2. Божьи установления для жен

«Женщины — первые» — этого правила в известном смысле придерживаются в каждом приличном обществе. Придерживается его и Библия, когда говорит о Божьих установлениях для семьи, и это, по всей вероятности, не случайно: ведь, в семье жена является связующим звеном между мужем и детьми; и если она живет в согласии с Божьими установлениями, то к ним же будет тяготеть и семья в целом. Вот почему, говоря об этих установлениях, Библия в первую очередь обращается к жене:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5,22-24).

Между тем, самая мысль о том, чтобы «подчиняться» или «покоряться» мужу, вызывает взрыв отрицательных эмоций у многих, казалось бы, разумных женщин, которые понимают это как призыв быть пассивной и ничтожной, чуть ли не половой тряпкой под ногами у мужчины… Прямо надо сказать — превратное представление.

Тем более, Господь понимает под покорностью не рабское состояние, а нечто иное. Быть покорным значит воздавать смиренное и разумное послушание тому, кто поставлен над вами главой. И Он приводит нам пример Церкви, покорной Христу. Церкви, которую эта покорность вовсе не унижает, а, напротив, прославляет! Бог издал этот закон о покорности жен мужьям не потому, что был настроен против женщин; наоборот, Он установил его для защиты женщин и в интересах согласия в семье. Учреждая его, Он думает о надежном укрытии для женщины, которой будет грозить в жизни немало бед и опасностей. Вот почему Библия не провозглашает «демократический брак», построенный по принципу «50 и 50». Порядок, учреждаемый Богом, исходит из соотношения «100 и 100». Жена — это стопроцентная жена, а муж — стопроцентный муж.

Бог предоставляет женам возможность покориться по собственному свободному выбору, как сделал это Иисус в отношении Небесного Отца. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его… » (Фил. 2,5-9). Бог оказывает честь не тем, кто цепляется за свои «права», а тем, кто свободно избрал удел послушания Ему.

«Добродетельная жена… ценнее жемчугов». Средняя женщина, если она посвящает все свое время дому, мужу, детям… Если она пробует понять особенности работы, выполняемой мужем… пробует обуздать его эгоизм, способствуя одновременно росту его самоуважения, подавить его мужское тщеславие, не давая погибнуть его надеждам, если пробует окружить свою семью истинными друзьями… Если, благодаря ее усилиям в доме царит атмосфера любви, музыки, уюта и красоты во всем, начиная от мебели и сада, атмосферы глубокой внутренней культуры… Если она в состоянии выполнять все это, тогда это станет ее пожизненной работой, которая потребует всех ее сил, всего ее терпения без остатка, всех талантов, которыми наградил ее Бог; ее самой большой жертвой на алтарь любви. Эта работа потребует от нее все, что она имеет, и даже больше. И она поймет, что именно для нее она и была создана. Поймет, что выполняет план Божий. Что является сотрудником Верховного Правителя Вселенной.

Самый полный и прекрасный портрет добродетельной жены (такой, какой она должна быть) дается в Библии в Притчах 31,10-31. В этом отрывке мы читаем о способной, целеустремленной, работящей женщине, которая добра, мудра, весела, достойна доверия; она не только ведет дом и хозяйство, но и обдумывает будущее. Она знает себе цену. И свой разум, физические силы, свой богобоязненный характер использует в добрых целях. Благодаря ей, жизнь ее мужа и детей исполнена достатка во всем, но не забывает она и бедных и нищих за пределами своего дома. Разве не замечательная женщина! Но что же приводит в действие всю эту творческую силу? Не муж ли, который своей властью держит жену в покорности? Отнюдь. Ведь, это он выражает ей безграничную признательность: «Муж ее хвалит ее: «Много жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

Где покорность жены объясняется грубым нажимом со стороны мужа, там нет места Божьим установлениям, там действует лишь человеческая власть. Но там, где муж выполняет свою роль — в рамках порядка, установленного Богом, — т. е. «любит свою жену» и «не является суровым по отношению к ней» (Кол. 3,19), там покорность ему жены делается основанием взаимной любви и преданности, явлением, воистину прекрасным с моральной и духовной точки зрения.

«Кто найдет добродетельную жену?

Цена ее выше жемчугов.

Уверено в ней сердце мужа ее».

1. Покорность — средство защиты

В окружающем нас мире женщина подвергается риску физического нападения, а, значит, нуждается в защите мужа. Факт этот общеизвестен, и никогда не оспаривается ни одной из культур: он находит отражение в любом народном сказании.

Однако, женщина уязвима не только физически, но и эмоционально, психологически, духовно. Так что и тут нуждается в пребывании под властью и защитой мужа.

Простой пример. Сосед раздраженно стучит к вам в дверь. Жена открывает ему, и он изливает на нее поток жалоб: дескать, несколько филенок в заборе, разделяющем их дворы, сломаны, и это почти наверняка «ваши ребята постарались», так что и чинить забор вам придется.

«Я поговорю на этот счет с мужем», — отвечает жена. И это не означает ее стремления «уклониться от ответственности», это надлежащая реакция со стороны жены, которая живет под защитой мужского авторитета. Она создана с этой предпосылкой — быть в значительной мере свободной от эмоционального давления, которое ложится на плечи мужа, осуществляющего связь семьи с внешним миром.

