Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25591 Все тексты автора Райнер Вагнер
67. Откровение Иоанна
Краткое введение
Автор: |
апостол Иоанн. |
Время написания: |
95 г. н.э. |
Адресат: |
семь церквей в Малой Азии. |
Цель: |
показать триумф Христа. |
1. Предварительные замечания
Откровение по своему жанру является единственной в своем роде пророческой книгой в НЗ, в то время как в ВЗ содержится 16 пророческих книг.
НЗ, по своей сущности, является исполнением ветхозаветных пророчеств, особенно в отношении Мессии (греч. Христос). Это исполнение развивается как в новозаветных исторических, так и в учительных книгах.
Правда, в НЗ мы находим лишь частичное исполнение ветхозаветных пророчеств. Здесь находятся некоторые эсхатологические пророчества, исполнение которых еще предстоит. Ср., например, указание на «скончание века» в Мф.28:20.
А. Название
Название Откровение Иоанна является заглавием книги, хотя правильнее было бы назвать ее Откровение Иисуса Христа (1:1). Это не Иоанн открывает нам свои собственные видения, а Иисус
Христос Сам открывает Своему рабу Иоанну, «чему надлежит быть вскоре» (1:1), чтобы тот передал это церквам.
«Откровение» (по-гречески апокалипсис) означает «раскрытие» того, что было скрыто (Мф.10:26; 11:27; 16:17; 1Кор.2:10). Апокалипсис можно перевести также как «снятие покрова». Бог открывает нам в Своем Слове истину, которую иначе мы не можем знать (ср. урок 2.1: Что такое Библия).
Так, например, Бог открыл Павлу тайну Евангелия, которая в период ВЗ была еще сокрыта. В Гал.1:12 Павел говорит: «Ибо и я принял его (Евангелие) и научился не от человека, но через откровение (апокалипсис) Иисуса Христа».
Б. Стиль
Стиль Откровения отличается от всех остальных новозаветных книг, в том числе и от других книг Иоанна. Это дает повод либеральным экзегетам утверждать, что Иоанн не был автором Откровения.
Откровение Иоанна имеет большое сходство с книгами Иезекииля и Даниила. Некоторые толкователи видят в Откровении новозаветное продолжение пророчеств Книги пророка Даниила. Нередки попытки отнести Откровение к иудейской апокалиптике I века.
Однако Откровение отличается от апокалиптики иудаизма прежде всего тем, что Иоанн пишет не под псевдонимом, как это было принято у иудейских авторов. Сам автор причисляет себя к братству христиан.
В поздний период иудейской апокалиптики откровения часто запечатывались. Они были предназначены или для далеких будущих поколений, или для избранного круга.
Конечно, есть и сходство с иудейской апокалиптикой, которое нельзя не заметить.
Экскурс
Иудейская апокалиптика
• Она появляется в большинстве случаев во времена гонений и угнетений. Апокалиптическая литература призвана ободрить тех, кто за свою веру должен страдать (например, во времена Маккавеев: эфиопская книга Еноха, Завещания двенадцати патриархов и др.). Их объединяет надежда на Божественное вмешательство в будущем.
• Отличается видениями, снами и символическим языком.
• Небесные и демонические силы, будучи агентами соответственно Божественных или антибожественных намерений, играют здесь большую роль.
• Возвещение суда и Божьего наказания за зло, сверхъестественное освобождение праведных и богобоязненных людей (посредством Божественного вмешательства).
• Употребление псевдонимов, чаще всего имен выдающихся личностей, например, Енох (книга Еноха) или Ездра (1-я Ездры).
Откровение обращено главным образом к страдающей Церкви. Бенгель по этому поводу замечает: «Эта книга особенно ценится верующими в испытаниях».
2. Тема книги
Откровение дает нам подробное представление будущего завершения Божественного плана спасения. В центре него — превознесенный Господь. Откровение показывает Его триумф.
