47. Евангелие от Иоанна

Краткое введение

 

Автор:
Время написания:
Адресат:
Цель:

апостол Иоанн.
80-е годы I века.
христиане в районе Эфеса.
пробуждение веры и борьба со лжеучителями.

 

1. Предварительные замечания

Даже поверхностному читателю скоро становится ясно, что стиль и основные моменты Евангелия от Иоанна существенно отличаются от сообщений синоптиков. Синоптические Евангелия можно назвать конкретно адресованными историческими сообщениями с ярко выраженной тематической направленностью, тогда как в Евангелии от Иоанна объяснение происходящего стоит на первом месте.

«В сочетании свидетельства очевидца с объяснением заключается тайна своеобразия Евангелия от Иоанна в сравнении с синоптиками», — пишет Михаэли в своем толковании.

Евангелие от Иоанна занимает в сердцах многих христиан особое место. Уже Климент Александрийский называет это Евангелие «чисто духовным Евангелием».

Ориген считает, что это Евангелие является «первым» среди остальных Евангелий. Он пишет: «Чтобы правильно понять Евангелие, нужно самому, как и его составителю, возлежать на груди Иисуса».

Реформатор Мартин Лютер заявляет: «Это истинное, правильное, главное Евангелие, единственное в своем роде, далеко превосходящее все остальные».

2. Цель книги

Само Евангелие называет двойную цель написания: «Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31).

Иоанн особенно подчеркивает Божественную сторону Иисуса. Тем самым он косвенно опровергает распространившиеся в то время в Малой Азии ложные учения:

• Ученики Иоанна Крестителя ставили своего учителя выше Иисуса.

• Евиониты видели в Иисусе лишь человека, сына Марии и Иосифа, Который после был возвышен до звания Мессии.

• Керинфиане считали Иисуса просто человеком, с которым в определенный момент соединился небесный Христос.

• Докеты утверждали, что тело Иисуса было лишь подобием тела, обманным представлением ложных фактов.

Интересно, что три последних гностических учения сегодня объявились снова:

евиониты — «Современная теология демифологизации» (Р. Бультман, X. Браун);

керинфиане — «Общество христиан»/«Антропософское общество» (Рудольф Штайнер);

докеты — «Христианская наука» (Саентология).

Почти все новые лжеучения продолжают традицию гностиков, сектантов или ариан первых четырех веков.

3. Авторство

В самом Евангелии имя автора не названо. Составитель по большей части называет себя «учеником, которого любил Иисус» (13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20).

Предание усматривало в этом ученике апостола Иоанна. Очевидца описываемых событий можно узнать по многим признакам Евангелия. Различные сведения, содержащиеся в книге, могли быть известны только непосредственному очевидцу. Также и типичный стиль характерен для всех трудов Иоанна (послания и Откровение).

Бросается в глаза тот факт, что, в отличие от синоптиков, здесь нигде не встречается имя Иоанна, сына Зеведея. Учитывая то значение, которое он имел в кругу учеников, это, собственно говоря, не совсем понятно. Правда, это можно объяснить скромностью автора, который не хотел возвеличивать себя. В противоположность этому другие ученики, которые лишь упоминаются синоптиками, здесь описаны более подробно, например, Филипп (1:43; 6:5-7), Фома (11:16 и др.).

Родителей Иоанна звали Зеведей и Саломия. Родился он в Вифсаиде, расположенной на берегу Генисаретского озера. Семья эта, по-видимому, не была бедной (Мк.1:19 и далее), поскольку у них были работники. Во время последней пасхальной вечери Иоанн возлежал с правой стороны от Иисуса. В первоначальном тексте дословно сказано: «у груди Иисуса» (13:23). Согласно тогдашнему обычаю, участники пасхальной трапезы, как и вообще во время совместной трапезы, возлежали на подушках вокруг низкого стола.

В 19:26 Христос поручает Свою мать заботе Иоанна.

