52. Послания апостола Иоанна

Краткое введение

 

Автор:

апостол Иоанн.

Время написания:
 

80-90-е годы I века.

Адресат:

церкви и отдельные лица в Малой Азии.

Цель

предостережение от лжеучений, призыв к братолюбию; настоящая вера проявляется в практическом следовании за Христом.

 

1. Предварительные замечания к посланиям Иоанна

Послания Иоанна, наряду с посланиями Петра, Иакова и Иуды, принадлежат к семи не принадлежащим Павлу, так называемым «католическим», посланиям.

Послания Иоанна своим языком, стилем и содержанием отличаются от других посланий НЗ.

Павел в своих посланиях излагает темы систематически, его выводы последовательны. Он иллюстрирует или доказывает свои утверждения примерами из ВЗ, еврейских традиций, словами Иисуса Христа и примерами из повседневной жизни. Поэтому структура посланий Павла запоминается сравнительно легко.

У Иоанна совсем другой стиль. В его посланиях не идет речь о доказательствах или об изложениях Евангелия.

Иоанн представляет важный круг тем, касающихся христианской веры и жизни. Как в музыкальном произведении, он развивает эти важные для него темы (такие как свет, жизнь, истина, братолюбие) в различных вариациях. Развитие каждой вариации происходит под различными аспектами: общение христиан друг с другом, уверенность в своей принадлежности к числу детей Божьих, лжеучители, христианский образ жизни.

Ритмическое поучение — это педагогический метод, который был обычным для раввинов и который применял Иисус.

Поскольку послания Иоанна не были написаны для конкретной церкви или особой ситуации, этот стиль, вследствие его актуальности для всех христиан, в высшей степени уместен.

2. Авторство

В самих посланиях автор не назван. Правда, из них видно, что автор пользуется такой известностью и обладает таким авторитетом, что каждому было ясно, о ком идет речь.

Следующие отличительные признаки и для нас делают возможной его идентификацию.

• Его специфическая манера, в особенности его обращение к читателям («дети мои», «возлюбленные»), говорят о том, что это пожилой человек.

• Он был очевидцем жизни и деяний Иисуса, а также истории церкви I века (1 Ин.1:1-3).

• Вступление в послании является параллелью к прологу Евангелия от Иоанна (cp. 1 Ин.1:1-3 и Ин.1:1-4).

• Язык и стиль также идентичны языку и стилю Евангелия от Иоанна.

• В этих посланиях постоянно встречаются выражения, присущие Иоанну.

Считается, что Иоанн, после мученической смерти апостолов Петра и Павла во время гонений при Нероне, стал преемником обоих апостолов в молодом христианстве.

Его местожительством в то время был Эфес, откуда он и руководил осиротевшими общинами Малой Азии. Послания, по всей вероятности, были написаны в конце 80-х — начале 90-х гг. I века.

3. Получатели

A. Первое послание Иоанна

Так как в послании нет обращения, то адресат узнаваем не сразу.

Возможно, это послание предназначалось общине в Эфесе и окрестным общинам в качестве своего рода циркуляра. Но, скорее всего, оно циркулировало по всей Малой Азии.

За исключением упоминания о Каине, здесь нет ссылок на ВЗ, из чего можно сделать вывод, что оно было адресовано общинам, состоящим из бывших язычников. Этот факт тоже свидетельствует в пользу населенной греками Малой Азии.

Б. Второе послание Иоанна

В отношении получателей Второго послания Иоанна существует много споров. Послание адресовано «избранной госпоже» (греч.: кирш). Некоторые толкователи считают, что это чье-то собственное имя. Но лишь немногие придерживаются того мнения, что получателем является незнакомая нам женщина со своими детьми.

Ввиду того что, в отличие от Третьего послания Иоанна, здесь больше нет собственных имен, большинство толкователей едины в том, что под «избранной госпожой» подразумевается персонифицированная церковь, «ее дети» — это члены церкви. Сам Иоанн представляется здесь как «старейшина» (в русском переводе: старец).

B. Третье послание Иоанна

Третье послание Иоанна адресовано Гаию. Это имя в то время было очень распространенным. В НЗ оно встречается пять раз и относится к разным лицам.

4. Подлинность

Лишь немногие теологи оспаривают тесную связь автора Евангелия от Иоанна и посланий Иоанна. Правда, некоторые современные теологи предполагают, что автором является кто-то из учеников Иоанна. Они считают, что это был один из «старейшин» в Эфесе, но не сам апостол.

Из свидетельства Папия видно, что этим старейшиной был не кто иной, как апостол Иоанн.

Первое послание Иоанна подтверждено уже Поликарпом, Папием и Юстином. Многочисленные предания II века, распространенные по всей Римской империи, говорят о том, что ученик Иисуса Иоанн был признан автором трех посланий Иоанна. Другие свидетельства этого находятся в «Каноне Муратори», в писаниях Климента Александрийского, Иринея и Тертуллиана.