3. Авторство
Свидетельство самой книги
Автор сам называет себя Иоанном, «рабом Иисуса Христа» (1:1, 4), «братом и соучастником в скорби, и царстве, и терпении Иисуса Христа» (1:9). Ангел называет его сослужителем и братом пророков (22:9).
Предание
Староцерковное предание даже не затрагивает вопроса об авторстве. Ириней, Поликарп (ученик Иоанна), Юстин-мученик, Евсевий, Мелитон Сардийский, Феофил Антиохийский и другие подтверждают авторство Иоанна. «Канон Муратори» также называет его имя.
4. Время и место написания
Относительно места написания Откровения нет никаких сомнений. Это маленький остров Патмос (1:9) вблизи юго-западного побережья Малой Азии. Иоанн был сослан туда во время преследования христиан.
Остров Патмос вулканического происхождения. Его длина 15 км, ширина 9 км. Долгое время он был необитаем. Во времена Иоанна он стал местом содержания заключенных. В настоящее время он насчитывает 2700 жителей. С 1088 г. там существует так называемый «монастырь Иоанна».
Время написания
Время написания книги неясно. Существуют две гипотезы, причем большинство толкователей Писания склоняются ко второй.
При императоре Гальбе в 67-70 гг. н.э.
Сторонники этого мнения основываются на Откр.17:9-11. Названные в ст. 10 семь царей — это семь римских императоров. Согласно ст. 10, пять из них уже пали: Август, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Живым к тому времени был Гальба. Из 11:1 и далее делается вывод, что храм в Иерусалиме еще существовал. Женщина, блудница вавилонская, согласно этому мнению, — город на семи холмах, т. е. Рим.
При императоре Домициане в 91-95 гг. н.э.
Ириней сообщает, что Откровение «было узрето» в конце правления Домициана (95 г. н.э.) Это утверждение имеет особое значение, поскольку сам Ириней происходил из Малой Азии. Однако Малая Азия была полем деятельности престарелого апостола Иоанна, куда были адресованы и семь посланий церквам. Учителем Иринея был Поликарп из Смирны, который, в свою очередь, был учеником Иоанна. Иероним сообщает, что Иоанн был сослан на Патмос и освобожден при Домициане. Можно привести и другие указания на этот период времени:
• «Ангелы» (епископы) во главе церкви (2:1 и далее).
• Снижение уровня духовной жизни (2:4 и др.).
• Гностическое учение николаитов (2:15, 24).
• Культ императора как идолопоклонство (13:14 и далее).
5. Получатели
Получатели — это, прежде всего, семь церквей Малой Азии (1:11). Иоанн был их епископом. Предполагают, что он как последний из оставшихся в живых апостолов принял на себя это служение после смерти Павла и Петра.
Возникновение этих церквей связано с Павлом (Деян.19:10). Более подробно нам известно только об Эфесе (Деян.19-20). Косвенно Павел говорит также о Лаодикии (Кол.2:1; 4:15 и др.).
6. Критика
А. Критика со стороны староцерковных еретиков
Первая критика в отношении авторства исходила из секты монтанистов в Малой Азии. Она возникла во второй половине II века. Ее предводитель Монтан, бывший языческий священник, восстал против секуляризации церкви. Его поддержали две пророчицы, Приска и Максимилла. Древнецерковное пророчествование здесь приняло экстатически-таинственные формы. Сюда относились призывы к аскетизму и к мученичеству. Здесь явны черты гностицизма, а именно — отвержение «злой» и «плохой» материи.
Сторонники Монтана оспаривали учение Иоанна о логосе, и именно основополагающую истину: «И Слово (логос) стало плотью» (Ин.1:14).
Б. Критика со стороны Восточной церкви
В 170 г. н.э. на одном из самых древних из известных нам синодов в Малой Азии появились так называемые алогеры. Хотя они были решительными противниками монтанистов, но тоже отвергали Откровение Иоанна. В Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе они предполагали гностические черты, особенно в повторяющейся теме полярности света и тьмы. Поэтому они не признавали подлинности этих двух писаний, считая, что апостол Иоанн не был их автором, и приписывали эти труды его противнику Керинфу.
