48. Деяния апостолов

Краткое введение

 

Автор:

Лука, врач.

Время написания:

63-64-й гг. н.э.

Адресат:

Феофил.

Цель:

первая церковная историография.

 

1. Предварительные замечания

Если первые четыре исторические книги НЗ являются описаниями жизни, деятельности, страданий и воскресения Господа во время Его земной жизни, то книга Деяния апостолов описывает развитие духовного «тела Иисуса» — Церкви и деяния вознесенного Господа с небес.

Название книги

Название книги гласит:

Praxeis Apostolon (греч. в лат. транскрипции) — Деяния апостолов.

В самом древнем списке НЗ, в «Каноне Муратори», эта книга носит название: «Деяния всех апостолов».

Правда, это название далеко выходит за рамки содержания книги Деяния апостолов. В ней описываются, по сути, деяния двух апостолов: Петра и Павла. О делах других апостолов сообщаются лишь отдельные сведения, касающиеся их совместного служения с Петром и Павлом.

Петр был руководителем христианских общин, состоявших из евреев, а Павел был ведущим апостолом язычников. В раннем христианстве эту книгу иногда называли «Евангелием Святого Духа».

Роберт Ли пишет, что из теологических соображений было бы правильно называть эту книгу «Деяния Святого Духа», или «Деяния вознесшегося на небо и прославленного Господа».

Экскурс

В Петре и Павле представлены руководители двух основных групп древней церкви: христиан из евреев и из язычников.

Под христианами из евреев мы понимаем христиан, которые до своего обращения были иудеями. В первые десятилетия истории церкви они составляли большую часть христиан. Их центром являлась Иерусалимская церковь, которая насчитывала до 10 000 человек. Иаков, брат Иисуса, был ее пресвитером.

Христиане из язычников были верующими, которые до своего обращения служили ложным богам. Они принадлежали к различным народностям внутри Римской империи. Хотя благодаря служению Петра и других апостолов некоторые язычники уже были обращены (8:26-39 и 10:45-48), большое пробуждение среди язычников произошло лишь в связи с начатой Павлом целенаправленной миссионерской работой среди них (13:2-3).

Христиане из евреев и христиане из язычников придерживались общей теологии, в отличие от современных христианских конфессий. Правда, их уклад жизни и их отношение к ветхозаветному закону были разными. Время от времени между представителями этих двух составных частей христианства возникала напряженность (Деян.15:1-2 и Гал.2:11-16).

В Деян.15:19—20 говорится о достижении согласия, на основании которого оба крыла объединились.

Книга Деяния апостолов как история Церкви

В книге Деяния апостолов как бы представлена «теологическая историография» (H.W. House). Теология книги Деяния апостолов не является «теологией состояния», но «теологией пути» (Ринекер). Эту книгу можно рассматривать как первую письменно зафиксированную церковную историю. Вся сегодняшняя церковная историография начинается с книги Деяния апостолов.

Интересен конец книги Деяния апостолов, которая внезапно обрывается. Причина этого нам неизвестна. Возможно, что конец первоначальной рукописи утрачен.

С другой стороны, Луке могли помешать закончить книгу внезапно начавшиеся гонения или какие-то другие внешние обстоятельства.

Но и этот «открытый» конец книги Деяния апостолов был предусмотрен Господом. Он хочет тем самым дать нам понять, что «деяния» превознесенного Господа продолжаются, «доколе Он придет».

Связь с Евангелием от Луки

Связь обнаруживается уже в том, что у этих книг один и тот же автор и один и тот же получатель.

Однако некоторые толкователи считают, что Евангелие от Луки и книга Деяния апостолов были одной книгой из двух частей. Этот труд был разделен лишь в середине II века, чтобы Евангелия были расположены в каноне вместе.

2. Тема книги

Господь являет Себя как руководящий, охраняющий и управляющий Господь Церкви. Хотя Он уже не присутствует здесь видимым образом, Он посредством Святого Духа совершает великие дела. Для этого служения Он использует несовершенных людей.

