9. О смерти великого воина

Заглавие

«Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида» (в англ. вместо «по смерти Лабена» — «на Мут-лаббен». — Примеч. ред.). Значение этого заглавия туманно. Оно может означать либо мелодию, на которую пелся данный псалом, либо музыкальный инструмент, название которого ныне забыто, либо Бена, левитского певца, упомянутого в Первой книге Паралипоменон, 15:18. Если верно одно из этих предположений, то данное заглавие не содержит для нас ничего важного, разве что указывает на то, как Давид заботился о благочинии в богослужении. Однако многие ученые мужи полагают, что значение этого заглавия глубже, чем может показаться. Оно означает, что псалом посвящен смерти Сына. В халдейском переводе название этого псалма звучит так: «О смерти великого воина, который прошел между станами». В нем идет речь о Голиафе из Гефа или о другом филистимлянине, смерти которого Давид посвятил этот псалом. Из тысячи догадок эта сочетается с содержанием псалма не хуже прочих, и мы предпочитаем именно ее. Кроме того, она позволяет нам увидеть в седьмом стихе победу Сына Божьего над князем зла, заклятым врагом душ наших. Перед нами, очевидно, гимн ликования, который подкрепляет веру воинствующего верующего и придает мужества ослабевшему святому, когда он видит Победителя, на одежде и на бедре которого начертано: «Царь царей и Господь господствующих».

Порядок псалмов

Бонар отмечает: «Порядок следования псалмов достоин внимания. Неизвестно, совпадает ли нынешний порядок с тем, в котором он был дан Израилю, или же по вдохновению от Господа более поздний редактор, возможно, Ездра, изменил первоначальный порядок, дорабатывая канон в целом. Как бы там ни было, у нас есть все основания считать порядок псалмов столь же древним, как и сам канон. А коль так, значит, Духу Святому было угодно донести нам эту книгу в ее нынешнем виде. Эти оговорки мы делаем для того, чтобы привлечь внимание к тому факту, что восьмой псалом как бы подхватывает мысль седьмого, а девятый начинается явной ссылкой на восьмой:

Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний (ст. 2-3; ср. Песн. П. 1:4; Откр.19:7).

Кажется, что это „имя», столь возвеличенное в предыдущем псалме, все еще звучит в душе благословенного певца. В стихе и он возвращается к нему снова, прославляя упование тех, кто „знает» имя Господнее. Создается впечатление, что аромат этого имени все еще витает в воздухе».

Композиция

(То, что в русской Библии является девятым псалмом, в английской Библии разделено на два псалма — девятый и десятый. Таким образом, стихи 1-21 девятого псалма в русском переводе соответствуют девятому псалму в английском, и, соответственно, стихи 22-39 -десятому. Из-за этого в английском и русском переводах Библии псалмы, начиная с десятого, различаются номером на единицу. Сперджен комментирует стихи 22-39 девятого псалма как десятый псалом. Мы же, следуя русской Библии, при переводе называем эти стихи третьей частью девятого псалма. — Примеч. ред.)

Мелодия этого псалма постоянно меняется, и поэтому композицию определить чрезвычайно сложно. Но мы все же попытаемся это сделать. Стихи со 2-го по 7-й — радостная песнь благодарения, с 8-го по 12-й — провозглашение надежды на будущее. Первую часть псалма завершает молитва (ст. 14-15). Вторая часть этой триумфальной оды, хотя и более короткая, повторяет первую часть. Обратите внимание на древние суды Божьи (ст. 16-17), исповедание веры, надежду на будущее (ст. 18-19) и заключительную молитву (ст. 20-21).

Третью часть псалма (стихи 22-39) можно для удобства назвать «воплем угнетенного», поскольку ее главная тема — преследования и притеснения нечестивых. Стих 22 — это удивленный возглас, задающий тон всем последующим стихам, в которых содержится просьба к Богу вступиться за Свой несчастный, гонимый народ. Стихи с 23 по 32 ярко описывают характер угнетателя. В 33-м стихе вновь звучит вопрос 22-го стиха, но теперь он более четко сформулирован. Далее, в стихах с 34 по 36 говорится о том, что Бог видит все злые дела нечестивых. Наконец, стихи с 37 по 39 учат тому, что благодаря божественному всезнанию угнетенным непременно будет дан суд. Преследуемую Церковь Божью и каждого верующего, страдающего от руки высокомерного грешника, этот псалом учит, как нужно молиться и хвалить Бога.

Истолкование

2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. 3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим, 5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. 7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.

2. Псалмопевец начинает свой гимн с выражения святой решимости: «Буду славить Тебя, Господи». Часто нам нужна великая твердость, чтобы встретить врага и при этом благословить Господа, поклясться, что, даже если все будут молчать, мы будем благословлять Его святое имя. Здесь, однако, мы видим полное поражение врага, и песнь взмывает к высотам ликования. Славить Бога — наш долг, так давайте же исполнять его с радостью. Заметьте, что хвала Давида целиком отдана Господу. Хвалить надлежит только Его. Мы можем быть благодарны человеку, который помог нам, но у нашей благодарности должны быть большие крылья, чтобы она могла подняться выше и достичь небес.

«Всем сердцем моим». Хвалить Бога неискренним сердцем — все равно, что не хвалить вообще. «Возвещать». Как похвально, когда верующие с благодарностью Богу возвещают другим, что Бог сделал для них! Благочестивые должны часто рассказывать об этом друг другу, а если неверующие услышат о милости Господней, это не будет метанием бисера перед свиньями. «Все чудеса Твои». Благодарность за одно благодеяние воскрешает в памяти тысячу других. Одно серебряное звено тянет за собой целую цепочку сладостных воспоминаний. Этим мы будем заниматься в вечности, ибо возвестить обо всех чудесах Господних невозможно. Если мы помыслим о своей греховности и ничтожности, то поймем, что Господь всякий раз совершает чудо, когда хранит нас, прощает, обращает, избавляет, освящает. Даже на небесах милосердие Божье, несомненно, будет предметом и удивления, и восторга.