Интересно, что монтанисты и алогеры занимали противоположные позиции. Хотя учение алогеров заглохло, однако в 250 г. н.э. Дионисий Александрийский возродил его. Он первый выдвинул литературно-критические аргументы против Откровения (отличие стиля сравнительно с другими трудами Иоанна).
Дионисий утверждал, что существовал еще и другой Иоанн.
Евсевий в 340 г. н.э. на основании этого умозрения говорит о «старейшине» Иоанне в Эфесе. Оспаривая авторство, тем самым оспаривают и авторитет, который имеет Откровение как Слово Божье. До VII века оно не принималось греческой церковью.
В. Сегодняшняя критика авторства
1. Первое возражение основано, прежде всего, на том, что эта книга, в противоположность другим писаниям Иоанна, называет имя Иоанна.
Ответ. Это возражение можно опровергнуть тем, что в библейских исторических книгах авторы редко называли себя по имени, в то время как пророки, в силу их положения, в большинстве случаев называли себя.
Евангелие от Иоанна, в отличие от Откровения (пророческой книги), является исторической книгой.
2. По стилю и языку Откровение отличается от других писаний Иоанна. Некоторые даже считают, что Откровение является греческим переводом с еврейского.
Наше возражение: несколько «неуклюжий» язык Откровения может быть объяснен неблагоприятными обстоятельствами, при которых писалась книга. Возможно, при составлении других своих трудов Иоанн пользовался помощью писца, а при написании Откровения такой возможности у него не было. Кроме того, отдельные детали Откровения, связанные с видениями, трудно передать словами.
В то же время нельзя не заметить обилия типичных для Иоанна слов и выражений, содержащихся в Откровении (пастырь, Слово, Агнец и др.).
3. Выдвинутая Евсевием гипотеза о «старейшине» Иоанне также играет свою роль в критике авторства.
Наше возражение: эта гипотеза опирается только на довольно поздние церковно-исторические источники.
7. Различные подходы к толкованию Откровения
А. Претеристическое толкование
Согласно этому толкованию, Откровение содержит в себе зашифрованные сообщения христианам конца I века.
Таким образом, подчеркивается, что содержание Откровения необходимо понимать в тогдашнем временно-историческом контексте.
Согласно этому толкованию, образы и символы, такие как печати, трубы и чаши, не имеют значения для будущего. Такой подход к истолкованию Откровения не оставляет места для еще не исполнившихся пророчеств.
Большинство либералов являются представителями такого подхода.
Общее деление Откровения |
гл. |
1. Исторические церкви как адресаты автора |
1-3 |
2. Конкретные предостережения и указания историческим церквам |
4-19 |
3. Душепопечительное утешение относительно будущего для гонимых в Римской империи христианских церквей |
20-22 |
Б. Историческое толкование
Оно видит в Откровении развитие Царства Божьего и антибожественного мира с I века до второго пришествия Христа. Это толкование имеет место в основном в консервативных евангельских кругах и в среде представителей свободных церквей.
В противоположность футуристическому толкованию, эти толкователи видят в гл. 4-19 краткий очерк пророчеств, которые будут исполняться в ходе церковной истории до пришествия Христа. Поэтому решающие исторические события являются исполнением пророчеств Откровения. Для некоторых толкователей это представляет большое поле для всякого рода спекуляций.
Общее деление |
гл. |
1. Исторические церкви, которые в то же время представляют собой семь фаз Церкви |
1-3 |
2. Падение Рима, ислама, папства и т.д.; будущая скорбь; суд над отпавшей церковью и над антихристом; пришествие Иисуса в силе и славе |
4-19 |
3. Тысячелетнее царство; суд над миром, новый мир Божий |
20-22 |
В. Футуристическое толкование
За исключением гл. 1—3, все относится к последнему времени. Гл. 4-19 описывают суд Божий над церковью-отступницей, антихристом и враждебным по отношению к Богу миром. Это происходит во время великой скорби, т. е. в будущем. Описанные в гл. 4-19 события понимаются не символически, но как историческое исполнение пророчеств.
