7. Как узнать верный путь к сердцу вашего ребенка

Вот мы и рассмотрели подробно все пять языков любви, послушали, что говорят дети о каждом из них. Вы уже узнали, какой путь ведет к сердцу вашего ребенка, или по–прежнему не уверены и теряетесь в догадках? Чтобы определить, на каком языке он говорит, понадобится время. К счастью, подсказок много. В этой главе мы дадим их вам.

Однако прежде давайте еще раз уточним, для чего мы начинаем эти поиски. Если мы говорим на «языке», понятном ребенку, он чувствует нашу заботу, его сердце наполняется любовью. Он становится послушнее, реже капризничает. Он уважает родителей, их слово для него — закон. Кроме того, помните: ребенку нужно доказывать свою любовь всеми способами, о которых говорилось. И вот почему. Если мы осваиваем только один способ доказательств, забывая об остальных четырех, он будет знать только один способ выражения любви. Если в нашем арсенале все пять способов, он выучит их все. Он без труда сможет общаться с любым человеком, ведь он станет «универсалом».

Главное — любить

Если для доказательства любви использовать все пять способов, ребенок научится дарить свою любовь людям. Он должен уметь это. Только так он вырастет гармоничной личностью и сможет легко адаптироваться в обществе. Он станет отзывчивым и заботливым, удовлетворяя свои собственные эмоциональные потребности и потребности окружающих.

Дети эгоистичны: они редко задумываются о нуждах и чувствах других людей. Ребенок не понимает, что иногда необходимо преодолеть себя, пойти наперекор своим желаниям. К примеру, малыш растет замкнутым, он — одиночка и не хочет расходовать свое время на кого?то. Другой скуповат, делиться не в его характере, и подарки дарить он не станет. Третий неразговорчив, свои чувства он привык выражать через поступки. Любящие родители должны помочь таким детям, научить их выражать свои чувства, даря подарки и используя поощрения, отдавая свое время.

Изучая способ выражения любви, понятный нашему ребенку, даже если этот способ совершенно не подходит для нас, мы показываем малышу пример бескорыстной любви и служения. Мы учим его заботиться не только о себе. Мы ведем его во взрослую жизнь. Представьте на минуту, что все дети понимали бы язык помощи и хорошо им владели! Муниципалитетам не пришлось бы искать добровольцев, чтобы убрать город к празднику. Желающие помочь осаждали бы церковные комитеты и группы милосердия.

Наберитесь терпения

Говорить с ребенком, используя все возможности выражения любви, необходимо, однако самое важное — определить его родной «язык» и научиться ему. Как это сделать?

На это потребуется время. Пока ребенок мал, нужно выражать любовь на всех «языках», используя все пути, ведущие к его сердцу; так вы поможете ему развиваться эмоционально. И все?таки даже в самом раннем возрасте можно определить, какой способ общения для доказательства любви ребенок предпочитает. Понаблюдайте за ним. Чтобы успокоиться, одному малышу достаточно услышать голос матери; другой перестает плакать, как только его берут на руки.

Ребенок становится старше. Вы замечаете, что один способ выражения любви ему понятней остальных: когда вы на этом языке выражаете любовь, ребенок чувствует, любите вы его или нет. Но если вы пользуетесь понятным ему «языком любви» для выражения неприязни, вы причиняете ребенку огромную боль. Не забывайте об этом, даже когда сердитесь на него.

Определить именно тот, единственный, понятный малышу способ выражения любви не просто. Наберитесь терпения. Маленький ребенок еще только учится выражать любовь. Он экспериментирует; он проверяет, как люди реагируют на его слова и действия. Сегодня он осваивает один способ выражения любви, а через месяц, возможно, будет осваивать другой. Не спешите с выводами. Способ, которым он пользуется сегодня, не обязательно родной для него.

