Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25657 Все тексты автора Райнер Вагнер
54. Послание к римлянам апостола Павла
Краткое введение
Автор: |
Павел. |
Время написания: |
между 54-м и 59-м гг. н.э. |
Адресат: |
церковь в Риме. |
Повод: |
Павел хочет представить свое учение, чтобы иметь в Риме исходную базу для дальнейшей миссионерской деятельности. |
1. Предварительные замечания
Послание к римлянам является одной из самых богатых в теологическом отношении частей Нового Завета.
В нем мы имеем первый новозаветный учебник. Если ветхозаветные учительные книги являются, скорее, книгами мудрости, написанными в поэтическом стиле (от книги Иов до Песни песней), то, что касается новозаветных учительных книг, мы имеем дело с прозаическими посланиями. Они, наряду с рассмотрением конкретных поводов их написания, излагают новозаветное учение.
Известные мужи Божьи прошлого высоко ценили Послание к римлянам:
• Иоанн Златоуст (345-407 гг.), раннецерковный теолог, имел обыкновение дважды в неделю прочитывать Послание к римлянам;
• Меланхтон (1497-1560 гг.), ближайший сотрудник Лютера, два раза собственноручно переписал Послание к римлянам. Он был первым лютеранским догматиком.
Экскурс. Воздействие Послания к римлянам на церковную историю:
A. На древнюю церковь
Августин (354-430 гг.), крупнейший учитель древней церкви, строил свою теологию преимущественно на Послании к римлянам.
Б. На Реформацию
Мартин Лютер (1483-1546 гг.) во время экзегетической работы над Посланием к римлянам (1:16-17) пришел к спасительной вере.
Основополагающая истина Реформации — оправдание исключительно верою — покоится на познаниях Лютера, которые он почерпнул из Послания к римлянам. В предисловии к своему комментарию к посланию Лютер пишет: «Это послание является основным разделом НЗ и чистейшим Евангелием, которое достойно того, чтобы христианин не только знал его наизусть, но и ежедневно обращался с ним, как с насущным хлебом для души… Чем больше занимаешься им, тем драгоценнее и сладостнее становится оно».
B. На неопиетизм
Немецкий неопиетизм получил существенную поддержку со стороны Оксфордского движения освящения. На конференции в Оксфорде в 1874 г. и в Брайтоне в 1875 г. многие немецкие участники получили глубочайшие благословения и помощь для своего служения. Мысли из Рим.6-8 оказали глубочайшее влияние на последующее движение пробуждения в Германии. Как конференция по освящению, так и ее воздействие были связаны с темой: «Христос спасает тебя теперь».
Самые важные результаты воздействия Послания к римлянам на церковную историю:
В древней церкви: формирование догматики и связанное с ним преодоление ложных учений (арианства и гностицизма; гл. 1-8).
В Реформации: осознание учения об оправдании — основной истины протестантизма (гл. 3).
В движении пробуждении: освящение (гл. 6-8).
2. Тема послания
Основной темой Послания к римлянам является учение об оправдании грешника через веру по благодати.
В догматически построенном послании показаны:
1) универсальность греха и его последствия (гл. 1-3);
2) оправдание, т. е. восстановление грешника (гл. 3-6);
3) истекающая из оправдания святость (гл. 6-8);
4) вечное избрание оправданных (гл. 9-11);
5) последствия оправдания в повседневной жизни (гл. 12-16).
3. Авторство
Автором Послания к римлянам является апостол Павел. В различных местах послания он называет свое имя (он представляется также в начале послания, 1:1).
Авторство Павла никогда серьезно не оспаривалось даже критически настроенными теологами.
Несмотря на свою ясную и четкую догматику, которая отражена в послании, Павел представляется не как учитель, а как «раб Иисуса Христа, призванный апостол» (1:1).
Стиль, учение и характерные черты послания те же, что и во всех посланиях Павла.
Церковное предание подтверждает его авторство. Будучи ранее фарисеем, Павел очень хорошо знал ВЗ. В Послании к римлянам он цитирует его 57 раз.