Общее деление |
гл. |
1. Исторические церкви |
1-3 |
2. Описание будущих событий до пришествия Христа |
4-19 |
3. Описание окончательной победы Христа |
20-22 |
Г. Идеалистически-символическое толкование При таком толковании образы Откровения носят лишь символический характер. Откровение образно представляет продолжительную борьбу между Богом и дьяволом, между христианством и язычеством. Оно не имеет никакого отношения к истории. Здесь сообщаются нравственные и духовные истины. Так же, как и при претеристическом толковании, здесь отсутствует аспект предстоящего исторического исполнения пророчеств.
Общее деление |
гл. |
1. Исторические церкви |
1-3 |
2. Символическое описание борьбы добра и зла |
4-19 |
3. Символическое описание победы добра |
20-22 |
Мы исходим из принципиальной возможности относящегося к будущему пророчества и ожидаем исполнения в истории того, что обещано нам в Откровении. Поэтому мы в качестве возможного толкования избираем историческое или футуристическое. Правда, сугубо историческое толкование Откровения может закоснеть в своего рода ортодоксальности. Поэтому к толкованию Откровения относятся также и душепопечительные аспекты.
8. Ключевое понятие
Победа Агнца.
9. Ключевой стих
«…Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (Откр.5:12).
10. Деление текста
А. Общее деление
Книгу можно разделить на три части. Третью часть можно еще разделить на четыре части.
1. Господь Иисус в Своей славе |
1 |
|
2. Господь Иисус как Душепопечитель Своей Церкви |
2-3 |
|
3. Господь Иисус как победитель мировой истории |
4-22 |
|
а) Мировые державы в борьбе против Иисуса |
4:1 — 11:18 |
|
б) Обострение борьбы, антихрист и блудница Вавилон |
11:19- 16:21 |
|
в) Поражение врагов Божьих |
17-19 |
|
г) Окончательная победа Иисуса и Его невесты |
20-22 |
|
Б. Разделы |
гл. |
|
Вступление. Превознесенный Господь |
1 |
|
1. Семь посланий |
2-3 |
|
2. Мировая история и ее цель |
4:1-22:5 |
|
2.1. Над всем стоят Отец и Сын |
4-5 |
|
Бог на престоле |
4 |
|
Запечатанная книга |
5:1-5 |
|
Появление Агнца |
5:6-10 |
|
Поклонение Агнцу |
5:11-14 |
|
2.2. Семь печатей |
6 |
|
Четыре апокалипсических всадника, евангелизация, войны, голод, мор (4 печати) |
6:1-8 |
|
Мученики (5-я печать) |
6:9-11 |
|
Землетрясение и космические катастрофы (6-я печать) |
6:12-17 |
|
2.3. Видение о защитных мерах для народа Божьего во время будущего суда и испытаний |
7 |
|
Запечатление 144 000 |
7:1-8 |
|
Великое множество, которое никто не мог исчислить |
7:9-17 |
|
Тишина на небе (ожидание семи труб гнева) (7-я печать) |
8:1 |
|
2.4. Семь труб гнева заявляют о себе |
8:2-6 |
|
2.5. Суд над морской и пресной водой, землей и небесными светилами (4 трубы) |
8:7-13 |
|
Демоническое вторжение под предводительством Аполлиона (5-я труба) |
9:1-12 |
|
Вторжение ада (6-я труба); приход антихриста |
9:13-21 |
|
2.6. Промежуточный суд: книга |
10 |
|
2.7. Промежуточный суд: два свидетеля |
11:1-14 |
|
2.8. 7-я труба возвещает конечную фазу мировой истории; небо ликует |
11:15-19 |
|
