63. Первое и Второе послания к Тимофею апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:

Павел.

Время написания:

неясно: 1 Тим., вероятно, в 62 г. н.э.;
2 Тим. — в 64-65 гг. н.э.

Адресат:

Тимофей.

Цель:

наставление молодого сотрудника.

 

1. Предварительные замечания

Первое и Второе послания к Тимофею, а также Послание к Титу, начиная с XVIII века в теологии стали называть «пастырскими посланиями». В ходе церковной истории понятие «пастырское послание» приобрело определенное значение. Как правило, под ним понимается, что руководитель церкви (лат. «пастор», «пастырь»), будучи своего рода старшим пастырем, обращается ко всем церквам своего прихода. Особенно в Римско-католической церкви пастырские послания играют важную роль. Такие послания касаются особых проблем и опасностей для церкви, содержат в себе особые указания и призывают к верности по отношению к Богу и церкви.

В отличие от таких, в основном, епископских посланий, пастырские послания НЗ направлены отдельным лицам. Они, вследствие тесных отношений, которые Павел имел с Титом, а особенно с Тимофеем, носят сугубо личный характер. Название «пастырские послания» было выбрано по той причине, что они, в соответствии с целью и поводом их написания, содержат принципы и правила для руководства христианской общиной.

Здесь зрелый пастырь Павел обращается к молодым сотрудникам, ответственным за церкви, и дает им указания, как они, со своей стороны, должны подбирать сотрудников для церковного руководства и на что они при этом должны обращать внимание.

2. Авторство

Оба послания к Тимофею называют автором Павла (1Тим.1:1; 2Тим.1:1). 1Тим.1:3 касается исторической детали: Павел оставил Тимофея в Эфесе, чтобы тот вместо него осуществлял руководство общиной и опекал ее. Он должен был позаботиться о духовном благополучии церкви, подвергнувшейся нападкам со стороны лжеучений. Во Втором послании к Тимофею Павел подробно касается своего заключения (2Тим.4:9 и далее).

Когда Павел писал эти послания, он был в возрасте примерно шестидесяти — шестидесяти пяти лет. Мы можем видеть в них прощальные послания апостола.

3. Время написания

Хотя мы и не в состоянии точно сказать, когда были написаны пастырские послания, тем не менее мы можем приблизительно определить время их возникновения. Это возможно благодаря биографическим данным Павла, намеки на которые мы можем почерпнуть в его посланиях, книге Деяния апостолов и в некоторых небиблейских источниках.

Эти послания нельзя отнести к периоду, который описывается в книге Деяния апостолов и который заканчивается началом его первого заключения в Риме.

Правда, сами послания дают определенные указания:

• По языку и по стилю они образуют единое целое. Это говорит о том, что они были написаны с небольшим временным интервалом.

• Ко времени написания этих посланий церкви уже имели твердую структуру и порядок.

• Духовной жизни верующих угрожали определенные иудейские и гностические лжеучения.

Совершенно очевидно, что Второе послание к Тимофею является последним дошедшим до нас письменным трудом Павла. По достоверному свидетельству Климента, он во время правления Нерона принял в Риме мученическую смерть. Согласно неканоническому Первому посланию Климента, Павел после своего первого заключения в Риме примерно в 62 г. н.э. был отпущен на свободу. Он предпринял миссионерское путешествие, которое привело его в Испанию. Из Рим.15:28 видно, что это путешествие давно планировалось. Из Испании он, по всей видимости, смог через Крит еще раз посетить церкви на востоке. На Крите он оставил Тита (Тит.1:5). В Эфесе он оставил Тимофея как своего заместителя (1Тим.1:3) и отправился дальше к церквам Македонии.

