10. Песнь непреклонности

Тема

Чарльз Симеон прекрасно выразил суть данного псалма: «Псалмы — это сокровищница опытного знания. В течение жизни Давид испытал все, что может выпасть на долю как бедного, так и богатого верующего. В своих небесных сочинениях он изобразил все, что происходит в сердце человека, когда он оказывается в подобных ситуациях. Кроме того, он открыл чувства и поступки других людей, которые разделяли его горести и радости, и дал нам полную картину того, что происходит в человеческих сердцах. Давид написал этот псалом, когда его гнал царь Саул — искал его смерти и преследовал как „куропатку по горам». Его малодушные друзья беспокоились о его безопасности и советовали убежать на далекую гору, чтобы укрыться от гнева царского. Давид же, будучи тверд в вере, отверг всякое малодушие и человеческую мудрость и положил в сердце своем уповать на Бога».

Для простоты запоминания этого короткого, но дорогого сердцу псалма, мы озаглавим его «песнью непреклонности».

Композиция

С первого по третий стих Давид описывает свое искушение, а с четвертого по седьмой объясняет, почему он не лишился мужества.

Истолкование

1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?

1-2. Из этих стихов видно, что Давид боролся с искушением усомниться в Боге, и хотя конкретная ситуация, в которой он оказался, подробно не описана, очевидно, что она доставляла ему немало страданий. Возможно, когда он был еще при дворе Саула, ему посоветовали бежать в тот самый момент, когда его побег был бы истолкован как измена или доказательство трусости. Его тревожило то же самое, что тревожило Неемию, когда его враги, жаждавшие поймать его в ловушку, притворились друзьями и посоветовали ему спасаться бегством. Если бы он сбежал, у них появилось бы основание для обвинений. Неемия же смело ответил: «Может ли бежать такой человек, как я?» Давид, ведомый тем же Духом, отказался от бегства, воскликнув: «На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: „улетай на гору вашу, как птица»?» Когда сатана не может одолеть нас при помощи самонадеянности, он хитроумно пытается погубить нас при помощи сомнений. Через наших друзей он пытается внушить нам, что доверять Богу не имеет смысла, подтверждает это логическими доводами, и если мы не заявим о своей вере со всей твердостью, он превратит нас в пугливую птицу, улетающую на далекую гору при первой опасности.

Как убедительно звучат эти слова! Лук натянут, стрела вложена в тетиву: «Улетай, улетай, о беззащитная птица, ибо, только если скроешься, ты обретешь безопасность. Спасайся, ибо враги метят прямо в твое сердце. Быстрее, быстрее, ибо смерть близка!» Этот призыв звучал для Давида очень убедительно, ибо он был обращен к его душе. Однако он не сдался. Ему проще было бросить вызов опасности, чем выказать недоверие к Господу Богу. С одной стороны, Давид находился в реальной опасности, его враги «натянули лук» и были готовы «во тьме стрелять» в него, а неправедный царь Саул «разрушил основания» закона и справедливости. С другой стороны, какое это имело значение для него, ведь единственным его упованием был Господь Бог? Он мог бросить вызов опасностям, ускользнуть от врагов и противостать несправедливости, царящей вокруг.

3. На вопрос «что сделает праведник?» он отвечает: «А что он не может сделать?» Когда молитва привлекает Бога на нашу сторону, а вера гарантирует исполнение Его обещаний, тогда у нас нет причин спасаться бегством, даже несмотря на то, что нас окружают жестокие и могущественные враги. При помощи пращи и камня Давид поразил исполина, перед которым дрожали воинства израильские. Воистину, Господь, избавивший его от руки филистимлянина, мог избавить его и от царя Саула и его приспешников. На языке веры нет слова «невозможно»; воинствующая благодать знает, как сражаться и побеждать, но не знает, как отступать.

4 Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши; 7 ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника.

Давид указывает на неиссякаемый источник своей твердости и мужества: он находится на небесах, у великого престола Божьего. Бог христиан всегда рядом со Своими детьми. Он не только Бог горных цитаделей, но и Бог равнин и полей, на которых проходят ежедневные сражения.

