57. Послание к галатам апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:

Павел.

Время написания:

48-49 гг. или 53 г. н.э.

Адресат:

христиане в Галатии.

Цель:

против законнических и иудействующих лжеучителей.

 

1. Предварительные замечания

Послание к галатам своим категоричным, порою резким тоном способствовало тому, что церковь на протяжении своей истории сохранялась от скатывания под иго законничества.

Мартин Лютер, который своим учением об «оправдании грешника одною лишь верою» положил начало Реформации, по поводу Послания к галатам сказал: «Это послание является моим посланием… моей Катариной фон Бора» (1531 г.).

Учение о свободном от закона Евангелии развивается в Послании к галатам в такой же решительной форме, как и в Послании к римлянам. Однако если Послание к римлянам представляет это учение в «систематизированной форме», то в Послании к галатам Павел, исходя из конкретных обстоятельств, выступает против ложного законнического мнения лжеучителей.

2. Тема послания

Темой книги является «учение об оправдании». Павел защищает это свое основное учение (гл. 3 и 4) и показывает, каким всеобъемлющим является оправдание грешника «только по благодати, без собственных заслуг».

Христианская свобода без принуждения к исполнению закона является признаком истинных детей Божьих. Зависимость от закона ведет, в конечном итоге, к рабству. Правда, Павел также предостерегает от злоупотребления этой евангельской свободой (5:1 — 6:17).

3. Авторство

Само послание называет автором апостола Павла: «Павел апостол» (1:1) и «Я, Павел» (5:2). Эти слова являются ясным свидетельством автора. Описанные в послании подробности из жизни автора могут относиться только к Павлу. Автор считает себя духовным «отцом» галатийских христиан (1:6; 1:11; 4:13-19). Основная теологическая тема послания — оправдание грешника по благодати, без каких-либо его собственных заслуг — является излюбленной темой Павла.

4. Время написания

У толкователей нет единства мнений в отношении датировки Послания к галатам. Некоторые считают, что послание было направлено церквам Южной Галатии, которые Павел основал уже во время своего первого миссионерского путешествия. Если так, то послание могло быть написано в 48-м или 49-м годах (так называемая «теория Южной Галатии»). Возможно и то, что послание было адресовано в Северную Галатию. Павел дважды посещал эту местность (Деян.16:6 и 18:23). Само Послание к галатам говорит о более чем одном посещении (4:13). Если это так, то послание было написано, по всей вероятности, во время третьего миссионерского путешествия в 53 году в Эфесе (так называемая «теория Северной Галатии»),

5. Получатели

Церкви в Галатии.

Галаты были потомками кельтов (галлов), которые в III в. до Р.X. поселились в Галатии. Отправившись из Южной Галлии (сегодняшней Франции), они пересекли южные области Европы, достигли Византии и, перейдя Геллеспонт, поступили на службу к царю Вифинии. Царь Пергама покорил галатов и впоследствии предоставил им область, которая позже стала называться Галатией. Эта прекрасная область на юге граничила с Писидией и Ликаонией, на востоке — с Каппадокией, на севере — с Понтом и Вифинией и на западе — с Фригией. Предполагают, что христианские церкви находились на севере провинции Галатии («теория Северной Галатии»). Задержанный болезнью, Павел во время своего второго миссионерского путешествия проповедовал (4:13) здесь Евангелие (Деян.16:16). «Христос распятый» был центром его проповеди (3:1).

Некоторые галаты в результате проповеди Павла уверовали. Они приняли его как небесного вестника (4:14). Павел испытал здесь искреннюю любовь новообращенных галатов (4:14). Из них он образовал церковь.

Галатийские христиане ко времени написания послания распространились по всему региону.

Трудно сказать со всей определенностью, была ли там центральная церковь, к которой они принадлежали, или там было много маленьких церковных групп.

6. Повод и цель написания Послания к галатам

В Галатии существовала опасность уклонения молодых церквей в еврейское законничество. Иудео-христианские странствующие проповедники из Иерусалима появились в галатийских церквах, уча, что прощающей благодати Божьей недостаточно для достижения спасения. Необходимо строго соблюдать иудейские законы и постановления. Хотя дело еще не дошло до обрезания христиан из язычников, но уже началось соблюдение иудейских законов в отношении пищи.

Иудаисты также оспаривали тот факт, что Павел был настоящим апостолом.

Галаты очень быстро увлекались всем новым. Это привело к тому, что они сразу же попали под влияние иудействующих лжеучителей.

Павлу такое развитие событий показалось настолько опасным, что он посчитал настоятельной необходимостью дать соответствующее разъяснение. При написании послания он даже отказался от обычной для него практики написания посланий — он не диктовал его секретарю. Несмотря на болезнь глаз, он собственноручно написал это послание.

Экскурс. Законническое учение иудаистов.

Иудео-христианские лжеучители, которые смутили галатов, придерживались приблизительно следующих взглядов. Они полагали, что Израиль является Божьим избранным народом. Кто хочет принадлежать Богу, тот должен принадлежать к этому народу. Принадлежность к иудейству человек получает или посредством рождения, или посредством перехода в иудейскую религию, т. е. становясь прозелитом. Но евреи соблюдают определенные законы (Моисеев закон). Над каждым еврейским ребенком мужского пола, на восьмой день после рождения, совершался обряд обрезания, а над прозелитом обряд обрезания совершался при переходе его в иудаизм. Этот обряд имел символическое значение. Он был призван показать, что Божий народ должен отделиться от остального мира. Далее, он показывал, что старая сущность, греховная плоть, должна умереть. Крайняя плоть была символом ветхой, восстающей против Бога греховной сущности.