В Филиппах или Фессалониках были написаны первые два пастырских послания (1-е Тимофею и Титу), т. е. в 62 году. Вслед за этим Павел провел зиму в Никополе, вероятно, вместе с Титом (Тит.3:12). Весной 63 года исполнилось его желание еще раз посетить Эфес (через Троаду; 2Тим.4:13), где он встретился с Тимофеем (1Тим.3:14; 4:13). Из Эфеса, через Мелит и Коринф, он отправился обратно в Рим. Здесь он хотел поддержать церковь, которая переживала жестокие гонения.

Поводом к этому гонению послужил пожар в Риме. Пожар (июль 64 г.) был делом одержимого манией величия Нерона, однако Нерон использовал его в качестве предлога для оправдания самого крупного и жестокого преследования христиан.

Осенью 64 года Павел, видимо, был снова арестован. Во время этого заключения он написал Второе послание к Тимофею. Поэтому мы датируем Второе послание к Тимофею осенью 64 года.

Условия заключения были, очевидно, гораздо тяжелее, чем при первом аресте. Первое заключение в Риме являлось, скорее, своего рода домашним арестом (Деян.28:30). Во время написания Второго послания к Тимофею Павлу было ясно, что это заключение закончится его смертью (2Тим.4:6). Поэтому он попросил Тимофея поспешить с посещением (2Тим.4:21). Мы не знаем, застал ли Тимофей его еще в живых. Согласно преданию, весной 65 года Павел был обезглавлен.

Таким образом, мы можем предположить, что Первое и Второе послания к Тимофею были написаны поздней осенью 64 года.

Правда, расчеты толкователей Библии расходятся. Некоторые датируют послания примерно двумя годами позже (особенно Второе послание к Тимофею многие датируют 67 годом), и, соответственно, казнь Павла также должна была произойти позже.

4. Получатель

Оба послания называют получателем Тимофея.

Биографические данные Тимофея

Имя его отца неизвестно. Мы знаем только, что он был греком. Тимофей родился в Листре или в Дервии. Его мать звали Евникой, а бабушку — Лоидой (2Тим.1:5). Обе они оказали влияние на Тимофея. Они воспитали его в иудейском законе (2Тим.3:15). По еврейской традиции сын еврейки считался евреем, так что для принадлежности к народу имело значение лишь происхождение по материнской линии. И сегодня еще только сын еврейской матери считается урожденным евреем. Как мать, так и бабушка Тимофея очень серьезно воспринимали свою принадлежность к иудаизму. Возможно, однако, что женщины не смогли вполне настоять на своем из-за сопротивления отца-грека. Несмотря на свое иудейское воспитание, Тимофей не был обрезан. Это сделал Павел, когда привлек Тимофея в качестве своего сотрудника. Павел считал правильным обрезание своего сотрудника, так как знал, что участие «необрезанного» в служении среди евреев и иудео-христиан вызовет проблемы (Деян.16:3).

Обращение Тимофея произошло под влиянием Павла, и поэтому Павел называет его своим «возлюбленным и верным сыном» (1Тим.1:2; 2Тим.3:10-11; 1Кор.4:17).

Так как Тимофею известны преследования Павла в Антиохии, Иконии и Листре, его обращение, видимо, произошло во время первого миссионерского путешествия (в 48 г.), при первом посещении Павлом Листры (Деян.14:8-21; 2Тим.3:10-11). Ему в то время, видимо, было шестнадцать-семнадцать лет. Несколько лет спустя (Деян.16:1) он был уже опытным христианином, имевшим доброе свидетельство от братьев (Деян.16:1-2).

Павел рукополагает его на служение, возложив на него руки вместе с другими братьями (1Тим.4:14).

Тимофей сопровождает Павла во время его второго миссионерского путешествия (51-52 гг.) и вместе с ним посещает Фригию, области Галатийскую, Мисии, Троады, Неаполя, Филипп, Амфиполя, Апполонии, Фессалоник и Верии. После этого Тимофей некоторое время трудится самостоятельно в Фессалониках и приносит оттуда Павлу добрые вести (1 Фес. 3:1-6). В Коринфе Павел снова встречается с Тимофеем и Силой, оставаясь с ними до конца своего второго миссионерского путешествия.

