7. Священство родителей

Обращаясь к христианам в целом, апостол Петр говорит: «Вы… царственное священство…» (1 Пет. 2,9). «Священство всех верующих» является одной из доктрин, восстановленных Мартином Лютером в ходе Реформации. Протестанты обычно подчеркивают, что оно каждому верующему дает личный, безо всяких посредников, доступ к Богу: человек может действовать как священник в отношении самого себя.

До известного момента это довольно верно. Традиция священства предусматривает священнослужение в отношении себя (см. Лев. 9,7). Но и в «образце», предлагаемом Ветхим Заветом, и в применении его Новым Заветом главное ударение делается на священнослужении для других. К «священству всех верующих» мы призваны не просто и не только для того, чтобы иметь возможность вступить с Богом в частные взаимоотношения, но с целью «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9), иными словами возвещать Божью милость другим людям и помогать им познавать ее. Итак, Священство всех верующих означает, что верующий имеет личный доступ к Богу. Но оно означает и нечто более важное, а именно: каждый верующий может действовать как священник в отношении другого верующего. И какое поле деятельности представляет христианская семья для осуществления такого привилегированного служения! Родители — священники Господа! По отношению к своим детям они призваны и назначены в качестве таковых самим Богом.

1. Представляйте Бога вашим детям

В процессе литургического богослужения священник поворачивается лицом то к людям, то к алтарю. Объяснение этих двух «позиций» в следующем: он поворачивается лицом к людям, когда говорит к ним от имени Бога; к алтарю же он поворачивается, обращаясь к Богу от имени людей. Так что обе позиции символизируют две главные функции священника: представлять Бога людям и представлять людей Богу.

Обе эти функции включены и в священство родителей. То есть, родители призваны представлять Бога своим детям. И они делают это посредством личного примера, уча их, руководя ими при осуществлении семейного богопочитания в той или иной форме. Затем они призваны представлять своих детей Богу. Это они делают в первую очередь через молитвенное служение.

В стихах 4-9, 6-ой главы Второзакония содержится полезное руководство для родителя-священника в те минуты, когда он «оборачивается лицом» к своему ребенку. В них прослеживаются три основные этапа представления Бога детям.

2. Представляйте Бога вашим детям посредством личного примера

«Слушай, Израиль, Господь Бог наш един есть; и люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими». Этот известный отрывок из Писания является началом наставления родителям. Заметьте, он начинается с описания того, как сами родители должны относиться к Богу. Ибо Господь знал, что их наставления детям были бы пустыми и лицемерными, если бы сердца их не знали любви к Нему. Так что началом и основанием родительского священства являются собственные любовь и преданность родителей Богу.

Если родители не имеют живых взаимоотношений с Иисусом, то не могут и детям своим передать их. Сводятся ли взаимоотношения родителей с Господом к исполнению сухих правил и установлений? Соответствуют ли они лишь строгому морализированию и ничему больше? Скучному кругу религиозных обязанностей и действий, пробуждающих разве что небольшое волнение и никогда подлинную радость? Только ли на показной блеск рассчитаны они? Если так, то родителям надо помнить: дети гораздо более восприимчивы к духовному, чем взрослые это порой сознают. Они попросту не откликаются на формальные слова и верования родителей. Они улавливают внутренний дух веры, и на него реагируют. Нередко молодые люди, восстающие против христианской веры, вовсе не против Бога восстают. Ведь подлинной встречи с живым Богом, против которого они могли бы восстать, у них никогда не было. Их мятеж направлен против мертвого религиозного формализма, навязывающего им определенные правила и ритуалы, которые не находят живого отклика в их душе.

Родители, которые хотят, чтобы их дети знали Бога, должны развивать собственные отношения с Ним. Прежде и более всего это значит — вести молитвенную жизнь. Если родители не слишком расположены к молитве, это не может быть возмещено никакими нравственными проповедями и строгой дисциплиной, никакими религиозными наставлениями или хождениями в церковь, потому что преимущественно в молитве и посредством нее мы переходим из области теории в область реальности и личного опыта.

Как можем мы убедить наших детей, что Бог — это очень важно, если мы никогда не уделяем Ему времени? Как можем претендовать на то, что любим Его, если порой и минуты не проводим с Ним наедине? Наши дети могут в таком случае как следует заучить положенные ритуалы и заучено же повторять перед едой: «Бог велик, Бог — добр, и мы благодарим Его за эту пищу». Но в глубине сердца, там, где формируется подлинное отношение к чему бы то ни было, они, наученные нашей безмолитвенной жизнью, будут думать примерно так, как звучит ироническая поговорка: «Бог велик, но Он может и подождать; мне же надо спешить, не то опоздаю».

Счастлив ребенок, которому доводится видеть своего отца на коленях, который видит, как отец с матерью рано поднимаются или регулярно уединяются, чтобы провести время с Господом. Урок, который получает этот ребенок, не сравнится ни с каким другим. Ведь он убеждается в значении Бога, в том, что значение это достаточно велико, чтоб уделять ему наше время, и в том, что Он олицетворяет для нас нечто настолько личное, что мы не просто подчиняемся установленным Им правилам, но и по-настоящему общаемся с Ним.

Личную молитвенную жизнь вы ведете не просто из чувства долга. И не для того только, чтобы подать благодатный пример своим детям. Вы ведете ее потому, что это важно. Молитва — не благочестивое упражнение. Это серьезное и значительное дело, которое мы совершаем вместе с Богом.

Впервые я серьезно воспринял молитву, заканчивая последний семестр в семинарии. Мне оставалось каких-нибудь шесть месяцев до того, чтобы начать говорить людям о том, как следовать Господу и быть хорошими христианами, а я сам все еще не относился к молитве серьезно. О, я, конечно, «молился». Я делал соответствующие движения, я произносил слова. Но если бы на какую-нибудь из моих молитв было отвечено, я первый страшно удивился бы.

Помнится, однажды вечером, на первом курсе семинарии, я пил кофе с двумя моими бывшими однокашниками по колледжу. «Не знаю, сколько я здесь еще выдержу, — мрачно заявил я им. — Только и знай, что молись! Перед каждым занятием. Меня это с ума сводит! Неужели недостаточно делать это раз в день или даже раз в неделю!» В то время молитва была с моей точки зрения лишь некоей формальностью, покончив с которой, следовало переходить к действительно важным учебным занятиям.

Я не только к молитве относился несерьезно. Проанализировав собственный образ мыслей, я сделал и другое открытие: в сущности, я и Библию не воспринимаю всерьез. Так же, как и мир сверхъестественного. Молитва, следовательно, сводилась для меня лишь к роду психологической литании, либо к формальному, но почитаемому процессу, в котором люди принимают участие из чувства религиозного долга… Однако, в плане Бога, открывающего глаза слепым, было открыть и мои глаза.

В годы моих семинарских занятий я выполнял работу при нашем церковном издательстве. В нее, в частности, входило составление обзоров христианской литературы для радиопрограммы. Однажды ко мне попала книга Агнес Сэнфорд под названием «Исцеляющий свет», и я стал читать ее. Я обнаружил, что автор, во всем и до мелочей моя современница, воспринимает молитву очень серьезно. Она молилась и видела, что происходило в ответ на ее молитву. Когда я задумывался о степени ее целеустремленности в молитве, я чувствовал, как по телу у меня бегут мурашки. О своих беседах с Богом она писала так, как ученому свойственно писать о действии естественных законов и сил. У нее это звучало, как рассуждения какого-нибудь химика: «Опыт не удался — давайте попробуем другое сочетание элементов». Именно так она и подходила к молитве. Она, к примеру, говорит: «Если вы включили утюг, а он не нагревается, вы не станете сидеть, повторяя: «О, дорогой утюг, пожалуйста, нагрейся!» И если он все-таки не нагреется, вы не решите, что нет, значит, Божьей воли на то, чтобы он нагрелся. Это было бы смешно… Вы в таком случае идете и проверяете, в порядке ли проводка, вы ищете, в чем причина неполадок. Ведь, утюги должны нагреваться, для того они и сделаны. Так же, как и молитвы для того, чтобы на них отвечали. Для того вы и молитесь, чтоб получить ответ. А молитва, которая лишь выходит из ваших уст и никогда не возвращается с ответом, не может быть названа молитвой в полном смысле слова. Она завершается лишь по получении ответа. Конечно, ответ этот будет зависеть от характера молитвы. Но прийти он должен, потому что в процесс ее вовлечены как молящийся, так и Тот, кому мы молимся».

Читая это, я попал в новую для себя сферу. Я не мог отделаться от мысли, что излагаемое этой женщиной вовсе не носит теоретического характера. Она сообщала читателям о том, что действительно испытала на опыте. И меня это страшно взволновало. Я стал возвращаться к Библии, ко всем тем вещам, которые прежде проскальзывали мимо моего восприятия.