3. Прославлять Господа необходимо с радостью и торжеством. Птицы возносят Творца нотами невыразимого ликования, скот мычит и блеет свою хвалу, а рыбы выпрыгивают из воды и славят Господа своим восторгом. Если Молох прославляется криками боли, а Джаггернаут — предсмертными стонами и нечеловеческими воплями, то Бог, чье имя Любовь, прославляется святым весельем и радостью Своего народа. Ежедневное ликование — достойное украшение христианского характера и подходящее одеяние для певчих небесного хора. Бог любит с радостью дающего, и не важно, возлагает ли он на алтарь золото кошелька или золото уст.

«Петь имени Твоему, Всевышний». Песни — подходящее выражение сердечной благодарности. Чем больше мы будем славить Господа в песнях, тем лучше. Как хорошо подметил Б. П. Пауэр, «матросы всякий раз издают радостный клич, когда корабль снимается с якоря, пахарь насвистывает веселую мелодию, запрягая поутру лошадей, доярка напевает свою незатейливую песню, принимаясь за работу, а когда солдаты оставляют своих друзей и уходят в бой, они идут под звуки не похоронного, а победного марша. Для нас дух хвалы совершает все то же, что для них — песни и музыка. Если бы мы только решили хвалить Господа, то преодолели бы бесчисленные препятствия, которые не по плечу унылому духу. Мы делали бы работы вдвое больше той, что мы совершаем с унылым сердцем и утомленной душой. Как в стародавние времена дух Саула покорялся сладкозвучной арфе сына Иессеева, так и теперь дух отчаяния покинет нас, как только из наших уст польется песнь хвалы».

4. Присутствия Божьего более чем достаточно, чтобы разгромить наших злейших врагов. Господь поразит их полностью, они падут от Его руки, никто не спасется бегством. Мы должны, подобно Давиду, воздавать всю славу Тому, чье присутствие даровало нам победу. Если мы видим торжество нашего победоносного Вождя, то пусть триумф Искупителя будет триумфом искупленных сынов Божьих. Возрадуемся же вместе с Ним окончательной победе над врагами!

5. Христианин знает, что Бог «производит суд», защищает его права. Пока жив Бог, мои права у меня не отнимут. Если мы стоим за дело и славу Господа, то будем подвергаться поруганиям и встречаться с людским непониманием, однако нас утешит то, что Сидящий на престоле знает наши сердца и не отдаст нас на немилостивый суд невежд.

6. Прежде чем ниспослать кару, Господь всегда обличает человека, но если уж дело дошло до наказания, то Бог не прекратит Своих ударов до тех пор, пока не сотрет нечестивых в порошок. Память о них будет изглажена на веки вечные. Местоимение «Ты» употребляется в этих двух стихах несколько раз, и мы видим, что песнь благодарения возносится прямо к Господу, как благовоние жертвенника восходит к небу при полном безветрии. О душа, вознеси же всю свою музыку Тому, кто был и остается твоим спасением!

7. Псалмопевец торжествует над побежденным врагом. Он как бы склоняется над его поверженным телом и смеется над его былой гордыней. Он вырывает из уст хвастуна его песню и передразнивает его. Так же наш достославный Искупитель вопрошал смерть: «Где твое жало?» и могилу: «Где твоя победа?» Грабитель ограблен, пленитель пленен. Пусть дщерь Иерусалимская выйдет навстречу Царю и воспоет ему на кимвалах и арфе.

8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, 9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

10 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; 11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, 13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

Будущее не вызывает у нас сомнений, когда мы твердо знаем прошлое. Если неизменный Бог-Вседержитель восседает на престоле могущества, то мы можем безо всяких колебаний радоваться своей вечной безопасности.

8. Основание нашей радости — вечное бытие и абсолютное владычество Господа Бога. Нападки врагов прейдут, а Господь и престол Его пребудут вовек. Вечное владычество Бога — неисчерпаемый источник утешения. «Он приготовил для суда престол Свой» — что означают эти слова, если не скоро грядущий суд? В небесном суде истцы не ждут долго. В суде великого Царя заседание идет постоянно. К престолу Судьи могут подойти одновременно тысячи, и ни истцу, ни защитнику не придется сетовать на то, что Судья не готов выслушать их дело должным образом.

9. Какими бы ни были земные суды, небесный суд выносит приговор справедливо. У Святого Израилева нет лицеприятия, Он не судит пристрастно. Неотвратимость беспристрастного суда Божьего должна отрезвлять нас, когда мы впадаем в искушение, и утешать, когда мы оклеветаны или гонимы.

10. Бог, который взыщет с нечестивых в день суда, защитит и сохранит святых в день бедствия. Гонения могут быть разными, они могут исходить как от людей, так и от сатаны. Но кто бы нас ни гнал, Господь Бог будет нам прибежищем. В законе Моисеевом были предусмотрены так называемые «города-убежища»; так же и Господь будет для нас городом-убежищем в новом завете. Как корабли, застигнутые бурей, спешат к гавани, так и гонимые дети Божьи спешат оказаться под сенью крыл Господних. Он — наша неприступная крепость, и воинству ада не взять ее штурмом. С ее высоких стен вера с насмешкой взирает на врага.