Менее признается, хотя значение, пожалуй, имеет еще большее, тот факт, что жена нуждается и в защите от эмоциональных травм, наносимых ей собственными детьми. Матери не следует «выпрашивать» уважение у ребят, тем более сражаться за него. Это лишает ее душевного равновесия и выдержки, столь необходимых ей для поддержания в доме спокойной и достойной атмосферы. На муже лежит ответственность ограждать жену от возможных проявлений неуважения к ней со стороны детей. Малейший намек на непочтительность к матери, замеченный им, малейшее непослушание должны решительно пресекаться отцом раз и навсегда. Дети не должны забывать, что мать опирается на авторитет отца.

До сих пор жив в моей памяти трагикомический эпизод из детства. Я о чем-то поспорил с матерью. Когда она выходила из комнаты, я крикнул ей вслед: «Ты — чучело несчастное!» Я не видел отца, который вошел в комнату на несколько мгновений раньше… Он протянул руку и, схватив меня за рубашонку, поднял над полом. «Это кто чучело?» — поинтересовался он. Оцепенев от страха, я забормотал: «Сам я чучело. Это я чучело… чучело!» Старший брат расхохотался, с трудом удерживал улыбку и отец. Мой отчаянный «прыжок в кусты» и это «самобичевание» внесли в ситуацию юмористическую струю и тем разрядили ее. Вот почему меня в тот раз не выпороли. Но я на всю жизнь усвоил урок: обидев мать, я навлеку на себя гнев отца.

Муж, который защищает жену от хамских выходок и обид со стороны детей, прививает им тем самым чувство уважения к женщине. И это, наряду с собственным вежливым и заботливым отношением к жене, каждый отец должен передавать своим сыновьям по наследству.

Последнее и самое важное: живя в этом мире, женщина подвергается также и духовной опасности. И муж, подобно щиту, ограждает жену от атак со стороны «начальств и властей» невидимого мира (Еф. 6,11-12).

Павел упоминает об этом в 1 Коринфянам 11,10: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». Известно, что слово «Ангел» Павел употребляет как в отношении духов, служащих Богу (2 Фес. 1,7), так и в отношении мятежных полчищ сатаны (1 Кор. 6,3; Рим. 8,32). Судя по контексту приведенного выше отрывка, Павел имеет в виду ангелов сатаны. И не правила приличия (женщине пристало носить покрывало на голове) занимают его здесь, а проблема незащищенности женщины: не имея на голове покрывала — знак того, что она пребывает под защитой мужа — женщина подвергается воздействию злых сил невидимого мира.

Павел сознавал духовную уязвимость женщин, особенно по линии обмана их, и необходимость для них находиться под защитой мужского авторитета. Вот чем объясняется его распоряжение в 1 послании Тимофею 2,12-14, которое иначе могло бы смутить, показаться странным: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но — быть в безмолвии. Ибо… не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление». Женщины могут принести большую пользу, уча детей и других женщин. Им нельзя предлагать свои доктрины и учения, как нельзя главенствовать над мужчинами в церкви.

Как много зла обрушилось на домашний очаг и церковь именно потому, что женщина отбросила щит мужского авторитета! Мы позволили сатане внушить нам ложное представление, будто это унизительно для жены — быть покорной и послушной мужу. Библейское учение было объявлено несостоятельным, потворствующим глупому тщеславию мужского «Я», первобытным пережитком, от которого наш «просвещенный век», к счастью, отделался. Между тем, Библия вовсе не ставила задачи превозносить чье бы то ни было «я» — мужское или женское. Установление, данное Богом для семьи, служит простой цели защиты — духовной защиты. Авторитет мужа и покорность жены этому авторитету являются щитом, ограждающим людей от уловок сатаны. Сатана знает это, вот почему он идет на все, чтобы подорвать и разрушить ту структуру человеческой семьи, которая была утверждена Богом.

Живя под началом мужа, женщина располагает большой духовной свободой. Будучи защищена от многочисленных уловок сатаны, направленных против нее, она может более уверенно вести активную и плодотворную молитвенную жизнь. Намерение Бога состоит в том, чтобы муж стоял между своей женой и внешним миром, принимая на себя значительную часть того физического, эмоционального и духовного давления, которое иначе обрушилось бы на нее. Поэтому именно муж, а не жена в первую очередь несет ответственность за то, что происходит в доме, общине. Когда он отказывается от своей роли, либо когда она узурпирует ее, их дом и мир, окружающий его, страдают от этого.

Возникает естественный вопрос: «А как же быть одинокой женщине или вдове? Откуда ей получить защиту?» Новый Завет таким защитником вдов и сирот называет церковь (см. Деян. 6,1; Иак. 1,27; 1 Тим. 5,3-16). Когда женщина не имела защиты ни со стороны отца (или родственника мужского пола), ни со стороны мужа, ей следовало рассматривать руководство церкви, как своего духовного «главу». Именно от них, церковных руководителей, получала она духовный совет и защиту. И забота об удовлетворении ее материальных нужд тоже лежала на местной церкви.

Трудно было предложить более мудрое решение ее проблемы женщине, не имеющей ни отца, ни мужа. Кто как не церковь обладает достаточной духовной силой и авторитетом, чтобы предложить ей защиту, в которой она нуждается! Тем более в надежных руках чувствовала себя вдова или сирота, когда ответственность за нее возлагалась на группу людей (чаще всего — на дьяконов церкви, см. Деян. 6,3).

