60. Послание к колоссянам апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:

Павел.

Время написания:

60 г. н.э., Рим.

Адресат:

в окрестностях.

Цель:

полемика с иудействующими гностиками.

 

1. Предварительные замечания

Колоссы были одним из важнейших городов Фригии. Город был расположен примерно в 160 километрах от Эфеса. Вместе с Лаодикией и Иераполем город Колоссы образовывал малоазиатский союз трех городов, о котором сегодня свидетельствуют лишь руины. Павел лично не был знаком церкви (2:1). Поэтому в послании отсутствует обычно употребляемый Павлом доверительный тон. Хотя Павел во время своих миссионерских путешествий дважды посещал Фригию (Деян.16:6; 18:23), но оба раза он миновал долину Ликуса, где были расположены эти три города.

2. Авторство

Текст послания ясно указывает автора: «Павел, волею Божией, апостол Иисуса Христа» (1:1); «я, Павел» (1:23); «Приветствие моей, Павла, рукой» (4:18). В древней церкви авторство Павла не оспаривалось. Павел описывает свое настоящее положение как узника (4:10, 18). Сотрудники, о которых упоминается в послании, известны нам как его ближайшие сподвижники (4:1-14). Ясно, что Павел продиктовал послание одному из своих сотрудников.

3. Получатели

В послании сказано: «…находящимся в Колоссах святым и верным братьям во Христе Иисусе» (1:2).

Церковь в Колоссах, вероятно, возникла в результате миссионерской деятельности фригийского христианина из язычников Епафраса (1:7). Правда, некоторые толкователи на основании Кол.4:10 считают, что эта церковь могла возникнуть стараниями сотрудников Варнавы.

Вопрос остается открытым. Это должно напомнить нам о том, что люди, основавшие общину, являются лишь орудиями и слугами Божьими. Духовный плод всегда является делом Господа.

4. Подлинность

Подлинность послания с середины XIX века стала подвергаться сомнению со стороны либеральных теологов. Основными их представителями были Майерхоф и Баур. Новые критики лишь повторяют старые аргументы этих либералов.

Основными пунктами их нападок являются: стиль, христология и сходство с Посланием к ефесянам.

Указывается также и на то, что у отцов церкви не приводится никаких дословных цитат из Послания к колоссянам.

На это можно возразить, что послание было известно уже Варнаве, Игнатию и Юстину-мученику, которые ссылались на него.

Оно присутствует в «Каноне Муратори». Ириней, Климент Александрийский и Тертуллиан пользуются им как общепризнанным новозаветным писанием (хотя и не цитируют его дословно).

В отношении критики стиля В. Михаэлис говорит следующее: «Следует еще прибавить, что особенности лексического состава Послания к колоссянам достаточно объясняются тем, что Павел вынужден здесь бороться с особой ересью и пользуется для этого ее выражениями».

В отношении христологии Эби говорит: «Учение о Христе совершенно соответствует мышлению Павла. Он в Послании к колоссянам описывает распятого Христа как воскресшего из мертвых, воссевшего одесную Отца на небесах, и как Главу Церкви. То, что Павел, главным образом, подчеркивает Божественность Иисуса, Его вечное сыновство, Его отношение к миру ангелов и т.д., совершенно понятно, если принять во внимание, что это послание было направлено против особого лжеучения».

Некоторые критики считают, что Послание к колоссянам является не чем иным, как более поздней переработкой Послания к ефесянам. Действительно, между этими двумя посланиями Павла существует внутреннее родство.

Однако видеть в Послании к колоссянам лишь переработанную копию Послания к ефесянам было бы неверно. Угол зрения Павла в Послании к колоссянам иной, чем в Послании к ефесянам.

Об этом разном угле зрения Годе пишет: «В Послании к ефесянам Павел показывает Церковь Господа, а в Послании к колоссянам — Господа Церкви».

5. Цель послания

В Послании к колоссянам речь идет о борьбе против опасного для церкви лжеучения.

Экскурс. Гностическое лжеучение в Колоссах.

Суть ложного учения, проникшего в Колосскую церковь, не вполне ясна, так как Павел дает лишь направляющие ответы, не называя самого лжеучения. На основании различных указаний в Послании к колоссянам, наличия во Фригии в то время теософского учения и того факта, что там проживало много евреев, можно предположить, что речь шла об иудейском гностицизме.