11. Самое страшное невежество — это незнание Бога, а лучшее знание — это знание имени Господнего. Это чудесное знание взращивает в человеке чудесную добродетель веры. Непрестанно узнавайте характер и деяния Божьи! Неверие, эта ночная птица, не может жить при свете божественного знания; она улетает, как только встает солнце великого и всеблагого имени. Если прочитать этот стих буквально, то мы, несомненно, увидим всю славную полноту имен Божьих. Они перечислены в «Советах проповедникам», там им уделяется особое внимание. Под «знанием имени» также имеется в виду познание характера Бога на личном опыте. Каждое Его свойство является надежным якорем для души в день бедствия. Господь может скрыть от нас лицо Свое на время, однако Он никогда не оставит ищущих Его. Пусть же утомленный искатель Бога утешится этой истиной, а нашедший пусть возрадуется еще больше, ибо если Бог столь благ к ищущим, то какова же Его благодать к нашедшим?

О Бог, надежда сокрушенных!

Ты радость кротким подаешь.

Ты милосерд ко всем упавшим,

И благость на нашедших льешь!

А кто нашел? Сего не может

Ни слово, ни перо сказать:

Любовь Христа, что есть она,

Возлюбленный лишь может знать.

12. Сам исполненный благодарности, водимый Богом автор желает, чтобы и другие присоединились к его песни и славили Бога подобно тому, как он сам пообещал это делать во втором и третьем стихах. Дух небесной хвалы заразен, и имеющий его не успокоится, доколе не вовлечет всех вокруг в свое чудеснейшее занятие. Пение и проповедь, как способы прославления Бога, слиты здесь воедино, и примечательно, что все периоды евангельских пробуждений отмечены всплеском духовного пения. Псалмы и гимны Лютера пелись всеми без исключения, а мелодии пробуждения прошлого века, вождями которого были Уэсли и Уитфилд, написанные Чарльзом Уэсли, Ценником, Берриджем, Топлади, Хартом, Ньютоном и другими, были плодами восстановленной духовности. Хвалебные трели птиц всегда сопровождают приход благодатной весны божественного присутствия, которая наступает всякий раз, когда проповедуется истина. Пойте же, братья, и возвещайте истину, и да будет это знаком того, что Господь все еще обитает на Сионе. Когда мы взойдем на Сион, нам будет полезно помнить, что Господь пребывает среди народа Своего, почитающего Его больше всего на свете.

13. На суде над теми, кто проливал кровь святых, мученики будут отомщены в первую очередь. Бог взыщет за кровь избранных Своих. Он также выслушает и живущих святых, снимет с них все обвинения и сохранит от истребления, когда будет совершаться самое грозное дело Господнее. Ангел Божий наложит особое начертание на чело святых, прежде чем небесный каратель опустит свой меч на врагов Божьих. Но ни грохот шагов божественной справедливости, ни крики осужденных не заглушат смиренной мольбы малейшего из святых.

14 Помилуй меня, Господи; воззри но страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,

15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

14. Память о прошлом и твердая надежда на будущее привели человека Божьего к престолу благодати: он молится о насущных нуждах. Давид делил все свое время между хвалой и молитвой. Можно ли проводить время с большей пользой? Его первая молитва подходит всем и годится на любые обстоятельства. Дух ее смирен и кроток. Она показывает, что Давид не только хорошо знает себя, но также понимает, к каким качествам Бога надо взывать, чтобы быть услышанным. «Помилуй меня, Господи». Как Лютер называл некоторые фрагменты Писания маленькой Библией, так и мы назовем данный фрагмент малым молитвословом, ибо в нем отражена самая суть молитвы. Он, подобно ангельскому мечу, обращен во все стороны. Лестница хоть и кажется короткой, но ведет на самые небеса.

Каким великим именем назван здесь Всевышний! «Ты, Который возносишь меня от врат смерти». Какое славное вознесение! Болезнь, грех, отчаяние, искушения повергли нас в прах, врата смерти были готовы поглотить нас, но под нами были вечные мышцы. Они вознесли нас к вратам небес. Весьма интересно об этом сказал Трэпп: «Как правило, Бог медлит для того, чтобы совершить невозможное, и спасти тех, кто уже был готов сойти в могилу».

15. Не следует забывать о том, почему Давид просил Бога о милости. Он делал это ради славы Божьей: «Чтобы я возвещал все хвалы Твои». Святые не эгоистичны и думают не только о себе, они желают получить алмаз милости Господней, чтобы и другие увидели его блеск и сияние и восхитились Тем, кто дает Своим возлюбленным столь драгоценные дары. Контраст между вратами смерти и вратами нового Иерусалима весьма разителен. Пусть же наша хвалебная песнь зазвучит самыми высокими и восторженными нотами, ибо мы знаем, откуда мы вышли и куда попали! Пусть наши молитвы о милости станут более ревностными и усердными ввиду той преизобильной благодати, которая приходит к нам со спасением! Когда Давид говорил, что будет возвещать всю хвалу Божью, он имел в виду, что в его спасении благодать прославится во всей своей глубине и широте. Как поется в гимне:

Как глубока и широка любовь Твоя!

О Иисус, Спаситель, чудо нам открылось —

Вся глубина любви вошла в меня,

Вся широта любви в меня вместилась.

На этом кончается первая часть этого поучительного псалма, и, сделав паузу, мы понимаем, что коснулись его дивного учения лишь поверхностно, оставив глубины нетронутыми. Стихи эти удивительно богаты, и по благословению Святого Духа читатель может перечитывать эти строки постоянно (автор делал это не раз) и каждый раз открывать для себя новые красоты.

16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.

17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.