Того же принципа можно было бы придерживаться и в наше время, когда мужу надо покинуть семью на некоторое время, скажем, по делам службы, или если он призван в армию, либо по какой-то другой причине. Духовное попечение о его семье и защиту ее можно было бы возложить на руководителей церкви. Человек, уезжающий из дому, мог бы просто попросить об этом одного или нескольких дьяконов, присовокупив просьбу об особой молитве о его семье на время его отсутствия. Семья может также обратиться к дьяконам, если возникнет у нее нужда в чем-то таком, что обычно осуществляется главой дома. Другими словами, и отдельные лица, и целые семьи могут полагаться на ту более многолюдную семью, которую представляет из себя церковь, так чтобы никто не остался без духовного попечения и защиты.

2. Покорность — средство социальной гармонии

Апостол Павел писал: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3,27-28). Некоторые люди, вырвав эти слова из контекста, пытаются строить на базе их учение об «огульном» социальном равенстве между мужчиной и женщиной. Но апостол вовсе не это имел в виду.

Речь здесь идет о том, что в своем отношении к Богу, будучи Его детьми, в духовном общении с Христом, в обладании Святым Духом — то есть во всех этих связях с Богом, мужчины и женщины пребывают в одинаковом или равноправном положении.

Однако, это вовсе не «потрясает основы» ни одного из видов тех человеческих взаимоотношений, которые установлены Богом в этом мире. И Павел, конечно, был далек от того, чтобы проповедовать политическое равенство всех людей или «дележку» частной собственности в коммунистическом духе. Так же, как не думал он выступать в пользу современных идей равноправия между мужчиной и женщиной.

Постановление Бога в отношении статуса мужчины и женщины — твердо и неизменно. Оно было провозглашено актом их сотворения и отразилось в природе обоих. Христианство не только не перечеркнуло его, но подтвердило в Новом Завете. И именно на нем зиждется гармония христианского брака. Кажется, признать это нетрудно. Между тем, оно оборачивается проблемой, решить которую удовлетворительно удается лишь немногим христианским парам; в неспособности большинства решить ее как раз и кроется причина стольких несчастных браков.

Согласно представлениям восточных народов, жена создана для того, чтобы пребывать у мужа в рабстве. По представлениям, сложившимся в «романтический период» человеческой цивилизации (позднее средневековье, возрождение), она царит над ним, даруя ему любовь. Обе эти концепции ошибочны, хотя ошибка «романтического периода» — благороднее. И сегодня еще обе крайности не изжиты и пересекаются друг с другом в повседневной жизни. Но истинный христианский идеал — отличен как от той, так и от другой.

Библия учит о подчиненном положении жены по отношению к мужу. Об этом говорится как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Подчиненность, зависимость жены уходят своими корнями в характер творения («Вначале был сотворен Адам, потом — Ева»). И далее — в грехопадении первых людей: Адам не был обманут (пока был без Евы), «но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2,13-14). После грехопадения каждый из них понес свою кару. Зависимость жены от мужа была подтверждена, более того, она — возросла. Бог сказал женщине: «В болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Адаму же сказал: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3,16-19).

Мы можем возмущаться по поводу этих слов сколько угодно. Они есть и пребудут — слова первичного закона, который не переставал действовать во все время нашего существования. Павший человек обязан подчиниться им, чтобы не отдалиться от Бога еще больше. Сопротивлению здесь нет места. Упомянутый закон по-прежнему в силе. Твердо стоят поставленные им преграды. Бремена, наложенные им на нас, нельзя сбросить. На мужчину возложена ответственность управления. Но с нею приходят к нему нелегкие заботы и тяжкий труд на проклятой земле. Выполняя любое из своих земных призваний, он должен вкушать горечь этого проклятия. С радостью выпустил бы мужчина из рук своих бразды правления, если бы одновременно был освобожден от забот и ответственности. Число мужчин, которые в наши дни отрекаются от своей миссии, как главы семьи, свидетельствует об этом.

Женщина не боится «скорби», но жаждет управлять. Ее тяжелейшим испытанием является постоянное принесение в жертву ее собственной воли.

Таким образом, бремя для них обоих — мужчины и женщины — с той целью и выбрано, чтобы как можно тяжелее придавить природные наклонности его и ее. В своем естественном состоянии мужчина и женщина обнаруживают, что их бремя, действительно, является проклятием. Но если оно непереносимо, то удивляться этому не следует — ибо оно и должно быть таковым. Бремя должно быть настолько тяжелым для них, чтобы они не в состоянии были нести его без помощи Божьей. Бремя их жизни должно подталкивать их на поиски Бога.

И если они ищут Его, тогда в проклятии им открывается скрытое благословение. Бремя становится вдвое легче. И служит очищению. Оно проявляет себя как божественное управление, основанное на мудрости и любви; как подготовка к Царству Божьему; делается источником воспитания и образования.

Многие люди, в других отношениях разумные, силой пытаются так перестроить брачные узы, чтобы они действовали противно своей природе. Представьте себе человека, который, спускаясь на автомобиле с горы, пытался бы заставить его лететь по воздуху: смешное, если не трагическое, получилось бы зрелище; ведь конструкция автомобиля вовсе не рассчитана на полет… В браке Бог отвел каждому из супругов определенную роль. Эти соотносящиеся друг с другом роли лежат в его основе. Игнорировать их или пытаться подменить на свой лад — значит подвергать свои семейные отношения опасности развала.

«Но что, если муж принял решение, которое навлечет на семью беду? Не должна ли жена в таком случае взять дело в свои руки, чтобы отвратить угрозу? Предусмотрены ли вообще пределы ее покорности?» (Вопрос этот так и напрашивается).