Хотя Павел во время своего третьего миссионерского путешествия упоминает о Тимофее лишь в связи с Эфесом, Тимофей, по всей видимости, сопровождал его во время большей части этого путешествия. Из Эфеса Павел послал Тимофея в Македонию (Деян.19:22). Из Македонии Тимофей отправился в Коринф, чтобы снова встретиться с Павлом (1Кор.16:10-11). Мы находим его среди спутников Павла в Македонии и среди сотрудников, которых Павел называет во Втором послании к коринфянам (2Кор.1:1). После трехмесячного пребывания в Македонии Тимофей сопровождает Павла в Иерусалим (Деян.20:4).

Нелегко восстановить последующие даты жизни Тимофея. Библия не говорит об этом подробно. Мы находим Тимофея среди спутников Павла во время первого заключения его в Риме (в 60 г., Кол.1:1; Флп.1:1; Флм. 1:1). Здесь, видимо, и сам Тимофей был задержан, но вскоре освобожден (Евр.13:23). Позже он посещает Филиппы (Флп.2:19) и встречается здесь с освобожденным к этому времени Павлом (Флп.2:24). Павел посылает его в Эфес, где Тимофей замещает апостола (1Тим.1:3), пока тот сам сможет посетить церковь (1Тим.3:14). Здесь Тимофей получает адресованные ему послания.

Когда Павел был вторично арестован в Риме, где он, согласно небиблейскому преданию, претерпел мученическую смерть (послание Климента), он очень хотел увидеться с Тимофеем (2Тим.4:9).

В Библии нет дальнейших биографических данных о Тимофее. Предание гласит, что он позже был епископом в Эфесе. При Нероне он принял мученическую смерть: во время языческого праздника Тимофей обратился к возбужденной толпе, предававшейся кровавым «развлечениям», с призывом признать истинного Бога и отвратиться от своих греховных наклонностей. Разъяренная толпа набросилась на него, побивая палками и камнями, под градом которых он упал и скончался (Эби).

5. Основные пункты библейской критики

Хотя и автор, и получатели пастырских посланий названы поименно, их подлинность, как и большинства книг Библии, либеральными экзегетами ставится под вопрос.

Они оспаривают тот факт, что Павел после своего первого заключения и возможного путешествия в Испанию прибыл в поместные церкви. Мы приводим четыре их основных аргумента:

1. Они полагают, что пастырские послания из исторически-церковных соображений написаны в более позднее время. Церкви во времена Павла еще не могли быть так организованы, как это видно из пастырских посланий. Должен был совершиться переход от свободного миссионерского движения к организационным структурам. На это мы возражаем, что уже в книге Деяния апостолов говорится о церковной структуре.

Так, уже в первые годы Церкви, задолго до обращения Павла, в Иерусалиме наряду с апостолами были и диаконы (Деян.6:1-7).

Уже во время первого миссионерского путешествия были поставлены старейшины (греч. «пресвитеры») и епископы (например, Деян.14:23). То, что пресвитеры и епископы представляют одно и то же, видно из Деян.20:17 (ср. ст. 28). Павел призывает пресвитеров из Эфеса в Милет. В своей прощальной речи он говорит пресвитерам, что Дух Святой поставил их блюстителями, т. е. епископами (Деян.20:28).

2. Они утверждают, что автор борется с гностическим лжеучением Марсиона, который в 144 году был исключен из Римской церкви.