4. «Господь во святом храме Своем». Как небеса простираются у нас над головой, в какой бы точке земли мы ни оказались, так и Господь всегда рядом с нами, в какую бы ситуацию мы ни попали. Это веская причина не принимать доводов сатаны, склоняющего нас к неверию. Великий Ходатай непрестанно молит за нас Бога в небесном храме, взывая к Своей драгоценной крови, пролитой за нас, а на престоле восседает Тот, кто всегда слышит прошения Своего Сына» Чего же нам бояться? Разве Господь не может разоблачить все человеческие замыслы? Без сомнения, сатана желает сеять нас как пшеницу, но если Иисус в святом храме молится за нас, может ли ослабеть вера наша? Что могут предпринять нечестивые, чего Господь Бог не увидел бы? А коль скоро Он пребывает в святом храме, радуясь жертве Своего Сына, разве не сокрушит он всякую человеческую мудрость и не подаст нам благовременное избавление?

«Господь — престол Его на небесах». Владычеству Его нет предела. Все, совершаемое на небесах, на земле или в аду, происходит по Его определению и с Его ведома. Он — великий Царь над всей землей. Куда же нам бежать? Разве мало доверять Царю царей? Разве не может Он избавить нас, разве нам обязательно трусливо убегать? Воистину, благословен Господь Бог наш, и мы можем приветствовать Его как Иегову-Нисси. В Его святое имя возносим мы свои знамена и вместо того, чтобы бежать, снова поднимаем боевой клич!

«Очи Его зрят». Извечный Блюститель никогда не дремлет, очи Его не знают сна. «Вежды Его испытывают сынов человеческих». Господь внимательно рассматривает их дела, слова и помыслы. Как человек, внимательно изучающий мелкий предмет, прищуривается, чтобы не видеть других объектов, так и Господь внимательно следит за людьми. Бог видит каждого человека так, как если бы кроме него во всей вселенной не было ни одного живого существа. Он видит нас всегда и никогда не выпускает из поля зрения. Он видит нас всецело, с первого взгляда проникая в самые недра нашей души. Разве это не достаточное основание для уверенности, не достаточный отпор соблазну отчаяния? Беды мои не сокрыты от Его глаз, Он знает мои тяжелые обстоятельства, и я могу быть уверен, что Он не позволит мне погибнуть, пока я возлагаю надежду только на Него. Зачем же мне брать крылья пугливой птицы и улетать от опасностей?

5. «Господь испытывает праведного». Господь не питает к нему ненависти, а только испытывает его. Праведные дороги Ему, и потому Он очищает их огнем испытаний. Никто из детей Божьих не избежит испытаний. Более того, пока мы в здравом уме, мы и сами не захотим избежать их, ведь они приносят с собой множество благословений.

Какая радость в мире дольнем

Свой крест с терпением нести.

И знать могущество Господне,

Что все потери освятит.

Ведь в скорби слаще обещанье,

Молитву скорбь животворит,

К ногам Христа влечет страданье,

И Бог навек меня смирит.

А если б скорби я не видел,

И если б жезл Отец сдержал,

Вовек бы не был я уверен,

Что от Него не отступал.

Ведь не законные лишь дети

Избавлены от скорби тут.

Но все, рожденные от Бога,

В скорбях благословенье ждут.

(Уильям Каупер)

Разве этот довод не убеждает нас идти навстречу испытаниям? Избегая испытаний, мы избегаем благословения.

«Любящего насилие ненавидит душа Его». Зачем же нам бежать от злодеев? Если Бог ненавидит нечестивых, то мне нечего их бояться. Аман был весьма велик при царском дворе, пока не впал в немилость, но как только царь возненавидел его, с какой смелостью самые ничтожные слуги предложили вздернуть этого некогда страшного человека на его же собственной виселице? Посмотрите на черную метку на челах гонителей, и вам не захочется бежать от них. Если Бог вступил в тяжбу, было бы глупо сомневаться в результатах схватки или уклоняться от нее. Содом и Гоморра были уничтожены огненным градом и серным дождем — так будет и с нечестивыми. Пусть они подобно Гогу и Магогу стянут силы на брань, Господь прольет на них «всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» (Иез.38:22).

