомянутую в уроках 44 и 45 гипотезу, что Марк был источником для Матфея и Луки.

Таким образом, мы датируем Евангелие от Луки первой половиной 60-х годов I века. Оно было, предположительно, написано в Риме или в Кесарии.

7. Подлинность

Следующие свидетельства II века показывают, что Евангелие от Луки было известно всему христианскому миру.

Самое древнее высказывание по этому поводу принадлежит Иринею (II в.): «Лука, спутник Павла, записал в этой книге возвещаемое многими Евангелие». Свидетельство Иринея особенно важно, так как он был учеником Поликарпа (69-160 гг.), который в юности сопровождал апостола Иоанна.

Мы также находим Евангелие от Луки в «Каноне Муратори» (170 г., согласно Вальтону; 200 г., согласно Хойси): «В-третьих, Евангелие от Луки. Лука, по профессии врач, который много общался с Павлом и другими апостолами, оставил примеры своего искусства врачевать души в двух вдохновенных книгах: в Евангелии, которое он составил по рассказам очевидцев, с самого начала сопровождавших Господа, и в книге Деяния апостолов, которую он составил не по слышанному, но по виденному собственными глазами. Утверждают также, что Павел имел обыкновение ссылаться на это Евангелие, и именно всякий раз, когда в своих посланиях он говорит: …по моему Евангелию (в русском переводе „благовествованию“)».

Также и ведущие гностики Василий и Валентин (125-155 гг.) упоминают это Евангелие как труд Луки.

8. Ключевое выражение

Сын Человеческий.

9. Ключевой стих

«…Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10).

 

10. Деление текста

гл.

1. Сын Человеческий и Его предыстория

1-2

Вступление

1:1-4

Ангел Господень является Захарии (возвещение о рождении Иоанна Крестителя)

1:5-25

Гавриил является Марии (возвещение о рождении Иисуса)

1: 26-38

Посещение Марией Елисаветы

1:39-56

Рождение Иоанна

1:57-80

Рождение Иисуса

2:1-38

Детство и юность Иисуса

2:39-52

2. Сын Человеческий. Подготовка к служению

3:1-4:13

Креститель

3:1-20

Крещение Иисуса

3:21-22

Родословие Иисуса

3:23-38

Искушение Иисуса

4:1-13

3. Сын Человеческий в Галилее

4:14-9:50

Первое выступление Иисуса

4:14-30

Иисус исцеляет в Капернауме

4:31-44

Иисус совершает чудеса

5:1-26

Призвание Левия и большое угощение

5:27-39

Столкновения со старейшинами

6:1-11

Избрание учеников

6:12-16

Нагорная проповедь

6:17-49

Исцеление в Капернауме

7:1-10

Воскрешение мертвого в Наине

7:11-17

Иисус и заключенный Иоанн

7:18-35

Иисус и грешница

7:36-50

Учение о Слове

8:1-21

Чудеса

8:22-56

Отправление учеников на проповедь

9:1-9

Насыщение пяти тысяч

9:10-17

Исповедание Петра

9:18-20

Первое возвещение о страданиях

9:21-27

Преображение

9:28-36

Иисус и Его ученики

9:37-50

(второе возвещение о страданиях)

 

4. Сын Человеческий на пути в Иерусалим

9:51 — 19:27

Иисус и ученики

9:51 — 10:24

Милосердный самарянин

10:25-37

Марфа и Мария

10:38-42

О правильной молитве

11:1-13

Иисус и Его враги

11:14-12:12

Предостережения

12:13-59

Отношение Иисуса к грешникам

13-15

Иисус и имущество

16

(среди прочего — о богаче и Лазаре)

 

Учение о служении

17:1-10

Благодарный самарянин

17:11-19

Пришествие Царства Божьего

17:20-37

Иисус и бедняк — Иисус и богач

18:1 — 19:27

5. Сын Человеческий в Иерусалиме

19:28-24:53

Въезд в Иерусалим

19:28-44

Иисус в храме

19:45-21:4

Речи о последнем времени

21:5-38

Вечеря

22:1-38

Гефсимания

22:39-53

Предательство

22:54-62

Суд

22:63-23:35

Крест и погребение

23:36-56

Воскресение

24:1-49

Вознесение на небо

24:50-53

 

11. Особенности

Евангелие от Луки очень богато чудесами, а также притчами и деяниями Иисуса. Самаряне здесь играют большую роль, чем в других Евангелиях. Они являются своего рода посредниками между язычниками и евреями. Больше, чем в других Евангелиях, здесь упоминается о женщинах как о свидетельницах. Отдельные темы рассматриваются основательно: молитва, Дух Святой, прощение, деньги, женщины, дети.

Вопросы по уроку 46:

1. Почему Евангелие от Луки названо также «Евангелием Павла»?

2. Чьему мышлению и какой группе населения особенно идет навстречу Лука в своем Евангелии?

3. Из каких источников получал свою информацию Лука?

4. Кто был получателем Евангелия от Луки?

5. Какую роль во времена Луки играло эллинизированное еврейство в Иерусалиме?

6. Откуда мы узнаем, что Лука, по всей вероятности, был христианином из язычников?

7. Каким временем датируем мы написание Евангелия от Луки?

8. Как характеризуется Иисус в Евангелии от Луки?

9. Опишите жизнь Луки, насколько она нам известна.