В 20:2 Мария Магдалина возвещает ему и Петру о воскресении Иисуса.

Иоанн был уважаемым человеком, так как был лично знаком с первосвященником (18:15).

Его брат Иаков в 44 г. был обезглавлен. Он был первым мучеником среди апостолов.

Иаков и Иоанн за свой горячий темперамент получили прозвище «сыны Громовы».

Примерно в 70 г. Иоанн снова оказывается в Эфесе. Он пользовался большим почетом, прожил самую долгую, по сравнению с другими апостолами, жизнь. В возрасте более 90 лет он за свою веру был сослан на остров Патмос, где написал Откровение. Согласно преданию, он умер в 100 г. в Эфесе и там же похоронен.

4. Время написания

Отец церкви Ириней в годы своей юности был учеником Поликарпа. Ириней получил от своего учителя надежную информацию об Иоанне. Дело в том, что, подобно тому как Ириней был в Смирне учеником Поликарпа, так Поликарп в молодости был учеником апостола Иоанна. Поликарп даже мог быть секретарем Иоанна при написании Евангелия. Ириней, основываясь на этом надежном источнике, пишет: «После них (синоптиков) Иоанн, ученик Иисуса, покоившийся на Его груди, составил Евангелие, когда пребывал в Эфесе, в Азии (Малая Азия)».

В «Каноне Муратори» написано: «Четвертое Евангелие исходит от Иоанна. Когда Иоанн, один из учеников, был побуждаем соучениками и епископами, он сказал им: поститесь эти три дня со мною; затем мы сообщим друг другу, что нам было открыто. В следующую ночь Андрею, одному из апостолов, было откровение, что Иоанн должен все описать от своего имени, а остальные должны проверить написанное им. Неудивительно, что Иоанн, говоря о себе, пишет в своем послании: „О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни… возвещаем вам“. Тем самым он объявляет себя не только очевидцем, но и автором повествования обо всех чудных делах Господа».

Евангелие от Иоанна довольно быстро распространилось и было часто цитируемо во II веке, в частности, Игнатием в книге «Пастырь» Ерма (150 г.), Иустином (ум. в 165 г.), гностиком Валентином и его учеником Ираклеоном, который написал первый комментарий к этому Евангелию.

Из всех этих свидетельств мы можем сделать заключение, что Евангелие от Иоанна написано Иоанном в Эфесе по побуждению старейшин и апостола Андрея. Согласно свидетельству Поликарпа, Иоанн до 98 г. (до императора Трояна) был епископом в Эфесе.

Иоанн пользовался синоптическими Евангелиями. Ясно, что он хотел дополнить их. Поэтому он сообщает о событиях, не упомянутых синоптиками (например, брак в Кане галилейской, женщина у колодца Иаковлева, омовение ног и т.д.), и опускает другие важные события, которые он считал известными (например, вечеря Господня).

5. Подлинность

Уже упоминавшийся нами церковный историк первой половины IV века Евсевий, знавший всю религиозную литературу своего времени и постоянно указывавший на имевшиеся сомнения в подлинности той или иной книги, так писал о Евангелии от Иоанна: «Оно распространено во всех церквах под небом и должно считаться всеми признанным».

Следовательно, Евангелие от Иоанна всегда признавалось древней церковью.

Либеральные критики XIX и XX веков выдвигают предположение, что Евангелие от Иоанна было написано не евреем и гораздо позже. Содержащиеся в Евангелии речи автор сам не слышал, но заимствовал их из церковных преданий (так считает и Бультман).

Штайнзайфер по этому поводу пишет: «Археология опровергла этот взгляд. Сегодня считается установленным, что Евангелие от Иоанна возникло независимо, что его автор хорошо знал Южную Палестину, был очевидцем и что оно было написано в ту же эпоху, что и другие Евангелия».

6. Ключевое выражение

Сын Божий.

7. Ключевой стих

«И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин.1:14).