Наблюдаем за Кеми

Кеми — наша внучка. Вот уже несколько лет она дружит со стариками в пансионате, где живет ее прабабушка. Вся семья Кэмпбеллов с интересом следит за этим. Кеми не было и трех лет, когда она впервые побывала у стариков. Она рисует для них картинки, ей нравится навещать их. Как может она заботится, чтобы прабабушка ни в чем не нуждалась; никогда не забывает про ее день рождения. А ведь прабабушка страдает болезнью Альцгеймера и толком даже не знает Кеми.

Не долго думая, мы могли бы заключить, что способ выражения любви девочки — помощь, и, возможно, ошиблись бы. Делать какие?то выводы еще рано, она слишком мала. Помощь важна для нее, но ей также необходимы родительское внимание, ласка и нежные слова.

Перемены

Кеми растет, она учится выражать свои чувства, в том числе и любовь. Мы продолжаем наблюдать за ней. Ее родной язык временами может меняться, особенно в переходном возрасте. Очень важно помнить об этом, когда вы пытаетесь определить, какой способ понятнее ребенку. Дети учатся строить отношения с людьми. Они экспериментируют. Способ выражения любви может измениться так же, как меняются любимые предметы в школе. Случается даже, что ребенок выражает вам любовь на «языке помощи», например, а от вас требует говорить с ним совершенно на другом «языке». Вы не должны прекращать наблюдения, ребенок все время меняется, постарайтесь не отстать от него.

Эта глава прежде всего посвящена одному способу выражать любовь, понятному вашему ребенку. И все?таки хочется еще раз напомнить: таких способов, таких путей к сердцу ребенка пять, и ребенок должен знать их все и уметь объясняться в любви всеми пятью способами. В жизни ему могут встретиться люди, которые его родного языка не понимают, и тогда ему придется говорить на «иностранном» языке. Чем больше способов выражения любви он знает, тем легче ему будет общаться с будущим супругом, детьми, друзьями, коллегами по работе.

И все же один способ для него всегда будет основным, самым простым и понятным. Если ребенок расстроен, встревожен, если он замыкается в себе и вам хочется отогреть его, — вы знаете, как доказать ему свою любовь, как нужно говорить, чтобы он вас услышал. «Родной язык любви» помогает вам рассказать малышу о своих чувствах. Потому мы и учимся на нем «говорить».

Понятный вашему ребенку способ выражения любви

Какой же способ выражения любви понятен вашему ребенку? Только не спрашивайте у него самого, обсуждать это с детьми не стоит, особенно с подростками. Дети по природе эгоистичны. Если ребенок увидит, как важно для вас отыскать его способ, понять, как он выражает любовь, он сообразит, что этим вполне можно воспользоваться. Он заставит вас удовлетворять все его желания, даже те, которые ничего общего не имеют с его настоящими потребностями.

Например, сын давно выпрашивает у вас дорогие кроссовки, он уже потерял всякую надежду, как вдруг слышит о «языках любви». Он понимает: нужно всего–навсего сказать, что ему свойственен «язык подарков», — и кроссовки ему тут же купят. Ведь любящие родители без промедления отправятся в магазин, чтобы доказать свою любовь. Вы сделаете ему этот подарок, не догадываясь, как ловко вас провели. Помните, воспитывать ребенка с любовью — не значит во всем потакать ему.

Чтобы определить, как ребенок выражает свою любовь, воспользуйтесь следующими приемами.

1. Подумайте, как ребенок выражает свою любовь вам.

Возможно, он разговаривает на своем «родном языке». Дети, и в особенности малыши, очень часто выражают любовь на том «языке», который им понятней всего. Понаблюдайте за ребенком. Если вы постоянно слышите от пятилетнего сынишки: «Мамочка, какой вкусный ужин! Спасибо!», «Я так люблю тебя, папа!», «Мама, ты такая красивая!», «Удачного дня, папочка» — вы с полным основанием можете утверждать, что его родной «язык» — слова поощрения.