В Библии читаем: «Жены, повинуйтесь мужьям своим как прилично в Господе» (Кол. 3,18). «Как прилично в Господе», — говорит апостол, т. е. он имеет в виду, что послушание жены не должно быть таковым, чтобы вовлечь ее в греховное дело. Это, однако, не означает, что жена может выступить против авторитета мужа, когда дело касается простого несогласия, скажем, по вопросам ее или их детей духовной жизни.

Андрэ Бустаноби, баптистский пастор в Фуллертоне (Калифорния) указывает, что и Петр и Павел требуют от жены безоговорочной покорности мужу (Еф. 5,24; 1 Пет. 3,1). «Примечательно, что Петр, говоря о послушании, ссылается на пример Сарры, — замечает он, — поскольку Авраам дважды, чтобы спасти свою жизнь, заявляет, что Сарра — не жена ему, и допускает, чтобы ее взяли в дом правителя (Быт. 12,10-20; 20,1-8). Это, конечно, не означает, что жена должна позволить своему мужу и проституткой ее сделать, если ему заблагорассудится».

В одной из церквей Бразилии, через которую приходили ко Христу многие души, столкнулись с такой проблемой: в ряде случаев женщины становились верующими, тогда как их мужья либо оставались безразличными к вере, либо проявляли к ней откровенную враждебность. Некоторые даже запрещали своим женам посещать церковь. Руководство церкви пришло к выводу, что женщины должны подчиниться и с верою просить Бога, чтобы Он изменил сердца их мужей. В результате некоторые из прежде упорствовавших в своем заблуждении мужчин пришли к вере.

Это трудный и спорный вопрос — ведь, резонно можно возразить, что поклонение Богу затрагивает самую основу нашей веры, и здесь больше пристало слушаться Его, чем людей (Деян. 5,29). Но, с другой стороны, это свидетельствует о том, как далеко готов идти Господь, чтобы подчеркнуть важность Им же принятого установления для семьи.

При всем том важно, однако, отличать покорность от рабского подчинения. Жена, которая видит, что суждения ее мужа — неверны или неразумны, должна сказать ему об этом — со всем уважением, но смело и честно. Мнение любящей жены, ее здравый смысл и мудрость — одно из величайших достояний мужчины. Они спасают его от множества ошибок; уметь принять мудрый совет жены составляет его привилегию, входит в его ответственность. Жена, которая равнодушно говорит: «Делай то, что считаешь нужным», не пытаясь высказать своего суждения даже тогда, когда видит, что муж навлекает несчастье на семью, не покорной является, а неразумной рабыней. Она обязана высказать ему все и достаточно решительно. Тон ее должен оставаться уважительным, но в каждом отдельном случае ей не пристало скрывать от него своих сомнений и опасений. Поступив так, она может возложить решение на мужа, уповая при этом на Бога, чтобы привел его к правильному решению.

Покорность не является лишь внешней формой поведения, она соответствует внутренней установке. Жена может быть личностью, придерживающейся твердых искренних мнений, и все же покорной авторитету мужа, если в глубине души уважает его и вполне полагается на него в вынесении и выполнении окончательного решения. С другой стороны, жена, которая едва открывает рот в присутствии мужа и, казалось бы, не подвергает сомнению его решения, даже самые неразумные, может глубоко подспудно лелеять зловеще-мятежные чувства. Рано или поздно Господь поставит ее в такую ситуацию, когда все это вырвется наружу и примет, так сказать, практический оборот, поскольку Он больше заинтересован в состоянии нашего сердца, чем в чисто внешних «поведенческих проявлениях».

Особенно в духовных вопросах мудрый муж с радостью выслушает мнение и совет своей жены. Ведь часто женщины понимают их правильнее и глубже, чем мужчины. Вот как говорит об этом немецкий лютеранский пастор Клаус Гесс: «Физическую жизнь зачинает мужчина, женщина принимает ее от него, вынашивает и производит на свет. В духовной жизни часто происходит наоборот: новое видение и понимание духовной реальности первой приходят женщине; и мужчине надлежит тогда лишь терпеливо воплощать его в своих повседневных действиях».

Если, к примеру, жена замечает, что семья отдаляется от Бога — пренебрегая общими и индивидуальными молитвами, пропуская церковь, чрезмерно увлекаясь разными мирскими делами — она должна, не смущаясь, поделиться тем, что подсказывает ей интуиция, с мужем. Возможно то, что тревожит жену, осталось за пределами внимания ее мужа: ведь, «грехи упущения» особенно легко не заметить. Сказать о них мужу, даже подтолкнуть его к тому, чтобы он взялся за исправление положения, — вовсе не означает перестать быть покорной. В сущности, неправильно было бы со стороны жены хранить в таких случаях молчание. Она просто обязана поделиться с мужем своим прозрением, чтобы он мог спокойно обдумать его и взвесить. Ибо духовное здоровье семьи в равной степени зависит как от проницательности жены, так и от авторитета мужа, стоящего на страже его.

Хранить чуть ли не благочестивое молчание перед лицом мужа, все оставляя на его усмотрение, не является покорностью. Покорность авторитету означает полное предоставление себя в распоряжение того, кто поставлен над тобою. Именно о такого рода покорности христианина перед Богом говорит апостол Павел:

«Представьте себя Богу… и члены ваши Богу в орудие праведности» (Рим. 6,13).

Именно на такого рода покорности строятся взаимоотношения мужа и жены. И если жена утаивает от мужа свои мысли и чувства по тому или иному поводу, значит, она недостаточно покорна, поскольку не предоставляет их в его распоряжение.