Я начал с исследования Писаний, затем углубился в историю Церкви. И вот какая вещь стала очевидной для меня: Каждый из великих людей Божьих непременно был и великим молитвенником. Похоже, что исключений это правило не знало. Вспомните о Моисее, Илии, Неемии, Данииле, апостолах. Да, великий человек Божий неизменно оказывался и великим молитвенником; его и Бога молитва связывала друг с другом.

Подумайте о Самом Господе Иисусе. Чему просили Его последователи научить их? Как прогонять злых демонов, исцелять больных, успокаивать бури, как превращать воду в вино и творить другие чудеса? Нет, никогда не просили они Его ни о чем подобном. Но единственно вот о чем: «Господь, научи нас молиться!» Ибо, наблюдая за Ним, они уразумели, что источником силы и могущества в Его собственной жизни была молитва. Иисус проводил в молитве все ночи. И в результате исполнялся силой Духа. Они видели, что существует взаимосвязь между молитвенной жизнью Иисуса и теми событиями, которыми было отмечено Его служение.

Обратитесь к Ветхому Завету и взгляните на такого человека как Самуил. Какое потрясающее свидетельство силы молитвы! В 1-ой книге Царств 7,4 читаем об идолопоклонстве израильтян. Затем Самуил говорит им: «Соберите всех Израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу» (7,5). Другими словами: «Я посмотрю, удастся ли мне поправить ваши обстоятельства». В той же книге (8,5) рассказывается о том, как Израильтяне просят Самуила назначить им царя и помазать его. Самуил противится этому. Его тревожит, что это значило бы отказаться от правила, установленного Богом. Израильтяне хотели, чтобы над ними царствовал человек — вместо того, чтобы находиться под непосредственным управлением Бога. И он сказал им, какие опасности и беды может навлечь на них это неразумное действие. Но народ стал просить Самуила: «Помолись о рабах твоих перед Господом, Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя» (1 Цар. 12,19). По той причине, что Бог говорил к нему об этом и повелел назначить им царя, Самуил сказал народу: «Не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа, и служите Господу всем сердцем вашим. И не обращайтесь вслед ничтожных богов, которые не принесут пользы и не избавят; ибо они — ничто. Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего; ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим. И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямый» (ст. 20-23). То, о чем мы читаем в Ветхом Завете, не было неким благочестивым упражнением…

Мы порой говорим кому-нибудь: «Помолитесь о том-то и о том-то», или «помолитесь обо мне». Нередко люди, к которым мы обращаемся, идут домой и забывают о нашей просьбе; на этом все и кончается. И мы, скорей всего, никогда не узнаем, молились они или нет, потому что в жизни нашей ничего особенного не произошло! А вот когда молился Самуил, события происходили. Такой и должна быть настоящая молитва.

Мартин Лютер был великим человеком молитвы. Он говорил, что в те дни, когда бывал особенно занят, ему приходилось очень рано вставать, так как он нуждался в дополнительной молитве. «Алиби» — «О, я слишком занят сегодня, чтобы молиться» — для него не существовало. Будучи загружен делами, Лютер чувствовал потребность в четырех часах молитвы, вместо обычных двух. А ведь он был главой семьи, в которой росло шестеро детей.

Рассказывают, что королеву Англии охватывала дрожь, когда в ее присутствии Джон Нокс падал на колени; молитва его была исполнена такой силы, что пробуждала всю Шотландию: «О, Господь, отдай мне Шотландию, или я умру!» — со слезами восклицал он. На такую молитву Господь не мог не ответить… Представляете, какие события могли бы происходить в наших семьях, если бы мы стали так же серьезно относиться к молитве, как некоторые из этих людей Божьих, живших в давно прошедшие времена?

История негритянского мальчика по имени Сэмюэл Моррис, относится к дням сравнительно недавним. Из язычества он был обращен в христианство в 1888 году. Ему было в ту пору 16 лет, и незадолго перед тем его привезли в миссию из африканских джунглей. Вскоре он попал в Америку и здесь умер в возрасте 21 года. Но в менее, чем пятилетний промежуток он сделался главой целого миссионерского движения, возникшего на базе одного из отделений Протестантской Церкви США.

В штате Индиана Сэмюел Моррис посещал одну из конгрегации. Как-то он попросил разрешения говорить. Уступив юному Сэмми кафедру, пастор едва успел сесть, как в церкви началось невообразимое волнение. В следующее мгновение пастор в изумлении увидел, как все присутствующие пали на колени, плача, молясь. Стоя на кафедре, Сэмми не проповедовал, а молился. Как он потом сказал: «Я говорил с моим Отцом». Впоследствии священник так рассказывал об этом случае: «Я, собственно, не слушал, а потому не знаю, что именно он говорил. Но никогда прежде я не испытывал такого страстного желания молиться. Я не помню, что говорил Сэмми, как не помню и того, что говорил сам, но я знаю, что душа моя горела так, как никогда до тех пор не горела». Такое испытала конгрегация впервые.

Возникает естественный вопрос: «А сколько времени должен я тратить на молитву?» Позвольте вам предложить: для начала поставьте себе как цель полчаса, потом — час. Но начинайте с того, так сказать, места, где находитесь. Если вы прежде вообще не молились, начните с пяти минут в день. Постепенно переходите к десяти, затем к пятнадцати минутам и так далее. Духовные упражнения так же, как физические, нельзя начинать сразу в напряженном ритме, требующем большой затраты сил. Но выполняя их постепенно, вы сумеете в конце концов ежедневно уделять молитве по часу.

Поначалу эта мысль может испугать вас. «Час — это так много! Мне ведь на работу надо… Столько дел за день переделать!» Но подумайте: …если вы внезапно серьезно заболели, и ваш доктор говорит вам: «Вам не менее часа ежедневно надо тратить на лечебные процедуры», — у вас и мысли не возникнет возражать ему. Неужели же благополучие всей вашей семьи не стоит этого часа в день? Более того: если вы являетесь членом Тела Христова, то и это обстоятельство требует от вас не жалеть времени на молитву. Ведь здоровье Тела Христова, т. е. Церкви, зависит от здоровья и силы слагающих его частей, которыми являются как отдельные лица, так и целые семьи.

Представьте себе, что Президент США сказал бы вам: «Талант, которым вы владеете, может помочь мне управлять страной; я нуждаюсь в нем и хотел бы по часу в день проводить в телефонной беседе с вами». Как взволнованы вы были бы! Вы не замедлили бы рассказать об этом всем друзьям. И ничто не помешало бы вам выделить этот час в день: ведь это такая честь — беседовать с Президентом. Но когда Господин вселенной говорит вам: «Я хочу беседовать с тобой по часу в день» — неужели вы решитесь сократить предлагаемое Им время? Когда Бог обнаруживает родителей, которые хотят найти и находят время для молитвы, Он начинает выполнять через их семьи, через этих исполненных готовности людей, Свою работу.

Итак, поставьте перед собой первоначальную цель: твердые полчаса в день, отведенные на молитву. В этот отрезок времени посвятите себя исключительно молитве. Отключите, если надо, телефон. Попросите близких и друзей, чтоб не беспокоили вас в это время. Помните, что молитва — это ключ к той работе, которую Бог совершает в ваших семьях. Поэтому родителям так важно учиться молитве. Ее можно сравнить с мастерской, в которой жизнь родителя-священника, подвергаясь соответствующей обработке, превращается в инструмент, которым пользуется Бог для благословения детей, помещенных Им в эту семью. Из молитвенной жизни проистекает благочестивая жизнь в подлинном смысле этого слова, т. е. такая, которая формируется непосредственно Богом. Ведя эту жизнь, вы обретете способность просто и естественно говорить о Нем со своими детьми. Чуждые смятения и нерешительности, без фальшивых претензий, вы окажетесь способны вводить Господа во многие аспекты вашей семейной жизни. Присутствие Иисуса в доме станет чем-то вполне реальным для ваших детей, потому что оно реально для вас. Счастлив ребенок, имеющий благочестивых родителей.

3. Представляйте Бога вашим детям через слово Божие

«И эти слова, которые Я заповедую вам сегодня, да лягут вам на сердце; и да станете усердно учить им ваших детей и провозглашать их, когда сидите в доме и идете по дороге, когда ложитесь и когда встаете» (перевод — И.Ч.).

Бог говорит здесь о религиозном просвещении наших детей, причем заповедует нам осуществлять его не кое—как, а со всем усердием. Так, чтобы оно проникало им в плоть и кровь… Действуя не в духе школьного учителя, подавляющего своей суровостью, а спокойно вплетая Божье Слово в ткань нашей семейной жизни со всеми ее проблемами и неурядицами так, чтобы оно, несмотря ни на что, проходило через нее «красной нитью». Делая это — «когда сидите в доме и идете по дороге, когда ложитесь и когда встаете». Божье Слово должно стать для нас тем, на что естественно ссылаться при любых семейных обстоятельствах. Ибо через него Иисус поселяется в нашей семье так же закономерно, как солнечные лучи проникают через окно, когда мрак отступает.