6. Некоторые экзегеты полагают, что еврейский термин «палящий ветер» указывает на знойный, удушающий ветер в аравийских пустынях, который называется «самум». Лоут называет его «палящей бурей», а другой выдающийся комментатор — «ветром гнева». Так или иначе, этот образ исполнен ужаса. Поистине великой будет буря, которая сокрушит богоненавистников! И что за дождь будет изливаться на беззащитные головы нераскаявшихся грешников в вечном аду! Покайтесь же, бунтовщики, или вас поглотит этот огненный поток. Наследием вашим будут ужасы ада, уделом — «доля из чаши». Эту чашу вы выпьете до дна и будете пить вечно. Если капля ада ужасна, то какой же будет чаша адских мук? Помыслите об этом — чаша бесконечных мучений и ни капли милости. О народ Божий, как глупо бояться людей, которые скоро станут хворостом в печи ада! Помыслите об их конце, об их ужасном конце, и страх перед ними уступит место презрению и жалости к их незавидному положению.

7. Восхитительное противопоставление последнего стиха достойно нашего внимания, ибо являет еще одну причину того, почему нам надлежит быть твердыми и непоколебимыми, не поддаваться никакому страху и не прибегать к человеческим уловкам, чтобы избежать испытаний. «Ибо Господь праведен, любит правду». Господь не только стоит на страже правды, но и любит ее от всего сердца. Он отрекся бы от себя, если бы отказался защищать праведных. Справедливость — качество, присущее самой природе Бога. Посему не страшитесь испытаний, но будьте праведны и не смущайтесь ни от какого страха. Бог оправдывает нас, а коль так, то какое нам дело до человеческого осуждения?

«Лицо Его видит праведника». На лице нашем не должно быть смущения, ибо лицо Господнее осияло нас. Господь видит праведных, одобряет их и благоволит к ним. Он видит в них Свой образ, образ, созданный Им самим, и потому относится к ним с благодушием. Смеем ли мы прибегать ко греху, чтобы избежать испытаний? Давайте распрощаемся с окольными путями и хитроумными уловками, давайте идти прямой стезей, освещенной светом лица Господнего. Чувствуем ли мы соблазн спрятать свою свечу под сосуд, утаить свою веру от ближних? Нашептывает ли нам дьявол, как избежать креста и уклониться от поругания Христова? Давайте не будем внимать голосу обольстителя, а будем просить об умножении веры, дабы нам сразиться с начальствами и властями века сего и выйти вместе с Господом за стан, неся Его поругание. Маммона, плоть и дьявол — все нашептывают нам: «Улетай на гору вашу, как птица». Выйдем же им навстречу и бросим вызов! «Противостаньте диаволу, и убежит от вас». Отступать некуда да и незачем. Вперед! Да теснят врага наши отряды! Все в атаку! Все силы, все побуждения души — вперед! Во имя Божье, вперед! «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковлев».

Советы проповедникам

Стих 1

Храброе заявление веры и смелый отказ.

Стих 1

Учит нас доверять Богу вопреки всем опасностям. Враг предпримет множество попыток лишить нас этого упования, но мы должны прилепиться к нему, как к якорю для души, безопасному и крепкому.

Стих 1

Вера дает ответ и малодушному совету и жестокой насмешке. Урок: не искать другого ответа.

Стих 2

Коварство наших духовных врагов.

Стих 3

Тема для беседы из двух частей:

1. Что мы могли бы сделать, если бы были упразднены клятва и обещания Божьи? Ответ очевиден.

2. Что мы могли бы сделать, если бы разрушилось все на земле, включая государство? Мы могли бы принять страдания с благодушием, радостно надеяться на избавление, ожидать в терпении, молиться с усердием, веровать с упованием и неуклонно идти к победе.

Стих 3

Почему необходимо придерживаться фундаментальных истин и проповедовать их.

Стих 4

Престол Божий: его величие, тайна, верховная власть, вечность, незримость и т. п.

Стихи 4 — 5

В этих стихах обратите внимание на то, что испытаниям подвергаются не только сыны человеческие, но и праведники. Покажите различие между этими двумя видами испытаний: их цель, плоды и т. д.

Стих 5

«Господь испытывает праведного».

1. Кого Бог испытывает?

2. Что подвергается испытанию? Вера, любовь и т. д.

3. Как Бог испытывает?

4. Как долго длится испытание?

5. Для чего оно необходимо?

Стих 5

«Ненавидит душа Его». Глубокая ненависть Бога к греху. Докажите это на примере суда Божьего в этой жизни, предостережений закона, страданий божественного Поручителя и ужасов ада.

Стих 5

Очищение золота и отделение примесей.

Стих 6

«Дождем прольет». Благодатный и карающий дождь.

Стих 6

Удел нераскаявшихся.

Стих 7

Праведность — черта Божьего характера. Он любит ее и благословляет тех, кто ей обладает.