2.9. Борьба с антихристианскими силами последнего времени. Борьба на небе |
12 |
|
Дракон и женщина, облеченная в солнце (Церковь) |
12:1-6 |
|
Михаил и дракон |
12:7-12 |
|
Бегство женщины, облеченной в солнце |
12:13-17 |
|
2.10. Дьявольская троица: дракон, антихрист и лжепророк |
13 |
|
Антихрист |
13:1-10 |
|
Лжепророк |
13:11-18 |
|
2.11. Четыре видения о последнем времени |
14 |
|
144 000 с новой песней |
14:1-5 |
|
Три ангельские вести и их последствия |
14:6-11 |
|
Небесное утешение и призыв записать |
14:12-13 |
|
Двойной суд (всемирная жатва и сбор винограда) |
14:14-20 |
|
2.12. Семь чаш гнева приготовляются на небе |
15 |
|
2.13. Суды над злом |
16 |
|
Природные катастрофы (4 чаши) |
16:1-8 |
|
Язвы, страдания, мрак (5-я чаша) |
16:9-11 |
|
Подготовка к Армагеддону (6-я чаша) |
16:12-16 |
|
Разрушение городов (7-я чаша) |
16:17-21 |
|
2.14. Суд над Вавилоном |
17-18 |
|
Расцвет и падение Вавилона |
17 |
|
Плач купцов о падении Вавилона |
18 |
|
Ликование на небе о падении Вавилона |
19:1-10 |
|
2.15. Суд над антихристом |
19:11-21 |
2.16. Тысячелетнее царство |
20:1-6 |
Сатана скован |
20:1-2 |
Царство неба на земле |
20:3-6 |
2.17. Конец мира и начало нового мира |
20:7-22:5 |
Гог и Магог (окончательное поражение сатаны) |
20:7-10 |
Суд перед белым престолом |
20:11-15 |
Новый мир и новый Иерусалим |
21 |
Обновленный рай |
22:1-5 |
3. Заключительные замечания |
22:6-21 |
Важность истинного пророчества |
22:6-10 |
Иисус придет скоро |
22:11-20 |
Благословение |
22:21 |
11. Важная символика
А. Параллели с книгой Бытие
Быт. — сотворение мира |
Откр. — исчезновение мира |
Быт. — сотворение луны и звезд |
Откр. — луна и звезды исчезнут |
Быт. — вторжение греха |
Откр. — уничтожение греха |
Быт. — выступление сатаны |
Откр. — удаление сатаны |
Б. Символика чисел
• Семь — число совершенства: семь церквей (1:4); семь духов (1:4); семь светильников (1:12); семь звезд (1:16); семь печатей (5:1); семь рогов (5:6); семь ангелов (8:2); семь труб (8:2); семь громов (10:3); семь голов (12:3); семь язв (15:1); семь золотых чаш (15:7); семь царей (17:10).
• 666 как число антихриста. Греческие буквы соответствуют цифрам. Имена можно было записывать цифрами.
• Три времени и полвремени: 3 12 года, или 1260 дней.
Некоторые числа нужно понимать символически, другие — буквально. Различие часто не вполне уловимо.
Вопросы по уроку 67:
1. Какое особое место занимает Откровение в НЗ?
2. Как отличается Откровение от еврейской апокалиптики I века?
3. Что мы понимаем под греческим понятием «апокалипсис»?
4. Как объясняются различия в стиле между Откровением и другими писаниями Иоанна?
5. К чему привела древнецерковная критика Откровения в Восточной церкви?
6. Что мы знаем о получателях Откровения?
7. При каких обстоятельствах было написано Откровение?
8. Какие существуют подходы к толкованию Откровения?
9. Что говорит в пользу написания Откровения приблизительно в 95 г.?
10. От кого исходит гипотеза, что Откровение написано не апостолом, а неким «старейшиной» Иоанном?
11. Назовите некоторые параллели между первой и последней книгами Библии.