Слова «гнозис» (познание), «басни» и «родословия» были типичными для Марсиона (1Тим.1:4; 6:20). Некоторые критики доходят даже до предположения, что пастырские послания были направлены против книги Марсиона «Антитезисы». При этом они упускают из виду, что Марсион отвергал Ветхий Завет. Он утверждал, что Бог Ветхого Завета был мрачным, жестоким, дьявольским богом, а не тем Богом, о Котором возвещал Иисус. Однако лжеучители, против которых выступает Павел, имеют типично иудейские черты. Они ссылаются на Моисея и на исход из Египта. «Родословия» являются не, как утверждают критики, марсионовыми «вечными чередованиями», а еврейскими родословными списками. Конечно, пастырские послания касаются гностического лжеучения, но гностики существовали задолго до Марсиона. Павел часто вынужден был соприкасаться с ними.

3. Они утверждают, что учение об оправдании верой в пастырских посланиях вытеснено учением о праведности от дел. В качестве примеров приводятся следующие: «…впрочем, спасется через деторождение, если пребудет в вере, и любви, и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15); «…приобретают себе высшую степень» (1Тим.3:13); богатые члены церкви могут посредством добрых дел создать себе «доброе основание для будущего» (1Тим.6:19).

Этот аргумент потому неверен, что Павел и в других посланиях говорит не только об оправдании верой. Он подчеркивает «плод духа» (Гал.5:22), т. е. дела, которые следуют за верой (Рим.2:7 и др.).

4. Как и обычно, стиль посланий и язык объявляются «не Павловыми».

Это верно, что в пастырских посланиях встречаются определенные выражения, которых обычно нет в посланиях Павла (например, «благочестие», 1Тим.2:2; 3:16; 4:7-8; 6:3, 5, 6, 11; 2Тим.3:5-12; Тит.1:1:2:12).

Однако Павел мог, обращаясь в разное время к разным группам, использовать различную лексику.

6. Цель посланий

Тимофей нуждался в руководстве, чтобы правильно оценивать возникающие лжеучения и бороться с ними.

Павел дает ему определенные указания, касающиеся избрания пресвитеров и церковного порядка.

Второе послание к Тимофею содержит настоятельную просьбу Павла, чтобы Тимофей как можно скорее пришел к нему (1:4; 4:9, 13,21).

7. Ключевые выражения

Служение пастыря (1 Тим.).

Верность (2 Тим.).

8. Ключевые стихи

«Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим.4:16).

«Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2:5).

9. Деление текста

А. Первое послание к Тимофею

Павел призывает Тимофея безбоязненно принять на себя служение пастыря.

 

Отправитель и адресат, благословение

1:1-2

1. Ободрение в борьбе за Евангелие и против лжеучителей

1:3-20

2. Порядок при богослужениях

2

Молитва за начальствующих

2:1-7

Мужчины и женщины в церкви

2:8-15

3. Поставление служителей в церкви

3

Епископы

3:1-7

Диаконы

3:8-16

4. Отношение к будущим обольстителям

4:1-11

5. Ободрение для личной примерной жизни

4:12-5:25

6. Различные указания и предостережения

6

Б. Второе послание к Тимофею Тимофей призывается к верности.

 

Отправитель и получатель, благословение,молитва

1:1-5

Призыв к безбоязненной борьбе

1:6-2:13

Призыв к правильному отношению к лжеучителям

2:14-26

Указание на будущее отступление от веры

3:1 -4:5

Личные сообщения

4:6-18

Приветы

4:19-22

 

Вопросы по уроку 63:

1. Какие новозаветные послания называются «пастырскими посланиями»?

2. Что понимается сегодня под пастырскими посланиями?

3. В какой ситуации было написано Первое послание к Тимофею?

4. В какой ситуации было написано Второе послание к Тимофею?

5. Когда и где получил Тимофей эти послания?

6. В чем отличие первого заключения Павла от второго?

7. Какие нападки со стороны критически настроенных теологов происходят на пасторские послания? Какие аргументы можем мы противопоставить этим нападкам?

8. Изложите биографию Тимофея.

9. Как протекала жизнь Павла от первого освобождения из-под ареста в Риме до мученической смерти?