Применять этот метод, когда дело касается подростка, нужно с оглядкой. Услышав комплимент от пятнадцатилетнего сына, не спешите делать выводы, особенно если знаете, что он любит схитрить. Возможно, методом проб и ошибок он выяснил: стоит вам услышать доброе слово, и вы сразу таете; теперь он просто пользуется этим. Наиболее достоверные результаты вы получите, если вашему ребенку пять—десять лет.

2. Наблюдайте, как ребенок выражает свою любовь окружающим.

Если ваш первоклассник каждый день носит учительнице подарки, вероятно, подарки — его способ выражения любви. И все же будьте осторожны. Может быть, это не его инициатива, может, это вы подали ему такую мысль. Тогда он всего лишь послушно следует вашему совету, и эти подарки никакой любви не выражают. Ошибкой будет считать, что для него это — родной язык.

Ребенку, который любит дарить подарки, они доставляют огромное удовольствие. Когда он сам дарит что?нибудь, ему хочется порадовать другого человека. Он уверен, что все вокруг, получая подарок, испытывают те же чувства, что и он.

3. Прислушайтесь, о чем ребенок просит чаще всего.

Если дочке нравится играть вместе с вами, гулять, читать книжки и если она постоянно просит вас об этом, ей необходимо ваше безраздельное внимание. Она говорит на языке времени. Внимание родителей нужно любому ребенку, однако ребенок, для которого этот язык — родной, будет требовать его намного чаще всего остального.

Если ребенок ждет похвал, все время спрашивает: «Мама, тебе понравилась моя картинка?», «Я красиво пишу?», «Мне идет это платье?»,«Я хорошо пою?» — он нуждается в поощрении. Он старается и хочет, чтобы вы оценили это. Очевидно, слова поощрения — его родной язык. Конечно, все дети задают такие вопросы, похвала любому приятна. Однако если ребенок ни о чем другом не просит так же часто, как о похвале, похоже, что его родной язык действительно — слова поощрения.

4. Обратите внимание, на что ребенок чаще всего жалуется.

Этот подход напоминает предыдущий. Им можно воспользоваться, когда ребенок не просит о чем?то прямо, а жалуется, что чего?то недополучает. Например, у вас в семье прибавление, старший сын все чаще ворчит: «Тебе всегда некогда!», или: «Ты все время — с маленьким!», или «Почему мы перестали ходить в парк?!» Может, он просто ревнует к младшему брату, как это часто бывает в таких случаях. А может, ему действительно не хватает вашего внимания. С тех пор как в доме появился младенец, он чувствует себя заброшенным; ему кажется, что вы разлюбили его.

Бывает, ребенок жалуется, что вы проводите с ним мало времени, хотя время не его «родной язык». Когда сын говорит вам: «Папа, ты слишком много работаешь» — возможно, он всего лишь повторяет слова матери. Если вы слышите от него: «А вот Ден с родителями поехал на море. Почему мы никуда не ездим вместе?!» — возможно, он просто хочет во всем походить на приятеля.

Когда вы отказываетесь выполнить его сиюминутное желание, ребенок, естественно, недоволен и жалуется. На такие жалобы не стоит обращать внимание. Они не помогут вам определить, как лучше всего он выражает свою любовь. Однако если он систематически жалуется на одно и то же, если больше половины жалоб сосредоточены вокруг одного какого?то способа выражать любовь — это знак для вас.

5. Дайте ребенку возможность выбирать.

Предложите ему на выбор — что ему нужнее. К примеру, отец говорит десятилетнему сыну: «Эрик, в четверг я освобожусь рано. Может, порыбачим? Или лучше я пройдусь по магазинам, выберу тебе новые кроссовки? Как ты думаешь?» Ребенок стоит перед выбором: провести время с отцом или получить от него подарок. Мать может сказать дочери: «После обеда я свободна. Прогуляемся? Или я дошью тебе юбку? Выбирай». Это — выбор между «языком времени» и «языком помощи».