Прежде чем обратиться к зловещей картине суда Божьего, который обрушится на нечестивых, следует обратить внимание на два непереведенных слова «хиггайон» и «селах», которые призывают нас поразмыслить о грядущем суде со всей серьезностью. Задумайтесь. Остановитесь. Размыслите и настройте свои инструменты на соответствующий лад. Порассуждайте о себе и благоговейно настройте свои сердца на торжественность, достойную этого священного предмета. Приступим к этому тексту со смиренным духом и прежде всего отметим, что Бог, по Своему характеру, требует справедливого возмездия за грех.

17. «Познан был Господь по суду, который Он совершил». Господь явил Свою святость и ненависть к греху. Властелин, закрывающий глаза на злодеяния, будет известен своему народу как злодей, а тот, кто строг и нелицеприятен в своем суде, являет тем самым свою сущность. Пока Бог остается Богом, Он не может просто миловать виновных. Единственный путь обретения прощения — это путь креста, на котором Бог явил себя одновременно праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Кроме того, следует отметить, что суд Его чрезвычайно мудр и совершенно справедлив. Господь сделал нечестивцев своими собственными палачами. «Нечестивый уловлен делами рук своих». Подобно хитроумным охотникам они приготовили ловушку для праведных, но попали в нее сами. Нога жертвы избежала капкана, а коварные планы нечестивых обратились против них же самих. Ловушка была изготовлена искусно и прекрасно сработала на тех, кто ее изобрел. Гонители и притеснители часто погибают от собственных злоумышлений. «Пьяницы гибнут от собственного пьянства, транжиры сами раздевают себя до нитки». Спорщикам дорого обходятся их споры, порочные погибают от страшных болезней, завистники изводят себя завистью, а кощунники проклинают собственную душу. Иначе говоря, в наказании человек может узнать свой грех. Он сеял семя греха, а теперь пожинает обильный урожай проклятия.

18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога. 19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.

18. Справедливость Божья, явившаяся в наказании нечестивцев и соблюдении праведных ко спасению, неизменна, а потому отмщение будущего века воистину грядет на голову отступников. Как зловеще звучит восемнадцатый стих! Главным образом, он предупреждает забывающих Бога. Нравственные люди, не любящие Бога всем сердцем, честные люди, забывающие молитву, великодушные люди, потерявшие веру, дружелюбные люди, не знающие Бога, — все они разделят участь нечестивцев в озере огненном, уготованном дьяволу и его ангелам. Их великое множество: забывающих Бога куда больше, чем явных грешников и беззаконников, и, согласно непреложному вердикту, прозвучавшему в еврейском тексте, все они будут ввергнуты в самую бездну ада. Забывчивость не кажется нам большим грехом, однако она низводит вечный гнев на того, кто живет и умирает без Бога.

19. Милость готова к действию еще больше, чем справедливость. Страждущие души боятся, что о них забыли. Что ж, даже если так, пусть радуются, что это «не навсегда». Сатана нашептывает трепещущим страдальцам, что надежда их погибла, однако Бог обещает, что «надежда бедных не до конца погибнет». «Народ Божий — народ смиренный, злостраждущий, опустошенный, нуждающийся, каждодневно приходящий к Богу, постоянно молящийся и живущий надеждой на исполнение обещания». Возможно, таким людям приходится ждать, однако ожидание их не будет напрасным.

20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. 21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

20. Молитва — это оружие верующего. Когда сражение становится для нас слишком тяжелым, мы призываем на помощь нашего великого Союзника, который, так сказать, скрывается в засаде и ждет, когда вера подаст сигнал: «Восстань, Господи». Даже если мы почти проиграли бой, победа все равно будет за нами, если только всемогущий Господь вступит в войну. Он не допустит, чтобы человек одержал победу над Богом, и Его скорый суд разрушит людские дерзкие замыслы. Нечестивые будут осуждены перед лицом Божьим, и Тот, кто ныне является воплощением нежности, сокрушит их безо всякой жалости, ибо и они не пролили слез покаяния в день благодати.

21. Казалось бы, человек не может быть настолько высокомерным, чтобы забыть о том, что он всего лишь человек, однако некоторых гордецов этому уроку может научить только божественный наставник. Ни царские венцы, ни ученые степени, ни доблесть и великие завоевания не делают из людей суперлюдей. Все богатство Креза, вся мудрость Солона, все могущество Александра и все красноречие Демосфена, сложенные вместе, не сделают человека богом. Давайте не будем об этом забывать, дабы Господь не навел на нас страха.

Прежде чем оставить этот псалом, ученикам Слова Божьего было бы весьма полезно снова внимательно прочитать этот триумфальный гимн Искупителя, смиренно приносящего Свои победы и славу к ногам небесного Отца. Будем же радоваться Его радости, и тогда радость наша будет совершенна.

22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

Глаза псалмопевца застилали слезы, и ему казалось, что Господь стоит и спокойно смотрит на его страдания, не проявляя ни капли сострадания. Более того, ему казалось, что Господь стоит вдали и уже не является «скорым помощником в бедах». Он стоит невозмутимо, как гора, на которую никому из людей не удастся взойти. Присутствие Божье — радость для святого народа, а любой намек на Его отсутствие вселяет в христиан сердечную скорбь. Давайте же помнить, что Господь всегда рядом. Плавильщик никогда не отходит от печи, когда плавит золото, и Сын Божий всегда ходит посреди пламени, пока Его святые дети подвергаются огненному испытанию. Впрочем, Тот, кто знает немощь человеческую, едва ли удивится тому, что в тяжком испытании нам очень сложно переносить кажущееся пренебрежение со стороны Господа, когда Он медлит с избавлением.

