Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25639 Все тексты автора Райнер Вагнер
58. Послание к ефесянам апостола Павла
Краткое введение
Автор: |
Павел. |
Время написания: |
ок. 60 г. н.э., в период пребывания в узах в Риме. |
Адресат: |
христиане из язычников в Эфесе и Малой Азии. |
Цель: |
изложить в письменной форме учение о Церкви и при этом особо объяснить отношения между христианами из язычников и христианами из евреев. |
1. Предварительные замечания
В НЗ имеются два послания с ударением на учении об оправдании: Послание к римлянам и Послание к галатам.
Также в НЗ представлены два послания с ударением на учении о Церкви: Послание к ефесянам и Послание к колоссянам.
В Послании к ефесянам мы находим основу учения о сущности Церкви Иисуса как духовного тела Христова в наше время — время благодати.
Специалисты считают, что Послание к ефесянам является самым зрелым в стилистическом отношении посланием Павла. Оно характеризуется как «венец посланий Павла».
Послание к ефесянам относится к числу так называемых «тюремных посланий». Это послания, написанные Павлом во время пребывания в узах, за исключением Второго послания к Тимофею. Оно относится к числу пастырских посланий.
Тюремные послания:
1) Послание к ефесянам.
2) Послание к колоссянам.
3) Послание к филиппийцам.
4) Послание к Филимону.
2. Авторство
В послании Павел назван автором. Он представляется:
• «Павел, апостол Иисуса Христа» (1:1);
• «Павел, узник Иисуса Христа» (3:1);
• «узник в Господе» (4:1);
• «я исполняю посольство в узах» (6:20).
Здесь приводятся различные мысли, сравнения и примеры, известные нам из других посланий Павла:
• спасение по благодати верою (2:5, 8);
• искупление посредством крови (1:7);
• запечатление Святым Духом (1:13; 4:3 0);
• тело как прообраз Церкви (1:23; 4:16).
Все эти понятия известны нам из посланий к римлянам, галатам и коринфянам.
3. Время написания
Послание было написано в том же месте и примерно в то же время, что и Послание к колоссянам. Оба послания были переданы одним и тем же посланником по имени Тихик (ср. Еф.6:21-22 и Кол.4:7-8).
Это, по всей вероятности, произошло во время первого пребывания Павла в узах в Риме (Деян.28:30 и Флп.4:22). По времени оно датируется 60 годом.
4. Получатели
Павел не был неизвестной для ефесян (эфесян) личностью. В Эфесе он проповедовал Евангелие на протяжении трех лет. Этот город был центром магии, идолопоклонства и роскоши, которую обеспечивали процветавшие в нем ремесла, связанные с идолопоклонством. В городе находился знаменитый храм Афродиты. Павел сам во время своего служения испытал вражду со стороны идолопоклонников. Но Господь вызвал к жизни в Эфесе церковь. Она состояла из евреев и язычников.
В начале послания сказано: «находящимся в Ефесе святым…» (1:1).
Правда, в некоторых рукописях отсутствует название местности, в частности, в Ватиканском и Синайском кодексах. В обеих рукописях название местности было позже добавлено на полях. Удивительно также, что Павел не приводит никаких подробностей о своей трехлетней деятельности в Эфесе.
О его кратком пребывании в Эфесе сообщается в Деян.18:19 и далее. Второе посещение превратилось в трехлетнее служение (Деян.19:8-10,20,31).
Какой вывод напрашивается из того факта, что Павел не ссылается на свою деятельность в Эфесе?
Возможно, Послание к ефесянам первоначально являлось своего рода «циркуляром» для различных общин Малой Азии. Оно, видимо, было послано в Эфес, откуда должно было передаваться дальше.
Годе объясняет: «Тихик прибыл в гавань Эфеса. Если должны были быть изготовлены многие экземпляры послания, то эта работа, конечно, была произведена в Эфесе, и вполне вероятно, что одна копия этого послания была посвящена Эфесу. Поскольку этот город был столицей Малой Азии и самой доступной гаванью для всех остальных областей, то очень вероятно, что другие христианские общины, желающие получить копию послания, обращались за ней в Эфес. Таким образом, получилось, что на многочисленных копиях, исходивших из архива Эфесской церкви, оставленное открытым место было с самыми добрыми намерениями заполнено словами, которые мы находим в обычных экземплярах, в то время как лишь немногие документы сохранили форму обращения оригинального экземпляра».