8. Особые признаки

• Евангелие любви: оно начинается утверждением о непостижимой любви Божьей к миру (3:16) и заканчивается вопросом к Петру (21:15-19): «Любишь ли ты Меня?».

• Евангелие душепопечительных бесед: особенно много душепопечительных бесед с отдельными лицами, например, с Никодимом (гл. 3), с самарянкой (гл. 4), с двенадцатью учениками (гл. 13-16), с Пилатом (гл. 18-19).

• Слово «иудеи»: встречается у Матфея один раз, у Марка и Луки два раза, а у Иоанна — 60 раз.

• Знамения: описано всего лишь восемь чудес, но очень подробно. Их цель — показать Божественность Иисуса.

• Двойное заключение: Ин.20:30-31 является первым заключением. Гл. 21, кажется, является дополнением, которое стихами 24-25 снова образует заключение. Главу 21 можно считать своего рода эпилогом всего этого труда, который мог быть составлен Иоанном. Стихи 24-25, возможно, написаны человеком или группой лиц, которые хорошо знали Иоанна и которые, возможно, написали это по его поручению. В отношении гл. 21 мы читаем в комментариях к Библии: «Ст. 24, вероятно, добавлен старейшинами Эфеса („знаем“), прежде чем Евангелие начало распространяться по церквам Малой Азии; ст. 25, видимо, написан одним лицом („думаю“), возможно, Папием, который, согласно преданию, при составлении Евангелия был секретарем Иоанна. Оба добавления были сделаны еще при жизни апостола („свидетельствует“)».

9. Деление текста

Евангелие от Иоанна

333

А.

Общее деление

 

 

Тема: Единородный Сын Божий

 

1.

Его предсуществование

1:1-15

2.

Засвидетельствованный посредством слов и знамений

1:16-12:44

3.

Явленный Своим ученикам

13-17

4.

Убитый

18-19

5.

Подтвержденный посредством воскресения

20-21

Б.

Разделы

 

1.

Пролог: Иисус является Словом Бога (Логосом),

 

 

Он приносит свет и жизнь

1:1—18

 

Предсуществование Иисуса

1:1-3

 

Иисус — свет

1:4-5

 

Иоанн — свидетель света

1:6-9

 

Действие света

1:10-18

2.

Свет светит

1:19-4:54

 

Свидетельство Иоанна о свете

1:19-34

 

Первые ученики

1:35-51

 

Первое чудо: брак в Кане галилейской

2:1-12

 

Очищение храма

2:13-25

 

Никодим

3

 

Женщина у колодца Иаковлева

4

3.

Иисус предлагает жизнь

5-12

 

Исцеление в Вифезде и последствия

5

 

Насыщение пяти тысяч и последствия

6

 

Иисус на Празднике кущей

7

 

Иисус и женщина, взятая в прелюбодеянии

8

 

Исцеление слепорожденного в субботу и последствия

9

 

Речь о пастыре

10

 

Воскрешение Лазаря

11

 

Помазание в Вифании

12

4.

Иисус открывается Своим ученикам

13-17

 

Омовение ног

13:1-20

 

Прощальные речи

13:21-16:33

 

Первосвященническая молитва

17

5.

Дарующий жизнь умирает

18-19

 

Арест и допросы

18:1 — 19:16

 

Крест и погребение

19:17-42

6.

Дарующий жизнь одерживает победу

20-21

 

Воскресший является Своим ученикам

20:1-21:14

 

Воскресший дает Своим ученикам поручение

21:15-25

 

Вопросы по уроку 47:

1. Чем Евангелие от Иоанна отличается от синоптических Евангелий?

2. Какие древние церковные предания подтверждают авторство Иоанна?

3. Какую цель преследовал Иоанн при составлении своего Евангелия?

4. Какие ложные учителя были опровергнуты в Евангелии от Иоанна?

5. О чем говорится в следующих стихах: 20:30-31 и 21:24-25?

6. Опишите биографию Иоанна, насколько она нам известна.