Иисус поселяется с нами, Он присутствует в нашем доме, и это исключительно важно. Именно в этом и состоит цель религиозного просвещения, которое мы призваны нести нашим детям. Ведь мы живем в такой век, когда тысячи сирен прельщают их слух, притягивают разум их и души. Поэтому недостаточно обучать их правилам поведения. Недостаточно научить и нескольким механически повторяемым молитвам. Надо добиться того, чтобы дома наши были настолько насыщены присутствием Иисуса, чтобы дети буквально сталкивались с Ним на каждом шагу; чтобы они узнали и полюбили Его так же естественно, как знают и любят своих родителей. В такой обстановке Иисус сможет воспользоваться их преданностью и разжечь их воображение в нужном Ему направлении. Другого противоядия в современном мире, где повсюду действуют силы тьмы и распада, не существует. Прошли времена, когда родители могли обезопасить своих детей, набросив на них легкое и приятное покрывало религиозных установлений. Наши дети либо заполнят все свое существо Иисусом и Им будут жить, либо полностью отдадут себя во власть греха и станут жить ради него. Что бы мы ни дали нашим сыновьям и дочерям, ничто не будет иметь цены, если мы не сумеем дать им Иисуса.

В предыдущей главе мы сказали, что во взаимоотношениях семьи с Иисусом важное место занимает выделение времени для семейного богопочитания. Во многих других сферах повседневной жизни мы будем говорить об Иисусе. А тут мы будем говорить с Ним. Присутствие Иисуса в семье достигает своей высшей точки, когда все ее члены собираются в Его присутствии для вознесения Ему хвалы, благодарности и молитвы. Такая форма поклонения — ни с чем не сравнимое общение с Богом. Мы собираемся вместе, чтобы склониться в повиновении перед Ним; мы вме-сте.ищем Его милости и воли, сообща слушаем Его слово. Беда человеческих созданий в их эксцентричности: мы ведь чаще, чем Бога, ставим в центр самих себя, наши семьи, интересы и тревоги. А в процессе ежедневного семейного богопочитания мы «переориентируем» самих себя, собираясь вокруг истинного центра, которым является Христос. Семейное богопочитание строится по принципу множественных форм, внушаемых Святым Духом. Понятно, что наша совместная жизнь с Иисусом не может всегда выражаться в неизменных формах. Не существует какой—то единой схемы богопочитания для всех семей, ни постоянной схемы на все времена для каждой семьи. Эти формы будут меняться, в зависимости от возраста наших детей, от нашего собственного культурного и образовательного уровня, от принадлежности нашей к той или иной церкви. Важно, однако, чтобы богопочитание всегда выливалось в живую встречу с Богом, в которой участвует каждый из членов семьи. Предложения, следующие ниже, всего лишь предложения. Семье, которая держится выработанных ею принципов богопочитания, станет помогать Святой Дух, подсказывая время от времени новые возможности и особенности, подходящие именно для этой семьи.

Пение. Хорошо, чтобы у каждого члена семьи был свой сборник гимнов. У нас в семье мы в начале каждой недели выбираем новую песню и предваряем ею ежедневную встречу с Богом. Право выбрать песню на предстоящую неделю предоставляется каждому, в порядке очереди. Дети обычно выбирают свои «любимые». Так сокровища христианской музыки постепенно обогащают каждое сердце в семье.

Если в доме имеется музыкально одаренный человек, пусть аккомпанирует общему пению. Длительные песнопения могут стать еще одним средством выражения ваших чувств к Богу. Не случайно в Псалмах царя Давида, той части Ветхого Завета, которая может быть названа книгой богопочитания, неоднократно повторяется призыв: «Пойте Господу! Пойте Господу новую песнь!» Ведь пение представляет нам уникальную возможность выразить наши эмоции, дать выход тому, что как бы сковывает нас изнутри, и свободно, таким образом, изливать наши чувства в процессе дальнейшей встречи с Богом.

Заучивание стихов. Во многих программах по изучению Библии подчеркивается, как важно заучивать наизусть стихи из Писаний. «В сердце моем сокрыл я Слово Твое, чтобы не грешить перед Тобою» (Пс. 118,11). Я помню, как однажды слушал выступление человека, знавшего наизусть целые главы из Библии. В процессе выступления он затронул тему 5-ой главы «Откровения». И так, что мы почти не успели осознать это, стал читать стихи из нее наизусть. Я много раз перечитывал эту главу, но никогда ритм и мелодия ее, благоговейное чувство богопочитания, которым она проникнута, не звучали для меня с такой силой, поразившей меня теперь. По собственному свидетельству этого человека воздействие заученных им частей Библии на его жизнь и веру невозможно переоценить. Слово, утвердившееся в памяти, может иметь непреходящую силу и служить человеку импульсом всю его жизнь.

Семейные богослужения предоставляют нам отличную возможность для заучивания Писаний. Ключ к этому в повторении. Большинство детей обладают удивительной способностью к механическому запоминанию (какое множество телевизионных реклам знают они наизусть, хотя и не старались заучивать их). Каждую неделю члены семьи могут запоминать наизусть по короткому отрывку из Библии. Представляете, в какие сокровищницы, хранящие Божье Слово, превратятся их сердца через несколько лет!

Приступая к заучиванию Писаний, порой полезно придерживаться простой схемы. Ниже мы приводим некоторые из значительнейших тем Библии. Так вам легче будет повторять заученное:

Искупление — 1 Петра 1,18-19

Веруйте — Римлянам 10,9

Исповедуйтесь — 1 Иоанна 1,9

Избавление — Колоссянам 1,13-14

Враги — Ездры 8,31

Отец — 2 Коринфянам 6,18

Вина — Римлянам 3,23

Святость — Евреям 12,14

Писание богодухновенно — 2 Тимофея 3,16-17

Радость — Неемии 8,10

Царство — Откровение 11,15

Господь — Деяния 2,36

Милость — Плач Иеремии 3,22-23

Новое — 2 Коринфянам 5,17

Хвала — Псалом 49,14

Молитва — Марка 11,24

Покой и тишина — Исайи 30,15

Праведность — Матфея 5,6

Спасение — Римлянам 1,16

Десятина — Малахии 3,10

Вразумление — Псалом 118,104

Победа — 1 Коринфянам 15,57

Свидетельствование — Деяния 1,8

О юности — Екклесиаста 12,1

После того, как запоминать стихи из Библии сделается обычаем в семье, вы найдете это и увлекательным занятием; к примеру, разве не является таковым совместное заучивание на память целых глав? Время от времени, чтобы удержать детей от механического запоминания, вы можете просить их пересказать те или иные стихи своими словами. Но опасность эта вам по сути не угрожает: ведь заучивание стихов в рамках вашего семейного богопочитания занимает относительно немного времени.

Чтение. Посредством записанного слова мы можем приглашать к себе в дом Божьих святых всех времен. И новозаветных апостолов, и пророков из Ветхого Завета, современных мужей Божиих — все они могут занять место в кругу нашей семьи и свидетельствовать нам о своей вере.

Первые десять лет после того, как я женился, наши семейные богослужения неизменно терпели неудачу. Мы пробовали то одно, то другое. И ни один из вариантов не держался больше нескольких дней, в лучшем случае — несколько недель. Нам все не удавалось «оторваться от земли». Видимо, нам не хватело того живого чувства, которое охватывает, когда читаешь Свидетельствование такого же верующего, как сам. Получалось так, будто мы «совершали» ежедневный ритуал, почти не участвуя в нем.

Однажды, в час семейного богослужения мы просто решили почитать детям один из рассказов из «Библейских историй». На следующий день ребята стали настойчиво просить нас: «Давайте почитаем еще одну библейскую историю!» Так оно и пошло. День за днем мы «приглашали» талантливую рассказчицу к нам в дом, чтобы она поделилась с нами своей любовью к Богу и Его словом. Библейские истории дали нам именно то ощущение, которого нам не хватало! Когда мы почти закончили эту книгу, я вспомнил, что у меня есть другая книжка библейских рассказов, написанная Херлбатом, которую мать подарила мне на мой десятый день рождения. Ее словарь и отбор материала были рассчитаны на ребят постарше, так что вскоре мы могли приступить и к ней.

Джесси Лиман Херлбат был мастером рассказа.

«Вот одно из самых ранних воспоминаний моего детства, — пишет Чарльз Херлбат. — Группа детей, среди них и я, расположилась вокруг моего отца, и на столе перед нами — громадная Библия. Библия эта была не простой: каждая вторая страница ее — от описания творения до описания Страшного Суда — представляла собой гравюру по дереву; это была величайшая книга с картинками, о которой только мог мечтать ребенок.

Для меня это были самые волнующие минуты, когда отец сажал меня на колени и, переворачивая тяжелые страницы нашей Библии, принимался рассказывать. На эти маленькие собрания приходили не только его собственные дети, но и их приятели, так что для всех ребят округи развлечение это стало привычным.