Можно с уверенностью сказать, что первоначальными адресатами послания были христиане из язычников Эфеса и Малой Азии (2:1-4; 4:17-19).
5. Подлинность послания и возражения критиков
Послание к ефесянам является одним из самых подтвержденных древней церковью посланий. Поэтому просто непонятно, что современная теология оспаривает его подлинность.
Уже в начале II века Игнатий Антиохийский цитирует в своем послании к ефесянам отдельные места Послания к ефесянам апостола Павла (напр., 2:16; 3:3; 5:1). Поликарп цитирует его в своем послании к филиппийцам (напр., Еф.2:8-9; 4:26).
В «Каноне Марсиона» (140 г.) Послание к ефесянам присутствует в качестве послания Павла.
«Канон Муратори» — как оригинал, так и его сирийская и латинская версии — представляет послание как написанное апостолом Павлом.
Кроме того, Ириней, Климент, Тертуллиан, Евсевий и Ориген также цитировали это послание.
До XIX в. подлинность Послания к ефесянам не подвергалась сомнению. С возникновением литературно-исторического метода сравнения и других экзегетических методов либеральной теологии Послание к ефесянам также стало объектом нападок рационалистов.
Основные доводы либеральных теологов последнего века и их последователей, так называемых «современных теологов», сегодня следующие:
1. Стиль послания.
2. Родственность с Посланием к колоссянам.
3. Отсутствие упоминаний о трехлетней деятельности Павла в Эфесе.
В первом издании книги «Религия в истории и в настоящее время» (фундаментальный труд евангелической теологии в Германии, 1913 г.) встречается следующее выражение: «Можно почти с уверенностью сказать, что Послание к ефесянам является трудом фальсификатора, который сознательно и искусно подражает стилю Павла».
Схожесть посланий к ефесянам и к колоссянам дает либеральным теологам повод оба послания считать не принадлежащими Павлу.
Мы можем возразить, что вся эта критика:
• противоречит богодухновенному Слову Божьему;
• опровергается староцерковным свидетельством.
6. Цель послания
Хотя Послание к ефесянам написано не по какому-то актуальному поводу, его нельзя считать случайным посланием. Павел хотел в письменной форме передать учение о Церкви. Наряду с Посланием к римлянам это послание является учительным посланием. Возможно, оно содержит в себе ту «твердую пищу», которую Павел не мог преподнести коринфянам из-за их «плотского состояния».
Церковь — это тайна (греч.: мистерия), которую Бог только теперь, в начатый Христом период спасения, благоволил открыть: «…чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф.3:6). В Церкви христиане и из язычников, и из евреев принадлежат к новозаветному народу Божьему. И те и другие одинаково имеют доступ к новому завету только посредством благодати. Таким образом, мистерия имеет дело с одинаковым положением евреев и язычников в одном теле, т. е. Церкви.
Три важных теологических наименования Церкви:
1) Церковь Иисуса — храм, жилище Божие (2:22).
2) Церковь Иисуса —тело Христово (1:22-23; 4:15).
3) Церковь Иисуса — невеста Христа (5:25-32).
7. Ключевое понятие
Церковь — тело Христово.
8. Ключевые стихи
«…И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего — Главой Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22-23).
9. Деление текста
А. Общее деление Вступление |
1:1-2 |
1. Тайна спасения и Церкви |
1:3-3:21 |
Б. Разделы |
1:1-2 |
1. Догматическая часть о Церкви Церковь в плане спасения Благодарность за Церковь Новая жизнь членов Церкви Единство Церкви (евреи и язычники) Мистерия (тайна) Церкви Отношение Павла к Церкви |
1:3-3:21 |
2. Учительная часть к членам Церкви Призыв к единству Новая жизнь во Христе Различие в дарах и задачах Духовная брань и всеоружие Божье |
4:1-6:20 |
Поручение Тихику |
6:21-22 |
Благословение |
6:23-24 |
Вопросы по уроку 58:
1. Какое учительное положение находится в центре Послания к ефесянам?
2. С каким посланием Послание к ефесянам имеет много общего?
3. Что мы понимаем под «тюремными посланиями»?
4. Какие послания являются «тюремными посланиями»?
5. Какое из написанных Павлом во время нахождения в узах послание не относится к числу «тюремных посланий»?
6. Какие источники подтверждают авторство Павла?
7. Почему во многих рукописях Послания к ефесянам отсутствует название местности?
8. Какую цель преследовал Павел при написании Послания к ефесянам?
9. Какие образы использует Послание к ефесянам в отношении Церкви?