Каждый раз записывайте, что ребенок выбрал. Через несколько недель его предпочтения станут вам ясны. Если он выбирает один язык чаще других, скорее всего этот язык — родной для него. Иногда ребенок отказывается от того, что предлагаете вы, и просит о чем?то еще. Записывайте эти просьбы, они тоже будут вам в помощь.

Если ребенок удивляется, почему вы все время просите его выбирать, объясните ему. Скажите примерно следующее: «Я много думал о том, как мы проводим время вместе. Мне хочется, чтобы тебе со мной было интересно. Поэтому каждый раз я и спрашиваю, чем нам лучше заняться». Такое объяснение не выдумка. Вы предоставляете ребенку выбор, чтобы определить свойственный ему способ выражать и понимать любовь. И когда вы это поймете — ему всегда будет хорошо с вами.

Какой выбор предоставить ребенку

Если ему пять лет

То, что вы предложите ребенку, зависит от его возраста и интересов. Мы приведем лишь несколько примеров, чтобы подхлестнуть вашу фантазию. Итак, пятилетнему малышу можно сказать:

«Если хочешь, я испеку яблочный пирог {помощь), а может, лучше прогуляемся в парке (время)?»

«Сделать тебе массаж (прикосновения) или лучше почитать вслух (время)?»

«Я уеду на два дня. Привезти тебе что?нибудь (подарок)? Или, если хочешь, я сочиню стихотворение в твою честь (слова поощрения)?»

«Сыграем в «Потому что…» (слова поощрения) или я попробую починить твой велосипед (помощь)?»

В «Потому что…» играют так: вы должны по очереди придумывать продолжение фразы: «Я люблю тебя, потому что…». Например, вы начинаете: «Я люблю тебя, потому что ты красивый». Ребенок отвечает: «Я люблю тебя, потому что ты со мной играешь». Вы говорите: «Я люблю тебя, потому что ты помогаешь сестренке». Так, в игровой форме вы учите ребенка использовать слова поощрения для выражения своих чувств. Кстати, заодно можно выучить и алфавит. Введите дополнительное правило: первое «потому что» должно начинаться с буквы «А». Например: «Я люблю тебя, потому что ты аккуратный». Второе — с «Б». Например: «Я люблю тебя, потому что ты быстрый».

Если ему десять лет

Десятилетнему ребенку можно предложить: «Что бы ты хотел на день рождения: получить новый велосипед (подарок) или поехать со мной на экскурсию в столицу (время)?»

«Поиграем в баскетбол (время и прикосновение) или лучше я налажу твой компьютер (помощь)!»

«В эти выходные мы поедем к бабушке. Чего бы тебе хотелось: чтобы я рассказал ей, как хорошо ты закончил четверть (слова поощрения), или чтобы я купил тебе сюрприз (подарок)!» Кстати, можете сделать и то, и другое.

«Хочешь, я сегодня приду к тебе на тренировку (время) или лучше купить тебе новую футболку (подарок)!»

Если ему пятнадцать лет

Пятнадцатилетнему предложите следующее. Вы купили сыну подержанную машину, чтобы отремонтировать ее, до того как ему исполнится шестнадцать. Вы говорите: «Если хочешь, в субботу вместе займемся ремонтом (время), или можешь идти по своим делам, я справлюсь и один (помощь)».

«Мама собралась по магазинам. Хочешь, я пойду вместе с ней и посмотрю для тебя новую куртку (подарки), или мне лучше остаться с тобой, пока ее нет дома (время)!»

«Сегодня мы ужинаем вдвоем. Сходим вместе в кафе (время) или останемся дома и я приготовлю твою любимую пиццу (помощь)?»

Этот прием поможет вам понять способ выражения чувств вашего сына или дочери, только если вы регулярно задаете такие вопросы. Лишь собрав двадцать — тридцать ответов, можно ясно увидеть предпочтения ребенка и сделать какие?то выводы. По отдельным ответам нельзя судить ни о чем. Часто они отражают всего лишь минутные желания.