22. «Для чего… скрываешь Себя во время скорби?» В скорби страшней всего то, что Бог скрывает в такие моменты Свое лицо. Когда к нам разом приходят и скорбь, и богооставленность, мы оказываемся в тяжелом положении, столь же опасном, что и положение Павла, когда его корабль сел на мель (Деян.27:41). Это и не удивительно, ведь мы подобны севшему на мель судну, нос которого прочно увяз в песке, а корма разбита в щепки неистовым прибоем. Когда заходит «солнце наше», в сердце наступает тьма. Бог скрывает себя во время скорби потому, что нам необходимо не только проходить через испытание, но и скорбеть сердцем при этом (i Пет. 1:6). Но как же это возможно? Разве Господь не должен изливать на нас Свой свет, когда мы объяты скорбью? Не должен ли родитель утешать свое дитя в момент наказания? Если должен, то есть ли смысл в таком наказании? Улыбка и розга несовместимы. Бог поворачивается к нам спиной, чтобы мы ощутили на себе всю тяжесть удара, ибо только прочувствованное наказание может стать благословенной скорбью. Если бы Бог переносил нас на руках через все ручейки, то разве могли бы мы чему-то научиться в испытаниях?

23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.

24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.

25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;

27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; 28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба;

29 сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; 30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; 31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;

32 говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».

23. В двадцать третьем стихе звучит типичное обвинение против нечестивых: «По гордости своей нечестивый преследует бедного». Обвинение это состоит из двух частей: нечестивые обвиняются в гордыне и тирании, причем первое зло есть причина второго. Вторая часть стиха — прошение гонимого: «Да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют». Молитва резонна, оправдана и естественна. Пусть враги сами станут себе судьями — человек должен получить то, чего желал другим. Мы всего лишь взвешиваем вас вашими же весами и отмериваем вам вашей же мерой. О, как ужасен будет твой день, о Вавилон, преследующий праведность! Тебе дадут испить из того самого бокала, который ты до краев наполнил кровью святых. Никто не оспорит справедливость Божью, когда Он повесит каждого Амана на его же собственной виселице, когда Он бросит всех врагов Даниила в львиный ров.

24. Теперь, после того как было выдвинуто обвинение и предъявлено прошение, настало время для сбора свидетельств. Свидетельств гордыни нечестивых много, они весьма убедительны, и присяжные не колеблются в отношении приговора. Однако давайте внимательно выслушаем эти свидетельства.

Во-первых, нечестивый хвалился своей похотью. «Ибо нечестивый хвалится похотью души (в англ. — „желанием сердца». — Примеч. ред.) своей». Такая похвальба — большая глупость, ибо он хвалился всего лишь желанием; великое бесстыдство, ибо его желание — похоть; полнейшее нравственное падение, ибо он хвалился своим срамом. Спесивые грешники — худшие и достойные крайнего презрения люди, особенно когда их похотливые желания, которые настолько ужасны, что до их воплощения в жизнь дело так и не доходит, становятся темой для самовосхваления. Когда господин Правдоненавистник присоединяется к господину Безрассудство, они весьма успешно осуществляют свои дьявольские замыслы. Одного этого свидетельства довольно, чтобы объявить подсудимого виновным. Уведите его!

Нет, постойте. Еще один свидетель желает, чтобы его выслушали. Теперь бесстыдство гордеца становится еще более бесспорным, ибо он «ублажает себя» (в англ. — «благословляет любостяжателя, которого Бог ненавидит». — Примеч. ред.). Это сущее бесстыдство и неприкрытая гордыня. Нечестивец взял на себя дерзость противоречить Судье всей земли, он благословляет тех, кого Судья проклял. Он уподобился грешникам времен Малахии, которые считали надменных счастливыми и одобряли делателей беззакония (Мал.3:15). Подлые притворщики бросили вызов Творцу, пытаясь вырвать у Господа из рук весы и жезл отмщения, осудить Его суд и стать богами над Богом.

Как же часто мы слышим из уст нечестивцев хвалу в адрес любостяжателей, тиранов и мошенников! Древняя поговорка гласит: «Мне ведом этот мир: в нем любим тот, кто знает, как нажиться на другом». Когда гордыня видит любостяжание, она хвалит его как мудрость, бережливость и благоразумие. Мы говорим об этом со скорбью: среди тех, кто открыто говорит о своей вере, существует немало притворщиков, которые льстят богачам, хотя и знают, что они приобрели свое состояние ценою угнетения бедняков. Единственные грешники, которых принимают и уважают в церквах, — это любостяжатели. Если человек блудник или пьяница, мы отлучаем его от церкви, но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы от церкви был отлучен идолопоклонник-любостяжатель? Убоимся же, как бы и нам не стать сопричастниками мерзкого греха гордыни. Упаси Бог нам благословлять любостяжателей, которых Господь ненавидит!

25. Суд выслушал похвальбу и мерзкие благословения нечестивца и принял их к сведению. Но и само выражение лица грешника подтверждало истинность выдвинутых против него обвинений, равно как и его пренебрежение молитвой. «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа». Гордые сердца порождают надменный вид, а колени нечестивцев непривычны к молитве. Как удивительно, что лицо человека всегда отражает состояние его сердца, подобно тому, как результат действия часового механизма отражается на циферблате! Надменное лицо несовместимо с сокрушенным сердцем. Видимо, афиняне поступали не очень мудро, выслушивая показания подсудимых в полной темноте из-за опасения, что их выражение их лица может повлиять на решение судей. Ведь порой по выражению лица человека можно понять больше, чем из его слов. Честность сияет на лице человека, а беззаконие отражается в его глазах.

Смотрите, к чему приводит гордыня: она удерживает человека от поисков Бога. Жестоковыйному очень трудно молиться, равно как и тому, кто не в силах согнуть колен. «Во всех помыслах его: „нет Бога!»» Помыслов у него было немало, однако о Боге он не помышлял совсем. В груде мякины не оказалось ни единого зернышка пшеницы. Только в одном месте Бога нет — в мыслях нечестивых. Это поистине страшное обвинение, ибо там, где нет Бога небес, пребывает безжалостный властелин ада. Если в наших мыслях нет Бога, то в конце концов они ввергнут нас в погибель.

