54. Послание к римлянам апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:

Павел.

Время написания:

между 54-м и 59-м гг. н.э.

Адресат:

церковь в Риме.

Повод:

Павел хочет представить свое учение, чтобы иметь в Риме исходную базу для дальнейшей миссионерской деятельности.

 

1. Предварительные замечания

Послание к римлянам является одной из самых богатых в теологическом отношении частей Нового Завета.

В нем мы имеем первый новозаветный учебник. Если ветхозаветные учительные книги являются, скорее, книгами мудрости, написанными в поэтическом стиле (от книги Иов до Песни песней), то, что касается новозаветных учительных книг, мы имеем дело с прозаическими посланиями. Они, наряду с рассмотрением конкретных поводов их написания, излагают новозаветное учение.

Известные мужи Божьи прошлого высоко ценили Послание к римлянам:

• Иоанн Златоуст (345-407 гг.), раннецерковный теолог, имел обыкновение дважды в неделю прочитывать Послание к римлянам;

• Меланхтон (1497-1560 гг.), ближайший сотрудник Лютера, два раза собственноручно переписал Послание к римлянам. Он был первым лютеранским догматиком.

Экскурс. Воздействие Послания к римлянам на церковную историю:

A. На древнюю церковь

Августин (354-430 гг.), крупнейший учитель древней церкви, строил свою теологию преимущественно на Послании к римлянам.

Б. На Реформацию

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) во время экзегетической работы над Посланием к римлянам (1:16-17) пришел к спасительной вере.

Основополагающая истина Реформации — оправдание исключительно верою — покоится на познаниях Лютера, которые он почерпнул из Послания к римлянам. В предисловии к своему комментарию к посланию Лютер пишет: «Это послание является основным разделом НЗ и чистейшим Евангелием, которое достойно того, чтобы христианин не только знал его наизусть, но и ежедневно обращался с ним, как с насущным хлебом для души… Чем больше занимаешься им, тем драгоценнее и сладостнее становится оно».

B. На неопиетизм

Немецкий неопиетизм получил существенную поддержку со стороны Оксфордского движения освящения. На конференции в Оксфорде в 1874 г. и в Брайтоне в 1875 г. многие немецкие участники получили глубочайшие благословения и помощь для своего служения. Мысли из Рим.6-8 оказали глубочайшее влияние на последующее движение пробуждения в Германии. Как конференция по освящению, так и ее воздействие были связаны с темой: «Христос спасает тебя теперь».

Самые важные результаты воздействия Послания к римлянам на церковную историю:

В древней церкви: формирование догматики и связанное с ним преодоление ложных учений (арианства и гностицизма; гл. 1-8).

В Реформации: осознание учения об оправдании — основной истины протестантизма (гл. 3).

В движении пробуждении: освящение (гл. 6-8).

2. Тема послания

Основной темой Послания к римлянам является учение об оправдании грешника через веру по благодати.

В догматически построенном послании показаны:

1) универсальность греха и его последствия (гл. 1-3);

2) оправдание, т. е. восстановление грешника (гл. 3-6);

3) истекающая из оправдания святость (гл. 6-8);

4) вечное избрание оправданных (гл. 9-11);

5) последствия оправдания в повседневной жизни (гл. 12-16).

3. Авторство

Автором Послания к римлянам является апостол Павел. В различных местах послания он называет свое имя (он представляется также в начале послания, 1:1).

Авторство Павла никогда серьезно не оспаривалось даже критически настроенными теологами.

Несмотря на свою ясную и четкую догматику, которая отражена в послании, Павел представляется не как учитель, а как «раб Иисуса Христа, призванный апостол» (1:1).

Стиль, учение и характерные черты послания те же, что и во всех посланиях Павла.

Церковное предание подтверждает его авторство. Будучи ранее фарисеем, Павел очень хорошо знал ВЗ. В Послании к римлянам он цитирует его 57 раз.