Старая Библия прослужила более чем двум поколениям детей, и в конце концов совершенно истерлась. Но в процессе многолетних пересказов ее мой отец в совершенстве овладел именно тем языком, который неизменно привлекает детское внимание, и научился повествовать так, что события каждого рассказа не вызывали у ребенка сомнения…»

Итак, вот еще один Божий человек, которого мы каждое утро можем приглашать к себе в дом. Книга библейских рассказов Херлбата особенно хороша тем, что подводит читателя непосредственно к Библии; она и написана библейским или почти библейским языком. Мы читали второй, третий рассказ, и видно было, что детям они никогда не наскучат: они все время просили читать дальше и с нетерпением ожидали следующего чтения.

Затем мы пригласили к себе Джона Буньяна, чтобы он пересказал нам свою знаменитую аллегорию «Путешествие пилигрима». Доктор Д. Вогэн Ри, англиканский миссионер, пересказал нам волнующую историю под названием «Семья Иисуса в коммунистическом Китае». Но одним из самых чудесных наших гостей сделался Билли с «темным циничным дьявольским ликом», его необычные переживания, связанные с обращением ко Христу, его живая вера — все это наполняло и наш дом заразительной радостью Билли в Господе.

По мере того, как дети становились старше, мы чаще обращались к самой Библии. Читали Евангелия от Матфея, Иоанна, Луки, авторов Ветхого Завета, и все один за другим делились своей верой с членами нашей семьи. Мы старались, чтобы встречи с ними протекали неторопливо, мы смаковали сказанное ими, читая каждый день по нескольку стихов. Ведь порой «наши гости» сообщали так много в немногих словах, что над этим требовалось поразмыслить. Каждый из семьи читал обычно по одному стиху, затем обдумывал его какое-то время и пересказывал своими словами. Таким образом даже младший из детей наравне со всеми участвовал в семейном чтении.

На протяжении примерно месяца «посещал» наши домашние богослужения Дэвид Вилкерсон со своей книгой, в которой рассказывает о том, как работал с подростками-наркоманами. Пожалуй, это было сильное «лекарство» для наших ребятишек, но ведь таков мир, в котором они живут. Торговля наркотиками — проблема, с которой сталкиваются уже и в младших классах. И детям следует знать о страшных последствиях этого развлечения. Но еще более важным нам представлялось то обстоятельство, что Дэвид Вилкерсон поделился с нами своей живой верой в то, что «нет такой цепи, которую Иисус не мог бы разорвать своей силой».

Мы обнаружили, что самое чтение Библии оживляется, если время от времени чередовать его с «приглашениями» в дом христиан прошлого и настоящего. Такие «визиты» служат иллюстрацией и наглядно свидетельствуют о применении на практике истин Священного Писания, так что богооткровенность его и реальность для всякого становятся более очевидными.

Молитва. Наших детей мы приносили Богу преимущественно в молитве; дальше мы особо остановимся на этом. Но когда мы учим детей молиться, молитва становится также средством представления Бога детям. Молясь, они познают Его как Того, Кто слушает, говорит и действует.

Однако, как мы в действительности можем учить наших сыновей и дочерей молиться? Существует ли некая секретная формула, которая откроет им действенность молитвы, предохранит от того, чтобы воспринимать ее как некую скучную механическую обязанность? Да, существует: ей соответствует проникнутая молитвой жизнь их родителей, которая невидимо стоит за их общей семейной молитвой. Она и только она вдохнет жизнь и реальное содержание в семейную молитву.

Беспочвенны тревоги, что постоянное участие в семейной молитве и в испрашивании благословения перед едой превратится для ребенка в лишенный жизни, автоматический ритуал. Если родители действительно веруют в Бога, преданы Ему и в высшей степени освящены, то этой опасности не существует; но если всем этим родители наделены недостаточно, то их попытки религиозного воздействия на детей будут безуспешны. Так что тем, кто одержим чрезмерным беспокойством, как бы молитва их детей не превратилась в бездушное действо, следует убедиться в том, не является ли их собственная молитва (если они вообще держатся этого обычая — молиться) таковой.

Неплохо вносить нотку разнообразия в семейную молитву. К примеру, в каждый из дней недели вы можете преимущественно сосредоточиваться в молитве то на одной, то на другой теме. Вот какой схемы мы придерживались одно время в наших недельных молитвах.

Понедельник: «Молитва веры». Каждый из членов семьи выбирает просьбу с целью получить ответ на нее до истечения недели. Важно уметь различать между разными видами молитвы, потому что каждый из них имеет свою цель и требует своего подхода. Если мы не вполне разбираемся в этом, то можем молиться достаточно усердно и тем не менее неверно с точки зрения данной ситуации. Молитва веры имеет своей целью получение непосредственного ответа. Она состоит из четырех этапов.

1. Решите, о чем вы хотите просить. При этом надо следовать ряду условий, и первое из них — чтобы тема, вопрос или просьба были, что называется, по вас.

Существует предание о гравере, служившем у Джорджа Вашингтона, который по утрам имел обыкновение уединяться в лесу для молитвы; этот человек был великим молитвенником и молился о ниспослании ему мудрости. Однажды он спросил: «Господь, зачем Ты сотворил мир?» — и получил ответ: «Маленький человек, это знание не по тебе, спроси о чем-нибудь менее значительном». Тогда он спросил: «Господь, а зачем Ты сотворил человека?» — и услышал в ответ: «Маленький человек, и это знание не по тебе, спроси о чем-нибудь поменьше». Гравер подумал и задал третий вопрос: «Господь, с какой целью сотворил Ты земляной орех?» И получил ответ: «Теперь ты спросил то, что в силах постичь». И ушел гравер из леса, ушел как человек Божий, как человек молитвы; он вернулся к себе в лабораторию, и там на протяжении времени открыл 153 способа использования земляного ореха, так что произвел подлинную революцию в сельском хозяйстве американского Юга.

Вы должны помочь детям выбрать для молитвы просьбу, которая «по ним». Смешно просить об обращении ко Христу коммунистов всего мира, когда мы и обычную простуду не всегда успешно лечим. Не следует относиться к молитве как к акту волшебства, скорее ее следует воспринимать как науку или искусство. Это то, чему нам надо учиться. В искусстве молитвы мы возрастаем. С практикой наша способность молиться увеличивается. И мы все чаще видим результаты наших молений. Люди, получающие ответы свыше, сосредоточенно и серьезно продолжают овладевать мастерством молитвы. Мы можем научить своих детей, как стать такими людьми, если со всей серьезностью включимся в эту работу. Но начинать каждый должен с того места, где находится, избирая темы для молитвы более или менее по себе.

А вот другой важный момент при выборе темы и цели молитвы: соответствует ли просьба, с которой я намерен обратиться к Богу, Его воле? Ведь Бог не противоречит Самому Себе. Мы не можем «выкрутить Ему руки», чтобы заставить сделать то, что Он делать не хочет, поэтому нам надо учиться понимать Божью волю и молиться в согласии с ней (1 Иоан. 5,14). Вещь эта настолько важна, что именно с нее и надо начинать, не оставляя ее напоследок. Если же вы завершаете ею молитву веры, то напрасно и молитесь. Ловили ли вы самих себя на этом? Вот вы молитесь и молитесь, вкладывая в молитву сердце и душу, и в самом конце добавляете: «Если будет на то воля Твоя». Поступая так, вы в сущности подрываете молитву веры. С таким же успехом вы могли бы вовсе не произносить ее. Этими словами — «Если будет на то воля Твоя» — Иисус никогда не заканчивал Свои молитвы. Он не сказал бы: «Встань со своей постели и ходи, если есть на то Божья воля. Если же нет, валяйся на ней, страдая, до конца жизни». Иисус поступал совсем наоборот. Прежде, чем произнести молитву веры, Он уже знал, что она соответствует Божьей воле.

Ну, а что же делать нам, когда мы таким знанием не располагаем? Да не молиться. Не просить о том, что Богу, возможно, не угодно. Лучше в таком случае просить о том, чтобы Бог дал вам понять, в чем состоит Его воля. Библия немало открывает нам о Боге, о личности Бога. Мы знаем, что Он — любящий Бог, что желает нам полноты во всем. Он хочет, чтобы все люди спаслись, придя к познанию Христа. Много основополагающих принципов объяснено нам. Так что и родители могут многое преподать своему ребенку о Боге, лишь помогая ему правильно выбрать цель молитвы и верно планировать ее.

Убедившись, что цель вашей молитвы угодна Богу, приступайте к ней с уверенностью, что Он с вами и хочет, чтобы вы успешно донесли до Него свою просьбу. Иисус учил нас молиться Господней молитвой так: «Да будет воля Твоя». Другими словами: «Да совершается воля Твоя». Это означает, что Божья воля не осуществляется непрестанно, независимо от того, молимся мы или нет. Иначе, зачем бы Он повелел произносить нам упомянутые слова? В каких-то делах и на нас лежит ответственность за то, чтобы помочь осуществлению Божьей воли. В книге Исайи 59,16 говорится о том, что Он искал и «дивился, что нет заступника». Ваши молитвы играют исключительно важную роль. Бог придает им большое значение. Осознав их крайнюю необходимость, мы должны передать это знание нашим детям.

