66. Послание к евреям апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:

неизвестный иудей из Италии.

Время написания:

конец 60-х годов I века.

Адресат:

иудео-христиане.

Цель:

показать, что новый завет превосходит завет прежний.

 

1. Предварительные замечания

Послание к евреям часто называют «пятым Евангелием». Оно показывает Иисуса в качестве небесного Первосвященника.

Если четыре Евангелия описывают деяния Христа на земле, то Послание к евреям описывает Его деятельность в качестве Первосвященника на небе.

Это послание показывает нам новые аспекты совершенного Христом искупления, которые помогают нам больше узнать о чуде нашего искупления.

2. Тема послания

Послание к евреям показывает превосходство нового завета перед заветом прежним.

Перед лицом славы нового завета стоит, будучи христианином, переносить страдания и гонения, жертвуя собой.

3. Авторство и время написания

Время написания послания можно определить из его содержания. Так как Климент Римский знал об этом послании, оно было написано до 95 г. н.э.

Евр.10:1-3 предполагает приношение ежедневных жертв. Следовательно, храм должен был еще существовать. Он был разрушен при взятии Иерусалима во время Иудейской войны в 70 г. н.э. Некоторые считают, что упоминаемое в 10-й главе преследование касается гонений на христиан после пожара в Риме (64 г. н.э.). Если это действительно так, то послание было написано между 64-м и 70-м гг. н.э. Правда, гонения на христиан были и раньше.

Вопрос об авторстве доныне остается спорным. Само послание об авторе умалчивает. Во II веке Пантенус считал, что автором послания был Павел. Он написал послание, не упоминая своего имени, так как, будучи апостолом язычников, признавался не всеми его адресатами (иудео-христианами).

Климент Александрийский придерживался мнения, что Павел написал это послание по-еврейски, после чего Лука перевел его на греческий язык. Итак, церковь I столетия считала Павла автором этого послания.

Ориген сомневался в авторстве Павла. Однако цитировал Послание к евреям как труд Павла, так как придерживался мнения, что «послание не без основания было передано как труд Павла». Но именно ему принадлежат слова: «Кто в действительности написал это послание, знает лишь Бог».

На западе Тертуллиан (III век) приписывал Послание к евреям Варнаве. Для авторства Варнавы есть веские основания:

• Варнава был близким другом Павла, хорошо знакомым с теологией Павла.

• Варнава был евреем, левитом. Он очень хорошо знал ВЗ,

с детских лет будучи знакомым с еврейской системой жертвоприношений, левитским священством и Моисеевым законом.

• Его большой опыт в качестве учителя объясняет дидактический характер послания, а его характерный дар (апостолы называли его «сыном утешения», Деян.4:36) позволил ему написать такое чуткое душепопечительское послание.

В отношении Аполлоса как возможного автора послания нет древних преданий, однако Мартин Лютер допускал такую возможность.

Называлась в качестве автора послания даже Прискилла. Эту гипотезу выдвинул теолог Гарнак. Обосновывалась она именно отсутствием в самом послании указания на автора. «Борьба против учительства женщин в церкви» была бы в этом случае убедительным объяснением этому факту.

Бросается в глаза также перечень различных женщин в качестве образцов веры (гл. 11) и специфически женское выражение: «Жены получали умерших своих воскресшими» (11:35).

Автор, скорее всего, является евреем, живущим в диаспоре. У него было эллинистическое образование, и он очень хорошо писал по-гречески. Цитируя ВЗ, он пользовался Септуагинтой. Поэтому ветхозаветные цитаты отличаются от нашего ветхозаветного текста.

Он жил в Италии (13:24).

Был близким другом Тимофея (13:23).

4. Получатели

Получателями послания были либо эллинистические иудео-христиане, которые из-за гонений и отступничества некоторых членов церкви (10:25) подвергались опасности возвращения в иудаизм, или это были евреи, которых коснулось Евангелие, но которым недоставало последнего решительного шага — войти в Церковь. В таком случае автор хотел своим свидетельством показать превосходство нового завета над прежним и поощрить их быть решительными в следовании за Иисусом.

Во всяком случае, послание адресовано христианам еврейского происхождения. Евр.1:1 предполагает знание читателями истории отношений Бога с Израилем.

Евангелие было передано им апостолами или другими очевидцами Иисуса. Некоторые из них уже перенесли большие страдания (10:32-34).

Искушение для получателей

Вполне возможно, что получатели послания находились в опасности слишком высоко ставить иудаизм. Христианская церковь была слабой. У нее не было ни пышного храма, ни внешне впечатляющего богослужения. В такой ситуации автор пишет свое послание. Он сравнивает прежний завет с новым и показывает превосходство нового. Ветхий завет был лишь тенью, система жертвоприношений — лишь прообразом, левитское священство — указанием, и все нашло свое исполнение во Христе. В Нем завершились все ветхозаветные установления.

Поэтому автор настоятельно предостерегает от возвращения к ветхому, устаревшему (6:4 и далее) и призывает крепко держаться исповедания Христова (10:35).

Во Христе христиане имеют великого Первосвященника. В Нем они имеют лучший храм на небесах. За этот, новый, завет стоит страдать. Мученики были во все времена. Кто страдает за Христа, тот принадлежит к их числу (ср. гл. 11).

5. Подлинность

Хотя в отношении личности автора единства мнений нет, однако ни в древности, ни в наше время подлинность самого послания не подвергалось серьезным сомнениям.

6. Ключевое выражение

Лучший завет.

7. Ключевой стих

«Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он Ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евр.8:6).

 

8. Деление текста

гл.

1. Величие личности Христа (учительная часть)

1-10

Христос выше ангелов

1-2

Христос выше Моисея

3

Обещанная близость Бога

4:1-13

Христос выше первосвященника

4:14-7:28

Христос — посредник нового завета

8

Христос — совершенная жертва

9:1 — 10:18

Предостережение и ободрение

10:19-39

2. Жизнь верующих (практическая часть)

11:1-13:19

Что такое вера

11:1-3

Примеры для верующих

11:4-38

Взирать на Иисуса

11:39-12:2

Жизнь в семье Божией

12:3-11

Необходимость освящения

12:12-24

Предостережение и наставления

12:25-13:19

Приветствие и благословение

13:20-25

 

Вопросы по уроку 66:

1. Что описывает Послание к евреям, в отличие от четырех Евангелий?

2. О каком превосходстве идет речь в Послании к евреям?

3. Что мы знаем об авторе Послания к евреям?

4. В чем, согласно Посланию к евреям, состоит превосходство нового завета перед старым заветом?

5. В чем состояло искушение для получателей послания?

6. Из чего мы можем сделать вывод о времени написания послания?