3. Деление Библии

Чтобы такое объемное произведение, как Библия, можно было изучать и понимать, оно должно быть разделено на части. Поскольку мы отклоняем историко-критические методы при изучении Библии, нам нужны другие методы работы над ней. К ним относится анализ Писания как целого, состоящего из отдельных книг и разделов.

Мы хотим избежать методов, которыми пользуются либеральные теологи, как например: «религиозно-историческое сравнение», «формально-исторический метод», «сравнительные методы» и другие виды «библейской критики». То, что мы ищем, — это соответствующие Библии методы. Что это значит? Мы исходим из того (мысленная предпосылка), что Библия является Богом данным Словом (см. урок 2). Когда Бог говорит нам что-то, Он сообщает нам истину. Когда Бог открывает Себя, Он открывает нам то, чего мы иначе не могли бы знать.

Поэтому Библия предстает перед нами со следующими «притязаниями»:

• она является Словом Божьим;

• она истинна;

• ее весть обладает авторитетом (авторитетом Божьего обращения к нам);

• мы должны эту весть слушать, понимать и исполнять.

Так как историко-критические методы не признают этих притязаний Библии, они не являются соответствующими Библии методами.

Таким образом, то, что мы ищем, — это альтернативные, соответствующие Библии рабочие методы; методы, которые сохраняют благоговение перед Словом Божьим и в то же время ведут к определенным результатам.

Один из таких методов для обзора Библии — метод подразделения и анализа. Этот метод является научным, конструктивным и соответствующим Слову Божьему.

1. Внешнее деление Библии

А. Основные части

Библия состоит из двух основных частей — Ветхого Завета и Нового Завета.

1. Ветхий Завет: эта часть Библии является основой веры христиан и иудеев.

2. Новый Завет: эта часть Библии является Словом Божьим, вверенным христианам.

Наименование завет восходит к отцу церкви Тертуллиану. Он понимал оба завета как два союза.

ВЗ = союз Бога с Израилем через Моисея (Исх.19:5).

НЗ = союз Бога с Церковью через Христа (Мф.26:28).

В Ветхом Завете Бог прежде всего открывается Своему избранному народу — евреям.

Через апостолов, которые сами были евреями, Бог сделал Ветхий Завет доступным и понятным также и христианам из язычников (христианам, которые не происходили из еврейского народа, но обратились в христианство из других народов и религий).

Кроме того, апостолы были авторами Нового Завета. В НЗ Бог открывает Свой новый союз, который Он хочет заключить со всеми людьми — как с евреями, так и с язычниками. Новый народ Божий — это Церковь Иисуса. Поэтому НЗ является обращенным к Церкви Словом Божьим. По содержанию он соответствует «учению апостолов» (Деян.2:42; ср. Еф.2:20). В Новом Завете христиане имеют задачу сделать Слово Божье известным всему миру, так как Бог хочет встретиться со всеми людьми этой земли.

Б. Деление на книги

С учетом возникновения, авторства и содержания, как ВЗ, так и НЗ разделены на отдельные книги.

Эти книги первоначально были самостоятельными литературными трудами. При канонизации под руководством Святого Духа они были соединены в Библию.

ВЗ = 39 книг (от книги Бытие до Книги пророка Малахии).

НЗ = 27 книг (от Евангелия от Матфея до Откровения Иоанна).

В. Деление на главы и стихи

Для удобства пользования Библией уже давно существует деление на главы и стихи.

Это деление не является первоначальным и каноническим.

Общепринятое деление на главы было сделано английским архиепископом Стефаном Лангтоном в Кембридже (1205 г.). Разделение на стихи было произведено парижским печатником Робертом Стефанусом (1551 г.). В некоторых переводах деление на стихи несколько отличается от общепринятого.

2. Общепринятое теологическое деление

Мы различаем:

а) исторические книги;

б) учительные (поэтические) книги;

в) пророческие книги.

ВЗ включает:

17 исторических книг — от книги Бытие до книги Есфирь;

5 учительных (поэтических) книг — от книги Иов до Песни песней;

17 пророческих книг — от Книги пророка Исаии до Книги пророка Малахии.

НЗ включает:

5 исторических книг — Евангелия и Деяния апостолов;

21 учительную книгу — послания;

1 пророческую книгу — Откровение Иоанна.