2. Прибегайте к своему творческому воображению. Зрительно представьте себе, как преображаются человек или ситуация, о которых вы просите, в результате вмешательства Бога. Для чего нам надо прибегать здесь к воображению? А вот для чего: путь, ведущий к вере, сокрыт глубоко внутри нас. Вместилище его отнюдь не разум, направляющий наши сознательные действия. Разум уместно сравнить с рулевым колесом, которое само по себе источником движущей энергии не является. Она (т. е. энергия) поступает из затаенных глубин нашего существа, которым созвучны не столько рассудочные и логические, сколько зрительные и символические образы. Убедиться в этом нетрудно: спросите себя, к интеллектуальным ли концепциям или к «мысленным картинкам» вы прибегаете, мечтая? Конечно же, когда вы мечтаете, перед вашим мысленным взором возникают картины и символы. Они — язык упомянутых «глубин». Итак, на этих глубинных уровнях вашего сознания вы запечатлеваете образ некоей полноты, целостности, возникающих благодаря вхождению туда Бога. Это и открывает путь к вере, делает возможным движение Бога через вас, потому что ответ на молитву поступает через молящегося.

Личность ученого не становится одним из компонентов проводимого им опыта; ученый как бы отстранен от происходящего. В молитве же человек, «осуществляющий опыт», сам является каналом его проведения. Ответ проходит через него, направляясь на объект молитвы. Путь действия веры должен открываться внутри вас, молящегося.

Легче и быстрее понять это можно именно с помощью воображения. К примеру, вы молитесь о выздоровлении какого-то человека, который болен. Не старайтесь представить его себе на больничной койке, со сломанной ногой в гипсе, или желтолицым и исхудавшим, либо чего-нибудь в таком роде. Попытайтесь увидеть его выздоровевшим. Ибо сосредоточиваясь не на проблеме, а на ответе, не проблему видите, а ответ.

Множество молящихся информируют Бога о том, как ужасны сложившиеся обстоятельства. Но Он уже знает об этом и потому в подобной информации не нуждается. Ему нужна наша вера. Он говорит: «Мне нужен кто-нибудь, через кого Я мог бы дать Мой ответ».

3. Начинайте говорить. Формулируйте вашу просьбу. «Господи, пусть Твоя целительная сила истечет в моего друга Джонии и сделает его здоровым.., помоги мне быть спокойным и уверенным в себе, когда в четверг я пойду на экзамен…»

Когда вы говорите что-нибудь и произносите это с верой, то запечатляете произносимое на нескольких уровнях — на уровне вашего собственного сознания, на уровне сознания других людей, которые молятся вместе с вами, и нередко с поразительным эффектом, на уровне невидимого мира, тех невидимых сил, которые окружают нас.

4. Благодарите. В Рождественские дни некто подходит к вашим дверям и говорит: «Тут я принес для вас подарок». Вы не знаете, что в коробке, вы еще не открыли ее. Но если вы вежливый человек, то непременно скажете «Спасибо». Ваше «спасибо» означает, что вы принимаете то, что вам принесли, хотя о содержимом пока не знаете… Когда вы просите Бога ответить на молитву и говорите при этом «Благодарю Тебя», это значит, что вы принимаете Его ответ. Вы говорите: «Хотя я еще не вижу результата, Господи, я благодарю Тебя за то, что Ты отвечаешь на эту молитву». Не говорите более того, во что вы на самом деле верите. Существует разница между предложением и верой. К примеру, мы можем сказать, лишь предполагая это: «Господь, я понимаю, что человек, о котором я прошу Тебя, находится теперь в процессе исцеления». Но, увы! — вы видите, что больной по-прежнему болен… Сказанное вами было просто предположением. Если бы вы действительно имели веру, он, возможно, поправился бы.

Однако, большинство из нас может сказать с уверенностью: «Господь, я верю, что Твоя целительная сила уже действует в этом человеке, ведя его к выздоровлению… Я верю, что Твоя сила уже в действии: она ведет Сьюзен и Аниту друг к другу, чтобы снова сделать их друзьями…» Другими словами, то, что мы говорим, мы говорим с абсолютной верой в это и затем произносим «Аминь», что означает «Да будет так». А не «если будет на то воля Твоя». Когда же, высказав упомянутое, вы произносите «Если будет на то воля Твоя», то тем самым говорите: «Я не знаю, угодно Тебе это или нет, а потому не знаю, последует ли на мою молитву ответ», и этим подтачиваете веру. Ибо вера — это смелое, рискованное предприятие, призванное преодолевать ваши страхи и потенциальные сомнения; доверие Божьему Слову сопряжено с дерзновением.

Молитва веры является основной молитвой. Некоторые ее главные принципы вы будете применять, вознося на протяжении недели и иные молитвы.

Вторник: Молитва за членов семьи и родственников, где бы они в данное время ни находились. Каждый из молящихся называет одного из близких и просит об исполнении его особых нужд, каковы у того, наверное, имеются.

Среда: Молитва благодарения. «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих Имя Его» (Евр. 13,15). Отсюда видно, что наши жертвы духовные, которые в виде молитвы мы приносим ежедневно во Святое Святых, и в то же время можно выбрать день, в который эта хвала Богу будет особенно выраженной. Нужно достичь, чтобы молитва стала благоуханием нашему Небесному Отцу. Об этом мы читаем в Пс. 33,2.

Четверг: Молитва о миссионерах. Каждый выбирает себе миссионера и молится за него. Это способствует распространению семейной заботы о проникновении Царства Христова «во все концы земли».

Пятница: Молитва-исповедь. Каждый открыто исповедует один из грехов, который нарушил мир и гармонию в семье. Начинать родителям в таком случае может быть труднее, чем детям, которых обычно поправляют, обуздывают и наказывают в семье, а не старших. Однако, и родители нуждаются в прощении. И тут возникает обстановка, в которой ко всему, что раздражает и возмущает, можно подойти не с позиции гнева, осыпая друг друга упреками, а готовыми простить, проникшись исцеляющим светом прощения.

В одну из пятниц кто-то из наших детей растерялся и не мог вспомнить, в чем ему следует покаяться.

«Ну, хорошо, — сказал он, улыбнувшись, — вот моя грудь: бейте…» И голос его совести, которая молчала, неплохо заменили голоса его братьев и сестер! Однако, и родители могут в таких случаях не только напоминать, но и принимать напоминания с тем, чтобы исповедаться в совершенных прегрешениях или излить боль. Конечно, родителям следует при этом чутко наблюдать за тем, каким образом это делается, чтобы вовремя преградить путь духу дерзости и горьких обвинений. Только там, где это происходит в атмосфере любви, может родиться истинное и глубокое раскаяние.

Суббота: Молитва о церкви. Каждый берет себе один из аспектов воскресной службы — хор ли, воскресную школу, проповедь ли, святое общение, частные ли нужды отдельных членов конгрегации, словом, все из того, что диктуется нам жизнью и служением сообща в пределах Тела Христова, и молится об этом.

По воскресным дням служба в церкви обычно является заменой нашим регулярным в остальные дни семейным служениям, но за обеденным столом или вечером у камина мы поем Богу и воздаем Ему хвалу.

Знакомьте ваших детей с Богом посредством символов.

«И вы повяжете их как знак на руку себе и станете носить их как повязку на лбу. И напишите их на дверных косяках и на воротах домов ваших» (перевод — И.Ч.).

В зависимости от того, как мы украшаем наши дома, наши знания об Иисусе могут меркнуть и притупляться или оживать и активизироваться. Глубокие Божьи истины нередко превышают выразительные возможности человеческого языка. Посредством символа истина может быть подчас выражена и проще и глубже, чем с помощью простых слов. Христианские символы — это духовные окошки, сквозь которые пробиваются к нам лучи Божьей истины.

Если Иисус действительно в центре нашей семейной жизни, почему бы нам не отразить это в красиво написанном особенно ценном для нас месте из Священного Писания и укрепленном на видном месте.

Рассказывают об одной старой женщине, трое сыновей которой, к великому ее огорчению, сделались моряками. Как-то она делилась своей болью с человеком, зашедшим навестить ее, и все повторяла, что не понимает, почему они, все трое, избрали море.

«А давно ли у вас эта картина?» — спросил посетитель, указывая на большое полотно, висевшее на стене в столовой.

«О, давно, — откликнулась женщина. — Ее повесили здесь, когда сыновья мои были малышами».

«Вот вам и ответ», — сказал гость. Ибо на большой картине в столовой изображен был огромный корабль, смело разрезающий высокие волны, и капитан, который, расставив ноги, стоял на мостике с морским биноклем в руках и взглядывался в горизонт. Утром, днем и вечером, за каждой едой, мальчики подсознательно впитывали в себя это захватывающее чувство, которое сулила им сцена, изображенная на картине. Мало-помалу изображение, «без лишних слов», вселило в них страстную любовь к морю.

Повседневное домашнее окружение, привычная обстановка имеют колоссальное воздействие на растущего ребенка. И если мы хотим привить нашим детям знание духовных реальностей, то ценой небольших усилий и трат мы можем окружить их так, чтобы они взрослели, глядя «не на видимое, но на невидимое» (2 Кор.4,18).