О личности Павла
Его биография:
• Павел назывался еврейским именем — Савл. Оно употребляется в первой части книги Деяния апостолов (Деян.8:3);
• он был евреем из Тарса киликийского (Деян.22:3);
• изучал иудейскую теологию у известного раввина Гамалиила (Деян.5:34; 22:3);
• происходил из колена Вениаминова и принадлежал к строгой религиозной партии фарисеев (Флп.3:5);
• до своего обращения был врагом растущей Церкви (Деян.8:1-4; 22:3-5; 1Кор.15:9 и др.);
• будучи апостолом, зарабатывал себе на пропитание трудом — делал палатки (1 Фес. 2:9);
• физически был слабым, даже, возможно, весьма болезненным человеком (2Кор.10:10), однако Деян.26:24 показывает, что ради дела Господнего он мог быть очень темпераментным;
• имел какой-то недуг, который удручал его (Гал.4:14 и 2Кор.12:7).
Его обращение:
• Иисус явился ему (Деян.9:1-9);
• Павел осознавал, что спасен исключительно благодаря вмешательству Иисуса (Гал.1:15);
• жизнь до своего обращения он считал тщетной (Флп.3:7);
• он был призван стать апостолом (1Кор.1:1; 9:16 и др.);
• совершил три миссионерских путешествия почти по всей Римской империи (Деян.13-22);
• чувствовал внутреннее влечение повсюду распространять Евангелие (Рим.15:24);
• первое большое заключение; для судебного разбирательства он был приведен из Иерусалима через Кесарию в Рим (Деян.22-28). Согласно преданию, в период между первым и вторым заключениями он побывал в Испании (1-е послание Климента, 5:7);
• второе заключение (2Тим.4:16).
Согласно преданию, при Нероне Павел был обезглавлен (1-е послание Климента, 5:7).
По вопросу, когда происходили те или иные события, мнения даже у верных Библии толкователей несколько расходятся (до четырех лет).
4. Время и место написания
Послание, по-видимому, было написано в 55 г. Почему мы так думаем? Павел упоминает, что он еще никогда не был в Риме. Во время написания послания он еще не был взят под стражу (1:10-13). В 60 году он, будучи уже узником, прибыл в Рим.
Павел был арестован на празднике Пятидесятницы в 57 году в Иерусалиме (Деян.21:33-40).
Во время написания послания у Павла еще были планы путешествий (Рим.15:23-25).
Он тогда только что закончил сбор пожертвований для бедных членов церкви в Иерусалиме и намеревался отнести их туда (Рим.15:25-33;ср. Деян.19:21-22). Все это говорит о том, что послание писалось во время его третьего миссионерского путешествия.
На основании некоторых деталей послания мы можем заключить, что оно было написано в Коринфе. Оттуда Павел хотел доставить пожертвования в Иерусалим (1Кор.16:1-3).
• Павел решает передать послание в Рим через христианку по имени Фива из церкви Кенхреи, предместья и гавани Коринфа (Рим.16:1-3).
• Павел живет у Гаия, откуда он шлет приветствие римским христианам (Рим.16:23). Гаий, вероятно, был тем христианином, которого крестил Павел во время своего первого пребывания в Коринфе (1Кор.1:14).
• Можно предположить, что Павел продиктовал это послание Тертию (Рим.16:22).
В вопросе о точной дате написания послания мнения даже среди верных Библии толкователей расходятся. Это касается почти всех посланий. Так, Эрнст Эби полагает, что Послание к римлянам было написано весной 58 года. Штайнзайфер датирует его 57 годом.
5. Получатели
Послание адресовано церкви в Риме (1:7).
Подробности возникновения этой церкви не сообщаются. Возможно, ее начало связано с Пятидесятницей. Евреи из Рима были свидетелями чуда Пятидесятницы (Деян.2:10). Они могли принести евангельскую весть в Рим.
Римская церковь не была тогда отдельной церковью. Скорее всего, в этом миллионном городе, тогдашней столице мира, было несколько церквей. О Римской церкви известно, что во время гонений она проводила собрания в подземных гробницах — катакомбах.
Вероятно, Послание к римлянам должно было в качестве наставительного послания обойти церковные круги Рима.