5. Цель посланий

А. Первое послание Иоанна

Иоанн писал это послание, выступая против уже появившегося гностицизма и стремясь внести ясность в возможную путаницу в учении. В послании сами лжеучения не описаны, и мы узнаем лишь то, что Иоанн противопоставляет им:

• Жизнь в согласии с Евангелием выше высокого «познания» (гнозис), cp. 1 Ин.2:3-6.

• Большие споры породил вопрос: «Кем был Иисус?». Если Он был Богом, то как Он мог умереть? Если Он умер, то как Он мог быть Богом? Из этой несовместимости возникли идеи греческой философии (а именно: бессмертие является имманентным качеством Бога).

Из представлений духовно-материального дуализма возникла еще одна проблема: как может чистый дух — Бог — иметь что-либо общее с материальным телом? Совершенное единство (Иисус, Богочеловек), согласно этой основной идее, немыслимо.

Было предложено два решения:

• Докетизм: Христос лишь казался человеком; в действительности Он им не был.

Керинфианизм (по имени Керинфа, главного представителя этого учения в I веке): Дух Христов лишь в момент крещения сошел на человека Иисуса и снова оставил Его незадолго до Его смерти на кресте.

Сегодня подобные мысли встречаются в антропософском лжеучении Рудольфа Штайнера и в так называемом «Христианском обществе» Риттельмайера. «Новый век» также использует эти идеи.

Этим лжеучениям Иоанн противопоставляет ясное исповедание Христа:

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» (1 Ин.2:22).

«Духа Божьего (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, — от Бога» (1 Ин.4:2, ср. 2 Ин.1:7).

Посредством увещаний Иоанн должен был предотвратить разделения в церкви. Он подчеркивает «братолюбие» как нечто противоположное язычеству с его пороками (2:15, 17; 5:21). Только там, где практическая жизнь соответствует исповеданию, вера является результатом действия Духа Святого. Именно это имеет в виду Иоанн, когда говорит, что христиане должны жить в истине.

Б. Второе послание Иоанна

Тематически любовь (ст. 1, 3, 5, 8) и истина (ст. 1-4) стоят в центре послания. Очевидно, это послание возникло как предостережение церкви ни в коем случае не принимать лжеучителей.

В. Третье послание Иоанна

В период первой церкви было немало странствующих проповедников. Они были на обеспечении верующих. И вот некий Диотреф в одной из церквей захватил власть. Будучи властолюбивым и эгоистичным человеком, он отказывался принимать странствующих братьев. Он исключал из церкви отдельных членов, которые оказывали гостеприимство этим благовестникам.

Иоанн уже писал об этих обстоятельствах. Однако Диотреф отказался подчиниться авторитету апостола. Иоанн хвалит Гаия за его сердечность и мужество по отношению к странствующим братьям. Он поощряет его, несмотря на нападки Диотрефа, продолжать поступать таким образом. Иоанн сообщает, что он хочет посетить церковь, чтобы выступить против Диотрефа (ст. 9-10).

6. Ключевое слово, ключевой стих и деление текста трех посланий

А. Первое послание Иоанна

Ключевое слово

Общение.

Ключевой стих

«…Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом…» (1 Ин.1:7).

Деление текста

Пролог

1:1-4

1. Учительная часть

1:5-2:27

Учение о хождении во свете

1:5-2:17

Учение о лжеучителях

2:18-27

2. Назидательная часть

2:28-5:12

Освящение ввиду второго пришествия Иисуса

2:28-3:24

Испытание духов

4:1-6

Истинная и фальшивая любовь

4:7-21

Побеждающая мир сила веры

5:1-12

3. Плоды веры

5:13-21

Дерзновение в молитве

5:13-15

Любовь к грешникам

5:16-17

Уверенность в спасении

5:18-19

Познание Бога

5:20

Бдительность

5:21

 

Б. Второе послание Иоанна

Ключевое слово

Истина.

Ключевой стих

«Я весьма обрадовался, что нашел детей твоих, ходящих в истине…» (2 Ин.1:4).

 

Деление текста

ст.

Адресат и обращение

1-3

Жизнь в истине и любви

4-6

Мерило истины

7-11

Заключительные слова

12-13

 

В. Третье послание Иоанна

Ключевое слово

Верность.

Ключевой стих

«Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев…» (3 Ин.1:5).

 

Деление текста

ст.

Пожелания и поздравления

1-8

Любовь апостола

1

Молитва апостола

2

Радость апостола

3-4

Просьба апостола

5-8

Неверное поведение Диотрефа; осуждение этого апостолом

9-12

Заключительные слова

13-15

 

Вопросы по уроку 52:

1. Из чего можно заключить, что автором этих посланий является Иоанн?

2. С какими ложными учениями полемизирует Первое послание Иоанна?

3. Каково содержание Второго послания Иоанна?

4. Какую проблему затрагивает Третье послание Иоанна?

5. С какой книгой Библии первые стихи Первого послания Иоанна являются родственными?

6. Где мы находим слово «антихрист»? Что (или кто) имеется в виду?

7. Где мы сегодня видим гностические учения, подобные тем, против которых направлено Первое послание Иоанна?