Когда она полностью высказала ему то, что думает, тогда она может ответственность за вынесение решения возложить на него и на Бога. Настаивать любой ценой, чтобы муж поступил так, как она считает правильным, ей не следует, но высказать свое мнение можно и должно, иначе семья может лишиться тех благословлений, которые Бог изливает на нее через жену.

Таким образом, подчиненная роль жены не подавляет ее личности. Таков Божий способ выявления ее интеллектуальных возможностей, ее дара проницательности и суждений — без того, чтобы возлагать на нее тяжесть власти и ответственность за решение. Подчиненная или второстепенная роль жены необходима, однако, не только для ее собственного благополучия, но и для поддерживания гармонических отношений как в отдельной семье, так и в обществе в целом.

Доктор Бруно Беттелхейм, видный психолог, директор Ортогенического центра для дефективных детей, с огорчением констатирует, что слишком многие мужья становятся сегодня «помощниками мам» у себя дома. «В бесчисленных семьях, — говорит он, — можно услышать, как жена наставляет мужа: «Покорми-ка ребенка, пока я в магазин схожу», «А почему бы тебе не перепеленать его?» «Одень ребенка, я занята».

«И многие эксперты по проблемам семьи, — продолжает Беттелхейм, — одобряют такое положение. Они даже побуждают современных отцов становиться няньками хоть на несколько часов в день с тем, чтобы подобно матерям «эмоционально обогатиться». Но это глупый совет. Ни физиология, ни психология мужчины не приспособлена для этого. Не следует, конечно, видеть что-то дурное в том, что отец время от времени покормит малыша из бутылочки, если необходимость этого требует, либо если это доставляет ему удовольствие. Дурное или неправильное заключается в представлении, будто от этого он станет лучшим родителем. Когда мужчина пытается быть лучшим отцом, действуя, как мать, он не только статусу отца, но и статусу мужчины соответствует в меньшей степени, чем предназначен к этому. Взаимоотношения отца с детьми не могут строиться, главным образом, на его «материнской» заботе о них. В этом случае он из отца превращается в заместителя матери!»

«Точно также, — развивает свою мысль доктор Беттелхейм, — не возрастает отцовский авторитет мужчины, если его, усталого, заставляют помогать на кухне или как-то иначе «используют по хозяйству». Кроме того, жена, которая перекладывает неприятные ей домашние обязанности на мужа, низводит свои собственные функции в глазах детей.

Многие отцы с самыми добрыми намерениями еженедельно вручают свои чеки жене, а та выдает им на «карманные расходы», совсем как ребенку. Этот подход к делу под девизом «мать знает лучше» свидетельствует, что муж — высокого мнения о своей жене. Но ребенок, наблюдающий этот обычай, не может не прийти к мысли, что папа — такое же «малое дитя» в семье, как он сам.

Это стирание границ между материнской и отцовской ролями может вредно отразиться на детях. Сыновья часто не знают, что значит быть мужчиной, именно потому, что отцы в наше время моют посуду, купают детей и выполняют другую традиционно женскую работу. Поскольку они — мать и отец — делают одно и то же, перед ребенком не возникает четкого образа ни той, ни другого. «Не удивительно, что взрослые, многие мальчики и девочки путают собственные роли», — заканчивает доктор Беттелхейм.

Ответственность следить за тем, чтобы роли мужа и жены не смешивались, лежит на обоих супругах. Поскольку мужчины виноваты в том, что отказываются от своей роли главы дома, а женщины — в том, что эту роль узурпируют. Но легко ли жене сохранять покорность тому, кто перекладывает на нее свои обязанности, отказываясь руководить семьей!

Женская эмансипация дала обществу много необходимых реформ, но имела и крайне неприятный побочный результат: она лишила женщину безопасности и защиты, которые являются ее правом. Женщина сегодня поставлена перед необходимостью решать финансовые проблемы семьи, заниматься общественной работой, воспитывать детей, быть представителем семьи в общине; от нее ожидается последнее слово на семейном совете, и она же является духовным руководителем в семье. И все это противоречит Божьему установлению. Организм обычной женщины не так устроен, чтобы жить ей в условиях постоянного психологического и эмоционального напряжения, выполняя в то же время роль жены и матери, для которой предназначил ее Бог.

То обстоятельство, что некоторые из перечисленных дел женщины выполняют с достаточной компентентностью, лишь камуфлирует невосполнимый урон, наносимый женщине, семье, обществу этим отходом от порядка, установленного Богом.

Не в последнюю очередь и Церковь страдает от тенденции нашей культуры к феминизации. По мере того, как мужчины отказываются от своей роли духовной главы семьи, все больше ответственности ложится на плечи женщин и в церкви.

Женщины ведут уроки в воскресной школе, руководят ассоциацией родителей и учителей; братьев и сестер по церкви тоже навещают большей частью они, и на них же — львиная доля забот о поддержании в порядке здания церкви; в молитве и изучении Библии женщины также на первом месте. Отрекшись от своей миссии, мужчины и в церкви оказываются не у дел. Все, все перекладывают они на жен — семейные обязанности, деятельность в церкви, духовное воспитание детей. Возникает порочный круг: все, что имеет отношение к духовной жизни, принимает женский образ. Девочки верховодят в церковных молодежных группах, как матери их верховодят в церкви. А мальчики растут, следуя примеру отцов и скоро проникаются мыслью, что «когда я стану мужчиной, я сумею отбросить в сторону все эти детские забавы». Как все это не похоже на твердое первоначальное христианство, о котором читаем в Новом Завете: мужчины, исповедовавшие Его, бросали любое свое дело, чтобы следовать за Иисусом; они страдали от непонимания, трудностей, преследований и даже шли на смерть — потому что обрели в Нем Учителя и Господина, которому до последней капли принадлежали их любовь и верность.