3. Авторство

Хотя автор здесь, в отличие от посланий, не назван по имени, однако авторство Луки не подлежит никакому сомнению. Оно подтверждено многими отцами церкви. Мы назовем только Климента Александрийского, Тертуллиана и Иринея.

Похоже, что существовал неизвестный нам сегодня источник, который древней церковью был безоговорочно признан и который подтверждал авторство Луки. (О Луке см. урок 46.)

Употребляемая во многих местах форма «мы» говорит о том, что автор был очевидцем многих описываемых им событий.

Некоторые толкователи обращают внимание на то, что различные профессиональные медицинские выражения в книге Деяния апостолов указывают на авторство Луки, который был врачом.

4. Время написания

Время написания не вполне ясно. По этому вопросу существуют две теории.

А. Книга написана в период между 69-м и 79-м гг.

В Евангелии от Луки упоминается, что уже существует много сообщений о деяниях Иисуса. Это обстоятельство указывает на более позднее составление книги, чем 64 г. н.э. Последние слова книги Деяния апостолов (28:31) говорят о «беспрепятственном» служении. Это слово может указывать на обстоятельства, далеко выходящие за рамки конкретного случая, а именно служения Павла во время его первого заключения в Риме. Оно может относиться ко времени написания книги. Сторонники этой теории считают, что книга была написана в период правления Веспасиана.

Б. Книга написана в 64 г.

Из книги Деяния апостолов можно заключить, что ко времени написания ее храм еще не был разрушен (21:30). Согласно Деян.23:2, еще был первосвященник, и, согласно Деян.25:3, Иерусалим еще не пал.

Неожиданный обрыв книги мог быть связан с начавшимися при Нероне гонениями. После пожара в Риме в 64 г. начались самые жестокие в истории преследования христиан. Многое говорит в пользу такого мнения.

Эти два интересных мнения можно примирить, предположив, что книга была написана в 69 г. Начавшиеся при Нероне гонения прекратились, и храм еще не был разрушен.

5. Получатель

Феофил (см. урок 46).

6. Подлинность книги и возражения критиков

Книга Деяния апостолов является основополагающим историческим трудом о возникновении Церкви Иисуса Христа, состоящей как из евреев, так и из язычников.

Однако со стороны либеральной теологии подлинность этого исторического труда ставится под сомнение. Камнем преткновения для историков являются сообщения о чудесах и о других случаях Божьего вмешательства.

Излияние Духа Святого, исцеления больных и воскрешения мертвых большей частью либеральной наукой подвергаются сомнению.

Самые большие нападки со стороны теологии исходили от «тюбингенской школы», от Фердинанда Кристиана Баура (1792-1860). Его на сегодня отвергнутая необоснованная критика опиралась на философию Гегеля и имела лишь поверхностное теологическое обоснование.

Старые же либералы считали, что автор книги Деяния апостолов воспользовался историческим трудом Иосифа Флавия «Иудейские древности». Они утверждали, что Деян.5:36-37 связано с этим историческим трудом (XX, 5.1-2). Так как Иосиф, по его собственному утверждению, написал заключительное слово к этому труду в 93-94 гг., то книгу Деяния апостолов следовало бы датировать, самое раннее, этим временем. Показательно для духовного настроя и научной добросовестности либералов то, что высказывания нехристианина и римского коллаборациониста, каким был Иосиф Флавий, принимается безоговорочно, в то время как высказывание Луки ставится под сомнение.

Но даже закоренелые либералы, такие как их последний значительный представитель Адольф Гарнак, уже в то время не осмеливались ставить под вопрос авторство Луки. Опровержение критики Баура основывается, прежде всего, на староцерковном свидетельстве о книге Деяния апостолов.

7. Источники книги Деяния апостолов

В предисловии к своему Евангелию Лука пишет, что его труд является результатом основательного исследования источников. Это замечание важно для правильного понимания библейской инспирации (богодухновенности).

Инспирация происходит посредством Божьего руководства и откровения. Она не всегда является новым внушением.