4. Представляйте детей ваших Богу

В послании Евреям 7,25 говорится о высокой священнической роли Иисуса. Он осуществляет Божье попечительство о людях. В том, как Он это делает, и состоит главный способ, каким каждый священник приносит свой народ Богу. Смысл упомянутого стиха сводится к следующему: «Он вечно жив, чтобы ходатайствовать за них». Через молитвы-ходатайства отец-священник приносит своих детей Богу. И здесь важно осознать, что призванного быть «священником» Бог облекает духовным авторитетом. Его молитва сильна тем, что Бог возложил на него определенную ответственность. Да не посмеет он избегать этой ответственности из ложного чувства скромности. Упомянутая ответственность лежит прежде всего на отце, а в случае его отсутствия на матери. Призванный быть священником в своей семье, отец обязан почтительно, но смело представать перед Богом и приводить в Его присутствие каждого из своих близких. Окружив их со всех сторон своим могучим заступничеством, отец основывает благополучие всей семьи на незыблемой основе.

Семейная молитва — не просто красивый человеческий обычай, в ней условие процветания христианского дома, и условие это выдвинуто Самим Богом. Не практикуя ее, глава семьи не сумеет выполнить высоких обязанностей христианского мужа и отца. Всячески преуспеть он может только с помощью семейной молитвы. Многие внешние и внутренние обстоятельства могут быть против нас, но мужчина, который не преодолевает их, не осознал своей ответственности; он не знает о собственном достоинстве, ни о тех благословениях, которые должны излиться через него; он не имеет понятия о могущественной помощи Христа, назначившего его быть отцом.

Молитвы, которым мы учим своих детей, — неотъемлемая часть христианской жизни; с их помощью дети вступают в непосредственный контакт с Богом. Но служить подменой отцовским священническим молитвам они не могут. Ибо молитвы отца облечены особым авторитетом и призваны снискать для семьи все необходимое и защиту от зла.

Никто не может взять на себя эту отцовскую миссию. Ни посторонний человек, ни друг-христианин. Не должен глава дома перекладывать свои обязанности и на жену. Именно через него изливаются благословения на всех домочадцев его.

Молитвы, почерпнутые из книг, в сравнении с той, что идет от полноты отцовского сердца, неся к престолу Всемогущего желания и благодарения всего его дома, то же, что вода из бочки по сравнению с родниковой.

Но роль ходатая, облеченного священническими полномочиями, требует дисциплинированной молитвенной жизни. Родитель-священник, ведущий небрежную молитвенную жизнь, подобен солдату с заржавленным ружьем или стрелку из лука, тетива которого не натянута. Тот, кто не слишком близок с Богом, не получит от Него и значительных благословений для своей семьи.

5. Представляйте детей ваших Богу через молитву

В предыдущем разделе мы рассмотрели более или менее подробно молитву веры в том виде, в каком нам следует обучать ей наших детей. Теперь мы хотим вкратце рассмотреть некоторые другие виды молитв, благодаря которым личное общение отца с Богом углубляется и обогащается, вооружая его и укрепляя в священнической роли по отношению к его семье.

Молитва об указании и руководстве

Порой мы не знаем, в чем состоит Божья воля и, следовательно, должны просить Бога, чтобы Он раскрыл нам ее. Мы хотим знать, каковы Его планы в том или ином случае; зачастую прежде, чем приступить к молитве веры, нам надо помолиться молитвой об указании и руководстве. «Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день… Направляет кротких к правде и научает путям Своим» (Пс. 24,4-5.9).

Это, как видим, волнует псалмопевца; он хочет знать Божью волю, хочет следовать Его указаниям, и поэтому возносит молитву о руководстве.

Молитве этого рода должен предшествовать период ожидания. Вы становитесь перед Господом и спокойно ждете. Вы пребываете не в активном, а, скорее, в пассивном состоянии. И пробуете услышать. Приходилось ли вам когда-нибудь прислушиваться к слабому, едва различимому звуку? Вы говорите: «Не мышь ли скребется в углу?» И даже сдерживаете дыхание, стараясь расслышать получше.

Нам надо сохранять спокойствие в присутствии Божьем. Мы нуждаемся во внутренней тишине и в спокойной обстановке вокруг нас. В наш век это требует усилия. Вы удивились бы, если бы обнаружили, каким шумом обуреваемо все ваше существо. Между тем, если вы хотите услышать голос Бога, вам надо успокоиться. Илия слышал великий шум ветра, землетресения, бушующего огня. Но ни в ветре, ни в землетрясении, ни в огне Бога не было. Лишь после того, как весь этот страшный шум улегся, Бог стал говорить к Илии тихим голосом.

Проникшись чувством тишины и покоя, и вы излагайте вашу нужду: «Я хочу знать Твою волю в этом деле». Затем вы представляете самого себя полностью открывшимся перед Богом. В сущности, вы говорите Богу: «Господь, что касается меня, то я готов следовать любым путем, только был бы он угоден Тебе. Всей душой я готов принять Твои предложения».

Не молитесь молитвой об указании и руководстве прежде, чем не исполнитесь желания принять Божий ответ. Если вы предстаете перед Богом с сильным желанием поступить так, а не иначе, и говорите: «Вот ответ, который я хочу получить, Господь, скажи мне, правильно ли я намерен действовать» — то не получите ответа на молитву об указании. Предварительным условием для получения на такую молитву ответа является абсолютная готовность принять Божий путь. А пути Его на редкость созидательны и достойны удивления. Если вы молитесь с душой, абсолютно открытой для принятия Его указаний, вас неожиданно может осенить мысль, которая иначе никогда бы вам в голову не пришла.

Другими словами, вы должны с искренним желанием произнести: «Я пойду направо или налево, вперед или назад — только бы мне знать волю Твою». Лишь в случае полной готовности с вашей стороны принять Его волю Бог может открыть вам ее.

На последнем этапе вы благодарите Его, даже если ответ еще не получен вами. Дело в том, что он не всегда приходит в процессе молитвы. Нередко это случается позже. Только будьте готовы услышать его. Бог может ответить вам через случайно встреченного человека, который заговорит с вами как раз о том, о чем вы молились. И если у вас «есть уши, чтобы слышать», вы тут же поймете, что это и есть ответ, которого вы ждете. Вы можете получить его и при чтении Библии. А, может быть, в следующее воскресенье то, о чем вы молились, будет так или иначе затронуто в проповеди. Ответ может прийти и через обстоятельства, которые сложатся определенным образом, и через полученные вами впечатления. Много есть путей, которыми Бог может приблизиться к вам, вам нужна готовность слышать голос Его.

Молитва поклонения и хвалы

Этот род молитвы делает вас доступным Богу. Не случайно с нее, концентрирующей наше внимание на Боге, практически начинаются церковные службы. Ведь человек расположен сосредоточиваться на самом себе.

Когда же мы совершаем молитву, мы находимся во святилище перед лицом Господа. Тут очень помогают места из Библии, которые восхваляют Господа. Вся молитва представляет разговор с Богом в Его постоянном присутствии.

Молитва — ходатайство

Она очень похожа на молитву веры; многие молитвы веры являются одновременно и молитвами-ходатайствами, просто потому, что мы возносим их о ком-то другом. Но произнося их, мы открываем одну вещь: нередко мы молимся о людях, как о чем-то постороннем по отношению к нам. Даже, к примеру, когда мы молимся об исправлении дурного характера одного из наших детей. Замечали ли вы, что молитвы эти, как правило, не особенно успешны? И, видимо, потому, что мы вносим в них элемент осуждения, подрывающий силу молитвы.

Вот соображение, которое может оказаться полезным: когда вы хотите помолиться о чьей-то нужде, зрительно представьте самого себя как бы вбирающим в собственное существо этого человека — прежде, чем начнете молиться о нем. Вас охватят новые чувства по отношению к нему. Он более не посторонее для вас лицо, он в вашем сердце, и вы заодно с ним. Вы молитесь, и Бог с вами, в вас, и в вашем сердце производит взаимодействие между Ним и этим человеком. Вместо того, чтобы направлять молитву на людей, «пребывающих вовне», вы вбираете их в себя и позволяете Богу, который в вас, приступить к изменению ситуации. И поразительно, как начинают исправляться чувства осуждения и критицизма, коль скоро вы максимально приблизите к себе человека, о котором молитесь. Ведь трудно судить того, кто находится в вас самих. Удерживая его в себе, начинайте молиться о нем. Ваше отношение к нему станет намного добрее и любовнее, а любовь — преобразующая сила. Это простой умственный прием, который делает молитву-ходатайство более эффективной.

Молитвы мгновенные, насущные

Посреди рабочего дня вы поспешно произносите молитву. Вы не можете отвести на нее целых полчаса. Но произнести ее прямо сейчас требует сложившаяся обстановка.