26. «Во всякое время пути его гибельны». Пути нечестивого гибельны даже для него самого. Путь в ад тернист и ухабист. Бог расставил на пути греха препятствия, и какое же безумие пытаться перепрыгнуть через все эти барьеры, чтобы угодить прямо в колючки! Впрочем, пути нечестивого доставляют неприятности и другим, но какое ему до того дело? Подобно идолу, восседает он на своей колеснице, безразличный к крикам людей, оказавшимся под ее колесами.

«Суды Твои далеки для него». Он смотрит свысока, но не достаточно высоко. Он забыл как Бога, так и Его суды. Он не способен воспринять истины Божьи; скорее свинья будет рассматривать звезды в телескоп, чем нечестивый займется изучением Слова Божьего и уразумеет праведность Господа. «На всех врагов своих он смотрит с пренебрежением». Нечестивый бросает вызов окружающим и стремится к власти. А когда люди сопротивляются его наглости, он смеется над ними и грозит уничтожить их одним ударом. В большинстве языков есть слово, по своему звучанию похожее на пренебрежительное фырканье. Поэтому данный стих можно перефразировать так: «Тьфу, тьфу! говорит он обо всех своих врагах». Но есть враг, которым пренебречь невозможно. Смерть задует пламя нечестивца, точно свечу, а хвалиться в могиле — напрасный труд.

27. В двадцать седьмом стихе содержится последнее свидетельство против подсудимого, обвиняемого в гордыне. Оно открывает тайные помыслы его сердца. «Говорит в сердце своем: „Не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»». О бесстыдство, вышедшее из берегов! Человек считает себя бессмертным и всемогущим, он уверен, что к нему никогда не придет зло. Он почитает себя достойнейшим из людей. Он сам по себе, он будет жить беззаботно. Он свил себе гнездо среди звезд и воображает, что никакая рука не сбросит его с высоты. Но не будем забывать, что дом этого человека построен на песке, на основании таком же прочном, как волны морские. Чем больше человек уверен в себе, тем большие ему грозят опасности. Гордыня — хлипкое основание, самоуверенность — жалкий оплот. Погибель ждет нечестивых, потому что, добившись успеха, они оплывают жиром и раздуваются от самодовольства, воображая, что их лето не кончится никогда, а цветение будет продолжаться вечно. О человек, умерь свою гордыню, ибо ты смертен и удел твой — тление.

Настало время доказать второе преступление нечестивого. Гордость и высокомерие сами по себе показывают, что человек мстителен и жесток. Аман в гордости своей замыслил истребить всех евреев. Навуходоносор воздвиг идола и, раздуваясь от гордости, повелел кланяться бездыханному истукану. В жестокости своей он усилил пламя печи в семь раз для тех, кто отказался выполнять его царскую волю. Каждая мысль, порожденная гордыней, влечет за собой жестокость. Кто возвышает себя, тот, по меньшей мере, будет презирать других, а вскоре станет тираном.

28. Но давайте выслушаем показания свидетелей. Пусть нечестивый скажет сам за себя, пусть его осудят собственные уста. «Уста его полны проклятия, коварства и лжи». В устах его не просто зло — они полны всяческой мерзости. В недрах его темных уст притаился трехголовый змей и готов выпустить свой яд. Он изрыгает проклятья как на человека, так и на Бога, коварством своим ловит беззащитных и беспрестанной ложью обирает ближнего. Берегитесь такого человека, не имейте с ним никаких дел: только безмозглые гуси слушают проповедь лисицы и только безумцы селятся в обществе мошенников.

Заглянем не только в уста нечестивца, но и под его язык. «Под языком его — мучение и пагуба». В недрах его уст лежат еще не родившиеся слова, которые обернутся для него мучением и беззаконием.

29. Несмотря на все свое бахвальство, гнусный злодей столь же труслив, сколь и жесток. «Сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным». Он действует как разбойник с большой дороги, который внезапно набрасывается на ничего не подозревающего путника, когда тот оказывается вдали от людских глаз. Нечестивцы всегда подстерегают святых. Мы живем в мире разбойников и воров, так давайте же вооружимся до зубов, ибо враг скрывается за каждым кустом. Повсюду на нас расставлены ловушки, и враги жаждут нашей крови! Враги встретятся нам не только за морями: они сидят за нашим столом. Нам лишь тогда не угрожает опасность, когда Господь рядом.

30. Картина становится еще мрачнее: мы видим льва, стерегущего свою добычу, охотника и хитроумного бандита. Воистину есть люди, которые в точности подходят под это описание. Они выслеживают, лгут, клевещут, перешептываются, ложно клянутся, порочат доброе имя праведного и убивают невинных. Посредством судебных тяжб, закладных, долговых обязательств, исков и тому подобного они затягивают петлю вокруг шеи бедного. Берегитесь же, братья, ибо помимо вышеперечисленного, вас поджидают и другие ловушки. Кворлз красноречиво описал грозящие нам опасности незабываемыми словами:

Руки гонителя ставят сети повсюду:

И в окруженьи, и в пожеланьях,

В чести, в бесчестии,

В богатстве и бедности,

В спальне, за трапезой,

В мыслях, в словах.

Ловушки ждут нас в тиши, в суматохе,

В застолье, в молитвах,

В решимости и сомнениях,

В сердце и вне сердца,

Над головой и под головой,

В болезни и в смерти.

О Господи, сохрани рабов Своих и защити от всех врагов!