Вследствие проповеди Евангелия среди язычников возникла проблема. К вере пришли люди, которые не имели никакого отношения к иудаизму. Они не были ни иудеями, ни прозелитами. Поэтому иудействующие лжеучители оспаривали факт их принадлежности к народу Божьему и их спасения. Прежде чем язычники могут прийти к Иисусу, они должны стать иудеями, считали они. Христиане из язычников должны быть обрезаны, и им необходимо исполнять все другие требования закона, который исполняли евреи. Когда они станут настоящими иудеями, тогда у них будет возможность принять Иисуса. Христианство, по мнению этих лжеучителей, является продолжением иудаизма. Таким образом, чтобы стать христианином, необходимо стать иудеем.

Однако Павел сознавал, что каждый человек, без всяких предварительных условий, может прийти к Иисусу. Этой новозаветной основополагающей истине противоречили лжеучители-законники, с которыми полемизирует Павел в Послании к галатам.

7. Подлинность

Подлинность послания подтверждается многочисленными цитатами первых столетий.

Так, Поликарп дословно цитирует Гал.6:7 и 4:26. Юстин-мученик цитирует Гал.3:10-13. Марсион в 140 г. в своем собрании посланий Павла имел и Послание к галатам.

Лишь рационалисты Баур и голландские богословы Ломан и Пирсон подвергли сомнению авторство апостола.

Либеральные критики утверждают, что составитель послания вознамерился, в противоположность умеренному Павлу, каким он показан в книге Деяния апостолов, создать радикального Павла. Он хотел посредством этого фальшивого Послания Павла раз и навсегда покончить с иудео-христианством. С этой целью он в 120 г. н.э. составил Послание к галатам, приписав его Павлу. Свои собственные радикальные взгляды он дополнил выдержками из посланий к римлянам и коринфянам и опубликовал их под именем Павла.

Этот аргумент мы можем опровергнуть с помощью книги Деяния апостолов. На апостольском соборе (Деян.15, ср. также Деян.11) основным вопросом был вопрос о свободном от закона благовествовании. Таким образом, во время деятельности Павла вопрос — должны ли христиане из язычников исполнять закон Моисея — был весьма актуальным. Во втором столетии этот вопрос уже не имел большого значения. Почему же тогда это послание должно было возникнуть во втором веке?

Существует появившийся во втором столетии труд Климента, в котором Павел подвергается сильным нападкам. Однако вопрос об отношении к закону даже не затрагивается. Во втором столетии он уже не является актуальным.

8. Ключевые слова

Свобода и вера.

9. Ключевые стихи

«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос…» (Гал.5:1).

«…Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере?» (Гал.3:2).

10. Актуальность Послания к галатам

Послание к галатам оказало большое влияние на церковную историю. Основатель методистской церкви Джон Весли был духовно пробужден чтением вступления к лекциям Лютера о Послании к галатам.

Лютер, будучи профессором теологии в Виттенберге, дважды читал лекции о Послании к галатам (в 1516 и в 1531 гг.). Более чем какая-либо другая часть Библии, Послание к галатам помогло в преодолении законничества, иудаизма, ритуальности и традиционализма.

Хотя сегодня опасность впасть в еврейское законничество меньше, однако оправдание делами все еще затемняет чистое Евангелие как в католических, так и в евангелических кругах.

Послание вносит ясность в отношении следующих ложных учений: о необходимости для получения спасения определенных ритуальных действий, например, в католической церкви и в некоторых протестантских церквах; о необходимости исполнения закона Моисеева, например, у адвентистов седьмого дня и т.д.

11. Деление текста

А. Общее деление

Послание к галатам делится на вступление и три главные части.

Вступление

1:1-5

1. Увещание — апостольская часть

1:6-2:21

2. Поучение — догматическая часть

3:1-5:12

3. Этика — наставление и предостережение

5:13-6:17

Б. Разделы Приветствие

1:1-5

1. Строгий Душепопечитель

1:6-2:21

Глубокое переживание

1:6-9

Происхождение учения Павла

1:10-24

Конфликт с Петром

2:1-15

Павел представляет Евангелие

2:16-21

2. Верный учитель

3-4

Опыт галатов

3:1-5

Пример Авраама

3:6-14

Обетование и закон

3:15-29

Назначение закона

4:1-11

Истинное сыновство

4:12-20

Разные сыновья — Измаил и Исаак

4:21-31

3. Свобода под руководством Святого Духа

5:1-6:17

Твердо стойте в свободе

5:1-12

Жизнь по духу приносит плод

5:13-26

Духовное обращение друг с другом

6:1-10

Слава Павла

6:11-17

Заключение

6:18

 

Вопросы по уроку 57:

1. Какая общая тема у посланий к римлянам и к галатам?

2. В какой форме эта тема представлена в Послании к римлянам и в какой — в Послании к галатам? В чем отличие?

3. Что побудило Павла написать Послание к галатам?

4. Каким образом, по мнению иудействующих лжеучителей, бывший язычник мог стать христианином?

5. Где находилась Галатия?

6. Что говорит против того, что Послание к галатам было написано лишь в 120 г. н.э.?

7. Какие лжеучения опровергает Послание к галатам?