При этом мы должны учитывать, что отдельные книги по своему содержанию необязательно полностью соответствуют такой классификации. Например, в исторических книгах существуют пророческие части (Лк.21; Мф.25 и др.).

Также мы находим пророчества в учительных книгах (Рим.11:1; 1 Фес. 4-5). У пророков мы находим душепопечительные части (Откр.2-3 или Ис.40 и др.).

По сути, учительные ветхозаветные книги являются поэтическими произведениями. Учительные новозаветные книги, напротив, все являются посланиями.

3. Еврейское деление Библии

Еврейское деление существовало уже ко времени Иисуса и в иудаизме применяется и сегодня.

Евреи разделяют книги Библии следующим образом:

Закон, Пророки и Писания.

Эти наименования не вполне идентичны нашим понятиям.

(Деление книг евреями также отличается от христианского.)

Когда Иисус читал или проповедовал в синагогах, Он исходил из этого деления.

Павел поступал так же во время написания своих посланий.

А. Тора

Еврейское слово тора означает «закон». Евреи называют книги от Бытия до Второзакония (Пятикнижие Моисея) Торой.

В каждой синагоге находится священный свиток, на котором записана вся Тора. Она разделена на 52 части и читается по субботам. Таким образом, в течение года прочитывается вся Тора.

Евреи очень чтят этот свиток. Они целуют его, а в «день радости о законе» (еврейский праздник) даже пляшут с ним. Если свиток пришел в негодность, то его, как человека, с плачем хоронят на кладбище.

Слово Тора происходит от слова Jara (яра), которое означает «поучать», «учить». Эллинисты (одна из групп в Израиле, симпатизирующая греческой культуре) назвали ее Пентатеукос. Это название используется также в Септуагинте (греческий перевод Ветхого Завета).

Сегодня мы используем данное Иеронимом латинское название Пентатеух.

Пентатеукос, как и Пентатеух, — «книга из пяти частей».

Время от времени сюда причисляется и Книга Иисуса Навина. Тогда эти шесть первых книг Библии называют Гексатеух.

Гексатеух — «книга из шести частей».

Б. Небиим

Еврейское слово небиим означает «пророки».

Здесь существует еще одно деление:

• первые, или ранние, пророки;

• вторые, или позднейшие, пророки.

1. Небиим ришоним ранние пророки.

Это Книга Иисуса Навина, Книга судей Израилевых и четыре книги царств (Первая и Вторая книги царств составляют одну книгу, как и Третья и Четвертая книги).

2. Небиим ахароним поздние пророки.

Это книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12 пророческих книг от Осии до Малахии (книги малых пророков считаются у евреев одной книгой).

Согласно еврейскому делению, в каждой из этих пророческих частей содержится по четыре книги.

В. Кетубим

Еврейское слово кетубим означает «писания». Сюда входят три группы книг:

1. Псалмы, Притчи, книга Иов.

2. Песнь песней, книга Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и книга Есфирь (эта часть называлась у евреев мегилот).

3. Книги пророка Даниила, Ездры, Неемии, Паралипоменон (в христианской Библии она разделена на две книги).

Каждая из этих трех групп в еврейской Библии занесена в отдельный свиток. Свитки хранятся в синагогах в особом ящичке.

4. Содержание ВЗ с еврейской точки зрения

Тора является основой жизненного уклада еврейского народа, так называемой теократии (Божественного правления).

Небиим описывает историю теократии.

Кетубим знакомит нас с миром идей Божьего народа.

Вопросы по уроку 3:

1. На какие две основные части разделена Библия?

2. Каково общепринятое разделение Библии на книги?

3. Что представляет собой еврейское деление Библии?

4. Что такое Тора? Как еще ее называют?

5. Каким образом евреи читают Тору в синагоге?

6. Чем отличается христианское деление пророческих книг от еврейского?

7. Назовите некоторые историко-критические методы.

8. Кто произвел общепринятое деление Библии на главы и стихи?

9. Какие книги относятся к ВЗ?

10. Сколько исторических книг включает НЗ?

11. Где расположены книги:

 

Песнь песней

2-я Паралипоменон

Амоса

Послание к евреям

Иов

Послание к галатам

1-я Маккавейская

3-е Послание Иоанна

Послание к Титу

Числа

Малахии

Исход

Откровение

Руфь

аниила