31. «Сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его». Внешнее смирение часто является спутником затаенной злобы. Лев приседает, чтобы прыгнуть на жертву с большей силой и обрушить на нее всю мощь своих лап. Когда древний сакс видел старого волка, знавшего на вкус человеческую кровь, он кричал: «Берегитесь, волк!» Мы же можем кричать: «Берегитесь, лисица!» Тот, кто пресмыкается у наших ног, жаждет нашей погибели. Остерегайтесь подхалимов, ибо ласкательство и лесть — безжалостные враги.

32. Перед судом предстает новый свидетель и говорит о том, что он услышал через замочную скважину сердца. Говори же, друг, мы желаем слышать твое слово. «Говорит в сердце своем: „Забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»». Жестоковыйный человек утешал себя тем, что Бог слеп или, по крайней мере, забывчив. Какой несусветный вздор! Гонители святых ставят под сомнение всеведение Божье. Если бы мы постоянно ощущали присутствие Бога, то не смогли бы причинить вред Его детям. В самом деле, едва ли существует лучший способ избавиться от греха, чем постоянно держать в голове истину: «Ты, Боже, видишь меня».

Так проходит заседание небесного суда. Но вот слушание дела подошло к концу, и истец, конечно же, обращается к суду с ходатайством о вынесении обвинительного приговора, которое изложено в следующем стихе.

33 Восстань, Господи, Боже, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных.

33. Каким смелым языком вера обращается к Богу, и какое неверие примешано к самому ревностному упованию! Звучит бесстрашный призыв к Богу об отмщении, и вместе с ним — трепещущая мольба о том, чтобы Он не забыл угнетенных. Как будто Господь мог о них забыть! Этот стих — неустанная молитва Церкви; она не оставит ее до тех пор, пока Господь не явится во славе, чтобы отомстить всем ее врагам.

34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?

35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

34. Описание нечестивых приводится в этих стихах в сжатом виде; автор прослеживает их порочный нрав до самых истоков, то есть до атеистических воззрений на мир. Мы видим, что в этих словах содержится еще одна настоятельная молитва к Господу, еще одно прошение о том, чтобы Он явил Свою силу и справедливость. Когда нечестивые ставят под сомнение праведность Божью, мы можем просить Его преподать им урок. В стихе 34-м обнаруживаются надежда нечестивого и помышления его сердца. Он ненавидит Господа, поскольку не верит, что за грех последует возмездие: «Говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?» Если бы даже ада не существовало, его следовало бы создать для тех, кто сомневается в его справедливости.

35. Данный стих отвечает на богомерзкие фантазии нечестивца: «Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою». Всевидящее око Божье видит всё; мышца Его не ослабела, чтобы сокрушать врагов. От божественного всеведения не укрыться никому, как, впрочем, и от божественной справедливости. Распутство и злодеяния ожидает суровое возмездие, а те, кто таит в сердце злобу, пожнут скорбь. Воистину, есть Бог, судящий на земле!

И это не единственный пример присутствия Божьего на земле, ибо, наказывая гонителя, Бог одновременно покровительствует угнетенному. «Тебе предает себя бедный». Бедный полностью предает себя в руки Божьи. Ожидая от Господа мудрого суда и предав свою волю Его верховному владычеству, он пребывает в уверенности, что Бог все обратит во благо. И Бог не разочаровывает его. Он хранит его во время скорби и радует Своей благостью. «Сироте Ты помощник». Бог — Отец всех сирот. Даже если человек лишился земного отца, небесный Отец улыбается сироте. Так или иначе сироты получают необходимое пропитание — да и как может быть по-другому, если они имеют такого Отца?

36. В этом стихе мы снова слышим основную тему молитвы псалмопевца: «Сокруши мышцу нечестивому и злому». Отними у грешника силу, останови тирана, задержи гонителя, сокруши чресла сильных, разбей грозных. Они отвергают Твою справедливость, так дай им почувствовать ее сполна. Они узнают справедливость Божью, ибо Господь будет преследовать грешника вечно. Пока в нем есть хоть капля греха, кара Господняя не отступит от него. Стоит заметить, что очень малое количество тиранов умерло своей смертью; проклятье преследовало их по пятам и ужасные страдания заставили их вкусить той самой божественной справедливости, которой они некогда бросили вызов. Бог попускает тиранам всходить подобно колючкам, чтобы с их помощью защитить Церковь от лицемеров и наставить на путь отпавших от веры. Так и Гидеон растерзал жителей Сокхофа терновником пустынным. Впрочем, Господь очень скоро вырвет всех Иродов с корнем, подобно сорнякам, и сожжет их огнем неугасимым. Когда Фалеса Милетского, одного из древнегреческих мудрецов, спросили, что является самой большой редкостью в мире, он ответил: «Тиран, доживший до старости». Посему Господь сокрушает не только мышцу, но и выю нечестивых! Тем, кто не проявлял ни милости, ни справедливости к святым, справедливость Божья будем отмерена с избытком. Милости же они не увидят вовек.

37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, 39 чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Завершается псалом хвалебной песней в адрес великого и предвечного Царя, поскольку Он услышал желание смиренных и угнетенных, защитил сироту и наказал язычников, притеснявших бедных и обездоленных детей Божьих. Давайте же хорошо усвоим этот урок: если мы принесем свои жалобы Царю царей, то получим ответ вскоре. У небесного престола наши права будут восстановлены, а зло — наказано. Царство Божье не пренебрегает интересами бедных и не попустит сильным угнетать слабых. О великий Боже, мы предаем себя в Твои руки. Церковь снова отдает себя Твоей милости. Восстань, о Боже, и сокруши нечестивцев земли могуществом десницы Твоей! Приди, Господь Иисус, и прославь народ Свой! Аминь, аминь.