О личности Павла

Его биография:

• Павел назывался еврейским именем — Савл. Оно употребляется в первой части книги Деяния апостолов (Деян.8:3);

• он был евреем из Тарса киликийского (Деян.22:3);

• изучал иудейскую теологию у известного раввина Гамалиила (Деян.5:34; 22:3);

• происходил из колена Вениаминова и принадлежал к строгой религиозной партии фарисеев (Флп.3:5);

• до своего обращения был врагом растущей Церкви (Деян.8:1-4; 22:3-5; 1Кор.15:9 и др.);

• будучи апостолом, зарабатывал себе на пропитание трудом — делал палатки (1 Фес. 2:9);

• физически был слабым, даже, возможно, весьма болезненным человеком (2Кор.10:10), однако Деян.26:24 показывает, что ради дела Господнего он мог быть очень темпераментным;

• имел какой-то недуг, который удручал его (Гал.4:14 и 2Кор.12:7).

Его обращение:

• Иисус явился ему (Деян.9:1-9);

• Павел осознавал, что спасен исключительно благодаря вмешательству Иисуса (Гал.1:15);

• жизнь до своего обращения он считал тщетной (Флп.3:7);

• он был призван стать апостолом (1Кор.1:1; 9:16 и др.);

• совершил три миссионерских путешествия почти по всей Римской империи (Деян.13-22);

• чувствовал внутреннее влечение повсюду распространять Евангелие (Рим.15:24);

• первое большое заключение; для судебного разбирательства он был приведен из Иерусалима через Кесарию в Рим (Деян.22-28). Согласно преданию, в период между первым и вторым заключениями он побывал в Испании (1-е послание Климента, 5:7);

• второе заключение (2Тим.4:16).

Согласно преданию, при Нероне Павел был обезглавлен (1-е послание Климента, 5:7).

По вопросу, когда происходили те или иные события, мнения даже у верных Библии толкователей несколько расходятся (до четырех лет).

4. Время и место написания

Послание, по-видимому, было написано в 55 г. Почему мы так думаем? Павел упоминает, что он еще никогда не был в Риме. Во время написания послания он еще не был взят под стражу (1:10-13). В 60 году он, будучи уже узником, прибыл в Рим.

Павел был арестован на празднике Пятидесятницы в 57 году в Иерусалиме (Деян.21:33-40).

Во время написания послания у Павла еще были планы путешествий (Рим.15:23-25).

Он тогда только что закончил сбор пожертвований для бедных членов церкви в Иерусалиме и намеревался отнести их туда (Рим.15:25-33;ср. Деян.19:21-22). Все это говорит о том, что послание писалось во время его третьего миссионерского путешествия.

На основании некоторых деталей послания мы можем заключить, что оно было написано в Коринфе. Оттуда Павел хотел доставить пожертвования в Иерусалим (1Кор.16:1-3).

• Павел решает передать послание в Рим через христианку по имени Фива из церкви Кенхреи, предместья и гавани Коринфа (Рим.16:1-3).

• Павел живет у Гаия, откуда он шлет приветствие римским христианам (Рим.16:23). Гаий, вероятно, был тем христианином, которого крестил Павел во время своего первого пребывания в Коринфе (1Кор.1:14).

• Можно предположить, что Павел продиктовал это послание Тертию (Рим.16:22).

В вопросе о точной дате написания послания мнения даже среди верных Библии толкователей расходятся. Это касается почти всех посланий. Так, Эрнст Эби полагает, что Послание к римлянам было написано весной 58 года. Штайнзайфер датирует его 57 годом.

5. Получатели

Послание адресовано церкви в Риме (1:7).

Подробности возникновения этой церкви не сообщаются. Возможно, ее начало связано с Пятидесятницей. Евреи из Рима были свидетелями чуда Пятидесятницы (Деян.2:10). Они могли принести евангельскую весть в Рим.

Римская церковь не была тогда отдельной церковью. Скорее всего, в этом миллионном городе, тогдашней столице мира, было несколько церквей. О Римской церкви известно, что во время гонений она проводила собрания в подземных гробницах — катакомбах.