Если вы решили творчески подойти к делу, можете провести такой эксперимент. Придумайте не меньше тридцати вопросов, подобных нашим; при этом постарайтесь, чтобы каждый язык был упомянут равное количество раз. Потом отдайте вопросник ребенку; объясните, что это — своего рода психологический тест. Подросткам нравится участвовать в таких исследованиях, и, скорее всего, сын или дочь с радостью ответят на ваши вопросы. Результаты покажут вам, какой способ выражения чувств им ближе всего.

Эксперимент длиной в пятнадцать недель

Если ни один из наших советов не помог вам и вы до сих пор не знаете, какой способ выражения чувств понятнее всего для вашего ребенка, поставьте эксперимент. Возможно, он окажется результативным. Но учтите: эксперимент рассчитан на пятнадцать недель, и его нужно будет довести до конца. Если вы готовы, запаситесь терпением, начинайте.

Во–первых, выберите способ общения, который понятен ребенку, выберите «язык любви», на котором вы будете говорить с ним первые две недели эксперимента. Допустим, это — «язык времени». Чтобы выразить на нем любовь, каждый день в течение двух недель вы должны посвятить ребенку как минимум тридцать минут своего внимания. Сходите с ним в кафе, на следующий день почитайте ему вслух, поиграйте в настольные игры. Наблюдайте за реакцией ребенка. Если через две недели ваше внимание начинает его тяготить и он рвется на свободу, этот способ для выражения любви ему незнаком. Если же вы видите блеск в его глазах, если ему нравится быть с вами, возможно, вы у цели.

Закончив с первым способом, «первым языком», сделайте недельный перерыв. Это не значит, что вы должны совершенно забросить ребенка. Нет, вы по–прежнему бываете с ним, но проводите вместе примерно в три раза меньше времени, чем в прошедшие две недели. Таким образом вы вернетесь к тем отношениям, которые существовали между вами до эксперимента. Затем выберите новый способ общения для выражения любви. Его вы будете применять следующие две недели. Например, вы выбрали «язык прикосновений». Когда ребенок идет в школу, поцелуйте его на прощание. То же самое, когда он возвращается домой. Он садится за стол — пригладьте ему волосы. Потом, когда он смотрит телевизор, присядьте рядом и обнимите его за плечи. И так каждый день в течение двух недель. Не забывайте, вы должны выражать ребенку любовь на языке, который избрали, не реже четырех раз в день.

Следите за тем, как меняется отношение ребенка к вашим прикосновениям. Если спустя несколько дней, когда вы пытаетесь обнять его, он вырывается у вас из рук, недовольно повторяя: «Ну хватит!», прикосновение — не его способ выражения любви. А если он сам льнет к вам, очевидно, вы на правильном пути.

Затем — недельный перерыв. Наблюдайте, что происходит с ребенком. Потом выберите следующий способ выражения чувств и действуйте по уже знакомому вам сценарию. Продолжайте отмечать, как меняется поведение ребенка. Иногда он начинает жаловаться, что вы прекратили говорить с ним на «языке», которым пользовались на предыдущем этапе эксперимента. Если так, он сам дает вам подсказку.

Если ребенок спрашивает, почему вы так странно себя ведете, можете ответить: «Я хочу, чтобы ты знал, как сильно я тебя люблю, как дорожу тобой. Как могу я показываю свою любовь». О способах выражения чувств не упоминайте.

Эксперимент продолжается. В конце концов вы выясните «родной язык» вашего ребенка. Однако даже во время эксперимента не забывайте: вы должны выражать ему любовь всеми пятью способами, освоить все пути к его сердцу. Ребенку необходимы и нежные слова, и ваше внимание, и помощь, и подарки, и ласка.

