В ретроспективе

Иисус Христос пришел в этот мир во время идейного разброда в религии и философии. Под игом римского господства Его народ, евреи, возлагал все свои надежды на явление политического Мессии. Когда же Он, почти полностью избегая политически окрашенного термина «Мессия», называл Себя Сыном Человеческим, Который должен принять страдания и умереть в качестве Раба Господня, перед тем как быть вознесенным для царствования, то Его не понимали даже Его ученики. Иудеи в целом и синедрион в особенности отвергли Его ради Вараввы, действительно политического смутьяна. Несправедливо обвиненный в разжигании мятежа, Иисус был казнен римлянами через распятие. Однако Воскресение оправдало Иисуса перед Его учениками. После Его вознесения и излияния Святого Духа в день Пятидесятницы они стали исповедовать Его как Господа и Спасителя. Очевидно, они надеялись, что Он скоро вернется, и в духе упрямого, хотя и вполне объяснимого, еврейского национализма начали распространять Евангелие среди своих еврейских соотечественников в предвидении приближающегося Царства, в котором Израиль будет господствовать над язычниками. Однако Второе пришествие задерживалось, и обратившиеся в веру эллинистические евреи, имевшие меньше предубеждений против язычников, нежели большинство еврейских христиан иудейского толка, послали Варнаву и Павла из Антиохии, что в Сирии, благовествовать язычникам в рамках первой согласованной миссии такого рода. Успех воодушевил христиан на дальнейшие усилия, и в конце концов Евангелие распространилось по всей Римской империи.

Успех благовествования привел к необходимости организационно объединять местные общины верующих для их наставления и поклонения Богу. Структура Церкви как института начала приобретать форму. Доктринальное и этическое наставление совершенствовалось благодаря тем элементам Ветхого Завета, которые не отменило исполнение Нового Завета, и благодаря процессам напоминания, усвоения и следования по отношению к учению и примеру Иисуса. Соответственно, происходило углубление представлений о личности и деяниях Христа, о роли Церкви и об эсхатологическом будущем.

Первоначально, за исключением нескольких разрозненных и ныне утраченных писаний, наставления в христианском учении и христианской этике осуществлялись устно. Однако в связи с обширной географией распространения Евангелия потребовалось передавать такие наставления на большие расстояния. Так началось создание новозаветных посланий. Несколько позднее были написаны Евангелия и Книга Деяний в качестве литературных материалов для обращения в веру неверующих, укрепления христиан в их вере, а также для фиксации достоверных сведений о жизни и служении Иисуса, ввиду того, что возможность обратиться непосредственно к очевидцам постепенно исчезала из-за их смерти и из-за выхода Евангелия за пределы Палестины, где проживало большинство имеющихся в наличии очевидцев. К концу первого столетия последний оставшийся в живых апостол, Иоанн, написал последние по времени книги Нового Завета, использовав обе существующие в нем литературные формы, — свое Евангелие и послания, а также создал книгу уникальной для Нового Завета формы — провидческую, обращенную в будущее книгу Апокалипсиса. Затем начался этап сбора литературных материалов и их канонизации. Сводную таблицу книг Нового Завета смотрите на следующих страницах.