64. Послание к Титу апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:

Павел.

Время написания:

62 г. н.э.

Адресат:

Тит.

Цель:

советы в отношении церковного устройства и просьба о встрече.

 

1. Предварительные замечания

Так как Послание к Титу относится к числу пастырских посланий, к нему так же, как и к посланиям к Тимофею, относятся предварительные замечания к уроку 63.

2. Авторство и время написания

Само послание называет автором Павла (1:1). (Подробнее об авторстве см. урок 62.) Павел написал это послание в 62 году из Никополя. Оно было составлено в период между двумя его заключениями.

3. Получатель

Хотя Тит и не упоминается в книге Деяния апостолов, он был сотрудником Павла. Он, в отличие от воспитанного в иудействе Тимофея, был греко-языческого происхождения. Больше о его происхождении ничего не известно.

В то время как воспитанный в иудействе Тимофей был обрезан Павлом, в отношении Тита Павел этого не сделал (ср. Деян.16:3 и Гал.2:3-5).

Тит сопровождал Павла в качестве посланца Антиохийской церкви на апостольский собор в Иерусалиме (Гал.2:1). Павел считал себя духовным отцом Тита (1:4). Хотя Тит и не во всех путешествиях Павла сопровождал его (иначе об этом было бы упомянуто в книге Деяния апостолов), он замещал его в особо важных вопросах в отдельных общинах. Возможно, он должен был передать особо строгое послание Павла, которое тот написал из Эфеса в Коринф («слезное послание», 2Кор.2:3- 4; 7:8-12). Личное влияние Тита, видимо, много способствовало повороту в Коринфе к лучшему. После удачного выполнения этого поручения Павел снова послал его в Коринф (2Кор.8:6, 16). С этого момента мы почти не можем проследить дальнейшую историю Тита. После своего первого заключения Павел оставляет его на Крите. Там он должен был укрепить молодую церковь в организационном плане (1:5-6).

В своем послании Павел зовет Тита в Никополь (3:12). Видимо, Тит сопровождал Павла во время его второго путешествия в Рим. Через некоторое время он оставляет Павла и отправляется в Далматию (2Тим.4:10).

Тит относился к числу людей, на которых можно было положиться. То, как Павел говорит о его верности и преданности (2Кор.8:16), называя его своим товарищем и сотрудником, показывает, какую важную роль играл он в апостольской церкви.

Отец церкви Евсевий сообщает, что Тит был епископом церкви на Крите, где он и умер в глубокой старости.

4. Возражения критиков Библии

Возражения критиков те же, что и в отношении посланий к Тимофею. Рационалистические критики считают, что теология этого послания законническая и потому не Павлова. В качестве примеров обычно приводятся такие места: Тит.1:16; 2:7, 14; 3:1, 8, 14. Как эти критики ошибаются, не в последнюю очередь видно из Тит.3:5, где отвергается всякая праведность от дел.

5. Цель послания

Павел знает, как тяжело трудиться среди критян. Критяне были смешанным народом. До завоевания римлянами государственной формой правления у них была демократия. Опыт прежней свободы сделал их особенно неспокойными и строптивыми под римской диктатурой. Церковная жизнь во вверенных Титу общинах, видимо, еще не была достаточно упорядочена (1:5). Это обстоятельство использовали лжеучители, чтобы смущать церковь (1:10-14). Задача Тита состояла в наведении здесь порядка. Павел своим посланием хочет помочь Титу в выполнении им его нелегкой миссии.

Вторым поводом для написания послания была настоятельная просьба Павла встретиться с Титом в Никополе (3:12).

Содержание текста

Божественный идеал для церкви: здоровый церковный порядок, здравое учение и примерное поведение, практические дела благочестия и человеколюбия.

Божественный идеал для церковного служителя: он ведет высоконравственный образ жизни, исповедует живое и здравое учение, говорит трезво и рассудительно.

6. Ключевое слово

Образец.

7. Ключевом стих

«Во всем показывай собой образец добрых дел, в учительстве — чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит.2:7-8).

8. Деление текста

Отправитель, адресат и благословение

1:1-4

Советы в отношении церковного порядка

1:5-16

Советы для церкви

2:1 -3:7

Советы в отношении обращения с лжеучителями

3:8-11

Личная информация, благословение

3:12-15

 

9. Особенности

• Единственное место в НЗ, где Павел называет себя «рабом Божьим» (1:1).

• Павел, единственный из авторов НЗ, цитирует языческих писателей. Он делает это трижды: Деян.17:28; 1Кор.15:33; Тит.1:12.

• Для Павла, в его уже преклонном возрасте, как и в молодые годы, второе пришествие Иисуса представляет «блаженное упование» (2:13).

• Высказывания о спасении:

Источник спасения — благодать Божья (2:11.)

Виновник спасения — Иисус Христос (2:14; 3:6).

Средство спасения — пролитая на кресте кровь (2:14.)

Плод спасения — возрождение, обновление Духом (3:5-6); оправдание (3:7); вечная жизнь (3:5-7).

Вопросы по уроку 64:

1. К какой группе новозаветных посланий мы относим Послание к Титу?

2. Как, отличительно от других посланий, называет себя Павел в этом послании?

3. На какой важный церковный собор сопровождал Павла Тит?

4. Какое важное задание выполнил Тит в Коринфе?

5. Где трудился Тит, когда получил послание?

6. Куда должен был явиться Тит?

7. Сделайте краткое изложение биографии Тита.