Советы проповедникам

Стих 2

1. Одного только мы хвалим — «Тебя, Господи».

2. Множество тем для восхваления Бога: «Все чудеса Твои».

3. Неотъемлемое качество хвалы: «Всем сердцем моим».

Стих 2

«Возвещать». Ежедневное занятие и бесконечная радость.

Стих 2

«Все чудеса Твои». Чудеса Божьи включают в себя творение, провидение, искупление. Они являют нам характер Бога и заставляют всю вселенную дивиться делам Божьим. Очень благодатная тема.

Стих 3

Священная песнь. Ее связь со святой радостью.

Святое веселие — это наша обязанность, оно прекрасно, на чем оно основано.

Стих 5

1. Христиан непременно будут лишать прав.

2. Однако им гарантировано Божье покровительство.

Стих 7

1. Главный враг.

2. Причиненный им вред.

3. Способ победы над ним.

4. Последующий покой.

Стих 8 (первая часть)

Вечное бытие Бога — утешение для святых и ужас для нечестивых.

Стих 9

Справедливость Божьего закона, особенно в последний день суда.

Стих 10

Люди в нужде, крайне тяжелые обстоятельства и преизобильная благодать Божья.

Стих 11

1. Самое важное знание: «знающие имя».

2. Благословенный результат: «будут уповать на Тебя».

3. Веская причина: «потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» .

Знание, вера, опыт и их взаимосвязь.

Стих 11

Имена Бога внушают нам доверие. Иегова-Ире, Иегова-Шалом, Иегова-Нисси, Элохим, Шаддай, Адонай и т. п.

Стих 12

1. Что такое Сион?

2. Что делает его славный Житель?

3. Два занятия сынов Сиона: «петь хвалы», «возвещать между народами дела Его».

4. Как доводы, основанные на первых двух пунктах, могут вдохновить нас на исполнение своего двойного долга?

Стих 13

1. Страшное дело Бога.

2. Бог помнит о Своем народе: щадит, чтит, благословляет их и мстит за них.

Стих 14

«Помилуй меня, Господи». Объясните молитву мытаря, покажите ее ценность, призовите вознести ее и укажите на Божий ответ.

Стих 14

«Ты, Который возносишь меня от врат смерти». Великие страдания, удивительное избавление, славное превознесение.

Стих 15

«Буду радоваться о спасении Твоем». Главным образом потому, что оно — Твое, о Господи, и потому воздает Тебе славу. Безвозмездность, полнота, своевременность, реальность и вечный характер спасения. Кто может радоваться спасению? Почему они должны делать это постоянно?

Стих 16

Lex talionis (лат.) — закон возмездия. Яркие примеры.

Стих 17

Ужасная весть и разительный контраст со стихом 11.

Стих 18

Предостережение в адрес забывающих Бога.

Стих 19

Божье промедление.

1. Неверующие полагают, что бедные «забыты», их надежда «погибла».

2. Бог обещает: «Не до конца».

3. Дело веры — ожидание.

Стих 20

«Да не преобладает человек». Пылкая молитва. Приведите примеры такой молитвы из Библии. Почему она действенна? Когда ее следует возносить?

Стих 21

Полезный урок. Как Бог преподает его нечестивым?

Стих 22

Ответ на этот вопрос дает материал для проповеди о жизненном опыте. С моей точки зрения, на данный вопрос нельзя всегда отвечать одинаково. Отец может сокрыть лицо Свое по самым разным причинам: из-за грехов, ради испытания, ради укрепления веры, ради обнаружения греха, для наставления и т. д. и т. п.

Стих 23

Многочисленные религиозные преследования, вызванные гордыней.

Стих 24

Ненависть Бога к любостяжанию. Чем она оправдана?

Стих 25

Гордыня — препятствие на пути к обращению.

Стих 25 (вторая часть)

Осуждение помыслов, в которых нет Бога.

Стих 26

«Суды Твои далеки для него». Нравственная испорченность человека делает его неспособным понять характер и деяния Бога.

Стих 27

Тщетное упование грешников.

Стих 29

Опасности, подстерегающие благочестивого человека; ловушки на пути верующих.

Стих 30

Ярость, хитрость, сила и дела сатаны.

Стих 30 (вторая часть)

Сатана-охотник: его искусство, усердие, успех и т. п.

Стих 31

Разоблачение притворного смирения.

Стих 32

Божественное всеведение и безрассудная самонадеянность грешников.

Стих 33

«Восстань, Господи». Насущная, благоугодная и своевременная молитва.

Стих 34 (первая часть)

Удивительный факт и естественный вопрос.

Стих 34 (вторая часть)

Сомнения в неотвратимости будущего возмездия:

1. Они бывают у нечестивых.

2. Они сосредоточены в их сердце.

3. Их цель — успокоение совести и т. п.

4. Их проявление — осуждение Бога.

Кто не верит в ад, не верит и в рай.

Стихи 34 — 35

Владычество Божье на земле.

1. Кто подвергает его сомнению и почему?

2. Кто верит в него и к чему подвигает его такая вера?

Стих 35 (вторая часть)

Ходатайство за сирот.

Стих 37

Вечное Царство Господа.

Стих 38 (первая часть)

1. Описание характера христианина: «смиренный».

2. Характерная черта жизни христианина: «желание») он желает больше святости, общения с Богом, знания Бога, благодати, желает быть полезным и, наконец, обрести славу.

3. Великое благословение христианина: «Господи! Ты слышишь желания смиренных».

Стих 38

1. Природа благочестивых желаний.

2. Их происхождение.

3. Их плоды.

Такое деление естественным образом вытекает из трех предложений стиха; очень обширная и полезная тема.