Можете ли вы представить себе Петра, посылающего свою жену в храм, чтобы отстаивать христианский путь перед лицом Синедриона? Или Павла, позволяющего своей сестре распределять дары, собранные для бедных в Иерусалиме? Не следует ошибаться: женщины играли в ранней Церкви жизненно-важную роль; христианское движение распространялось вширь в немалой степени благодаря их преданной работе и свидетельствованию. Но управление Церковью оставалось в руках мужчин. Своей ответственности они на женщин не перекладывали.

Церковь опять обретет свою силу и духовный авторитет, как только мужчины вновь займут руководящее место в ней. Церковь, в которой мужчины станут собираться в утренние часы для молитвы; где они станут вести старшие классы в воскресной школе; где особенно преданные Христу мужчины станут навещать как членов своей церкви, так и тех, кто не принадлежит к ней; где во главе с пастором будет собираться совет, состоящий из духовно зрелых мужчин — не только для того, чтобы обсудить надбавку к жалованью церковного сторожа на следующий год, но с целью выработать духовные тон и направление конгрегации, — такая церковь восстановит равновесие, предусмотренное Богом для Тела Христова. И более всего будут радоваться этому женщины, потому что отсутствие мужского авторитета в церкви в каком-то смысле еще болезненнее для них, чем отсутствие его в доме. Женщина, сидящая со своими детьми в церкви, тогда как муж ее остался дома, чувствует себя особенно одинокой. Возможно, ни в каком другом месте не ощущает она так остро свою нужду в «духовной главе», как в присутствии Бога, учредившего этот высший порядок.

Бог дал женщине большие таланты и возможности. Интеллект женщин не ниже мужского, а жизнеспособность и эмоциональная стойкость — зачастую выше. И Он не хочет, чтобы они хоронили свои способности, но желает направить их в соответствующее русло.

Первостепенная ответственность жены состоит в том, чтобы отдавать себя, свое время и энергию мужу, детям и дому. Это не означает, что женщины не могут занимать ответственное руководящее положение и в то же время быть в плане Божьем. Ведь и Сам Господь оказывал им особую честь: они последними отошли от Креста и первыми пришли к Его могиле. Именно женщине, Марии Магдалине, первой явился Иисус после своего воскресения. Из Ветхого Завета мы узнаем о Мариам, которая послужила орудием спасения младенца Моисея; о Деворе, которая руководила израильтянами (во время отступления Израиля от Бога), как пророчица и судья; об Эсфири, мужественной царице, спасшей народ свой от гибели.

Новый Завет тоже повествует о благословенных женщинах, таких как Анна (вдова), Лидия, одна из первых обращенных, духовная дочь Павла, имела хорошее звание у людей, Мария (благословенная среди жен), мать нашего Господа была всего лишь скромной женщиной, исполнившей свое предназначение в качестве жены и матери в том доме, в который Бог поместил ее.

3. Покорность — орудие духовной силы

Радостью как для своего мужа, так и для Господа Своего является жена, у которой на первом месте стоит Иисус, Которого она любит и подчиняется Его Слову (см. 1 Пет. 3,6). Действительную полноценную жизнь получает жена тогда, когда она делает то, что Иисус Христос хочет, чтобы она это делала. Господь может изменить отношение жены ко всему на свете, даже повседневные дела, казавшиеся тяжкими и нудными, Он может обратить в радость для нее. «Укореняйтесь» во Христе, а не в своем муже, тогда вы сумеете стать достойной личностью и хорошей женой.

Иисус Христос предлагает вам принести все свои тревоги к подножию креста и дело изменения вашего мужа тоже поручить Богу. Жене, доверяющей Ему, не приходится «пилить» мужа с утра до вечера.

Покорность — это нечто гораздо большее, чем внешнее проявление; это — внутренняя установка. Это больше, чем голова, окутанная покрывалом; это сердце, «окутанное» уважительным отношением к мужу. Остерегайтесь произносить благочестивые молитвы при людях о «неспасенном» муже!

Нередко бывает, что духовная интуиция жены превосходит духовную интуицию мужа. Но здесь-то и кроется опасность для женщины. Потому что упомянутое обстоятельство она использует как благочестивое извинение для непокорности его власти. Ей кажется, что только в случае ее активного «духовного руководства» семьей сумеет она обеспечить должное воспитание детям и, конечно, просвещение мужа. Неоправданный мятеж может быть в значительной мере замаскирован такой благочестивой духовностью («Лукаво сердце человеческое более всего», Иер. 17,9). И что еще важнее, это не ведет к желанной цели, а подрывает ее, поскольку муж все более удаляется от интересов духовной жизни. Тогда как постоянно проявляя покорность, жена получает духовную силу от Бога, которая и гарантирует ей желанные результаты. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3,1-2).

Как-то к одному пастору обратилась его прихожанка с жалобой на своего мужа: он, мол, настолько бездуховен, что она даже не знает, следует ли ей продолжать жить с ним. Она столько раз пыталась привести его в церковь, вовлечь в семейные молитвы, умоляла отказаться от бранных выражений и т. п. — все без толку. По поводу ее духовной деятельности он позволяет себе саркастические замечания, и это уже начинает дурно сказываться на детях. Да имеет ли она, в самом деле, право продолжать супружеские отношения с таким человеком?