6. Подлинность
Уже в 95 году это послание цитировалось Климентом Римским. Ориген, Евсевий, Тертуллиан, Ириней и Климент Александрийский относились к посланию как к общепризнанному апостольскому посланию.
Некоторые модернистские критики считают главы 15-ю и 16-ю более поздними вставками. При этом они ссылаются на текст послания у Марсиона (II век), который обрывается на 14:23. Однако этот обрыв, вероятно, связан с искажением текста лжеучителем Марсионом. Чтобы обосновать свои ложные учения, Марсион изменил тексты и других частей Библии. Добросовестная критика ничего не может выдвинуть против Послания к римлянам.
7. Повод к написанию послания
Павел намеревался распространить свою миссионерскую деятельность дальше на запад. К этому времени он достиг восточной части Римской империи. Его базой была церковь в Антиохии (Деян.13:1-3). Однако для планируемой им миссионерской работы на западе (Испания, Рим и т.д.) церковь в Антиохии в качестве базы из-за отдаленности уже не была такой удобной. Поэтому Павел, вероятно, искал новую миссионерскую базу.
Так как сам он не был лично известен римским христианам (1:10, 13, 15), в послании он излагает основы своего учения. Таким образом, римские христиане могли оценить Павла и принять решение относительно сотрудничества с ним.
Ключевое выражение
Праведность Божья.
9. Ключевой стих
«Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона» (Рим.3:28).
10. Деление текста
А. Общее деление |
гл. |
|
1. |
Догматическая часть |
1-8 |
2. |
Пророческая часть |
9-11 |
3. |
Этическая часть |
12-16 |
Б. |
Разделы |
|
1. |
Вступление |
1:1-17 |
|
Представление и приветствие |
1:1-7 |
|
Павел неоднократно хотел прийти |
1:8-15 |
|
Сила благовествования |
1:16-17 |
2. |
Универсальность греха |
1:18-3:20 |
|
У язычников |
1:18-32 |
|
У иудеев |
2 |
|
Все люди подлежат суду |
3:1-20 |
3. |
Путь к спасению |
3:21-5:21 |
|
Лишь только кровь Иисуса устраняет |
|
|
наши грехи |
3:21-31 |
|
Уже Авраам был спасен через веру |
4 |
|
Мир с Богом через посредничество Иисуса |
5:1-11 |
|
Христос новый Адам |
5:12-21 |
4. |
Новая жизнь |
6-8 |
|
Победа над грехом, так как мы умерли |
|
|
со Христом |
6:1-14 |
|
Плотский человек |
6:15-23 |
|
Свобода от закона |
7 |
|
Духовный человек |
8:1-16 |
|
Через страдания к славе |
8:17-39 |
|
5. Вопрос о спасении Израиля |
9-11 |
|
Преимущества Израиля |
9:1-5 |
|
Избрание Израиля |
9:6-33 |
|
Духовная вина Израиля |
10 |
|
Божий план в отношении Израиля |
11 |
6. |
Практика веры в повседневной жизни |
12:1 — 15:13 |
|
Полная отдача жизни как истинное служение Богу (основа освященной повседневной жизни) |
12:1-2 |
|
Отношения между верующими |
12:3-21 |
|
Отношение к начальству |
13:1-7 |
|
Жизнь в любви и во свете |
13:8-14 |
|
Слабые и сильные в вере |
14:1 — 15:13 |
|
Планы в служении |
15:14-33 |
|
Приветы и личное |
16 |
|
Представление Фивы, передавшей послание |
16:1-2 |
|
Приветы и предостережения |
16:3-24 |
Вопросы по уроку 54:
1. К какой категории библейских книг относится Послание к римлянам?
2. Чем отличается эта категория от соответствующих книг ВЗ?
3. Какие исторические церковные движения вызвало к жизни Послание к римлянам?
4. Какова главная тема Послания к римлянам?
5. Что мы знаем о Римской церкви?
6. Почему Павел написал Послание к римлянам?
7. Во время какого по счету путешествия и где написал Павел Послание к римлянам?
8. На какие три, по сути, различных отрывка можно разделить Послание к римлянам?
9. Какое отношение к Посланию к римлянам имеет Марсион?
10. Опишите жизнь автора.