Конечно, такие мгновенные молитвы бывают, как правило, успешны только тогда, когда уходят корнями в стойкую молитвенную жизнь просящего. Если для него, т.е. для просящего, вознесение хвалы и молитвы — неотъемлемая часть его повседневной жизни, тогда он может рассчитывать на Божью помощь и в срочной, непредвиденной нужде.

Вот сцена, описанная в книге пророка Неемии, в начале второй главы. Неемия подает царю чашу с вином. «И сказал мне царь: «Чего же ты желаешь?» Я помолился Богу небесному» (2,4). Как видим, Неемия не встал на колени и не молился полчаса в присутствии царя. Он, так сказать, с ходу вознес Богу мгновенную насущную молитву, потому что хотел, чтобы ответ, который он даст царю, был ему подсказан Богом. И Бог ответил на эту мгновенную молитву Неемии.

Вообще же вы не можете «ухватить Бога набегу». Вам надо хотеть находить время, необходимое для того, чтобы войти в Его присутствие. Ваши мгновенные молитвы, произнесенные в суматохе дня, черпают свою силу из того, другого, времени, которое вы отводите исключительно для беседы с Богом. Но если вы пытаетесь свести свою духовную жизнь лишь к мимолетным молитвам, наскоро вознесенным к небу, не рассчитывайте, что Бог станет откликаться на них.

Молитва — это глубокое и многообразное переживание.

Она требует времени, усилий, преданности Богу. Но невозможно провести время более благотворно, чем в молитве, и нет преданности, которая была бы вознаграждена полнее. Обетования Божьи так же велики, как Его безграничная любовь: «Все, чего ни будете просить в молитве…» (Map. 11,24).

По мере включения в строго упорядоченную молитвенную жизнь вы будете сталкиваться с тем, что мешает или, напротив, помогает молитве, т.е. с тем, что препятствует получению ответа на нее, либо способствует получению этого ответа.

Помехи молитве

Одной из значительных помех молитве является чувство негодования или дух непрощения.

Дело в том, что законы молитвы так же незыблемы, как привычные нам законы физики или химии. И здесь, как и там, ряд вещей просто не может произойти, если не будут соблюдены определенные условия. Иисус говорит в Евангелии от Марка 11,24: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Но затем в стихе 25 Он продолжает: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши». Это и есть закон: Если вы не прощаете, то и Бог не может простить. И не потому, что Он не хочет простить, не потому, что Он ожесточается сердцем против вас и ждет, чтобы прежде, чем Он сделает, сделали вы. Вовсе нет. Просто таково действие закона прощения.

Вы не можете быть прощены, если сердце ваше «замусорено» гневом и возмущением. Коль скоро обстоятельства или человек вызывают у вас негодование, либо обстановка складывается так, что причиняет вам боль, вам надо что-то делать с обуревающими вас недобрыми чувствами. Ибо пока вы не предпримите каких-то мер против них, ваша молитва не может быть успешной.

Как-то одна женщина рассказала нам, что пережила из-за своей дочери. Та ушла из дому и вышла замуж, не спросив ее согласия. Сердце матери было исполнено возмущения. И ей казалось, что оно вполне справедливо. Ведь она воспитывала девочку одна, без отца, который погиб на войне. И вот теперь дочь оказалась такой неблагодарной… Мать была достаточно проницательной, сильной в молитве женщиной, чтобы осознать, что она сама утратила контакт с Богом. В конце концов она обратилась к священнику в своей церкви: «Сделайте вы что-нибудь. Я не могу вновь обрести Бога». Какое-то время она пробыла у цер- j ковного алтаря, и там вдруг охватило ее потрясающее внутренее прозрение касательно силы прощения, заключенной во Христе, в особенности очищающей силы Его крови. Она говорила, что пережила такое ощущение, будто Бог явился к ней с гигантским пылесосом, в который полностью всосал гнев и обиду, теснившие ее сердце.

В порыве этого удивительного чувства очищения от горького негодования она глубже осознала и природу его. Она прежде всего увидела, что негодование было ее грехом. То, что сделала дочь, касалось ее и Бога. Но что до нее, то ее возмущение поступком дочери было грешным чувством. А затем откуда-то из глубины пришло еще одно удивительное прозрение: «Свой контакт с Богом, свое примирение с Ним ты можешь утратить лишь по причине собственного греха, а не греха, совершенного кем-то другим». Подумай об этом. Если ты потеряла покой, если потеряла примирение с Богом из-за поступка, совершенного кем-то, присмотрись к ситуации внимательнее. Тот, другой, человек не может отнять у тебя твой мир. Лишить его может тебя только собственный грех. Что ни делали люди в отношении Иисуса, мир никогда не покидал Его души. Он никогда не терял контакта с Отцом. Никогда не допускал, чтобы возмущение овладело Им.

Другое препятствие молитве — в чувстве вины. В Псалме 65,18 говорится: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». Если мы затаили в себе нечто, если есть у нас скрытый ото всех обычай или привычка, о которых мы знаем, что они противоречат воле Божьей, то на веру нашу это действует как короткое замыкание в цепи, препятствующее прохождению по ней тока. Почему? Да потому, что глубоко внутри нас, независимо от того, насколько мы осознаем это, живет убеждение в собственной неправоте. В глубине души мы не придаем ни малейшего значения своим же доводам. Вы можете говорить: «Да, но ведь это совершенно необычные обстоятельства». Вы можете убеждать себя принять это. Вы можете убедить в этом своих друзей. Все это может звучать весьма приемлемо. Но в глубине души (мы можем также сказать — духом своим) мы не поддаемся собственным доводам. Там, в глубине, мы знаем, что Бог говорит о грехе и вине. «Дверь», в которую проходит молитва, плотно захлопнута, и вы никак не сумеете открыть ее, пока не разрешите свою проблему.

Препятствовать молитве может и сомнение. Ведь единственной основой молитвы является вера в Божье Слово и доверие ему. Вот ключ к ней: что Бог говорит? Не что человек говорит и не что я думаю, а что говорит Бог? Мартин Лютер молился так: «Пусть свершится не по заслугам моей молитвы, но по верности Твоей истины». И вот здесь нам приходится перестраивать наше подсознание, потому что именно в нем коренятся многие наши сомнения. Сознание наше может говорить нам: «О, я верю! Вера моя по—настоящему велика!» Но из подсознания до нас доносится вопрос: «Так ли это?» Ибо в нем, в подсознании, погребались, начиная с детских лет, все наши страхи и сомнения, всякая терзающая нас неуверенность и неопределенность. И в одночасье измениться этому невозможно. Изменение наступит лишь в процессе перестройки и нового опыта.

Тут-то и нельзя не вспомнить учения о так называемом позитивном мышлении. Глубины нашего сознания откликаются на мысли и предположения положительного характера. Вы принимаетесь говорить себе в процессе молитвы размышления и чтения Писаний (читай их вслух!), что «Богу можно доверять, вы можете положиться на Бога!» Если вы продолжаете «питать этими мыслями компьютер вашего подсознания», то рано или поздно способность верить укрепится в нем. Это довольно просто, но требует времени! Сразу этого не происходит. В один день вера не вырастает.

Но вот Господь вручает нам «дар веры» (1 Кор. 12,9). Глубины нашего существа внезапно проникаются этой верой, идущей от Самого Бога. Это совершенно особое состояние. Каждый день оно не повторяется, потому что получаемое нами — Божий дар. Вера же, о которой мы говорим здесь, подобна медленно созревающему плоду, и в процессе ее роста мы доверяем Богу все больше и больше.

В Псалме 15, стих 7, содержится удивительное откровение относительно воздействия Бога на глубинные уровни нашего сознания. В нем говорится: «Благословляю Господа, вразумившего меня; даже и во сне учит меня сердце мое» (перевод частично мой — И.Ч.). Ваше сознание охвачено сном, но подсознание не спит никогда. Если вы серьезно относитесь к этому — так, как следует христианину, если поступаете подобно ученому или специалисту, которые уделяют время и отдают самих себя избранному ими предмету, то вы и просыпаться станете в молитвенном состоянии, и вы обнаружите, что, оказывается, молились в глубине души, молились, пока спали.

На пути дохождения нашей молитвы вырастает препятствие и тогда, когда мы молимся о чем-то неугодном Богу. Мы подчеркивали, насколько это важно — познавать Божью волю, когда говорили о молитве веры. Соответствие молитвы воле Его — главное условие для ответа на нее (1 Иоан. 5,14). С другой стороны, может быть и так, что просимое нами не соответствует установленной Богом «первоочередности», Его, так сказать, расписанию. То, о чем вы просите, возможно, и не противоречит Божьей воле, но дело в том, что вы молитесь о «номере три», не помолившись о «номере один». Или о чем-то, что Бог намерен совершить через два месяца, тогда как вы хотели бы, чтоб это произошло прямо сейчас.

