12. Опасайтесь чрезмерной снисходительности к детям

Я перечислил немало советов, но думаю, что именно этот совет труднее всего правильно применить. Для человека естественно быть нежным и чувствительным к своей собственной плоти, и мы должны опасаться чрезмерности в проявлении этой нежности и любви.

Обращайте также свое внимание на то, чтобы эти чувства не сделали вас слепыми по отношению к ошибкам ваших детей и глухими ко всем советам по этому поводу. Следите также за тем, чтобы они не сделали вас снисходительными к их плохому поведению вместо того, чтобы, причинив им боль, предпринять необходимые в этом случае меры по их наказанию и исправлению.

Я хорошо знаю, что наказание и исправление ребенка — это неприятные вещи. Действительно, нет ничего более неприятного, чем причинять боль и вызывать слезы у тех, кого мы любим. Но пока мы имеем такие испорченные

сердца, тщетно надеяться на то, что детей можно воспитать без применения к ним необходимых мер исправления.

Слово «испортить» — очень выразительное слово, полное печального смысла. Самый быстрый способ испортитьдетей-это разрешить им идти своим собственным путем и позволить поступать неправильно, не наказывая их за это. Поверьте мне, вы не должны допустить этого, каких бы страданий это вам ни стоило, если только вы не желаете искалечить души ваших детей.

Если вы не наказываете детей, когда они не правы и упорны, вы причиняете им ужасное зло

Вы не можете сказать, что Писание не высказывается конкретно и определенно по этому вопросу. Прочитайте внимательно следующие библейские тексты:

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24);

«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18);

«Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него» (Притчи 22:15);

«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Притчи 23:13-14);

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притчи 29:15,17).

Посмотрите, насколько сильны и убедительны эти тексты! Как печально осознавать тот факт, что многие христианские семьи не знакомы с ними! Их дети нуждаются в порицании, но оно вряд ли применяется по отношению к ним; они нуждаются в исправлении, но это также едва ли происходит.

Однако книгу Притчей Соломоновых нельзя назвать устаревшей и не подходящей для христиан. Она богодухновенна и, несомненно, полезна. Эта книга Священного Писания дана нам для того, чтобы мы изучали ее так же, как и Послания апостола Павла к римлянам и ефесянам. Очевидно, что верующий, который воспитывает своих детей, не обращая внимания на советы, исходящие из этой книги, считает себя мудрее и выше того, что написано в ней Духом Святым, и, конечно же, он сильно заблуждается.

Отцы и матери, я хочу показать вам, что если вы не наказываете своих детей в тех случаях, когда они не правы и упорны, то тем самым вы причиняете им ужасное зло. Этот родительский грех является, образно говоря, той опасной скалой для плывущих в жизненном море святых Божьих людей, которая во все времена слишком часто приводила их к кораблекрушению в вере (1 Тимофею 1:19). Я считаю себя обязанным убедить вас быть мудрыми и остерегаться этого.

Давайте рассмотрим библейскую историю об израильском священнике Илие. Его сыновья Офни и Финеес поступали нечестиво, а он «не обуздывал их» (1 Царcтв 3:13). Со своей стороны Илий воздействовал на них всего лишь скучными и равнодушными упреками, в то время как он, как говорит Писание, должен был бы резко обличать их. Другими словами, он почитал своих сыновей более, чем Бога. И чем же все это закончилось? Еще при своей жизни он услышал о смерти обоих своих сыновей в сражении (1 Царств 2:22-29; 3:13), и «его седые волосы с печалью сошли в могилу».

Не позволяйте ребенку считать, что его желания — это самое главное

Рассмотрим также библейский пример с израильским царем Давидом. Кто может без боли читать рассказ о его сыновьях и их грехах? Грех кровосмешения Амнона; убийство Авессалома, который на почве гордости поднял мятеж против своего отца Давида; Адония и его амбициозные планы — воистину, все это было мучительными душевными ранами для человека, которого Бог назвал «мужем по сердцу Своему» (1 Царств 13:14).

Но не было ли все это следствием ошибок со стороны самого царя Давида, допущенных им в воспитании своих детей? Боюсь, что в этом вопросе не может быть никакого сомнения. Я нахожу ключ к разгадке всего этого в библейском повествовании, где говорится об Адонии — одном из сыновей Давида — следующее: «Отец же никогда

не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (3 Царств 1:6).

Такое воспитание детей явилось причиной всех последующих несчастий в жизни этой семьи. Давид был слишком снисходительным отцом — отцом, который позволял своим детям идти своим собственным путем, и ему пришлось пожинать жатву, соответствующую тому семени, которое он посеял.

Родители, яумоляю васради ваших детей, остерегайтесь чрезмерной к ним снисходительности. Я призываю вас помнить о том, что ваша первая обязанность — это считаться с их насущными интересами, а не с их прихотями и пристрастиями. Ваша обязанность — воспитывать, а не потакать им; приносить пользу, а не просто угождать их желаниям.

Вы не должны потакать каждому желанию и капризу детского ума вашего ребенка, несмотря на свою большую любовь к нему. Вы не должны позволять ему считать, что его желание — это самое главное; что стоит ему только захотеть чего-нибудь, и это его желание будет тут же исполнено. Я умоляю вас, не делайте своих детей своими идолами, в противном случае Богу придется забрать от вас вашего идола или разрушить его только лишь для того, чтобы показать вам ваше безрассудство.

Научитесь говорить своим детям «нет!» Покажите им, что вы можете отказать им в том случае, если считаете, что это не приемлемо для них. Покажите, что вы готовы наказать их за непослушание, и что когда вы говорите о наказании, то готовы не только угрожать им, но также и привести эту угрозу наказания в исполнение.

Однако, неугрожайтеимслишкомчасто*). Проступкии недостатки ваших детей будут проявляться очень долго, если против них будут предприниматься только одни угрозы. Наказывайте своих детей как можно реже, но по-настоящему и всерьез. Частое и легкое наказание, безусловно, является никуда не годной системой воспитания**).

Остерегайтесь и не допускайте того, чтобы небольшие проступки ваших детей с вашей стороны проходили незамеченными, чтобы вы не думали о таких проступках: «Это неважно». Нет ничего незначительного в воспитании детей — здесь все важно. Маленькие сорняки также необходимо выдергивать, как и большие. Оставьте их расти, и вскоре они станут большими.

Дорогие читатели, если и есть какой-либо вопрос, заслуживающий вашего особого внимания, то, поверьте мне, что это вопрос о наказании ваших детей. Я знаю, что он доставит вам много беспокойства. Но если вы не примете на себя эти беспокойства, пока ваши дети еще маленькие, *) Некоторые родители и няни имеют обыкновение по всякому незначительному поводу, а часто и вовсе без какой-либо на то причины, говорить о своем ребенке — девочке или мальчике: «Испорченный ребенок». Это очень неразумная привычка. Слова обвинения никогда не следует использовать, не имея на то достаточной причины.

**) Относительно наилучшего способа наказания ребенка не может быть установлено общих правил. Характеры детей настолько различны, что суровое наказание для одного ребенка может оказаться вообще не наказанием для другого. Единственное, что я хотел бы сказать, так это заявить свой решительный протест против современной теории, утверждающей, что ребенка вообще нельзя наказывать физически. Несомненно, что многие родители применяют телесное наказание слишком часто и делают это слишком жестоко; но, в то же время, многие другие родители, как мне кажется, используют его слишком редко.

то эти дети обязательно доставят вам их, когда вырастут и станут большими. Выберите сами то, что вы предпочитаете иметь.