51. Второе послание апостола Петра

Краткое введение

 

Автор:
Время написания:
Адресат:
Цель:

Петр.
63-64 гг. н.э. в Риме.
те же, что и в Первом послании Петра.
предостережение о лжеучениях последнего времени.

 

1. Предварительные замечания

Едва ли какая другая книга НЗ так сильно оспаривалась, как Второе послание апостола Петра. Особенно это касается вопроса об авторстве. Уже в III веке началась критика послания.

С другой стороны, это послание принесло много благословений. Мартин Лютер в своей проповеди говорит о «другом послании Петра»: «Итак, это послание написано в предостережение нам, чтобы мы доказывали веру добрыми делами, но не полагались бы только на дела».

2. Тема послания

Второе послание апостола Петра, прежде всего, направлено против лжеучений, возможно, связанных с гностическими воззрениями.

В церковных кругах были люди, которые называли себя христианами, однако их образ жизни был далек от учения Христа. Они открыто претендовали на особые познания и откровения, посредством которых они хотели аннулировать Божественные заповеди. Их образ жизни характеризовался сексуальной распущенностью, заносчивостью, отрицанием авторитета Писания, финансовой недобросовестностью. Их пример привлекал людей, которые, хотя и желали стать христианами, но не были намерены менять свою жизнь.

Другая группа или, возможно, те же самые лжеучителя цинично подвергали сомнению второе пришествие Христа.

Они называли второе пришествие Христа обманом (3:3-4) и высмеивали надежду христиан на возвращение Иисуса (3:9-10).

3. Авторство и время написания

Автор сам представляет себя: «Симон Петр» (1:1). Несколько раз он упоминает о том, что лично знал Иисуса и был очевидцем Его жизни и Его дел.

• Он относит себя к числу свидетелей преображения Иисуса (1:16-18; ср. Мф.17:1-9). Апостола Павла он называет братом (3:15).

• Он знает, что ему вскоре предстоит умереть, и вспоминает о том, что Иисус предсказал ему это (1:14; ср. Ин.21:18-19).

• Он указывает на «первое послание», которое он написал, ссылаясь при этом, видимо, на Первое послание Петра (3:1).

Второе послание, по всей вероятности, Петр написал незадолго до смерти. К этому времени в церкви появились духовные проблемы, о которых в Первом послании Петра еще не упоминается. Вероятно, Петр написал это послание в 64 г. в Риме. В послании он выражает предчувствие своей близкой смерти (1:13-15).

4. Получатели

Получатели идентифицируются по их вере, а не по их географическому происхождению. Согласно 1:1 и 3:1, речь идет о тех же христианах, что и в Первом послании Петра.

5. Подлинность

Подлинность послания сильно оспаривалась исследователями.

Основные причины сомнений следующие:

1. Язык Второго послания Петра является прекрасным образцом греческого и никак не может быть языком простого рыбака.

2. Стиль послания и образ мыслей показывают, что писавший должен был жить во II веке.

3. Словарный состав языка значительно отличается от лексикона Первого послания Петра.

4. Лжеучение, отвергающее второе пришествие Иисуса, появилось позже, после периода апостолов.

5. В то время как для Первого послания Петра характерно ожидание скорого пришествия Иисуса, Второе послание является более рассудительным, что говорит о его более позднем происхождении.

6. Уже в III веке возникли сомнения в подлинности Второго послания Петра.

7. Самым решающим доказательством против подлинности Второго послания Петра является его большое сходство с Посланием Иуды. Некоторые исследователи утверждают, что 2-я глава Второго послания Петра представляет собой лишь обработку Послания Иуды. Однако такой человек, как Петр, никогда бы этого не сделал.

Мы отвергаем эти нападки на подлинность послания и противопоставляем им внутренние и внешние доказательства подлинности.

А. Внутренние доказательства подлинности

По пункту 1. Послание могло быть записано сотрудником Петра (см. 1 Пет.: Силуан как секретарь).

По пунктам 2 и 3. Возражение опровергается тем, что Второе послание Петра написано совершенно по другому поводу, чем Первое послание. Вполне возможно, что у Петра был секретарь, который не назван по имени, но который мог оставить свой след в стиле послания (см. пункт 1).

По пунктам 4 и 5. Уже Павел боролся против лжеучителей (в 50 51 гг. см., например, 2 Фес.), отрицавших второе пришествие Христа.

По пункту 6. Третий век был в древней церкви периодом канонизации. В то время подвергались сомнению и другие книги, подлинность которых сегодня однозначно установлена.

По пункту 7. Петр и Иуда знали друг друга. Их совместное сотрудничество не только возможно, но и весьма вероятно. Исследователь Библии Альбрехт Бенгель, рассматривая вопрос о взаимозависимости этих двух посланий, приходит к выводу, что Петр и Иуда в своем свидетельстве так же дополняют друг друга, как Петр и Павел.

Б. Внешние доказательства подлинности

Внешние доказательства подлинности Второго послания Петра в первые два столетия весьма скудны, однако имеются. В начале III века это послание упоминается наряду с общепризнанными посланиями. Некоторые отцы церкви упоминают о нем и цитируют его.

Упоминания о нем содержатся уже в посланиях Климента и в «Пастыре» Ерма.

Некоторые теологи считают, что следы этого послания обнаруживаются у Феофила Антиохийского и у Фирмилиана Кесарийского.

Ориген (185-254 гг.) говорит о «двух посланиях Петра».

Евсевий причисляет послания Петра к «католическим» (соборным, общим) посланиям, правда, с некоторой сдержанностью.

Иероним (340-420 гг.) приводит Второе послание Петра в своем каталоге.

6. Ключевая мысль

Иисус снова придет, и с Ним — новый мир.

7. Ключевом стих

«Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13).

8. Деление текста

Отправитель, адресат и слово благословения

1:1-2

1. Призыв к бодрствованию

1:3-21

Духовные добродетели

1:3-11

Бдительность апостола

1:12-15

Прочное основание веры

1:16-21

2. Опасные лжеучители

2:1-22

Их влияние

2:1-3

Их наказание является судом Божьим

2:4-11

Их отличительные признаки

2:12-22

3. Второе пришествие Господа

3:1-18

Второе пришествие отрицается лжеучителями

3:1-8

Задержка пришествия имеет причины

3:9-10

Надежда на второе пришествие Христа

3:11-13

Увещания

3:14-18

 

Вопросы по уроку 51:

1. Каких лжеучений вынужден касаться Петр во Втором послании?

2. Что в этих лжеучениях было особенно опасным?

3. Что в самом послании говорит о его авторстве (место Писания)?

4. Когда было написано Второе послание Петра?

5. Какие доводы приводились против подлинности этого послания?