Какими источниками мог пользоваться Лука?

Так называемый источник «Петр — Филипп»

Большая часть информации в отношении первой церкви, видимо, почерпнута из этого источника. Мы не знаем, был ли письменно зафиксирован этот источник или информация передавалась устно.

Личная информация от Павла

У Луки было много возможностей получить эту информацию, так как он принадлежал к числу сотрудников Павла.

Копия решения Иерусалимского апостольского собора

Копия имелась также и в Антиохии (21:25).

Устная информация от Манаила

В юности он был совоспитанником Ирода и хорошо разбирался в придворных делах (13:1).

Личные воспоминания Луки

Вернер де Боор говорит, что Лука, возможно, вел своего рода «дневник путешественника» в период своего участия в миссионерских путешествиях. Косвенным доказательством этого является форма «мы», которую он употребляет (16:10-17; 20:5 — 21:17; 27:1 -28:16).

8. Ключевое слово

Свидетельство.

9. Ключевой и стратегический стих

«…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян.1:8).

10. Деление текста

Книгу Деяния апостолов можно разделить на две основные части:

1.

Распространение Евангелия среди евреев; центральной фигурой является Петр

гл.
1-12

2.

Распространение Евангелия среди язычников; центральной фигурой является Павел

13-28

 

Книгу Деяния апостолов можно разделить на две основные части: гл.

Б. Более подробное деление

Деян.1:8 показывает, как подразделяется поручение Иисуса:

1. Свидетельство в Иерусалиме.

2. Свидетельство в Палестине (Иудее и Самарии).

3. Свидетельство среди языческих народов.

Евангелие распространялось от духовной столицы Иерусалима до столицы мира Рима.

 

 

гл.

1. Свидетельство в Иерусалиме

1-7

(От вознесения Иисуса на небо до первых мучеников)

 

Избрание апостола

1

Пятидесятница

2

Церковь в Иерусалиме/чудо

3-4

Анания и Сапфира

5:1-11

Давление извне и рост церкви

5:12-42

Избрание диаконов

6:1-7

Стефан, первый мученик

6:8-7:60

2. Свидетельство в Палестине

8-12

(Это был промежуточный период. Уверовали первые язычники, как евнух и сотник Корнилий. Господь создает Себе орудия для языческой миссии — Павла, церковь в Антиохии и осознание христианами из евреев того факта, что и язычники призваны в Церковь.)

 

Гонение с участием Савла

8:1-3

Пробуждение в Иудее и Самарии

8:4-25

Евнух из Эфиопии

8:26-40

Обращение Савла

9:1-31

Чудо, совершенное Петром

9:32-43

Корнилий

10

Церковь в Антиохии

11

Петр в тюрьме

12

3. Свидетельство среди языческих народов

13-28

Первое миссионерское путешествие

13:1 — 15:35

Важно: апостольский собор

15

и его решение

15:29

Второе миссионерское путешествие

15:36-18:17

Третье миссионерское путешествие

18:18-21:16

Заключение Павла, путешествие в Рим

21:17-28:31

 

Вопросы по уроку 48:

1. Кто является действующим лицом в книге Деяния апостолов?

2. Какие лица в книге Деяния апостолов являются центральными?

3. Где начинается действие книги Деяния апостолов и где заканчивается?

4. Кто были первые известные нам по имени христиане из язычников?

5. Какие четыре постановления принял апостольский собор?

6. Что мы понимаем под формой «мы» в книге Деяния апостолов?

7. Какие источники были в распоряжении Луки при написании книги Деяния апостолов?

8. О каком чуде сообщается в Деян.12?

9. Как звали первого в Европе обращенного христианина?

10. Какого места достигли Павел и Варнава во время первого миссионерского путешествия?

11. Куда вело второе миссионерское путешествие?

12. Где был арестован Павел?

13. Перед каким правителем должен был давать отчет Павел?

14. Почему возникла необходимость в избрании диаконов?

15. Когда была написана книга Деяния апостолов?