Вероятно, Послание к римлянам должно было в качестве наставительного послания обойти церковные круги Рима.

6. Подлинность

Уже в 95 году это послание цитировалось Климентом Римским. Ориген, Евсевий, Тертуллиан, Ириней и Климент Александрийский относились к посланию как к общепризнанному апостольскому посланию.

Некоторые модернистские критики считают главы 15-ю и 16-ю более поздними вставками. При этом они ссылаются на текст послания у Марсиона (II век), который обрывается на 14:23. Однако этот обрыв, вероятно, связан с искажением текста лжеучителем Марсионом. Чтобы обосновать свои ложные учения, Марсион изменил тексты и других частей Библии. Добросовестная критика ничего не может выдвинуть против Послания к римлянам.

7. Повод к написанию послания

Павел намеревался распространить свою миссионерскую деятельность дальше на запад. К этому времени он достиг восточной части Римской империи. Его базой была церковь в Антиохии (Деян.13:1-3). Однако для планируемой им миссионерской работы на западе (Испания, Рим и т.д.) церковь в Антиохии в качестве базы из-за отдаленности уже не была такой удобной. Поэтому Павел, вероятно, искал новую миссионерскую базу.

Так как сам он не был лично известен римским христианам (1:10, 13, 15), в послании он излагает основы своего учения. Таким образом, римские христиане могли оценить Павла и принять решение относительно сотрудничества с ним.

Ключевое выражение

Праведность Божья.

9. Ключевой стих

«Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона» (Рим.3:28).

10. Деление текста

А. Общее деление

гл.

1.

Догматическая часть

1-8

2.

Пророческая часть

9-11

3.

Этическая часть

12-16

Б.

Разделы

 

1.

Вступление

1:1-17

 

Представление и приветствие

1:1-7

 

Павел неоднократно хотел прийти

1:8-15

 

Сила благовествования

1:16-17

2.

Универсальность греха

1:18-3:20

 

У язычников

1:18-32

 

У иудеев

2

 

Все люди подлежат суду

3:1-20

3.

Путь к спасению

3:21-5:21

 

Лишь только кровь Иисуса устраняет

 

 

наши грехи

3:21-31

 

Уже Авраам был спасен через веру

4

 

Мир с Богом через посредничество Иисуса

5:1-11

 

Христос новый Адам

5:12-21

4.

Новая жизнь

6-8

 

Победа над грехом, так как мы умерли

 

 

со Христом

6:1-14

 

Плотский человек

6:15-23

 

Свобода от закона

7

 

Духовный человек

8:1-16

 

Через страдания к славе

8:17-39

 

5. Вопрос о спасении Израиля

9-11

 

Преимущества Израиля

9:1-5

 

Избрание Израиля

9:6-33

 

Духовная вина Израиля

10

 

Божий план в отношении Израиля

11

6.

Практика веры в повседневной жизни

12:1 — 15:13

 

Полная отдача жизни как истинное служение Богу (основа освященной повседневной жизни)

12:1-2

 

Отношения между верующими

12:3-21

 

Отношение к начальству

13:1-7

 

Жизнь в любви и во свете

13:8-14

 

Слабые и сильные в вере

14:1 — 15:13

 

Планы в служении

15:14-33

 

Приветы и личное

16

 

Представление Фивы, передавшей послание

16:1-2

 

Приветы и предостережения

16:3-24

 

Вопросы по уроку 54:

1. К какой категории библейских книг относится Послание к римлянам?

2. Чем отличается эта категория от соответствующих книг ВЗ?

3. Какие исторические церковные движения вызвало к жизни Послание к римлянам?

4. Какова главная тема Послания к римлянам?

5. Что мы знаем о Римской церкви?

6. Почему Павел написал Послание к римлянам?

7. Во время какого по счету путешествия и где написал Павел Послание к римлянам?

8. На какие три, по сути, различных отрывка можно разделить Послание к римлянам?

9. Какое отношение к Посланию к римлянам имеет Марсион?

10. Опишите жизнь автора.