К примеру, вы молитесь о выздоровлении кого-то из детей, страдающего серьезным почечным заболеванием. Но, возможно, как средство исцеления Бог хочет использовать всю ситуацию, сложившуюся в вашем доме; может быть, Он намерен каким-то образом увязать между собой все виды взаимоотношений в вашей семье, включив их в процесс исцеления. Вы подобны младшему помощнику плотника, озабоченному лишь тем, чтобы прибить друг к другу две доски, тогда как плотник-распорядитель исходит в своих действиях из того, каким должен быть возводимый им дом. Существуют какие-то частности, которые необходимо привести в порядок для того, чтобы работа в целом могла быть успешно выполнена. Так что, если ответ на нашу молитву задерживается, это вовсе не обязательно означает, что Бог не отвечает или не хочет ответить на нее. Порой это может значить, что Он руководствуется соображениями, неизвестными нам.

Наконец, препятствием прохождению молитвы может служить и противодействие сатаны. Он, ведь, не лишенный как известно, силы сопротивляется всему, что делает Бог. И нам приходится считаться с этим. Помните о молитве Даниила, на которую сразу не было отвечено? Но когда ангел Господень пришел к нему с ответом, то сказал: «Не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя перед Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим» (Дан. 10,12). Не правда ли, чудесное свидетельство о Боге, отвечающем на молитвы! Однако, далее ангел объясняет Даниилу, почему он замедлил с ответом: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я оставил его там при князе Персидском» (Дан. 10,13; перевод частично исправлен мною — И.Ч.). Конечно, ангел говорит здесь не о земном князе, а о демонической силе, контролирующей ту часть земли, где расположена Персия; он имеет в виду тех, кого Павел в послании Ефесянам 6,12 называет «начальствами, мироправителями тьмы века сего», «духами злобы поднебесной». Архангел Михаил — один из руководителей небесного воинства. Так что здесь мы видим пример молитвы, на которую не было отвечено «обычным» путем; ибо демоническая сила, противостоящая Богу, на протяжении двадцати одного дня не давала ответу на нее дойти до земли, пока, наконец, не явился Михаил, который вступил в бой с «духом злобы», и тогда ангел, несущий ответ, сумел пробиться к Даниилу.

Какое же множество ответов «повисает» на полпути к земле, в ожидании веры, которая силой своей «притянула» бы их к возносящим молитвы. Ибо в вере и молитве содержится великая сила, побуждающая Бога к действию. Вот почему Иисус приводит две притчи, убеждая нас быть настойчивыми в молитвах, поскольку ответы на них нередко не приходят тотчас (см. Лук. 11,5-13; 18,1-8).

Помощь в молитве

Если вы действительно серьезно относитесь к молитве, сделайте ее неотъемлемой частью своей повседневной жизни, и вы увидите, что больше не живете, опираясь на собственные силы и таланты. Изо дня в день вы станете уповать на Божью силу.

Прежде всего: каждый день выделяйте какое-то время, чтобы провести его наедине с Богом. Поступая так, вы приучаете себя к упорядоченной, дисциплинированной духовной жизни, вы занимаетесь духовной тренировкой, подобно тому, как спортсмен занимается тренировкой физической. Когда вы наблюдаете за ним, блестяще выступающим в спортивных соревнованиях, то ведь видите его лишь в краткие минуты действия. Вы, однако, знаете, что им предшествовала длительная и трудная программа тренировок в рамках суровой дисциплины, а если бы не это, то никогда бы не выступить ему со столь блестящими номерами. Так и в духовной жизни: моменты вашей действительной встречи с Богом, моменты, когда вы получаете ответы на свои молитвы, были бы невозможны, если бы, неизменно подчиняясь установленным для себя правилам, вы не проводили бы ежедневно спокойное время наедине с Богом. Это совершенно необходимое условие. И если вы не желаете выполнять его, то без особого ущерба можете вообще не молиться. Ибо понятие «молитвы» останется для вас скорее чем-то, о чем вы периодически слышите со стороны, чем тем, что переживаете непосредственно.

Любое дело требует вашего времени. И нет лучшего способа проверить, какое значение вы придаете тому или иному делу, чем, взглянув на ваш календарь, установить, сколько времени вы собираетесь уделить ему. Для того, что считаете важным, вы времени не пожалеете. По тому, сколько времени вы отводите на общение с Богом, можно с уверенностью судить, насколько важным для себя вы считаете это общение. И опять-таки: в оценке этого не ошибется ваше подсознание. Вы говорите: «О, я верю в Бога и хочу служить ему, просто я слишком занят, чтобы молиться». «Все ясно, — фиксирует ваше подсознание. — Это лишь маска. Серьезного значения для тебя Бог не имеет. Так оно и есть: для того, что на самом деле считаете важным, вы время найдете. Правило это ненарушимо. И если в отношениях с Богом вы будете держаться его настолько твердо, насколько это возможно для человека, то скоро в вашей жизни наступят поразительные изменения.

Второе: если это возможно, присоединитесь к группе людей, серьезно относящихся к молитве. Не говоря уж о том, что вы станете учиться у других, в групповой молитве содержится особая сила, и в отношении ее даны особые обетования.

И последняя вещь, которую необходимо помнить: сила, которой облечено имя Иисуса Христа. Иисус сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16,23). Что это значит — молиться во имя Иисуса? Это значит обращаться к Отцу не с позиции собственного «я», а исходя из того, кем является Иисус».

Представьте, что к вашей двери подходит полицейский и говорит: «Откройте во имя закона!», Если бы он сказал: «Откройте, это Джордж Мерфи!» — вы вправе были бы откликнуться: «А кто это такой, Джордж Мерфи?» Но услышав «Откройте во имя закона!» вы моментально сознаете, что это значит. Вы сознаете, что за человеком в форме, требующим открыть дверь, стоит вся система правосудия, и вы должны открыть не ему, человеку, но тому, что он представляет, что стоит за его спиной.

Когда вы произносите молитву во имя Иисуса, вы говорите с Богом и со всеми силами Небесными от имени Сына Божьего. И это означает, что в этой молитвенной ситуации вы действуете как Его представитель. В имени Иисуса заключается громадная сила. Если вы сознаете, что только Иисус является той основой, отталкиваясь от которой вы можете войти в присутствие Божие со своими молитвами, то врата веры распахиваются для вас. В противном случае мы легко сворачиваем в привычную колею рассуждения такого рода: «Ну, сегодня день мой прошел неплохо: я занимался с детьми, ни на кого не разозлился, попав по дороге домой в «пробку». И вы принимаетесь молиться с «чистой совестью», думая: «Уж сегодня-то Бог мной доволен». Пусть так, пусть вы, в сущности, правы, однако, это не причина, по которой вам может быть открыт доступ к Небесному Трону, ибо только на основании того, кем является Иисус, и того, что вы отождествляете себя с Ним, открывается вам этот доступ. Иисус, сказавший «Я есмь путь» (заметьте, что Он не сказал: «Я есмь один из путей, но «Я есмь Путь»), и является единственным для нас доступом к Богу, поэтому через Него я могу прийти к Богу и тогда, когда день у меня выдался отвратительный. Я могу прийти и сказать: «Вот я, Боже. Я — Твое дитя, Твое трудное дитя. Я, однако, знаю, что то, что сделал Иисус, сделано было для меня, и поэтому я прихожу к Тебе». И по мере того, как вы принимаетесь размышлять и возносить хвалу Богу, вы открываете, что Он и в этот отвратительный день тоже принимает вас! Принимает на том же самом основании, на каком принимал и в хороший день, т. е. на основании того, кем является Иисус и поскольку вы отождествили себя с Ним.

Личная аудиенция у царя Вселенной — вот что такое молитва. И Бог хочет, чтобы мы пользовались ею для своего блага и для блага наших семей.

6. Представляйте ваших детей Богу через благословение

В семейные богослужения вполне могут быть включены и благословения по тому или иному поводу. Скажем, по поводу начала нового учебного года, перед отправлением семьи в отпуск, в связи с каким-то особым событием в жизни ребенка, по случаю больших христианских праздников, отец в молитве может просить особое благословение для членов своей семьи.

Если ребенок заболел, то родители в молитвах своих должны принести его в исцеляющее присутствие Иисуса. В случае серьезного заболевания они могут просить присоединиться к их молитве и других членов Тела Христова. Но обычные детские заболевания побеждаются исполненными веры молитвами отца и матери, потому что Бог облек их той духовной властью, которой им предназначено пользоваться в интересах их детей. Это, конечно, не означает, что родителям не следует в случае необходимости прибегать и к медицинской помощи хотя бы потому, что Бог дает исцеление многими способами, медицинскими так же, как духовными. Что касается обращения к врачам, то это едва ли следует подчеркивать, поскольку свою ответственность за физическое и материальное благополучие детей, родители, как правило, осознают. Менее осознают они свою ответственность, а заодно и власть, и силу, которые Бог дал им в духовной области. Когда родители взглянут на свою священническую роль так, как смотрит на нее Бог, в жизни их детей не останется ни одной области, на которую не излились бы через них благословения Господни.

Отец! Мать! Бог призвал вас быть священниками для ваших детей. Через исполнение вами этой миссии Иисус войдет в повседневную жизнь вашего дома. И уже здесь, на земле, вам и вашим детям будет дано предвкушение небесных переживаний. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17,3).