Пастор заверил ее, что супружеские отношения не зависят от того, христианин ее муж или нет (см. 1 Кор. 7,13). «Но я хотел бы кое-что сказать вам, — продолжал он. — Не приглашал ли вас муж дважды на прошлой неделе пойти пообедать с ним, чтобы вы могли отдохнуть от кухни и детей? Вы ведь отказали ему, не так ли?»

«Так, — призналась женщина, — но я была очень занята…»

«Видите ли, проблема не в вашем муже, а в вас, — заметил на это пастор. — Вы — мятежная жена. Мысль о том, чтобы муж руководил вами, возмущает вас. Поэтому вам надо пойти домой и извиниться перед ним за вашу непокорность. Перестаньте поучать его на духовные темы — предоставьте это Богу. Готовьте ему то, что он более всего любит. Успокойтесь на том, чтобы стать женой, которая «повинуется своему мужу во всем» (Еф. 5,24).

Совет пастора поразил эту женщину, однако, она именно так и поступила. Примерно через неделю к пастору зашел ее муж.

«Скажите, вы говорили несколько дней назад с моей женой?» — спросил он.

«Да…»

Лицо мужа расплылось в широкой улыбке: «Я, право, признателен вам!» — сказал он.

Вскоре он начал посещать церковные службы и в конце стал дьяконом церкви. То, чего не удалось добиться жене прямым нажимом, осуществил Бог через ее покорность мужниной власти.

К. С. Ловетт называет это «женской силой» в своем небольшом практическом руководстве, объясняющем женщинам, как могут они плодотворно свидетельствовать неверующему мужу. «Проповедь им запрещена, — говорит он, — применять грубую силу невозможно, ссориться — бесполезно, «пилить» мужа — небезопасно. Что же остается? — «Покладистое поведение».

Ловетт предлагает женщинам воспользоваться тем, что называет «щипцовым методом».

«Изобразите на бумаге две «челюсти» щипцов для орехов и цельную скорлупу между ними, — говорит он. — Теперь представьте себе, как они работают смыкаясь, чтобы раздавить скорлупу. Просто, не так ли? Подумайте теперь об «ореховых щипцах», которыми пользуется Бог. Они тоже состоят из двух «челюстей». Одна называется «свет», другая «дела». Чтобы произвести необходимое давление, Святой Дух сжимает их. Поставьте своего мужа в такое положение, чтобы вы могли действовать на него светом и делами одновременно, и вы зажмете его в «духовные щипцы».

«К примеру: положим, ваш муж предпочитает молотый, свежезаваренный кофе. Однако, обычно вы потчуете его растворимым — так быстрее и удобнее. Но вы решили подчиниться его вкусу. Вы осуществляете акт покорности, другими словами, — дело. То есть, «в действие введена» одна «челюсть» щипцов. Чтобы произвести сжатие, нужно пустить в ход и вторую. Итак, вы несете к столу кофейник, держа его таким образом, чтобы аромат направлялся в сторону мужа. Вдохнув его, он счастливо улыбается.

«Смотри-ка, — говорит он, — никак у нас для разнообразия настоящий кофе!» Теперь введите в действие вторую «челюсть» — свет.

«Я просила Господа помочь мне стать лучшей женой тебе, — говорите вы. — И Он положил мне на сердце сделать что-нибудь такое, чтобы порадовать тебя. Так что… благодаря любезности Христа… ты теперь будешь получать такой кофе каждое утро».

«Вот оно! Ваш свет светит! Слова соединились с делами. Теперь вы каждое утро будете наблюдать за действием на мужа ароматного кофе. Это всего лишь один маленький пример. Бывают сотни обстоятельств, когда жена может делать и говорить так, чтобы в Божьих «щипцах» свет сомкнулся с делами. Это ценный метод, потому что он действует! Он основан на почитании Христа, и потому действенность его обеспечивается Духом. Теперь ваш муж на каждом повороте будет сталкиваться с Господом. И вскоре он обнаружит, что любой радостью в семье обязан Иисусу. Как долго сумеет «устоять» неспасенный муж, прежде чем «скорлупа его сопротивления» треснет? И в ней ведь, как и в каждой другой скорлупе, имеется слабое место».

Человеческая мудрость подталкивает женщину восстать и взять дела в свои руки, когда она видит, что семья попадает в затруднительное положение из-за отсутствия духовного руководства со стороны мужа. Но Божье Слово предлагает лучший выход: Оставайся покорной своей «главе» и доверься «Главе» твоего мужа (Христу), который позаботится об исправлении положения.

Активность, светлый разум, религиозность — прекрасные качества в женщине; однако, энергичная женщина, которая вынуждает своего мужа к пассивности, умная женщина, перед лицом которой он молчит, подавленный блеском ее речи, демонстрируя тем самым окружающим всю свою незначительность; наконец, религиозная женщина, которая позволяет другим замечать, что ее муж менее просвещен и пробужден духовно, чем она сама, все эти три характера крайне неприятны. Но самый неприятный из них — третий типаж, особенно в сочетании со вторым.