Если у вас подросток…

Воспитывать подростка — работа не из легких. Если ваш сын или дочь уже вступили в переходный возраст, вы и сами знаете это. В организме подростка идут непрерывные изменения, поэтому настроение его меняется буквально каждые пять минут. То ему нужна любовь и забота, то он сам отталкивает вас. Временами от него нельзя добиться ничего, кроме недовольного ворчания. Вам знаком такой диалог?

Мама: Привет, сынок, как дела?

Тим (бурчит себе под нос): Нормально.

Мама: Да что с тобой сегодня?

Тим (сраздражением): Ничего.

В такие минуты, как бы вы ни пытались выразить свою любовь, он не услышит вас. К счастью, это состояние длится не вечно, рано или поздно ваш подросток придет в себя, и вот тогда вы сможете поговорить с ним на понятном ему «языке», да и на остальных тоже.

Иногда подросток сам мешает вам утвердить его в уверенности, что вы его любите. Так он проверяет, любите ли вы его. Чтобы испытать вас, он может без всякой на то причины выйти из себя или пристать к вам с глупыми вопросами. Сам того не сознавая, он поступает так, потому что хочет выяснить: принимаете вы его таким, какой он есть, или нет, достаточно ли вы любите его.

Для родителей — это непростое испытание. Если вы сумеете остаться спокойным, терпеливым и благожелательным (твердым, но благожелательным), испытание вы прошли и ваш подросток в конце концов успокоится.

У родителей начались трудности с Беном, когда ему было тринадцать. Джим, отец Бена, поначалу не знал, что думать; но вскоре сообразил: мальчик плохо ведет себя, потому что ощущает недостаток родительского внимания. «Родной язык» Бена — время. Зная об этом, Джим решил в выходные посвятить себя сыну и укрепить уверенность Джима в том, что его любят, что он нужен. Это задача не из легких, ведь подросток недоверчив. Джиму это удалось. Он пообещал себе, что никогда больше не забудет, как много значит для сына его внимание.

Они вернулись домой в воскресенье после обеда. На вечер у Джима была запланирована важная встреча, и Бен знал о ней. Джим уже стоял в дверях, как вдруг сын окликнул: «Пап, можно тебя на минутку?» Это и было испытание, на котором проваливаются многие родители. Джим едва не взорвался: ведь знает же, как ему некогда!

К счастью, он сумел взять себя в руки. Он понял — на самом деле сын спрашивает его: «Ты правда меня любишь?» И Джим спокойно сказал: «Прости, я уже убегаю, вернусь в половине десятого. Поговорим тогда, хорошо?»

Если бы Джим, потеряв терпение, закричал в ответ: «Ну чего тебе еще! Мы же только что два дня говорили без перерыва!» — все его старания пошли бы прахом. Он сам разрушил бы доверие Бена.

Стать универсалом

Независимо от того, какой способ выражения любви — родной для вашего ребенка, помните: вы должны овладеть всеми пятью. Использовать только один способ, забывая об остальных, — ошибка, которую, к сожалению, допускают многие. Чаще всего родители отдают предпочтение «языку подарков», ведь на первый взгляд кажется, что он требует минимум времени и сил. Однако подарками не создашь уверенность в любви окружающих. Мы уже предупреждали, к чему приводит злоупотребление этим «языком». Вы рискуете вырастить ребенка корыстным и расчетливым.

Если вы научитесь выражать любовь всеми описанными способами — это поможет вам наладить отношения не только с ребенком, но и с супругом, родственниками, друзьями.

Кроме того, помните: сейчас мир ребенка ограничен стенами родного дома, однако через несколько лет круг его общения расширится, ему будут встречаться самые разные люди, иногда совершенно на него не похожие. Он должен уметь найти к ним подход. И ваша задача научить его этому. Взросление — медленный и часто болезненный процесс. Вы сопровождаете ребенка на пути во взрослую жизнь, и необходимо, чтобы он был уверен в вас, в вашей любви. Если вы говорите с ним на всех «языках», вы на собственном примере учите его любить других. Из него вырастет человек, способный поделиться своей любовью с каждым. Из него вырастет замечательный человек!