Принципиальной сутью этого религиозно-философского учения является идея дуализма. Дуализм предполагает разделение духа и материи, причем дух получает позитивную, а материя негативную оценку. Тем самым Бог, будучи чистым Духом, далеко удален от материального мира, недостижим для него, так как мир чужд Ему, достоин презрения, слишком зол и плох. Тело человека является лишь домом для души, который, словно тюрьма, ограничивает человека и от которого он хочет освободиться.

В этой двойственности существует система различных ангельских сил, которые выполняют функцию посредников между человеком и Богом. Они характеризуются как «элементарные духи», которые, обладая видимыми телами (созвездия), определяют движение Вселенной. Как таковые, они требуют почитания, откуда вытекает поклонение созвездиям, т. е. ангелам.

Суть теологического вопроса в Колоссах могла состоять в месте обитания Бога.

Так как дух и материя, согласно этому учению, являются двумя совершенно противоположными полюсами, Бог встречается с человеком через посредничество элементарных духов. К числу этих посредников, по мнению лжеучителей, принадлежит и Христос. Для гностического учения совершенно немыслимо, что Бог Сам стал Человеком, что Христос был в одно и то же время Богом и Человеком. Так, материальный Человек Иисус в лучшем случае мог обладать Божественной искрой, так как если бы Бог соблаговолил снизойти до материи, то Он должен был бы для этого отказаться от Своей Божественности.

По мнению этих лжеучителей, элементарные духи определяют и судьбы людей. Посредством строгого соблюдения закона они могут быть удовлетворены. В Послании к колоссянам рассматриваются некоторые сугубо иудейские элементы: обрезание, постановления о пище, об омовении, праздники, суббота, новолуние и т.д. (2:16, 20-23). Вероятно, лжеучение содержало в себе также и положение, что последователи Христа могут достигать более глубокого состояния лишь посредством высшего познания. Дабы достичь Божественного присутствия, необходимо порабощать тело посредством аскетизма, чтобы затем, посредством видений и мистических опытов, достигнуть полноты спасения (2:18).

Павел противопоставляет этому лжеучению следующее:

Христос является образом Божьим, Он не принадлежит к миру творений; скорее, весь мир (видимый и невидимый) сотворен Им (1:15-16). Таким образом, Христос не является одним из промежуточных богов или элементарных духов, но Ему все подчинено (1:17-18; 2:10).

Во Христе обитает вся полнота Божества телесно (1:19 и 2:9); не существует дуализма дух — материя.

Христос окончательно победил все злые силы и приобрел для нас спасение (2:14-15); к искупительной смерти Христа ничего не нужно добавлять; нет пути самоискупления для достижения полноты Божьей (2:16-18, 20-23).

6. Ключевые мысли

Христос является Первородным перед всем творением, Он занимает наивысшее положение над всяким господством, начальством и властями; Христос является Главой Церкви.

7. Ключевом стих

«…В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).

8. Аргументы Послания к колоссянам для сегодняшнем духовном брани

Против отрицающих предсуществование Иисуса (ислам) — Кол.1:15-16; против законников (адвентисты) — Кол.2:16; против теософских учений (Нью-Эйдж, антропософия, эзотерика) — Кол.2:8-9.

9. Деление текста

Вступление

1:1-14

Обращение и приветствие

1:1-2

Благодарение за колоссян

1:3-8

Молитва за колоссян

1:9-14

Учительная часть

1:15-29

Кто такой Иисус

1:15-20

Что делал Иисус

1:21-23

Открытая тайна

1:24-29

Апологетическая часть

2:1 -3:4

Христос — наша сила, мудрость и корень

2:1-7

Христос превыше всякой власти

2:8-15

Против попытки самоискупления

2:16-23

Жить как духовно воскресшие

3:1-4

Предостерегающая часть

3:5 — 4:6

Совлечение ветхого человека

3:5-9

Облачение в нового человека

3:10-17

Христианская семья

3:18-4:1

Молитва и свидетельство

4:2-6

Личная часть

4:7-18

Представление Тихика

4:7-8

Представление Онисима

4:9

Приветы от сотрудников

4:10-17

Собственноручный привет

4:18

 

Вопросы по уроку 60:

1. Где был расположен город Колоссы?

2. Кому адресовано Послание к колоссянам?

3. Какие аргументы против Послания к колоссянам приводились Тюбингенской школой? Чем опровергаются эти аргументы?

4. Какие лжеучения получили опасное развитие в Колоссах?

5. Где сегодня находим мы подобные лжеучения?

6. Что противопоставляется в Послании к колоссянам этим лжеучениям?