Представим теперь себе всю, казалось бы, несообразность такой постановки вопроса: искреннее и глубокое благочестие жен; мирские интересы, неверие, грубость и тиранические наклонности мужа. И тем не менее, положение жены, согласно Божьему установлению, ни в малой мере не меняется. Ее обязанности по отношению к мужу остаются в точности такими же: она ничуть не в меньшей степени должна оказывать ему уважение. Ее христианские познания не только не облегчают ей этой обязанности, но, напротив, делают ее еще тяжелее. Так же, как нерасторжимы узы брака, так не подлежит отмене и заповедь о послушании в браке. Бог своей властью запретил женщине «бросаться в наступление», особенно под предлогом любви к Нему.

Она, несмотря ни на что, должна быть скромной и почтительной в отношении мужа; молча подчиняться ему в любом деле, которое не является греховным в прямом смысле этого слова. Именно в такого рода достоинствах — залог истинного признания Христа; в отказе от них — отказ от Него.

Женщина должна видеть в своем муже Христа. В своей вере она должна твердо держаться следующего положения: почитая мужа, она почитает Христа, Который поставил его главою над ней. Каждый, кто несет титул правителя, судьи, отца, имеет нечто от титула Того, Кто является Правителем, Судьей, Отцом. Имеет его и муж — глава семьи.

Верит ли жена в Бога, в Божественное руководство? Если да, то пусть и признает это руководство и в тех страданиях, которые, возможно, причиняет ей муж. Пусть переносит их с уверенностью, что в них-то и есть школа, где предстоит ей обучаться терпению, труднейшей из христианских добродетелей. В этой школе терпения или послушания и познает она, что в ее муже предусмотрено благословение для нее, и что залог этого благословения ни в чем ином, как в ее смиренной привязанности к нему. Если все это противоречит ее невысокому мнению о собственном муже и, напротив, высокого о себе, если это представляется ей предельно нелогичным, тогда пусть поостережется, как бы, презирая мужа, не стала она презирать Бога, не поставила бы преграду между собой и тем источником благословения, который Он указал ей. И пусть не думает, что вещи, которые так льстят ее самолюбию, помогут ей продвинуться в Царстве Божьем. Ей бы лучше поискать помощи в тех трудностях, которые предусмотрены в Божьем плане воспитания ее. Пока она не поймет всего этого, пусть не удивляется, что муж ее не меняется в лучшую сторону. Только поняв, приняв и осуществив все, что от нее требуется, станет она свидетелем Божьих чудес в жизни своей семьи.

Пусть откажется от стремления в словах выражать свои (духовные) чувства и опыт. Если она приобрела первоначальные христианские познания, пусть не спешит красноречиво свидетельствовать мужу. Пусть лучше попросит его пойти вместе с нею на проповедь Евангелия, а не пытается сама учить его. Такая попытка не может, и не должна увенчаться успехом. Но первое зло повлечет за собою второе — еще худшее; ее попытки убедить обратятся в жалобы и нотации. За ними последуют недовольство, холодность, отчуждение, и начало продолжительному неблагополучию будет положено.

Между тем, путь к его сердцу есть. Он нелегок, зато верен. Это путь воздействия на совесть мужа. Медленного, без претензий, но успешного воздействия — через терпеливое, молчаливое, исполненное надежды и любви поведение жены. Даже и такое свидетельство мужчина может какое-то время не воспринимать. Он может неправильно истолковывать благороднейшее поведение жены и пытаться «освободить» свою совесть от «нежелательного» для него впечатления. Но настанет «день посещения», посланный Богом, а не человеком. Покрывало спадет с глаз мужа, и он, как новичок в этом таинстве, с удивлением воззрит на тайну глубоко христианской личности, до той поры скрытой от него. В свое время, в соответствии с его собственным благословением, познает он ее и возблагодарит Бога за терпение, с каким переносила страдания его жена.

Во время совместного изучения Библии группа мужчин анализировала однажды отрывок, посвященный брачным отношениям. Каждый записал мысли, пришедшие ему во время молчаливого размышления. Затем они поделились записанным друг с другом. Одного из мужчин этот отрывок натолкнул на мысли о собственном браке, которые он изложил в следующей молитве:

«Господь, я благодарю Тебя за мою жену Кристин. Я славлю Твой Божественный план и промысл, который привел меня к ней. Я благодарю Тебя, Господь, за ее терпение, стойкость и молитвы, которые она пронесла с собой через 12 лет брака со мной, не знавшим Тебя. Я славлю Тебя, Господь, за Твое спасение, которое в конце концов пришло и ко мне — через ее терпение, стойкость и молитвы. Господь, защити ее. Благодарю Тебя, Господь Иисус».

Здесь воздана прекрасная дань терпеливой жене. Но есть здесь и нечто большее, а именно — свидетельство о силе Божьей, действующей через назначенные Им каналы Божьих установлений. Жена исполнила свою задачу спокойной покорности мужу, положившись на Бога, чтобы совершал работу в его жизни. И Бог почтил ее веру. Он спас ее мужа. Что же касается этого человека, то он в конце концов действительно и по вере взял на себя роль, которую она «держала наготове» для него. Он стал ее фактическим «главой» и защитником: обладая теперь истинным духовным авторитетом, он призывал на нее небесное благословление и защиту. Это и есть Божественное установление в действии, направленное на благословление семьи, Церкви и народа.

Жены, радуйтесь тому, что пребываете под властью своего мужа! Во всем подчиняйтесь ему. В этом ваша особая привилегия — жить под защитой его авторитета. Именно в рамках этого Божественного Установления Господь встретился с вами и благословит вас и в вашем лице благословит вашего мужа и детей, вашу Церковь.