2. Нежность, любовь и терпение

Я ни в коем случае не имею в виду то, что обращаясь со своим ребенком таким образом, вы должны считать его полностью сформировавшейся личностью, но просто полагаю, что вы должны дать ему понять, что любите его.

Любовь, подобно серебряной нити, должна пронизывать все ваше поведение. Доброта, мягкость, долготерпение, выдержка, настойчивость, сочувствие, желание вникнуть в детские проблемы, готовность принимать участие в детских радостях — все это, образно говоря, есть те верви, с помощью которых легче всего вести ребенка. Это те путеводные нити, которым вы должны следовать, чтобы найти путь к его сердцу.

Жестокое обращение с детьми расхолаживает их и ведет к замкнутости.

Даже среди взрослых людей можно найти лишь немногих, кого легче заставить, нежели привлечь. В

наших душах присутствует нечто, что восстает против принуждения. Мы выпрямляем наши спины и напрягаем наши шеи при одной только мысли о необходимости принудительного повиновения. Мы похожи на молодых необъезженных лошадей в руках дрессировщика: если обращаться с ними мягко и доброжелательно, то можно многого достигнуть, и со временем ими можно будет управлять даже с помощью тонкой нитки. Если применять к ним грубость и насилие, то вам потребуется много месяцев, прежде чем вы вообще достигнете хоть какой-нибудь власти над ними.

Детские сердца представляют собой точно такую же почву в вопросе их воспитания, как и взрослые. Суровое и жестокое обращение с детьми расхолаживает их и даже ведет к обратному результату. Оно закрывает их сердца, и впоследствии вы утомитесь в поисках двери, чтобы снова найти доступ к сердцам своих собственных детей. Но дайте детям только увидеть ваши нежные чувства к ним; увидеть то, что вы действительно желаете сделать их счастливыми и на самом деле делаете им добро. Что даже если вы наказываете их, то делаете это для их же блага. Что, подобно пеликану, вы бы отдали кровь из своего сердца, чтобы напитать их души, — дайте им только возможность увидеть все это, и, я убежден, очень скоро их сердца будут принадлежать вам. Но добиться этого можно только добротой, ибо только так можно завоевать их внимание.

Очевидно, наш здравый рассудок сам по себе должен подсказать нам такой образ действий. Дети — слабые и нежные создания, и, являясь таковыми, они нуждаются в терпеливом и деликатном обращении с ними. Мы должны относиться к ним бережно, как к хрупким механизмам, чтобы грубым прикосновением не принести им больше вреда, чем пользы. Они подобны молодым побегам, которые необходимо поливать аккуратно, делая это часто, но каждый раз понемногу.

Ничто не может компенсировать в процессе воспитания детей отсутствие нежности и любви.

Мы не должны ожидать, что все у нас получится сразу. Мы также должны помнить, какими слабыми созданиями являются дети, и поэтому учить их нам следует таким образом, чтобы они были способны понести то, что мы на них возлагаем. Их души подобны куску металла, который не нужно сразу грубо ковать и немедленно пытаться сделать для чего-то пригодным. Воздействовать на него следует последовательными, несильными ударами молотка.

Восприятиедетей напоминает сосуд сузким горлышком: в этот сосуд познание нужно наливать постепенно, так как

иначе большая часть его будет пролита и утеряна. «Штрих за штрихом, наставление за наставлением, здесь немножко и там немножко», — таким должно быть правило, которым нам следует руководствоваться. Точильный камень совершает свою работу медленно: лезвие косы делается острым, если его многократно тереть о точильный брусок. Поэтому в воспитании ребенка мы, безусловно, нуждаемся в терпении, без которого нельзя сделать ничего полезного.

Ничто не может компенсировать в процессе воспитания детей отсутствие нежности и любви. Служитель может говорить об истине, которая сокрыта в Иисусе Христе, провозглашая ее ясно, убедительно и неопровержимо, но если он говорит об этом без любви, то сможет приобрести только очень немногие души. Точно так же вы можете установить для своих детей все необходимые обязанности: дать им соответствующие заповеди, сделать надлежащие предупреждения, предусмотреть необходимые наказания и привить им разумные правила поведения. Но если в вашем обращении с детьми не будет доставать любви, то все ваши усилия будут напрасны.

Любовь является одним из великих секретов успешного воспитания детей. Гнев и строгость могут устрашить ребенка, но они не смогут убедить его в том, что вы правы. Если он будет часто видеть, как вы теряете контроль над собой, то очень скоро вы потеряете его уважение. Отец, который разговаривает со своим сыном так, как разговаривал израильский царь Саул со своим сыном Ионафаном (1 Царств 20:30), не может надеяться на то, чтобы сохранить влияние на душу своего сына.

Усердно старайтесь сохранять и поддерживать в своих детях чувство привязанности к себе. Очень опасно заставлять ребенка бояться вас. Пусть в отношениях между вами и вашим ребенком будет все, что угодно, но только не скрытность и принужденность, которые являются результатом страха. Страх — это конец открытости, страх порождает утаивание, страх сеет семена лицемерия и ведет ко всякой лжи. Сокровищница истины содержится в словах апостола Павла, обращенных к колоссянам: «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали» (3:21). Давайте не будем пренебрегать советом, содержащимся в этом стихе.