65. Послание к Филимону апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:
Время написания:
Адресат:
Цель:

Павел.
60 г. н.э.
Филимон.
послание, которое должно было облегчить возвращение беглого раба Онисима к его господину.

 

1. Предварительные замечания

Послание к Филимону является единственным сохранившимся личным письмом апостола Павла. Оно направлено не к церкви и не содержит в себе вопросов, касающихся учения, как в пастырских посланиях.

Это самое краткое из посланий Павла. Хотя хронологически оно следует за пастырскими посланиями, однако его причисляют к тюремным посланиям (ср. Кол.1:7; Еф.3:1; Флп.1:7,13;Флм. 1:23-25).

Послание к Филимону — одно из тех редких посланий, которые Павел писал собственноручно (1:19).

2. Тема послания

Речь идет об охватывающем все слои населения даре прощения и о настоящем братстве. В центре — судьба беглого раба Онисима.

Он, видимо, украл деньги у своего господина Филимона, которому адресовано послание, и затем убежал. Мы не знаем, каким образом, но он встретился с Павлом. Возможно, он услышал его проповедь, или он сам был арестован и познакомился с Павлом в тюрьме. Но возможно также, что Онисим посетил Павла, которого знал по дому своего господина. Во всяком случае, он уверовал через Павла, который называет его своим сыном.

Павел пишет Филимону, чтобы тот благосклонно принял своего раба Онисима, имя которого означает «годный» и которого тот знал как «негодного». Павел свидетельствует ему, что Онисим посредством Духа Божьего пережил обновление и теперь готов смириться перед своим господином и снова взяться за свою работу.

Из ст. 13-14 Филимон, видимо, должен был понять желание Павла, чтобы он освободил Онисима и отправил его к Павлу в качестве нового сотрудника. Случилось ли так — мы этого не знаем.

Цель послания — обеспечить Онисиму благосклонный прием у его господина.

3. Авторство и время написания

В послании Павел неоднократно называет себя: «Павел, узник Иисуса Христа» (ст. 1); «Павел, старец» (ст. 9); «я, Павел» (ст. 19).

Авторство Павла засвидетельствовано древней церковью. Лишь Иероним упоминает: «Были люди, которые считали, что оно не было написано апостолом, или, если оно и было так, то не тогда, когда Христос говорил через него, так как в нем нет ничего назидательного».

Однако сам Иероним опровергает это возражение следующим аргументом: «Из этой разницы во мнениях видно, что отвержение послания основано не на вопросе его апостольского происхождения, а на вопросе его канонического достоинства».

Послание свидетельствует, что оно было написано во время пребывания Павла в узах (ст. 10-23). В это время Павел был прикован к одному из воинов.

Вероятно, Онисим должен был передать адресованное церкви в Колоссах послание и одновременно получил рекомендательное письмо к Филимону (Послание к Филимону), который был членом местной церкви.

Так как Павел передает приветствия от Луки и Аристарха, то это было во время его первого заключения в Риме (ср. Деян.27:2 и Флм. 1:24). Следовательно, послание было написано примерно в 60 г. н.э.

4. Получатель

Получателем является христианин по имени Филимон. В его доме собиралась домашняя группа. Кроме него, названы еще две личности — Апфия и Архипп (ст. 2). Филимон был гражданином Колосс (Кол.4:9).

Возможно, он был пресвитером церкви в Колоссах, или, что более вероятно, церковь собиралась в доме Филимона, а Архипп (возможно, сын Филимона) был пресвитером этой церкви (ср. Флм. 1:2 и Кол.4:17).

Филимон, вероятно, тоже уверовал через Павла или через одного из его сотрудников.

Предание называет его епископом в Колоссах и сообщает, что он претерпел мученическую смерть при Нероне. Апфия — его жена.

5. Подлинность

Из-за своего сугубо личного характера это послание не цитировалось отцами церкви. Однако в староцерковных писаниях оно упоминается как каноническое, как, например, в канонах Марсиона и Муратори. Оно также содержится в древних сирийской и латинской версиях. Кроме того, это послание упоминают Ириней, Ориген, Евсевий и Климент Александрийский.

6. Ключевое слово

Принятие.

7. Ключевой стих

«…Уже не как раба, но выше раба — брата возлюбленного…» (Флм. 1:16).

8. Деление текста

Из-за краткости послания в нем нет глав, оно разделено лишь на стихи.

 

Приветствие

ст.
1-3

Похвала характеру Филимона

4-7

Онисим был полезен Павлу

8-14

Павел просит Филимона простить Онисима

15-20

Павел сообщает о своем посещении

21-22

Приветствия и заключение

23-25

 

9. Особенности: отношение Павла к рабству

Апостол Павел признает существующие общественные реальности. Он соглашается с тем, что рабство было неотъемлемой частью современного ему государственного устройства.

Однако из послания видно, что он не восхваляет рабство. Напротив, Павел указывает на равноценность всех людей.

Интересно, каким образом христиане могут разрешить проблему рабства среди христиан.

Здесь нет призыва к революции, которая несет с собой страдания и смерть.

Евангелие изнутри изменяет отношения между людьми. Рабовладелец Филимон и раб Онисим становятся учениками Иисуса, братьями во Христе, друзьями, вместо того чтобы быть врагами. Революция, в лучшем случае, изменяет внешние обстоятельства, но не внутренние. Искупление же изменяет все.

Вопросы по уроку 65:

1. К какому виду посланий НЗ относится послание к Филимону?

2. Почему Павел написал это послание?

3. Что говорит это послание о рабстве?

4. Как обстоит дело со староцерковным подтверждением подлинности этого послания?

5. Какое положение занимал Филимон в церкви в Колоссах?

6. Каково отношение Павла к рабству?